В период 1980-х до 1990 года в Советском Союзе
растет материально-техническая база лечебно-оздоровительного
туризма. Появляются новые гостиничные комплексы, получают
распространение новые виды обслуживание - семейный отдых и
курсовочное лечение (при котором отдыхающие проживали в частном
секторе, а лечение получали в санатории). Было развито экскурсионное
обслуживание (по стране было свыше 900 экскурсионных бюро)Основные
черты данного периода: развитие туризма в условиях жесткого
нормирования и планирования, расширение географии туризма (Сибирь,
Дальний Восток), концентрация рекреационного обслуживания в
благоприятных территориально-климатических зонах, распространение
новых форм обслуживание (семейный отдых, курсовочное лечение),
формирование самой крупной и самой дешевой в мире базы социального и
самодеятельного туризма, создание научной основы изучения туризма.
Развал СССР и переход к рыночной экономике больно ударил по
санаторно-курортному делу в России: сократилось рекреационное
пространство: Россия потеряла основные курортные зоны на Балтике, в
Карпатах, в Крыму, на Черноморском побережье, большую часть
Азовского побережья и Закавказья, санаторно-курортная сеть которых
создавалась общими усилиями республик СССР; резко уменьшилась
материальная база, так как большинство курортов оказались за
пределами России; существенный ущерб был нанесен научному
обеспечению курортного дела в России: системе разведки и охраны
природных лечебных ресурсов, объединению «Лечминресурсы»,
институтам курортологии и курортного проектирования; тяжелая
экономическая ситуация переходного периода подорвала и собственные
российские курорты -- ухудшилось качество обслуживания, снизился
уровень питания, возросли цены на путевки.
Обнищавшее население не имело возможности оплачивать отдых.
Санаторно-курортная сеть стала разваливаться. Здравницы стояли
полупустыми. Лечиться в них могли только богатые люди, которые
предпочитали отдых за границей или в немногочисленных элитарных
санаториях бывшего Главного 4-го управления Минздрава, обладавших
высокой комфортностью и большим разнообразием лечебных услуг.
Уровень этих учреждений во многом превышал уровень известных мировых
лечебных курортов. Удержаться на плаву им помогала не только
клиентура из «новых русских», но и отчисления от соцстраха.
Спартакиада — массовые спортивные соревнования в СССР и других
социалистических странах.
Первоначально спартакиадами (по имени предводителя восстания римских
рабов Спартака) назывались спортивные соревнования, проводимые
немецкими спортивными клубами прокоммунистического направления. В
20-е годы спартакиады распространились в СССР, где они должны были
послужить заменой олимпийскому движению, в котором СССР не
участвовал — вначале из-за бойкота МОК, позже по своей инициативе
из-за идеологических разногласий (подробнее см. Бойкот Олимпийских
игр). Проводились спартакиады вооруженных сил СССР, народов СССР,
профсоюзов СССР, ДОСААФ.
Спартакиады также проводились в других социалистических странах,
таких как ГДР и ЧССР.
С 1956 года по 1991 г. проводились спартакиады
народов СССР. Летние спартакиады народов СССР, как правило,
организовывались в предолимпийский год, а зимние — за два года
до Олимпийских игр.
Автомобили ГАЗ-13 "Чайка" |
||
ГАЗ-13 "Чайка", представительский седан; 1959 г. | ||
Постномерная модель
произв. "АГАТ". Цвет - черный. Саратовская, классическая,
увесистая модель "Чайки". Десятирублевая мечта любого ребенка в
80е годы. Отличие от номерной в детализации колес и в цвете салона
(номерные модели комплектовались салоном белого цвета). Снова
металлическое днище, как и до 1988 года. Пропорции модели хороши, но
зазоры в открывающихся дверях , условная детализация передка, отсутствие
хромированных окантовок окон немного портят впечатление. Тем не менее,
для меня это самый любимый вариант модели ГАЗ-13. Модель приобретена в
2009 году.
Серийный автомобиль ГАЗ-13 "Чайка" (1959-1981).
«Чайка» была нестандартной как по дизайну, так и по обилию технических
новшеств. Большинство конструктивных решений этой машины были новинками
в отечественном автомобилестроении. Двигатель автомобиля объемом 5,5
литра и мощностью 195 л.с. был верхнеклапанный двухрядный и имел
V-образное расположение цилиндров. Даже полностью нагруженная машина
легко разгонялась до 160 км/ч и расходовала на сто километров пути всего
21 литр горючего. Рабочую смесь готовил четырехкамерный
карбюратор.Силовой агрегат ГАЗ-13 продемонстрировал немалые возможности
отечественного моторостроения — в несколько изменённом виде эти моторы
устанавливались впоследствии на бронетранспортеры.
Большинство 13-х «Чаек» имело закрытые четырёхдверные кузова с тремя
рядами сидений без внутренней перегородки. Однако, по спецзаказам, в
основном Министерства обороны, на автомобиль могла быть установлена
внутренняя перегородка между водительским и пассажирским отделениями. |
||
ГАЗ-13 "Чайка", представительский седан; 1959 г. |
||
|
||
Модель №13 из
рос. журнальной серии DeAgostini
"Автолегенды CCCР". Цвет - черный.
Как и в случае с моделью от "Welly",
ГАЗ-13 от DeAgostini
имеет ошибочную геометрию
второго бокового окна. Окантовки стекол сделаны чуть аккуратнее, но
также не внушают уважения из-за отсутствия хрома. Та же картина с
молдингами и накладками по бокам модели. Модель сделана гибридным способом: к металлическому каркасу приклеена пластиковая крыша
с частью корпуса ниже центральных молдингов и накладок. Хотя под слоем эмали полупластиковость
модели абсолютно не заметна. На «Чайках» ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 обслуживало московский дипкорпус: на них катали послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии. Одна «Чайка» даже эксплуатировалась в посольстве США. Случай, когда новый автомобиль попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам. Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавались в «Интурист», дворцы бракосочетаний и ЗАГСы. В 1963 году горьковскими дизайнерами была предпринята попытка модернизировать внешность автомобиля. «Чайка» получила сдвоенные передние фары, полосную облицовку радиатора и измененную форму бамперов. Однако дальше опытного образца работа не пошла — до самого своего конца стилистическое решение ГАЗ-13 оставалось без изменений. Автомобиль выпускался 22 года. Несмотря на то, что в 1977 году ГАЗ начал производство «Чайки» второго поколения ГАЗ-14, производство ГАЗ-13 продолжалось до 1981 года.
В народе бытует байка, что якобы В.В. Терешкова - генерал-майор,
первая в истории женщина-космонавт, получила в подарок от партии и
правительства СССР ГАЗ-13 белого цвета. На самом деле с Чайкой Валентину
Владимировну связывает только ее позывной во время ее полета на орбиту
Земли. Именно так он и звучал - "Чайка". сравнение моделей "Чаек" от "Welly", "Агат" и "DeAgostini" :
виды со стороны капота
семейное фото на память: |
||
ГАЗ-13 "Чайка" Э-2, представительский седан; 1958 г. | ||
|
||
|
||
Модель №203 из
рос. журнальной серии DeAgostini
"Автолегенды CCCР". Цвет - белый/морская
волна. Прибыла в коллекцию 30.12.2016.
В канун наступающего, 2017 года, мое собрание пополнилось очередным
экземпляром масштабной копии ГАЗ-13 - легендарной "Чайки"! На сей раз
модель была заявлена в экспериментальной модификации "Э-2". К сожалению,
производителю не удалось в полной мере воспроизвести прототип.
Отсутствует хромированный маскот "птицы" на капоте, нет вайтволлов на
колесных дисках. Однако масштабную "Чайку" снабдили золоченой решеткой
радиатора как у оригинала и прокрасили в цвет напоминающий цвет
прототипа - пастельно-бирюзовый. В остальном, модель полностью повторяет
экземпляр выходивший под №13 в этой же журнальной серии. Официально многосерийное производство Чайки началось с конца 1959 года, но в начале 1958 года все же был представлен первый экземпляр «Э-2», который разрабатывали в экспериментальном режиме специально для международной выставки «ЭКСПО-58», которая проходила в Германии. Этот образец отличался пастельно-бирюзовым цветом, эмблемой в виде чайки на капоте и дизайном, практически аналогичному «Паккарду» (именно последний фактор принудил конструкторов заметно модернизировать кузов в дальнейшем). В январе 1958 года экспериментальный образец с номером «Э-2» был отправлен на выставку Expo '58 в Брюсселе, Бельгия, где экспонировался с апреля по октябрь того же года и был удостоен Диплома Гран-При (вместе с ГАЗ-21 и ГАЗ-52). год вып. - 2016 тираж - 40 000 экз. |
||
ГАЗ-13Б "Чайка", кабриолет; 1961 г. |
||
в поиске... |
||
|
||
Также см. по ссылке тему: РАФ-ГАЗ-13С "Чайка" |
||
последнее обновление страницы - 31.12.2016 | ||