*index 43* Горьковский автомобильный завод.


Орден Ленина — высшая награда Союза Советских Социалистических Республик!  Был учреждён постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 года.

История ордена берёт своё начало 8 июля 1926 года, когда начальником Главного управления РККА В. Н. Левичевым было предложено выдавать новую награду — «орден Ильича» — лицам, уже имевшим четыре ордена Красного Знамени. Данная награда должна была стать высшим боевым знаком отличия. Однако, поскольку Гражданская война в России уже закончилась, проект нового ордена принят не был. В то же время, Совет Народных Комиссаров СССР признавал потребность в создании высшей награды Советского Союза, вручаемой не только за военные заслуги.
В начале 1930 года работы над проектом нового ордена, получившего название «орден Ленина», были возобновлены. Художники фабрики «Гознак» в Москве получили задание создать рисунок ордена, основным изображением на знаке которого должен был стать портретВладимира Ильича Ленина. Из множества эскизов выбрали работу художника И. И. Дубасова, который взял за основу портрета фотографию Ленина, сделанную на II Конгрессе Коминтерна в Москве фотографом Виктором Буллой в июле-августе 1920 года. На ней Владимир Ильич запечатлен в профиль слева от зрителя.
Весной 1930 года эскиз ордена был передан скульпторам Ивану Шадру и Петру Таёжному для создания макета. В этом же году первые знаки ордена Ленина были изготовлены на фабрике «Гознак». Штамп для пробного образца знака «ордена Ленина» гравировал Алексей Пугачёв.
Орден был учреждён постановлением Президиума ЦИК СССР 6 апреля, а его статут — 5 мая 1930 года. В статут ордена и его описание вносились изменения Постановлением ЦИК СССР от 27 сентября 1934 года, Указами Президиума Верховного Совета от 19 июня 1943 года и от 16 декабря 1947 года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 марта 1980 года статут ордена утверждён в окончательной редакции.

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Горьковский Автомобильный Завод

                                                       
                                                    


 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23

Автомобили семейства М20, "Победа" ...

ГАЗ-М20 "Победа" 1ой серии; 1946 г.

в поиске...

 

 
                             
 

  

«Побе́да» — советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946—1958 годах. Заводской индекс модели — ГАЗ-М-20.
Первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупносерийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа — без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар.
Всего было выпущено 235 999 машин, включая 14 222 кабриолетов и 37 492 такси
Правительственное задание на проектирование нового легкового автомобиля Горьковский автозавод получил в феврале 1943 года.


1945 г., А.А. Липгарт и инженер-кузовщик Кириллов в компании с  пластилиновым макетом  "Победы"

Первые поисковые эскизы выполнил художник В. Бродский в 1943 году, на них машина уже имеет такие же понтонную боковину и кузов «фастбэк» с покатой задней стенкой, как и будущая серийная «Победа», но в остальном на неё не похожа и визуально более архаична, с выполненным в стиле конца тридцатых годов оформлением оконечностей кузова — в частности, с узкой решёткой радиатора полукруглого сечения; V-образное лобовое стекло дополнено небольшими стёклышками по бокам, как на ряде иностранных моделей; задние двери подвешены на задних петлях, и открываются по ходу движения.
Конечный же облик автомобиля был выработан в работах талантливого молодого художника-конструктора Вениамина Самойлова.

Изначально машина проектировалась под индексом ГАЗ-25 и девизом «Родина», — позднее они были заменены на привычные «двадцатку» и слово «Победа».

Когда создавался автомобиль «Победа», у отечественных автозаводов еще не было устоявшихся эмблем, поэтому буквально на каждую модель создавались свои оригинальные шильдики. На постаменте «Победы» возвышалась буква «М», в которой одновременно можно было разглядеть намек на зубец стены Нижегородского Кремля и парящую чайку — символ Волги. Сама же буква указывала на название «Молотовец» (с начала 30-х и до конца 50-х завод носил имя наркома В. М. Молотова). Официальное наименование машины записывалось как ГАЗ-М-20 — «Молотовец, двадцатая модель». Заливка эмблемы, естественно, была красной — цвета знамени СССР.

Присвоенное ей число «20» отражало принадлежность автомобиля к новой линии моделей Горьковского автозавода с двигателями уменьшенного, по сравнению с довоенными образцами, рабочего объёма — в дальнейшем её продолжили модели ГАЗ-21 и ГАЗ-24, в отличие от многолитражных легковых моделей, обозначения которых начинались с единицы — ГАЗ-11, ГАЗ-М-12 «ЗиМ», ГАЗ-13 и ГАЗ-14 «Чайка».
Изначально проектировались две версии, — шести- и четырёхцилиндровая, последняя — для такси, но впоследствии было принято решение оставить только четырёхцилиндровую версию как более экономичную — положение с горючим в послевоенной стране было тяжёлым. Отсюда — один из главных недостатков «Победы» — недостаточная мощность двигателя, такая же, как у четырёхцилиндрового ГАЗ-М-1, и значительно меньшая по сравнению с серийным ГАЗ-11-73 (модернизированная версия «Эмки» с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11, 76 — 85 л.с.), выпускавшимся незадолго до и некоторое время после войны. Тем не менее, при этом по сравнению с наиболее распространённым в те годы ГАЗ-М-1 было достигнуто существенное повышение топливной экономичности (что вполне естественно, так как рабочий объём двигателя снизился с 3,5 до 2,1 литра).
В качестве основных особенностей, заложенных на данном этапе в проект «Победы», можно отметить: «бескрылый» несущий кузов с покатой задней стенкой; современную, по тем временам, компоновку — уровни пола и крыши кузова были ощутимо понижены, а силовой агрегат — вынесен в пространство над передней осью; нижнеклапанный двигатель намного более совершенной, по сравнению с ГАЗ-М-1, конструкции, и с почти вдвое большей мощностной отдачей с одного литра рабочего объёма; независимую пружинную переднюю подвеску; гидравлический привод тормозов; V-образное лобовое стекло и гнутое заднее; значительно улучшенные отделку и оборудование салона.

Опытные образцы «Победы» были построены в 1944 — 45 годах под обозначением ГАЗ-25. Они имели ряд существенных отличий от последовавших за ними серийных автомобилей: у них была «трёхэтажная» решетка радиатора с двумя молдингами первого «этажа», заходящими под подфарники, которые сами имели более сложную форму; передние крылья были составлены из двух частей — самого крыла и проставки между ним и передней дверью; колёса использовались от ГАЗ-М-1.
На деревянном полноразмерном макете задние двери были навешены на задние петли и открывались вперёд, как на более позднем ГАЗ-12 «ЗиМ». На построенных позднее прототипах двери навесили на передние петли, а их задние кромки стали закрывать передние части задних колёсных арок. От хромированного молдинга на боковине, который был на некоторых демонстрационных макетах, также отказались.
В 1945 году после длительного испытательного пробега совместно с отечественными и зарубежными аналогами (преимущественно, теми же «Опелями» — см. илл. справа) прототипы «Победы» были продемонстрированы в Москве высшему партийному руководству.
Для серийного производства был выбран более дешёвый и экономичный четырёхцилиндровый вариант, а обозначение модели окончательно закрепилось как — «Победа» М-20. Следует отметить, что позднее шестицилиндровый автомобиль на базе М-20 всё же пошёл в малую серию под обозначением М-20Г/ М-26, но его двигатель был иным — 90-сильный от ГАЗ-12 «ЗиМ», увеличенного по сравнению с прототипами «Победы» рабочего объёма — 3,5 литра.

Малосерийные и опытные модификации

• ГАЗ-М-20Д (1956—1958) с форсированным (57-62 л.с.) за счёт повышения степени сжатия двигателем, вариант для МГБ;
• ГАЗ-М-20Г или ГАЗ-М-26 (1956—1958) — быстроходная версия для МГБ / КГБ с 90-сильным 6-цилиндровым двигателем от ЗиМ-а (судя по всему, как М-20Г обозначался именно двигатель, а автомобиль — М-26);
• Фургон — проект, кузов после средней стойки был из бакелитизированной фанеры с деревянным каркасом;
• Пикап — строились на ремзаводах из седанов;
• Седан «Победа-НАМИ» — 2 опытных экземпляра (1948);
• Стрэтч-лимузин — опытный, прототип «ЗиМ»-а;
• Четырёхдверный парадный кабриолет — малосерийного производства ГАЗ ПАМС для военного министерства (парадные, заварена левая задняя дверь, X-образный усилитель на днище, рамки дверей отсутствовали);
• Спортивная модификация (она же — «Победа-Спорт», «ГАЗ-Торпедо») — спортивная заводская переделка с обтекателями, двудверным кузовом и форсированным двигателем;
 

ГАЗ-М20 "Победа" 2ой серии; 1949 г.                                                              

 
                             
 
 
                             
 
 
                             
 

Модель из серии "Наш Автопром" от компании "Феран". Форма   IST-models. Цвет - темно-синий . Прибыла в коллекцию 29.07.2010. Очень красивый цвет (ГАЗ-М20 второй серии в синем цвете существовали. По крайней мере одна из "Побед" фигурирует в худ. фильме "Дело №306".). Салон светлый.  В остальном все как на автолегендовском варианте (не считая решетки-"тельняшки"  второй серии). Немного огорчило отсутствие характерной перегородки на переднем бампере модели. Тем не менее, спасибо компании "Феран" за долгожданный вариант "Победы".
    

8 июня 1946года  4-цилиндровая "Победа" начала сходить с конвейера. В 1948 производство было приостановлено на два месяца для устранения выявленных в процессе эксплуатации первых автомобилей конструктивных недостатков. Автомобили первых серий (до начала 1947 года - по сути, установочные партии) отличались от последующих облицовкой радиатора - нижние молдинги облицовки заходили под подфарники (как на опытных образцах).

 

Интересная особенность - на машинах, выпущенных до 1950 года (1-ая и 2-ая серии), на переднем и заднем бамперах были в их углублении нанесены красные полосы. Позже их не стали делать. Кстати, передний бампер до 1955 года (тоже - первая и вторая серии) имел перемычку между "клыками", которая исчезла с появлением новой облицовки передней части кузова.
Серийные "Победы" окрашивались в основном в сине-зеленый, темно-бежевый, вишневый цвета.

 источники:
 
значительная часть ознакомительных фото взята с форума сайта: www.pobeda-club.ru

год вып. - 2010               тираж  -  неизвестен

ГАЗ-М20 "Победа" 2ой серии; 1949 г.                                                                                     

 
                             
 
 
                             
 

Модель из серии "Наш Автопром" от компании "Феран". Форма   IST-models. Цвет - бежевый . Прибыла в коллекцию 14.05.2011. Четвертая по счету "Победа" в коллекции. На сей раз в самом, на мой взгляд, удачном, аутентичном и наиболее распространенном среди этих машин цвете - темно-бежевом. Я застал в начале 80х - в раннем детстве, последние экземпляры этих автолегенд советского автопрома. Сейчас встретить автомобили ГАЗ-М20 на дорогах страны - это редчайшая удача.
  

Основные модификации
ГАЗ-М-20 «Победа» (1946—1954) — первая (до 1950 г.) и вторая серии, кузов седан-фастбек, двигатель 4-цил., 50 л. с., с 1955 г. — 52 л. с. (ГАЗ-М-20), массовая серия (184 285 экз., вкл. ГАЗ-20В).

ГАЗ-М-20В (1955—1958) — модернизированная «Победа», третья серия, двигатель 52 л. с., новое оформление облицовки радиатора.
ГАЗ-М-20А «Победа» (1949—1958) — кузов седан-фастбек, двигатель 4-цил., 52 л. с. (ГАЗ-М-20), модификация для такси, массовая серия (37 492 экз.).
ГАЗ-М-20 «Победа — кабриолет» (1949—1953) — кузов седан-кабриолет (с жёсткими дугами безопасности) двигатель 4-цил., 52 л. с. (ГАЗ-М-20), модификация с открытым верхом, массовая серия (14 222 экз.)

С 1949 года с конвейера стали сходить модернизированные «Победы», а выпущенные до этого машины были возвращены на завод для устранения дефектов.
В 1949 году автомобиль ГАЗ-М-20 и его создатели были награждены Государственной премией.
В 1950 году появилась новая коробка передач с рычагом управления сбоку от рулевого вала и синхронизированными высшими передачами.

источники:
 
значительная часть ознакомительных фото взята с форума сайта: www.pobeda-club.ru

год вып. - 2010               тираж  -  неизвестен

ГАЗ-М20 "Победа" 2ой серии,кабриолет; 1949 г.                                                        

 
                             
 
 
                             
 

Модель №23 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - серый. Вторая "Победа" в коллекции. Если не считать открытого верха типа "кабриолет", геометрия осталась неизменной по сравнению с моделью "Победы" 3й серии, купленной ранее. Изменения коснулись подфарников и стоп-сигналов, которые теперь изготовлены из прозрачного пластика. С боковин капота исчезли шильдики.  В целом модель передает харизму "Победы" второго выпуска, но поймал себя на мысли, что двухэтажная  решетка модели должна быть с ярко выраженными темными зазорами между брусьями, а она полностью "хромированная". Не обошлось ,к сожалению,  без китайской неаккуратности - капелька клея или чего-то там еще осталась на память на  ветровом стекле .
  

В 1949-1953 в производственную программу завода входила также модификация с кузовом кабриолет (облицовка радиатора аналогична машинам 2-ой серии, а вот кабриолетов с решеткой М20В уже не было). Тент изготавливался из сдвоенной прорезиненной непромокаемой хлопчатобумажной ткани. Спереди к тенту прикрепляся деревянный лобовой брус, который фиксировался в передней части проемов крыши двумя упорами и прикреплялся к верхней полке рамки ветрового стекла двумя натяжками.

Тент натягивался на пять дуг. Три первые дуги съемные, они вставлялись в гнезда верхней рейки, а две задние укреплялись на шарнирах. Под боковые части тента подкладывались т.н. "ватники". В задней части тента находилось окно со стеклом.
Помимо продажи автомобилей в личную собственность, нередки были случаи использования кабриолетов в качестве такси, особенно в южных городах.
 

   Известному советскому и российскому актеру, Леониду Исааковичу Ярмольнику, на 50-летний юбилей супруга подарила автомобиль-ровесник ГАЗ-М20 кабриолет. Правда, на реставрацию машины ушло около полутора лет.

источники:
 
значительная часть ознакомительных фото взята с форума сайта: www.pobeda-club.ru

год вып. - 2010               тираж  в РФ -  150 000 экз.

ГАЗ-М20А "Победа", такси; 1949 г.                                                               

 
                             
 
 
                             
 

Модель №185 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - спецокрас. Прибыла в коллекцию 01.04.2016. Эта масштабная копия стала четвертой по счету "Победой" в серии "Автолегенды СССР" и второй моделью в этой серии с облицовкой передка решеткой типа "тельняшка" ("двухэтажная решетка"), ранее с такой же решеткой выходил кабриолет в сером цвете. Модель автомобиля ГАЗ-М20А в бело-серой с "шашечками" ливрее достаточно удачно передает образ таксомотора сталинской послевоенной эпохи. Если быть точным, то период активности "Побед" в таком окрасе и в такой комплектации можно ограничить годами с 1948 по 1953 годы. Именно до примерно заката эпохи Иосифа Виссарионовича Сталина и действовал ,условно говоря, "сталинский", бело-серый стандарт окраса таксомоторов, после чего в таксопарки стали поступать "Победы" в самых разнообразных цветах (в том числе и в двуцветных вариациях). Многочисленная фото- и кинохроника запечатлела для нас автомобили "Победа"-такси в бело-мышином окрасе, курсировавшие ,практически, во всех крупных и не очень городах Советского Союза. Интересный, достаточно спокойный вариант расцветки был выбран для машин этой службы. Чем это мотивировалось - еще предстоит выяснить автоисторикам. Что стоит отметить в модели? Диски колес окрашены в черный цвет. Судя по старым фото, такой вариант допустим. Серый цвет подоконной линии достаточно насыщенный. На оригиналах он мог быть как светло-серым,так и таким же насыщенным. Покрышки колес модели весьма мягкие. "Зеленый огонек" под ветровым стеклом, в общем-то, такой же невыразительный ,как и на бело-коричневой модели таксомотора из журнальной серии "Автомобиль на службе". В остальном - это все та же модель "Победы" от ДеАгостини: та же геометрия,тот же салон, та же деталировка...Можно смело поставить ей твердую четверку с плюсом!

ГАЗ-М-20А «Победа» (1949—1958) — кузов седан-фастбек, двигатель 4-цил., 52 л. с. (ГАЗ-М-20), модификация для такси, массовая серия (37 492 экз.).

Автомобили "Победа" начали применяться в таксомоторной службе в 1946 г. и быстро завоевали любовь водителей за неприхотливость, высокие эксплуатационные и ходовые качества и значительный по тем временам комфорт.
В 1948 г. руководство Моссовета приняло решение о единой раскраске "Побед"-такси – светлый верх, серый низ, серый шашечный пояс по бортам кузова и опознавательный световой сигнал «свободен» зеленого цвета. Первые такси с зеленым огоньком вышли из ворот 5-го таксопарка, открывшегося в Москве 4 сентября 1947 г.
В 1949 г. был налажен массовый выпуск специальной версии для такси - ГАЗ-М20А. Их было выпущено 37 492 штуки. Машины поздних выпусков имели уже не единую светло-серую окраску, а более разнообразную - бежевую, салатовую и т.д.
До 1956 г. таксопарк Москвы был укомплектован только автомобилями "Победа" и ЗиС-110 (с 1956 г. - также "Москвич-402" и ЗиМ). Последние такси-"Победы" в Москве были выведены из эксплуатации в 1962 г. 

источники:
фото в тексте -  
такси ГАЗ-М20А в Ломоносове, июль 1953 года, сайт - http://lenobltrans.narod.ru/

год вып. - 201?               тираж в РФ - 

ГАЗ-М20А "Победа", такси; 1949 г.                                                                  

 
                             
 
 
                             
 

Модель №05  из рос. журнальной серии DeAgostini "Автомобиль на службе".  Спецокрас. Это модель из разряда долгожданных. Выполнена на уже известной форме от IST-models. Модель неодназначно принята сообществом коллекционеров, так как до сих пор не найден документально подтвержденный прототип "Победы" 2ой серии в кремово-шоколадном раскрасе. В то же время общеизвестно,что "Победы" с решеткой ранних выпусков (т.н. "тельняшка") в заводских условиях окрашивались в молочно-серый "двуцвет" и лишь после отмены обязательного регламента по окрасу "такси" окрашивались произвольно, но ,судя по всему, однотонно. Тем не менее, можно предположить, что раскрас исполненный на данной масштабной модели мог существовать, допустив, что прототип перекрашивался после капремонта или силами таксопарка. Двухцветные перекрасы "такси" имели место быть. Пару слов непосредственно об этом экземпляре... Модель достаточно аккуратная. Присутствуют все атрибуты "Победы" второй серии (естесственно, без мелочевки, отразить которую невозможно в рамках бюджетного партворка). Огорчило отсутствие в маркировке модели индекса "А", соответствующего таксомоторам ГАЗ-М20. Модель прибыла в коллекцию 22.10.2011 г.
* - титульное фото модели обесцвечено!

  

   *  После войны в Ленинград, как и в другие города СССР, поступали автомобили-такси «Победа». Поначалу количество таксомоторов на улицах Ленинграда было незначительным. Такси, кроме обычной работы в городе, по выходным дням также обслуживали сезонные маршруты Ленинград-Петродворец и некоторые другие маршруты. После того как с 1 октября 1954 года были введены новые, более дешевые тарифы на пользование автобусами и легковыми такси, стоимость проезда 1 км в такси составила 1 руб. 50 копеек. Популярность этого вида транспорта у населения значительно возросла. Стало увеличиваться также и количество таксомоторов.
   На 1956 г в Ленинграде было три таксомоторных парка №№ 1, 2, 3. Существовала Центральная диспетчерская станция такси. На начало 1957 года в Ленинграде было 970 легковых и 274 грузовых машин-таксомоторов. В 195(7) году был введен таксопарк № 5. Было начато строительство таксопарка № 4.
   До 1960 года все такси Ленинграда имели бортовые номера. Система нумерации машин была единой. Городские такси имели государственные номерные знаки серии ЛЖ (с 1959 г возможно также ЛК). Серия ЛЖ выдавалась не только такси, а так же государственным легковым автомобилям, например машинам скорой помощи, реже грузовым машинам.
    В 1950-е-1960-е годы в Ленинград ежегодно поступало по нескольку сотен таксомоторов. Так, в 1957 году пришло 500 новых автомобилей-такси. С 1958 года поступали таксомоторы новой марки ГАЗ-21 «Волга».

 источники:
 
значительная часть ознакомительных фото взята с форума сайта: www.pobeda-club.ru

год вып. - 2011               тираж в РФ -  300 000 экз.

ГАЗ-М20В "Победа" 3ей серии; 1955 г.                                                                            

 
                             
 

Модель №2  из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - бежевый.  В целом, очень удачная модель. Молдинг в нижней части капота вместо того, чтобы быть хромированной сделан в черном цвете. Есть небольшие претензии по геометрии ветрового стекла.  Тем не менее, модель очень порадовала и , по моему мнению,  одна из лучших в серии  "Автолегенды СССР".


 1955 году  "Победа" получила обновлённую облицовку радиатора , в отличие от "двухэтажной", устанавливавшейся в 1947-1954 г.г., исчезла горизонтальная перемычка между клыками переднего буфера - эта модель известна как М-20В. Абсолютное большинство "Побед" окрашивались в сине-зеленый, темно-бежевый, вишневый цвета.

год вып. - 2012               тираж в РФ -  300 000 экз.

ГАЗ-М20В "Победа" 3ей серии; 1958 г.                                                            

 
                             
 

Модель №1  из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР. Лучшее". Цвет - бело-синий. Прибыла в коллекцию 20.01.2014 г. Первый перезапуск серии "АЛ СССР" в РФ  на сей раз начался с масштабной копии "Победы" третьей серии. Модель окрашена по мотивам последнего серийного экземпляра ГАЗ-М20В, переданного на хранение в музей Горьковского автозавода. Примечательно, что белый цвет на модели исполнен матовой краской. В остальном, по геометрии и деталировке - это все тот же №2 из "Автолегенд", исполненный на форме PCT. Пожалуй, стоит отметить огромный тираж в 425 тыс. экз. и значительное количество производственного брака в пилотном выпуске "АЛ СССР. Лучшее", что обычно не характерно для стартовых номеров партворков.

В Советском Союзе «Победы» не только поставлялись в государственные гаражи, но и продавались частным лицам по цене 1600 рублей, причем, в первые годы - практически свободно, только к середине 50-х на них образовались очереди. В 1955 году, создавая на базе «Победы» полноприводный автомобиль ГАЗ-М72, конструкторы внедрили на нем новую облицовку, обеспечивавшую лучший обдув радиатора. Ее же одновременно начали устанавливать на обычные «Победы». Также с М72 позаимствовали радиоприемник. Так получилась модернизированная «Победа» ГАЗ-М20В, которую выпускали до августа 1958 года, а с марта 1957-го - параллельно с первой «Волгой». Интересно, что модификацию с 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-М20Г все-таки поставили на конвейер, но мелкими партиями, для «ограниченного круга потребителей».

Число мест                                         5
Габаритные размеры                        4665х1695х1640 мм
Колесная база                                    2700 мм
Двигатель                                          Бензиновый, карбюраторный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный М-20.
Рабочий объем                                  2112 см3
Мощность                                          52 л.с. при 3600 об/мин.
Максимальная скорость                   105 км/ч
Снаряженная масса                          1460 кг
Расход топлива                                 13,5 л/100 км

год вып. - 2014               тираж в РФ -  425 000 экз.

ГАЗ-М-72, полноприводный автомобиль; 1955 г.                                             

 
                             
 

Модель №95 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - морская волна. Прибыла в коллекцию 28.09.2012. Это модель автомобиля, о существовании которого мне, к своему стыду, довелось узнать только благодаря выходу этой журнальной серии. Ранее не был знаком с этой модификацией и никогда бы  не подумал, что легендарную "Победу" можно было превратить в не менее легендарный полноприводник. Как видим из исторической справки ниже, исполнен внедорожник был на модифицированных  узлах и агрегатах ГАЗ-М20 и ГАЗ-69. Модель, благодаря красивому окрасу, выглядит достаточно ярко, но при этом имеет ряд упрощений. Зазоры в хромированной облицовке передка не прокрашены, подфарники и задние стоп-сигналы отлиты заодно с корпусом. Полагающиеся внедорожнику рычаги управления в салоне модели отсутствуют. Однако, в достоинства стоит записать появившийся на птичке дверцы багажника красный фонарь и прокрашенную серебрянкой декоративную накладку на капоте. В ранее вышедших журнальных "Победах" этого не было. По геометрии модели претензий у меня практически нет, но колеса и, как следствие, эффект полноприводности, выглядят не очень убедительно - явно мелковаты. Ставлю четыре звезды и для зыкрытия темы жду модель "Победы" первого выпуска!
  

ГАЗ-М72 — советский полноприводный легковой автомобиль, серийно выпускавшийся Горьковским автомобильным заводом с 1955 по 1958 год. Агрегатная база — автомобили ГАЗ-М20 и ГАЗ-69.

В послевоенные годы с уходом морально устаревшего ГАЗ-61 и запуском в производство автомобиля ГАЗ-М20 «Победа» был поднят вопрос о создании нового отечественного комфортабельного вездехода.

Внедорожник, получивший название ГАЗ-М72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69. От ГАЗ-М20 «Победа» для этого автомобиля были взяты лишь наружные кузовные панели и несущий каркас кузова, который был видоизменен и дополнительно усилен.

Для размещения раздаточной коробки пришлось отказаться от поперечного коробчатого усилителя кузова, а также от продольного усилителя — закрытого тоннеля карданной передачи, которые были свойственны кузову ГАЗ-М20 «Победа». Для компенсации этих отсутствующих силовых элементов, а также увеличения продольной и поперечной жесткости кузова в целом, в его конструкцию было введено 14 дополнительных усилителей пола, лонжеронов, дверных стоек и крыши. В отличие от ГАЗ-М20 «Победа», у М-72 была совершенно новая подмоторная рама, рассчитанная на крепление рессорной подвески переднего моста.

От ГАЗ-69 были заимствованы раздаточная коробка и модернизированный передний мост. Коробка передач устанавливалась стандартная от ГАЗ-М20 «Победа». Задний мост был разработан специально для М-72 и устанавливался только на этой машине. Для увеличения дорожного просвета рессоры устанавливались на балках мостов, в то время как у «Победы» задние рессоры крепились под балкой, а передняя подвеска и вовсе была пружинная.

Оборудование кузова М-72 было таким же, как и у ГАЗ-М20: мягкая обивка салона, часы, отопитель, двухдиапазонный радиоприемник. Но, с учётом необходимости работы на грязных просёлках, на М-72 был впервые в отечественной практике применен омыватель ветрового стекла.


Машина эта стала воплощением концепции комфортабельных внедорожников — о массовом производстве таких автомобилей зарубежные автомобильные фирмы в то время даже не задумывались. Следует отметить, что приблизительно в те же годы американская компания Marmon-Herrington всё же выпустила небольшое количество (четыре экземпляра) комфортабельных внедорожников на базе легковых автомобилей Mercury с различными кузовами, но, во-первых, в данном случае речь едва ли может идти о серийном производстве — скорее это можно назвать тюнингом, а во-вторых — Mercury всё же были автомобилями рамными, что значительно упрощало адаптацию полного привода и делало их скорее концептуальными аналогами более раннего советского ГАЗ-61-73 на базе «Эмки», а не М-72 с его несущим кузовом.

Автомобиль был оснащён раздаточной коробкой с демультипликатором и отключаемым ведущим передним мостом. При 16-дюймовых колесах с увеличенными грунтозацепами (как на современной полноприводной «Ниве») машина имела значительный дорожный просвет, что обеспечивало ей хорошую проходимость по грязи, песку, снегу, пашне и разбитым дорогам. Машина выпускалась небольшой серией с 1955 по 1958 год. С завершением выпуска ГАЗ-М20 «Победа» прекратилось и производство ГАЗ-М72.

год вып. - 2012               тираж в РФ -  120 000 экз.

подробнее о "Победах" ...


Семейное фото на память...


Автомобиль М20 "Победа". Описание конструкции и уход.
Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы. Москва, 1955 г.

последнее обновление страницы -04.04.2016

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23