Орден Ленина — высшая награда Союза Советских Социалистических
Республик! Был учреждён постановлением
Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 года.
История ордена берёт своё начало 8 июля 1926 года, когда начальником
Главного управления РККА В. Н. Левичевым было предложено выдавать
новую награду — «орден Ильича» — лицам, уже имевшим четыре ордена
Красного Знамени. Данная награда должна была стать высшим боевым
знаком отличия. Однако, поскольку Гражданская война в России уже
закончилась, проект нового ордена принят не был. В то же время,
Совет Народных Комиссаров СССР признавал потребность в создании
высшей награды Советского Союза, вручаемой не только за военные
заслуги.
В начале 1930 года работы над проектом нового ордена, получившего
название «орден Ленина», были возобновлены. Художники фабрики «Гознак»
в Москве получили задание создать рисунок ордена, основным
изображением на знаке которого должен был стать портретВладимира
Ильича Ленина. Из множества эскизов выбрали работу художника И. И.
Дубасова, который взял за основу портрета фотографию Ленина,
сделанную на II Конгрессе Коминтерна в Москве фотографом Виктором
Буллой в июле-августе 1920 года. На ней Владимир Ильич запечатлен в
профиль слева от зрителя.
Весной 1930 года эскиз ордена был передан скульпторам Ивану Шадру и
Петру Таёжному для создания макета. В этом же году первые знаки
ордена Ленина были изготовлены на фабрике «Гознак». Штамп для
пробного образца знака «ордена Ленина» гравировал Алексей Пугачёв.
Орден был учреждён постановлением Президиума ЦИК СССР 6 апреля, а
его статут — 5 мая 1930 года. В статут ордена и его описание
вносились изменения Постановлением ЦИК СССР от 27 сентября 1934
года, Указами Президиума Верховного Совета от 19 июня 1943 года и от
16 декабря 1947 года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 марта 1980 года
статут ордена утверждён в окончательной редакции.
Автомобили семейства М20, "Победа" ... |
||
ГАЗ-М20 "Победа" 1ой серии; 1946 г. | ||
в поиске... |
|
|
|
||
«Побе́да» — советский легковой автомобиль, серийно
производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946—1958 годах.
Заводской индекс модели — ГАЗ-М-20.
Первые поисковые эскизы выполнил художник В.
Бродский в 1943 году, на них машина уже имеет такие же понтонную
боковину и кузов «фастбэк» с покатой задней стенкой, как и будущая
серийная «Победа», но в остальном на неё не похожа и визуально более
архаична, с выполненным в стиле конца тридцатых годов оформлением
оконечностей кузова — в частности, с узкой решёткой радиатора
полукруглого сечения; V-образное лобовое стекло дополнено небольшими
стёклышками по бокам, как на ряде иностранных моделей; задние двери
подвешены на задних петлях, и открываются по ходу движения.
Когда создавался автомобиль «Победа», у отечественных автозаводов еще не
было устоявшихся эмблем, поэтому буквально на каждую модель создавались
свои оригинальные шильдики. На постаменте «Победы» возвышалась буква
«М», в которой одновременно можно было разглядеть намек на зубец стены
Нижегородского Кремля и парящую чайку — символ Волги. Сама же буква
указывала на название «Молотовец» (с начала 30-х и до конца 50-х завод
носил имя наркома В. М. Молотова). Официальное наименование машины
записывалось как ГАЗ-М-20 — «Молотовец, двадцатая модель». Заливка
эмблемы, естественно, была красной — цвета знамени СССР.
Опытные образцы
«Победы» были построены в 1944 — 45 годах под обозначением ГАЗ-25. Они
имели ряд существенных отличий от последовавших за ними серийных
автомобилей: у них была «трёхэтажная» решетка радиатора с двумя
молдингами первого «этажа», заходящими под подфарники, которые сами
имели более сложную форму; передние крылья были составлены из двух
частей — самого крыла и проставки между ним и передней дверью; колёса
использовались от ГАЗ-М-1. |
||
ГАЗ-М20 "Победа" 2ой серии; 1949 г. |
||
|
|
|
Модель из серии "Наш Автопром" от компании "Феран".
Форма IST-models.
Цвет - темно-синий . Прибыла в коллекцию
29.07.2010. Очень красивый цвет
(ГАЗ-М20 второй
серии в синем цвете существовали. По крайней мере одна из "Побед"
фигурирует в худ. фильме "Дело №306".). Салон
светлый.
В остальном все как на автолегендовском варианте (не считая
решетки-"тельняшки" второй серии). Немного огорчило отсутствие
характерной перегородки на переднем бампере модели. Тем не менее,
спасибо компании "Феран" за долгожданный вариант "Победы".
Интересная особенность - на машинах, выпущенных до 1950 года (1-ая и
2-ая серии), на переднем и заднем бамперах были в их углублении нанесены
красные полосы. Позже их не стали делать. Кстати, передний бампер до
1955 года (тоже - первая и вторая серии) имел перемычку между "клыками",
которая исчезла с появлением новой облицовки передней части кузова.
источники: год вып. - 2010 тираж - неизвестен |
||
ГАЗ-М20 "Победа" 2ой серии; 1949 г. |
||
|
||
Модель из серии "Наш Автопром" от компании "Феран".
Форма IST-models.
Цвет - бежевый .
Прибыла в коллекцию 14.05.2011.
Четвертая по счету "Победа" в коллекции. На сей раз в самом, на мой
взгляд, удачном, аутентичном и наиболее распространенном среди этих
машин цвете - темно-бежевом. Я застал в начале 80х - в раннем детстве,
последние экземпляры этих автолегенд советского автопрома. Сейчас
встретить автомобили ГАЗ-М20 на дорогах страны - это редчайшая удача.
ГАЗ-М-20В (1955—1958) — модернизированная «Победа», третья серия,
двигатель 52 л. с., новое оформление облицовки радиатора.
С 1949 года с конвейера стали сходить модернизированные «Победы», а
выпущенные до этого машины были возвращены на завод для устранения
дефектов. год вып. - 2010 тираж - неизвестен |
||
ГАЗ-М20 "Победа" 2ой серии,кабриолет; 1949 г. | ||
|
||
Модель №23
из рос. журнальной серии
DeAgostini
"Автолегенды CCCР". Цвет -
серый.
Вторая "Победа" в коллекции. Если не
считать открытого верха типа "кабриолет", геометрия осталась неизменной
по сравнению с моделью "Победы" 3й серии, купленной ранее. Изменения
коснулись подфарников и стоп-сигналов, которые теперь изготовлены из
прозрачного пластика. С боковин капота исчезли шильдики. В целом модель передает харизму "Победы" второго
выпуска, но поймал себя на мысли, что двухэтажная решетка модели
должна быть с ярко выраженными темными зазорами между брусьями, а она
полностью "хромированная". Не обошлось ,к сожалению, без китайской
неаккуратности - капелька клея или чего-то там еще осталась на память на
ветровом стекле .
Тент натягивался на пять дуг. Три первые дуги съемные, они вставлялись в
гнезда верхней рейки, а две задние укреплялись на шарнирах. Под боковые
части тента подкладывались т.н. "ватники". В задней части тента
находилось окно со стеклом. Известному
советскому и российскому актеру, Леониду Исааковичу Ярмольнику, на
50-летний юбилей супруга подарила автомобиль-ровесник ГАЗ-М20 кабриолет.
Правда, на реставрацию машины ушло около полутора лет. |
||
ГАЗ-М20А "Победа", такси; 1949 г. |
||
|
||
Модель №185 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды
CCCР". Цвет - спецокрас. Прибыла в коллекцию
01.04.2016. Эта масштабная копия стала четвертой по счету "Победой" в
серии "Автолегенды СССР" и второй моделью в этой серии с облицовкой
передка решеткой типа "тельняшка" ("двухэтажная решетка"), ранее с такой
же решеткой выходил кабриолет в сером цвете. Модель автомобиля ГАЗ-М20А
в бело-серой с "шашечками" ливрее достаточно удачно передает образ
таксомотора сталинской послевоенной эпохи. Если быть точным, то период
активности "Побед" в таком окрасе и в такой комплектации можно
ограничить годами с 1948 по 1953 годы. Именно до примерно заката эпохи
Иосифа Виссарионовича Сталина и действовал ,условно говоря,
"сталинский", бело-серый стандарт окраса таксомоторов, после чего в
таксопарки стали поступать "Победы" в самых разнообразных цветах (в том
числе и в двуцветных вариациях). Многочисленная фото- и кинохроника
запечатлела для нас автомобили "Победа"-такси в бело-мышином окрасе,
курсировавшие ,практически, во всех крупных и не очень городах
Советского Союза. Интересный, достаточно спокойный вариант расцветки был
выбран для машин этой службы. Чем это мотивировалось - еще предстоит
выяснить автоисторикам. Что стоит отметить в модели? Диски колес
окрашены в черный цвет. Судя по старым фото, такой вариант допустим.
Серый цвет подоконной линии достаточно насыщенный. На оригиналах он мог
быть как светло-серым,так и таким же насыщенным. Покрышки колес модели
весьма мягкие. "Зеленый огонек" под ветровым стеклом, в общем-то, такой
же невыразительный ,как и на бело-коричневой модели таксомотора из
журнальной серии "Автомобиль на службе". В остальном - это все та же
модель "Победы" от ДеАгостини: та же геометрия,тот же салон, та же
деталировка...Можно смело поставить ей твердую четверку с плюсом! ГАЗ-М-20А «Победа» (1949—1958) — кузов седан-фастбек, двигатель 4-цил., 52 л. с. (ГАЗ-М-20), модификация для такси, массовая серия (37 492 экз.).
Автомобили "Победа" начали применяться в
таксомоторной службе в 1946 г. и быстро завоевали любовь водителей за
неприхотливость, высокие эксплуатационные и ходовые качества и
значительный по тем временам комфорт. источники: год вып. - 201? тираж в РФ - |
||
ГАЗ-М20А "Победа", такси; 1949 г. |
||
|
|
|
Модель №05 из рос. журнальной серии
DeAgostini
"Автомобиль на службе".
Спецокрас. Это модель из разряда долгожданных. Выполнена на уже
известной форме от IST-models. Модель неодназначно принята сообществом
коллекционеров, так как до сих пор не найден документально
подтвержденный прототип "Победы" 2ой серии в кремово-шоколадном раскрасе.
В то же время общеизвестно,что "Победы" с решеткой ранних выпусков (т.н.
"тельняшка") в заводских условиях окрашивались в молочно-серый "двуцвет"
и лишь после отмены обязательного регламента по окрасу "такси"
окрашивались произвольно, но ,судя по всему, однотонно. Тем не менее,
можно предположить, что раскрас исполненный на данной масштабной модели
мог существовать, допустив, что прототип перекрашивался после капремонта
или силами таксопарка. Двухцветные перекрасы "такси" имели место быть.
Пару слов непосредственно об этом экземпляре... Модель достаточно
аккуратная. Присутствуют все атрибуты "Победы" второй серии (естесственно,
без мелочевки, отразить которую невозможно в рамках бюджетного партворка).
Огорчило отсутствие в маркировке модели индекса "А", соответствующего
таксомоторам ГАЗ-М20. Модель прибыла в коллекцию
22.10.2011 г.
* После войны в Ленинград,
как и в другие города СССР, поступали автомобили-такси «Победа».
Поначалу количество таксомоторов на улицах Ленинграда было
незначительным. Такси, кроме обычной работы в городе, по выходным дням
также обслуживали сезонные маршруты Ленинград-Петродворец и некоторые
другие маршруты. После того как с 1 октября 1954 года были введены новые,
более дешевые тарифы на пользование автобусами и легковыми такси,
стоимость проезда 1 км в такси составила 1 руб. 50 копеек. Популярность
этого вида транспорта у населения значительно возросла. Стало
увеличиваться также и количество таксомоторов. |
||
ГАЗ-М20В "Победа" 3ей серии; 1955 г. |
||
|
||
Модель №2 из рос. журнальной серии
DeAgostini
"Автолегенды CCCР". Цвет - бежевый. В целом, очень удачная
модель. Молдинг в нижней части капота вместо того, чтобы
быть хромированной сделан в черном цвете. Есть
небольшие претензии по геометрии ветрового стекла. Тем не менее, модель очень порадовала
и , по моему мнению, одна из лучших в серии "Автолегенды
СССР". год вып. - 2012 тираж в РФ - 300 000 экз. |
||
ГАЗ-М20В "Победа" 3ей серии; 1958 г. | ||
|
||
|
||
Модель №1 из рос. журнальной серии
DeAgostini
"Автолегенды CCCР. Лучшее". Цвет -
бело-синий. Прибыла в коллекцию 20.01.2014 г.
Первый перезапуск серии "АЛ СССР" в РФ на сей раз начался с
масштабной копии "Победы" третьей серии. Модель окрашена по мотивам
последнего серийного экземпляра ГАЗ-М20В, переданного на хранение в
музей Горьковского автозавода. Примечательно, что белый цвет на модели
исполнен матовой краской. В остальном, по геометрии и деталировке - это
все тот же №2 из "Автолегенд", исполненный на форме PCT.
Пожалуй, стоит отметить огромный тираж в 425 тыс. экз. и значительное
количество производственного брака в пилотном выпуске "АЛ СССР. Лучшее",
что обычно не характерно для стартовых номеров партворков. В Советском Союзе «Победы» не только поставлялись в государственные гаражи, но и продавались частным лицам по цене 1600 рублей, причем, в первые годы - практически свободно, только к середине 50-х на них образовались очереди. В 1955 году, создавая на базе «Победы» полноприводный автомобиль ГАЗ-М72, конструкторы внедрили на нем новую облицовку, обеспечивавшую лучший обдув радиатора. Ее же одновременно начали устанавливать на обычные «Победы». Также с М72 позаимствовали радиоприемник. Так получилась модернизированная «Победа» ГАЗ-М20В, которую выпускали до августа 1958 года, а с марта 1957-го - параллельно с первой «Волгой». Интересно, что модификацию с 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-М20Г все-таки поставили на конвейер, но мелкими партиями, для «ограниченного круга потребителей». Число мест
5 год вып. - 2014 тираж в РФ - 425 000 экз. |
||
ГАЗ-М-72, полноприводный автомобиль; 1955 г. |
||
|
||
Модель №95
из рос. журнальной серии DeAgostini
"Автолегенды CCCР". Цвет -
морская волна. Прибыла в коллекцию 28.09.2012.
Это модель автомобиля, о существовании которого мне,
к своему стыду, довелось узнать только благодаря выходу этой
журнальной серии. Ранее не был знаком с этой
модификацией и никогда бы не подумал, что легендарную "Победу"
можно было превратить в не менее легендарный полноприводник. Как видим
из исторической справки ниже, исполнен внедорожник был на
модифицированных узлах и агрегатах ГАЗ-М20
и ГАЗ-69. Модель, благодаря красивому окрасу,
выглядит достаточно ярко, но при этом имеет ряд
упрощений. Зазоры в хромированной облицовке
передка не прокрашены, подфарники и задние
стоп-сигналы отлиты заодно с корпусом. Полагающиеся внедорожнику рычаги
управления в салоне модели отсутствуют. Однако, в
достоинства стоит записать появившийся на птичке дверцы багажника
красный фонарь и прокрашенную серебрянкой
декоративную накладку на капоте. В ранее вышедших журнальных "Победах"
этого не было. По геометрии модели претензий у меня практически нет,
но колеса и, как следствие, эффект полноприводности, выглядят не
очень убедительно - явно мелковаты. Ставлю четыре
звезды и для зыкрытия темы жду модель "Победы"
первого выпуска!
В послевоенные годы с уходом морально устаревшего ГАЗ-61 и запуском в
производство автомобиля ГАЗ-М20 «Победа» был поднят вопрос о создании
нового отечественного комфортабельного вездехода.
От ГАЗ-69 были заимствованы раздаточная коробка и модернизированный
передний мост. Коробка передач устанавливалась стандартная от ГАЗ-М20
«Победа». Задний мост был разработан специально для М-72 и
устанавливался только на этой машине. Для увеличения дорожного просвета
рессоры устанавливались на балках мостов, в то время как у «Победы»
задние рессоры крепились под балкой, а передняя подвеска и вовсе была
пружинная.
Автомобиль был оснащён раздаточной коробкой с демультипликатором и
отключаемым ведущим передним мостом. При 16-дюймовых колесах с
увеличенными грунтозацепами (как на современной полноприводной «Ниве»)
машина имела значительный дорожный просвет, что обеспечивало ей хорошую
проходимость по грязи, песку, снегу, пашне и разбитым дорогам. Машина
выпускалась небольшой серией с 1955 по 1958 год. С завершением выпуска
ГАЗ-М20 «Победа» прекратилось и производство ГАЗ-М72. |
||
|
||
|
||
последнее обновление страницы -04.04.2016 | ||