*index 43* Горьковский автомобильный завод.


Создать мощную систему - именно систему - массового питания удалось, пожалуй, только двум государствам: США и СССР. У истоков капиталистического варианта стояли Джеймс Уитмен Мак-Ламор, «изобретатель» гамбургера в его американском варианте, и основатель империи «Макдоналдс» Рональд Макдоналд. В Советском Союзе общепит возник для достижения целей, намеченных еще Марксом и Энгельсом: «Производительность сил напрямую зависит от полноценности сил и уровня здоровья рабочего. Поэтому первым условием обеспечения высокой производительности труда должно стать хорошее питание».

 

 

 


Сразу после революции общественное питание мыслилось как сеть заведений, где можно быстро и качественно поесть в любое время. Это полагали теоретики, сняло бы с рабочих заботы о питании, мешающие работать в полную силу, не говоря уже о том, что женщины, освобожденные от необходимости готовить еду в семье, смогли бы полностью отдаться построению социализма. Как сказано во вступлении к учебнику для кулинарных техникумов, изданному в начале 1930-х годов, «перед современной кулинарией поставлены задачи не услащать единичный вкус извращенной буржуазии и не делать ставки на французскую кухню с ее непонятной терминологией, а дать массовый, здоровый, сытный и вкусный обед новому потребителю, своему товарищу по работе - рабочему, который идет в столовую не лакомиться, а здорово, вкусно и сытно пообедать — получить новые калории». Сейчас это и умиляет, и ужасает. Ведь до революции миллионы людей -
солдаты, рабочие, крестьяне — питались артельно, то есть вместе, из общего котла.
Но не советский общепит разрушил прежний уклад жизни. Он, наоборот, помог людям выжить на обломках. Кроме того, познакомил с новыми продуктами. Получили общенародное признание рис, манка, овсяные хлопья. Даже картошка завоевала всю территорию Россию только благодаря решительным действиям советской власти. В широкую продажу стали поступать натуральные минеральные воды — боржоми, нарзан, ессентуки. Народным стало и мороженое, в царской России считавшееся аристократическим и редким лакомством.
Особенностью советского общепита было то, что он организовывался, субсидировался и устанавливался государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Горьковский Автомобильный Завод

                                                       
                                                    


 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23

ГАЗ-3105

ГАЗ-3105 "Волга", авт. представительского класса; 1992 г.                       

 
                             
 
 
                             
 

Модель №98  из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - темно-вишневый. Прибыла в коллекцию 06.11.2012 г. В канун главного коммунистического праздника -  95ой годовщины Великого Октября, в коллекцию прибыла наидолгожданнейшая модель газовской "пятерки". "Волга", ГАЗ-3105. Ещё раз осознаешь всю уникальность этой журнальной серии: доступная цена и масштабная модель, которую промышленным способом никто до сего дня  не выпускал. Модель вызывает массу положительных эмоций, хотя и не лишена отдельных недостатков. Удачные пропорции, превосходный темно-вишневый металлик, отлично проработанный салон. Понравилось исполнение светотехники. Во всех ракурсах геометрия  модели "Волги" не вызывает нареканий. Пройдемся по недостаткам. Первое, что бросается в глаза - неудачные диски колес. Что помешало производителю увеличить их диаметр и воспроизвести аутентичный  рельеф, не понятно. Второй, менее заметный, но все же минус - невыразительные, короткие дворники. Собственно, это два нюанса, влияющих на восприятие модели. Пополнить список упущений можно было бы и отсутсвующим стоп-сигналом под задним стеклом, и сомнительным расположением шильды на крышке багажника. Для варианта автомобиля с традиционным боковым остеклением, крышка багажника имела два шильдика: справа надпись "Волга", слева - "3105", причем шильда с номером  присутствует далеко не на всех фотоснимках прототипов. Тем не менее, вся эта мелочевка поддается исправлению и есть надежда увидеть идеальную модель в регулярной серии от "IST-models" (и, конечно же, в представительском черном цвете).
  К сожалению, реальный автомобиль постигла печальная  судьба: на перспективном газовском проекте третьего поколения "Волг" поставили жирный крест. Такой же жирный крест поставили и на судьбе Великой страны и судьбах миллионов её граждан в угоду кучке отщепенцев. Плоды тех  разрушительных преобразований мы пожинаем и по сей день.

 
 
   На смену «Чайке», для секретарей обкома и прочих руководителей областного масштаба должна была прийти другая машина.
Об иномарке в то время не могло быть и речи, а ГАЗ-3102, хоть и с претензией на престижность, годился лишь для районных начальников. В принципе, разработка нового автомобиля среднего класса с повышенным уровнем комфортности была как нельзя кстати, к тому же руководство завода осознавало, что дни «двадцать четвертой», которая выпускалась практически без изменений с конца шестидесятых, сочтены. Новая машина, считали на ГАЗе, будет пробивать дорогу целому семейству. ГАЗ-3105 — говорили нам тогда — лишь первая ласточка, и после того как производство будет отлажено, в серию пойдут более дешевые машины: 3103 и 3104 в упрощенной комплектации для народного потребления.

Итак, во второй половине восьмидесятых работа над машиной шла в ускоренном темпе. В 1987 году были уже собраны первые опытные образцы. Первоначально машина имела двойное остекление дверей с неподвижными вклеенными стёклами сверху и форточками в нижней части (эта идея имела в те годы определённое хождение, например, применялась на ряде серийных моделей Subaru вроде en:Subaru Alcyone SVX; считалось, что при наличии кондиционера опускные стёкла боковых дверей излишни, а отказ от них позволял убрать из дверей механизмы стеклоподъёмников, соответственно, расширить салон изнутри). Но ходили слухи, что тогдашней «первой леди» такие дизайнерские изыски по вкусу не пришлись. Ей будто бы не понравилось, что в связи с большой площадью остекления пассажиров видно как на ладони. Правда это или нет — неизвестно, но впоследствии конструкция дверей стала как у всех «нормальных» машин.

По оснащению машина, претендующая на роль флагмана отечественного машиностроения, не уступала престижным иномаркам того же класса. Здесь был усилитель рулевого управления, регулируемая колонка, полный электропакет — причем не просто центральный замок и электростеклоподьемники, но и электропривод сидений, как передних, так и заднего дивана, а также электроподогрев сидений и климатическая установка. Аудиоподготовка включала в себя шесть динамиков. В интерьере автомобиля не было ни одной жесткой прямой линии — мягкие овальные очертания, приглушенные, без контрастов, цвета обивки. Уже в то время было предусмотрено место под радиотелефон. Благодаря продуманной компоновке, места в салоне было намного больше по сравнению с «Волгой» ГАЗ-24-10 при практически тех же внешних габаритах.

Конструкция автомобиля тоже шагнула далеко вперёд. Постоянный привод всех колес — оптимальный для неблагоприятных дорожных условий, характерных для России. Подвеска колёс (как передняя, так и задняя) — независимая типа «Мак-Ферсон». Автомобиль был оборудован передним и задним стабилизаторами поперечной устойчивости. Испытания показали высокую плавность хода, не уступающую показателям таких аналогов, как «Мерседес-Бенц-260-4-Матик», «Форд-Скорпио-4х4», «Ауди-200-Кваттро». Кроме того, в перспективе клиренс должен был стать изменяемым.

Механическая 5-ступенчатая коробка передач — двухвальная с полым вторичным валом, передающим крутящий момент от первичного вала на шестеренный конический «симметричный» межосевой дифференциал. Коробка передач выполнена в блоке с передним ведущим мостом, межосевым дифференциалом и имеет общую с ними масляную ванну. Для преодоления тяжелых участков предусмотрена возможность блокировки межосевого дифференциала (!) с места водителя. В тормозной системе применены передние и задние дисковые механизмы со скобами плавающего типа. Двухконтурный гидравлический привод — с диагональным разделением контуров, регулятором давления в приводе задних тормозов и вакуумным усилителем. Стояночный тормоз с механическим тросовым приводом действует на скобы задних механизмов и может служить в качестве аварийного. Предполагалось и присутствие ABS. В рулевом управлении впервые на «Волгах» был применен реечный механизм. Рулевая колонка, регулируемая как по углу наклона, так и по длине, снабжена энергопоглощающим элементом.

Всю эту роскошь венчала V-образная восьмёрка (бензиновый мотор ГАЗ-3105) с впрыском топлива. Головки цилиндров и поршни из алюминиевого сплава, блок цилиндров — безгильзовый, чугунный. Коленчатый вал вращается в пяти коренных подшипниках и снабжен гасителем крутильных колебаний. Двухрядная цепь с гидравлическим натяжителем приводит чугунные распределительные валы (по одному в каждой головке цилиндров). Правда в то время еще не дошли до 4 клапанов на цилиндр, но гидравлические толкатели с автоматической компенсацией зазора уже присутствовали. Отметим, что для машины сразу разрабатывалось две системы питания — карбюратор и впрыск. Были опытные образцы и с четырехцилиндровым мотором, прообразом сегодняшнего ЗМЗ-406. Разумеется, система зажигания была бесконтактной и даже с ограничением частоты вращения коленвала до 5800 оборотов в минуту. Предполагалось также комплектовать машину катализатором отработавших газов.

В 1992 году ГАЗ представил машину широкой публике. На международном автосалоне в Лейпциге автомобиль произвел небольшую сенсацию. Давно русские так не удивляли... Собственно, дизайн автомобиля еще много лет признавали удачным, да и сейчас он смотрится вполне современно, особенно на фоне других отечественных разработок.

К этому времени были уже и переднеприводные варианты такой «Волги», разработанные в перспективе на массовое производство. Были собраны две спортивных машины. Но судьба проекта в целом так и оставалась неопределенной. И вот наконец в 1994 году было принято решение о мелкосерийном производстве объемом 250 машин в год. В 1994 году планировалось собрать 100 автомобилей, в 1995 — 150. Но таких объемов производство не достигло, а в 1996 году было и вовсе прекращено. Всего с 1992 по 1996 год было выпущено 55 автомобилей. Производство машины признали нерентабельным: слишком дорогая получалась машина для «слуг народа», к тому же, ввиду коротких сроков доводки, автомобиль страдал еще «детскими болезнями». Может быть, тогда это решение и было правильным, но даже сейчас та «Волга» ГАЗ-3105, разработанная в конце восьмидесятых, даст фору многим новым отечественным разработкам. Она ушла в историю, но еще немало времени будет оставаться непобежденной.

Технические характеристики
Колесная формула — 4×4
Количество мест — 5
Снаряженная масса — 1800 кг
Объем багажника — 0,5 м
Максимальная скорость — 200 км/ч
Время разгона до 100 км/ч — 11 с
Расход топлива, л/100 км:
при 90 км/ч — 8,7
при 120 км/ч — 11,2
в условном городском цикле езды — 17,5
Объем топливного бака — 78 л
Применяемый бензин — А-98 или АИ-98
Размеры, мм:
длина — 5050
ширина — 1800
высота — 1430
колесная база — 2870
колея — 1514
дорожный просвет — 160
Двигатель:
модель — ГАЗ-3105
тип — бензиновый, восьмицилиндровый, V-образный
диаметр цилиндров и ход поршня — 82×80 мм
рабочий объем — 3400 см³
степень сжатия — 9,0
мощность — 170 л.с./125 кВт при 5400 об/мин
максимальный крутящий момент — 265 Н·м при 4000 об/мин.
Сцепление: Сухое однодисковое с диафрагменной пружиной вытягиваемого типа.
Коробка передач: механическая 5-ступенчатая; передаточные числа:
I передача — 3,6
II передача — 2,2
III передача — 1,46
IV передача — 0,96
V передача — 0,756
задний ход — 3,58
 
                                                                                                                                                                                                                                                 
модель 2012  года

последнее обновление страницы - 22.03.2014

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23