В 1918 г. русский ученый м. А. Бонч-Бруевич и
английские ученые В. Икклз и Ф. Джордан (1919 г.) независимо друг от
друга создали электронное реле,
названное англичанами триггером, которое сыграло
большую роль в развитии компьютерной техники.
Советский Союз в пятидесятые — шестидесятые годы имел очень сильную
научную школу, точнее, несколько школ раз-
работки вычислительной техники. Первые модели
электронных счетных машин появляются примерно
в одно и то же время в США и Европе (Англия) и чуть
позже — в СССР.
В США главным заказчиком зарождающейся вычислительной
техники было министерство обороны. У нас в конце
40-х – начале 50-х годов появляются первые идеи,
первые проекты и, наконец, первые цифровые вычислительные машины —
совершенно оригинальные, не скопированные с западных образцов.
Формируются основные научные школы, создававшие машины первого и
второго поколений. Это, прежде
всего, школа выдающегося ученого, основоположника цвм в нашей стране
академика с. А. Лебедева. Это школа И. С. Брука, под
руководством которого создавались малые управляемые ЭВМ. Это
пензен-
ская научная школа, возглавляемая Б. И. Рамеевым,
которая до конца 60-х годов успешно занималась
универсальной вычислительной техникой общего назначения.
В 1969–1972 гг. для нужд ввозимых комплексов
противоздушной обороны В. С. Бурцев создает первые вычислительные
трехпроцессорные ЭВМ 5Э261
и 5Э265, построенные по модульному принципу.
Каждый модуль (процессор, память, устройство
управления внешними связями) был полностью охвачен аппаратным
контролем, благодаря чему осуществлялось автоматическое скользящее
резервирование на уровне модулей в случае их отказов и сбоев
практически без прерывания вычислительного процесса.
Производительность ЭВМ составляет рекордную для
тех времен —1 млн оп/с при очень малых размерах
(менее 2 кубических метров). Эти комплексы в системе с-300 и до
настоящего времени стоят на боевом дежурстве и продаются в другие
страны.
В 1980 году «Эльбрус-1» с общей
производительностью 15 млн оп/с успешно прошел государственные
испытания. МВК «Эльбрус-1» стал первой в советском Союзе ЭВМ,
построенной на базе ТТЛ-
микросхем. В программном отношении ее главное
отличие — ориентация на языки высокого уровня (языки класса
Ассемблер в системе отсутствуют). Поэтому была разработана
собственная операционная система, система файлов и система программи-
рования «Эль-76».
Демонстрацией успехов СССР в 1937 году явился
павильон Советской страны на Всемирной выставке в Париже. Фигуры
Рабочего и Колхозницы, созданные В. И. Мухиной, символизировали мощь
и динамизм молодой Страны Советов. Так получилось, что германский
павильон оказался расположен напротив советского павильона.
Архитектору германского павильона будущему министру вооружений
Альберту Шпееру удалось узнать хранившийся в тайне эскиз советского
павильона. Шпеер вспоминал: "Скульптурная пара высотой в десять
метров победоносно двигалась по направлению к германскому павильону.
Поэтому я создал эскиз кубической массы, которая была поднята на
мощные опоры. Казалось, что эта масса останавливает наступление
фигур. В то же время на карнизе башни я поставил орла, который
держал в когтях свастику. Орел сверху вниз смотрел на русскую
скульптуру. Я получил золотую медаль выставки за павильон". Но Шпеер
признавал, что "такой же награды удостоились и советские коллеги".
В 1937 году подводили итоги культурной
революции, которая началась в СССР после 1917 года. В очерки "СИЭ"
отмечалось, что "к 1937 за 20 лет Советской власти была полностью
ликвидирована неграмотность (только в 1930-32 в школах ликбеза
обучалось 30 миллионов человек). В 1930 введено всеобщее
обязательное начальное обучение в сельской местности и семилетнее в
городах и рабочих поселках на языках 70 национальностей. За
1929-1937 было построено 32 тыс. школ. Число учащихся начальных и
средних школ составило в 1938 свыше 30 миллионов человек (в 1914 -
9.6 миллионов, в 1928 -- 11,6 миллионов). Широко развивалось и
профессионально-техническое образование".
Численность советских Вооруженных сил к 1937
году была доведена до 1 433 тыс. человек. В годы второй пятилетки на
вооружении армии находилось 51 тысяча пулеметов и 17 тысяч
артиллерийских орудии, а к 1939 году количество пулеметов
увеличилось до 77 тысяч, а артиллерийских орудий -- до 45 790. Столь
же быстрыми темпами выросло число танков и самолетов. Были сняты с
вооружения танки иностранного производства. Вместо них в армию
поступали отечественные танки, броня которых становилась все крепче.
Если в 1929 г. в Вооруженных силах 82% самолетов были
разведывательными, то к концу второй пятилетки имелось 52 тысячи
бомбардировщиков и штурмовиков, 38,6 тысяч истребителей и 9,5 тысяч
разведывательных самолетов.
В очерке "Союз Советских Социалистических
республик", опубликованном в 13-м томе "СИЭ", говорилось: "Продукция
всей промышленности СССР к концу 1937 года выросла в 2,2 раза по
сравнению с 1932, в 4,5 раза по сравнению с 1928 (США для такого
роста промышленности потребовалось почти 40 лет -- примерно с 1890
по 1929), в 5,9 раза по сравнению с 1913. Продукция крупной
промышленности выросла в 8,1 раза по сравнению с 1913 и в 2,4 раза
по сравнению с 1932. 80% всей промышленной продукции было получено
от предприятий новых или коренным образом реконструированных за 1-ю
и 2-ю пятилетки... Промышленность в 1937 выпустила около 200 тысяч
автомобилей (в 1932 около 24 тысяч), более 176 тысяч тракторов (в
пересчете на 15-сильные)... За счет только перевыполнения плана в
области повышения производительности труда в 1937 было произведено
почти столько же, сколько всей фабрично-заводской промышленностью
России в 1913. СССР превратился в мощную индустриальную страну,
экономически независимую от капиталистического мира и обеспечивающую
народное хозяйство и Вооруженные Силы новой техникой и вооружением.
По темпам роста промышленности (среднегодовой за 2-ю пятилетку -
17,1%) СССР обогнал главные капиталистические государства, а по
объему вышел на первое место по объему промышленной продукции вышел
на 1-е место в Европе и на 2-е место в мире после США. Доля СССР в
мировом производстве составляла 10%".
Подводя итоги промышленного развития страны за
годы второй пятилетки, авторы 9-го тома "ВИ" констатировали, что
"решающая победа, одержанная советским народом в области
промышленности, дала возможность окончательно ликвидировать былую
зависимость страны в технико-экономическом отношении от передовых
капиталистических стран. СССР ныне полностью обеспечивал необходимой
техникой свою промышленность, сельское хозяйство и нужды обороны.
Прекратился ввоз тракторов, сельскохозяйственных машин, паровозов,
вагонов, врубовых машин и почти полностью -- паровых котлов,
подъемного транспортного оборудования".
Знаковые события 1937 года:
"28 апреля -- постановление СНК "О третьем
пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР" (1938 -- 1942);
18 -- 20 июня -- первый в мире беспосадочный перелет Героев
Советского Союза В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова
Москва -- Портленд (США) через Северный полюс; 15 июля -- открытие
Канала имени Москвы; 21 декабря -- договор о ненападении между СССР
и Китаем; 12 декабря -- первые выборы в Верховный Совет СССР по
новой Конституции; 1937 -- 1938 -- работа 1-й советской дрейфующей
научной станции (И. Д. Папанин, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров, Э. Т.
Кренкель) на льдах Северного Ледовитого океана в районе Северного
полюса".
«Пристрастные «оценщики» великого и непростого
времени ни на что другое, кроме «тридцать седьмого года», не
обращают внимания. И это выдает их с головой, – пишет Геннадий
Зюганов («Правда», 10–15 декабря. 2004, №140). – Ведь именно 37-й
год при всей своей трагической противоречивости смел с политической
сцены в первую очередь тех, кто, по словам Ленина, «примазался» к
великой народной революции. Тех, кто «расказачивал» и
«раскулачивал», утверждал «пролетарскую культуру», сбрасывая Пушкина
«с корабля современности». Тех, кто рушил храмы и уничтожал честных
беспартийных «спецов». Тех, кто грезил о «мировом пожаре», в котором
России отводилась роль заурядной «охапки хвороста».
семейство автомобилей ГАЗ-М1 |
||
ГАЗ-М1; 1936 г. |
||
|
|
|
Модель №34
из рос. журнальной серии
DeAgostini
"Автолегенды CCCР". Цвет - черный.
Прибыла в коллекцию 26.05.2010. Модель исполнена по тому же принципу,
что и вышедшая ранее модель ГАЗ-11-73: крыша и крылья пластмассовые,
остальная часть корпуса - металл. Попался
экземпляр близкий к идеалу. Отличный прокрас и сборка .
Достаточно реалистично исполнена решетка радиатора. К недостаткам
модели, как и у ГАЗ-11-73, нужно отнести не совсем верную геометрию
второго бокового окна, что практически не заметно, если не изучать
дотошно корпус;
передние фары, которые, пожалуй, должны быть крупнее. Ну, а главным
недостатком оказались широко расставленные колеса, как на
переднем, так и на заднем мосту. Это, к счастью, поправимо.
Основные модификации
Всего с 1936 по 1942 годы произведено 62 888 автомобилей ГАЗ-М-1. Малосерийные и опытные модификации
ГАЗ-М-1 фаэтон (1937) — опытная
модель с кузовом фаэтон, кузов был использован в 1939 для опытного
ГАЗ-61. Одним из тех, кому в 1930-е годы повезло стать хозяином собственных "колес", был легендарный летчик Чкалов. Он разъезжал по Москве на подаренной ему "Эмке", по бокам которой шла светлая полоса с надписью "Валерий Павлович Чкалов". Такой эксклюзивный экземпляр асу специально изготовили на Горьковском автозаводе
В 1936 г., как известно, ГАЗ заменил базовую
модель легкового автомобиля. На целых 10 лет основным автомобилем-такси
становится ГАЗ-М1, более известный, как «эмка».
6 апреля 1938 года 2
таксомоторным парком был открыт маршрут № 1 маршрутного такси Московский вокзал-пл Л Толстого. Обслуживался восемью автомобилями ГАЗ-М1
(позже-ЗиС-101) с интервалом движения 6,5 минут. Опыт работы маршрутного
такси оказался удачным, и 26 апреля того же года была открыта ещё одна
линия № 2 Балтийский вокзал-Финляндский вокзал. модель 2010 года |
||
БА-20М, бронеавтомобиль (командирский); 1938 г. |
||
|
||
Модель №124
из рос. журнальной серии DeAgostini
"Автолегенды CCCР". Цвет - зеленый.
Прибыла в коллекцию 02.11.2013 г. С нетерпением ожидал масштабную копию этого
достаточно легендарного бронеавтомобиля. Модель для меня интересна не
только своей исторической составляющей. В 1939 г. на таком вот
бронеавтомобиле служил один из моих родственников, пулеметчиком в
18ой Ярославской Краснознаменной стрелковой дивизии. Участвовал в
Финской кампании, где и погиб смертью храбрых, попав в жестокое
окружение. Легкие бронеавтомобили БА-20, как известно, выполняли
преимущественно разведывательную функцию, участвовали в боевом
охранении, а радиофицированные версии выполняли и функцию армейской
связи.
БА-20 — советский лёгкий бронеавтомобиль 1930-х
годов. Создан в 1936 году на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1. Серийно
производился с 1936 по 1942 год, всего было выпущено 2114
бронеавтомобилей этого типа, в различных вариантах, в том числе
бронедрезины. БА-20 использовался Красной Армией в боях на Халхин-Голе и
советско-финской войне, а также на начальном этапе Великой Отечественной
войны. Сняты с вооружения в первые послевоенные годы. Базовая модель БА-20
выпускалась с 1936 по 1938 гг. была оборудована приемопередающей
радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, размещенной вокруг. Корпус
сваренный из катаных листов, увеличили, в общем повторив компоновочную
схему ранних бронеавтомобилей. |
||
ГАЗ-М-415, пикап; 1939 г. |
||
|
||
Модель из серии "Наш Автопром" компании "Феран".
Форма фирмы "Hongwell".
Цвет - черный. Прибыла в коллекцию 06.12.2010. Великолепный подарок
коллекционерам приготовила компания "Феран". Геометрия пикапчика
достойна похвалы. Все выглядит очень правдоподобно. Даже упрощенный
"гриль" решетки радиатора не портит впечатления от модели. Кабина
цельнолитая, металлическая. Борт - пластмассовый. Порадовала передняя
светотехника. Фары-"горшки" получились гораздо удачнее, чем на "эмке" из
серии "АЛ СССР". ГАЗ-М-415 — пикап, грузовой вариант ГАЗ-М1. Выпускали с 1939 по 1941 год. Мотор развивал 50 л.с. при 2800 об/мин, коробка передач — трехступенчатая, грузоподъемность — 400 кг. На базе модернизированного седана ГАЗ-11-73 1940 года с 6-цилиндровым двигателем построили прототипы: ГАЗ-11-415 и полноприводный ГАЗ-61-415. В 1941 году выпустили небольшую партию полноприводных пикапов ГАЗ-61-417 с упрощенным кузовом.
модель 2010 года |
||
ГАЗ-М-415, пикап; 1939 г. |
||
|
||
Модель №78
из рос. журнальной серии
DeAgostini
"Автолегенды CCCР". Цвет - черный.
Прибыла в коллекцию 01.02.2012 г. Еще одна масштабная копия легендарного
советского пикапа, на котором, вместе с грузовыми полуторками,
страна въезжала в третью индустриальную пятилетку. Сравнивая
журнальную модель с "газиком" из серии "Наш автопром", надо
отметить гораздо более проработанную решетку радиатора у пикапа от "АЛ".
В наличии даже эмблема с фирменным логотипом "Молотовца".
Журнальная модель за счет металлической грузовой платформы гораздо
тяжелее. Что касается пропорций, то "наповский" пикап будет пошире, а по
длине обе модели практически одинаковы. |
||
ГАЗ-61-40 ; 1939 г. |
||
|
||
Модель из серии "Наш Автопром" компании "Феран". Форма фирмы "Hongwell".
Цвет - тёмно-зеленый. Прибыла в коллекцию
19.04.2012г. Неплохая по исполнению масштабная
копия первого советского легкового внедорожника. Модель воспроизводит
пилотный экземпляр ГАЗ-61-40 с облицовкой передка от ГАЗ-М1. Именно в
таком исполнении автомобиль испытывался в июне 1939 года при
непосредственном участии легендарного конструктора В.А. Грачева. Виталий
Андреевич в качестве руководителя сектора и ведущего конструктора по
легковым автомобилям высокой проходимости, делал общую компоновку и
основные оригинальные агрегаты: раздаточную коробку и передний ведущий
мост (и все это с рабочими чертежами — за 4 месяца!).Данный автомобиль
серийным назвать сложно, так как был изготовлен малой партией,
и в дальнейшем эта партия использовалась высшим командным составом РККА.
При этом, впоследствии, все фаэтоны
были подвергнуты переделке и открытые кузова заменили закрытыми "эмочными"
типа седан. Надо также учитывать и тот факт, что часть машин имела
позднюю облицовку передка, так как была переделана в полноприводники
"61-40" из опытной модели ГАЗ-11-40. Всего же машин с ранней решеткой
радиатора на шасси 61-40 было скорей всего две.
К началу января 1939-го года успели
спроектировать все рабочие чертежи, в апреле уже начали сборку, а 10-го
июня приступили к испытаниям нового автомобиля ГАЗ-61-40 синего цвета.
Они проводились в период лета-осени 1939 года. На шоссе с полной
нагрузкой (в 500 кг веса) он развивал скорость до 107,5 км/ч, имея
минимальный расход топлива 14 л на 100 км. Ожидания создателей были
полностью оправданы. Создатели: ведущий конструктор В.А.Грачев, инженеры
Б.Д.Кирсанов, А.Г.Кузин, Н.Г.Мозохин, М.П.Пименов, С.Г.Зислин,
В.И.Подольский и др. Всего с 1940 по 1945 годы было произведено 6 фаэтонов 61-40 Характеристика модели : Число мест 5
|
||
последнее обновление страницы - 23.03.2014 | ||