*index 43* Горьковский автомобильный завод.


В период 1980-х до 1990 года в Советском Союзе растет материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма. Появляются новые гостиничные комплексы, получают распространение новые виды обслуживание - семейный отдых и курсовочное лечение (при котором отдыхающие проживали в частном секторе, а лечение получали в санатории). Было развито экскурсионное обслуживание (по стране было свыше 900 экскурсионных бюро)Основные черты данного периода: развитие туризма в условиях жесткого нормирования и планирования, расширение географии туризма (Сибирь, Дальний Восток), концентрация рекреационного обслуживания в благоприятных территориально-климатических зонах, распространение новых форм обслуживание (семейный отдых, курсовочное лечение), формирование самой крупной и самой дешевой в мире базы социального и самодеятельного туризма, создание научной основы изучения туризма.

 

 


Развал СССР и переход к рыночной экономике больно ударил по санаторно-курортному делу в России: сократилось рекреационное пространство: Россия потеряла основные курортные зоны на Балтике, в Карпатах, в Крыму, на Черноморском побережье, большую часть Азовского побережья и Закавказья, санаторно-курортная сеть которых создавалась общими усилиями республик СССР; резко уменьшилась материальная база, так как большинство курортов оказались за пределами России; существенный ущерб был нанесен научному обеспечению курортного дела в России: системе разведки и охраны природных лечебных ресурсов, объединению «Лечминресурсы», институтам курортологии и курортного проектирования; тяжелая экономическая ситуация переходного периода подорвала и собственные российские курорты -- ухудшилось качество обслуживания, снизился уровень питания, возросли цены на путевки. Обнищавшее население не имело возможности оплачивать отдых. Санаторно-курортная сеть стала разваливаться. Здравницы стояли полупустыми. Лечиться в них могли только богатые люди, которые предпочитали отдых за границей или в немногочисленных элитарных санаториях бывшего Главного 4-го управления Минздрава, обладавших высокой комфортностью и большим разнообразием лечебных услуг. Уровень этих учреждений во многом превышал уровень известных мировых лечебных курортов. Удержаться на плаву им помогала не только клиентура из «новых русских», но и отчисления от соцстраха.

 

 


Спартакиада — массовые спортивные соревнования в СССР и других социалистических странах.
Первоначально спартакиадами (по имени предводителя восстания римских рабов Спартака) назывались спортивные соревнования, проводимые немецкими спортивными клубами прокоммунистического направления. В 20-е годы спартакиады распространились в СССР, где они должны были послужить заменой олимпийскому движению, в котором СССР не участвовал — вначале из-за бойкота МОК, позже по своей инициативе из-за идеологических разногласий (подробнее см. Бойкот Олимпийских игр). Проводились спартакиады вооруженных сил СССР, народов СССР, профсоюзов СССР, ДОСААФ.
Спартакиады также проводились в других социалистических странах, таких как ГДР и ЧССР.
С 1956 года по 1991 г. проводились спартакиады народов СССР. Летние спартакиады народов СССР, как правило, организовывались в предолимпийский год, а зимние  — за два года до Олимпийских игр.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Горьковский Автомобильный Завод

                                                       
                                                    


 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23

Автомобили ГАЗ-13 "Чайка"

ГАЗ-13 "Чайка", представительский седан; 1959 г.                                                        

 
 
                           
 

Постномерная модель произв. "АГАТ". Цвет - черный. Саратовская, классическая, увесистая  модель "Чайки". Десятирублевая мечта любого ребенка в 80е годы. Отличие от номерной в детализации колес и в цвете салона (номерные модели комплектовались салоном белого цвета). Снова металлическое днище, как и до 1988 года. Пропорции модели хороши, но зазоры в открывающихся дверях , условная детализация передка, отсутствие хромированных окантовок окон немного портят впечатление.  Тем не менее, для меня это самый любимый вариант модели ГАЗ-13. Модель приобретена в 2009 году.
  

Серийный автомобиль ГАЗ-13 "Чайка" (1959-1981).
Чайка — модель автомобилей Горьковского автозавода, один из немногих советских автомобилей представительского класса. Разработана в 1957 году на замену устаревшему к тому времени автомобилю М-12 «ЗИМ». Дизайнер — Лев Еремеев
Над созданием «Чайки» работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, испытателей завода: В. С. Соловьев, Н. А. Юшманов, Г. А. Пономарев, В. В. Гнетнев, П. Э. Сыркин, О. И. Пелюшенко, М. Мокеев, Б. Греков, а также Л. Д. Кальмансон, Б. С. Поспелов, Б. Б. Лебедев, Л. Э. Дуарте и другие.

Исходный проект разрабатывался под двумя девизами — «Чайка» и «Стрела», в итоге был избран первый.

«Чайка» была нестандартной как по дизайну, так и по обилию технических новшеств. Большинство конструктивных решений этой машины были новинками в отечественном автомобилестроении. Двигатель автомобиля объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с. был верхнеклапанный двухрядный и имел V-образное расположение цилиндров. Даже полностью нагруженная машина легко разгонялась до 160 км/ч и расходовала на сто километров пути всего 21 литр горючего. Рабочую смесь готовил четырехкамерный карбюратор.Силовой агрегат ГАЗ-13 продемонстрировал немалые возможности отечественного моторостроения — в несколько изменённом виде эти моторы устанавливались впоследствии на бронетранспортеры.

Заводские конструкторы применили совершенно новые агрегаты — автоматическую коробку передач, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов. По количеству технических новинок автомобиль превзошел все предыдущие отечественные модели. Несущим элементом «Чайки» стала Х-образная рама без боковых лонжеронов. На ней, через резиновые подушки, в шестнадцати точках крепился кузов. Применить торсионную подвеску советские конструкторы не решились — ходовая часть имела обычную независимую пружинную подвеску спереди и продольные полуэллиптические рессоры сзади.

Большинство 13-х «Чаек» имело закрытые четырёхдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки. Однако, по спецзаказам, в основном Министерства обороны, на автомобиль могла быть установлена внутренняя перегородка между водительским и пассажирским отделениями.

Такая модификация носила индекс ГАЗ-13 А, кроме этого эксклюзивным тиражом были выпущены ГАЗ-13Б — эти машины имели открытый кузов типа фаэтон, мягкий верх которого поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с водительского места. В просторном и комфортабельном салоне ГАЗ-13 свободно размещались семь человек. Эффективная система отопления равномерно обогревала все пассажирское помещение. «Бардачок» рядом с щитком приборов, пепельницы и электроприкуриватели, пяти-диапазонный приёмник с автоматический настройкой и дополнительным динамиком для задних пассажиров, кнопочное управление подъемом антенны и оконными стеклами обеспечивали дополнительные удобства для пассажиров.

   В подарок от Н. С. Хрущёва «Чайку» получили: Писатель Михаил Шолохов, балерина Галина Уланова и революционер Фидель Кастро.

год вып. - 2009     штамп ОТК - 05.2008        тираж  - неизвестен

ГАЗ-13 "Чайка", представительский седан; 1959 г.                                                      

 
 
                           
 

Модель №13 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - черный. Как и в случае с моделью от "Welly", ГАЗ-13 от DeAgostini имеет ошибочную геометрию второго бокового окна. Окантовки стекол сделаны чуть аккуратнее, но также не внушают уважения из-за отсутствия хрома. Та же картина с молдингами и накладками по бокам модели. Модель сделана  гибридным способом: к  металлическому каркасу приклеена пластиковая крыша с частью корпуса ниже центральных молдингов и накладок.  Хотя под слоем эмали полупластиковость модели абсолютно не заметна.  
  

На «Чайках» ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 обслуживало московский дипкорпус: на них катали послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии. Одна «Чайка» даже эксплуатировалась в посольстве США. Случай, когда новый автомобиль попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам.

Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавались в «Интурист», дворцы бракосочетаний и ЗАГСы. В 1963 году горьковскими дизайнерами была предпринята попытка модернизировать внешность автомобиля. «Чайка» получила сдвоенные передние фары, полосную облицовку радиатора и измененную форму бамперов. Однако дальше опытного образца работа не пошла — до самого своего конца стилистическое решение ГАЗ-13 оставалось без изменений. Автомобиль выпускался 22 года. Несмотря на то, что в 1977 году ГАЗ начал производство «Чайки» второго поколения ГАЗ-14, производство ГАЗ-13 продолжалось до 1981 года.

В народе бытует байка, что якобы В.В. Терешкова - генерал-майор, первая в истории женщина-космонавт, получила в подарок от партии и правительства СССР ГАЗ-13 белого цвета. На самом деле с Чайкой Валентину Владимировну связывает только ее позывной во время ее полета на орбиту Земли. Именно так он и звучал - "Чайка".

год вып. - 2009         тираж  в РФ - 300 000 экз.

                                                          сравнение моделей "Чаек" от "Welly", "Агат" и "DeAgostini" :

виды со стороны капота
виды сбоку
виды со стороны багажника

                                                                                                                                                                                                                                            

семейное фото на память:
слева-направо мои "Чайки" от Саратова,
DeAgostini, Welly (серия Autotime; модель продана в июне, 2014) и ,собственно, оригинал ГАЗ-13. (к сож. не мой)
    

 

ГАЗ-13 "Чайка" Э-2, представительский седан; 1958 г.                               

 
 
                           
 

Модель №203 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - белый/морская волна. Прибыла в коллекцию 30.12.2016. В канун наступающего, 2017 года, мое собрание пополнилось очередным экземпляром масштабной копии ГАЗ-13 - легендарной "Чайки"! На сей раз модель была заявлена в экспериментальной модификации "Э-2". К сожалению, производителю не удалось в полной мере воспроизвести прототип. Отсутствует хромированный маскот "птицы" на капоте, нет вайтволлов на колесных дисках. Однако масштабную "Чайку" снабдили золоченой решеткой радиатора как у оригинала и прокрасили в цвет напоминающий цвет прототипа - пастельно-бирюзовый. В остальном, модель полностью повторяет экземпляр выходивший под №13 в этой же журнальной серии.

Официально многосерийное производство Чайки началось с конца 1959 года, но в начале 1958 года все же был представлен первый экземпляр «Э-2», который разрабатывали в экспериментальном режиме специально для международной выставки «ЭКСПО-58», которая проходила в Германии. Этот образец отличался пастельно-бирюзовым цветом, эмблемой в виде чайки на капоте и дизайном, практически аналогичному «Паккарду» (именно последний фактор принудил конструкторов заметно модернизировать кузов в дальнейшем). В январе 1958 года экспериментальный образец с номером «Э-2» был отправлен на выставку Expo '58 в Брюсселе, Бельгия, где экспонировался с апреля по октябрь того же года и был удостоен Диплома Гран-При (вместе с ГАЗ-21 и ГАЗ-52).

год вып. - 2016         тираж  - 40 000 экз.

ГАЗ-13Б "Чайка", кабриолет; 1961 г.

в поиске...

 

 
 
                           
 

  

ГАЗ-13Б «Чайка» кабриолет (иногда называют фаэтоном) на базе ГАЗ-13, мягкий верх поднимался и опускался электрогидравлической системой управляемой с водительского места. Автомобиль выпускался с 1961-й по 1962-й год. Однако, по некоторым сведениям, в конце 70-х годов на ГАЗе изготовили два парадных автомобиля ГАЗ-13Б для министра обороны ГДР маршала Гофмана
ГАЗ-13Б «Чайка». По разным данным, выпущены от 20 до 10 экземпляров. Сегодня сохранились четыре кабриолета заводского изготовления.

год вып. - 20xx         тираж  в РФ -

Также см. по ссылке тему:  РАФ-ГАЗ-13С "Чайка"

последнее обновление страницы - 31.12.2016

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23