*index 43* Автомобили автозавода КИМ .


СССР — страна с преимущественно городским населением. Чрезвычайно быстрый рост доли городского населения — следствие превращения СССР из отсталой аграрной страны в индустриальную. В общем приросте городского населения отмечается тенденция снижения удельного веса миграции населения из села . Наиболее высок процент городского населения, с одной стороны, в старых промышленных районах (Ленинградская область вместе с Ленинградом — 91 % , Донецкая — 89, Московская вместе с Москвой — 88, Свердловская — 85, Челябинская —82%); с другой — в неблагоприятных для сельского хозяйства районах Севера и Азиатской части СССР, индустриальное развитие которых началось в годы Советской власти (Мурманская область — 89, Кемеровская — 86, Карагандинская — 86, Камчатская — 83, Магаданская — 78%). В то же время в областях, где преобладает сельское хозяйство, доля городских жителей не превышает 1/3 населения. Быстрее всего растут крупнейшие (свыше 500 тыс. жителей) и большие (100—500 тыс.) города. В первых число жителей увеличилось с 1939 почти в 3,6; во-вторых — в 2,8 раза; население остальных городов выросло почти в 2 раза. В 1939 в СССР было 2 города с числом жителей свыше 1 млн., в 1959 — 3, в 1976 — 14, из них (в тыс. чел., на 1января 1976): Москва — 7734, Ленинград — 4372, Киев — 2013, Ташкент — 1643, Баку — 1406, Харьков — 1385, Горький — 1305, Новосибирск — 1286, Минск — 1189, Куйбышев — 1186, Свердловск — 1171, Тбилиси — 1030, Одесса — 1023, Омск — 1002 (Москва, Ленинград, Баку и Минск — вместе с городскими поселениями, подчинёнными их горсоветам); от 500 тыс. до 1 млн. жителей насчитывали (в тыс. чел.): Челябинск (989), Днепропетровск (976), Донецк (967), Казань (958), Пермь (957), Ереван (928), Уфа (923), Волгоград (918), Ростов-на-Дону (907), Алма-Ата (851), Саратов (848), Рига (806), Воронеж (764), Запорожье (760), Красноярск (758), Кривой Рог (634), Львов (629), Ярославль (577), Караганда (570), Краснодар (543), Новокузнецк (530), Владивосток (526), Ижевск (522), Иркутск (519), Барнаул (514), Хабаровск (513), Тула (506). В городах с населением свыше 100 тыс. чел. проживает 58% всех городских жителей и 36% всего населения страны.
 

 

 


 По переписи 1970, в СССР насчитывалось 469,3 тыс. сельских поселений (преобладают сельские населённые пункты, в которых основная часть населения занята сельское хозяйством); в 1970 средняя людность 1 сельского поселения составила около 225 чел. В целом в поселениях с числом жителей 100 и менее чел. жило 7,1% сельского населения, в поселениях от 101 до 1000 жителей — 49,1%, свыше 1000 жителей — 43,8 %. Для сельского расселения в Европейской части характерно возрастание людности деревень с С. на Ю. Особенно мелки сельские поселения на С.-З. СССР (например, в Псковской области 61% сельского населения проживает в поселениях, имеющих 100 и менее жителей). Иное положение на Ю. Европейской части: в Одесской области в поселениях с людностью 100 и менее чел. живёт только 0,8% сельского населения, 85% его сосредоточено в поселениях, где количество жителей превышает 500 чел. Для средней полосы Европейской части, для Урала и Сибири типично преобладание средних по величине поселений. Одна из задач социалистической перестройки сельского расселения — его укрупнение. Обеспечение необходимых для социально-культурного развития условий и достижение рационального уровня обслуживания предполагает людность сельских поселений не ниже 1—2 тыс. чел. Планомерно проводится сселение в более крупные посёлки, ликвидация неудобно расположенных и бесперспективных мелких и мельчайших (хуторов) поселений. Происходит процесс уравнивания культурно-бытовых условий жизни сельских и городских поселений.

 

 


Географическое перераспределение населения за счёт внутренней колонизации входивших в состав Русского государства слабозаселённых земель имело место уже в 17—18 вв. Межрайонные миграции возросли с середины 19 в., особенно после крестьянской реформы 1861, и определялись главным образом нуждой разорявшихся крестьян или поисками работы. Внешние миграции не играли в дореволюционной России заметной роли. После победы Октябрьской революции 1917 движущими силами внутренних миграций стали позитивные мотивы освоения новых природно-хозяйственных богатств и организованное приведение размещения населения и трудовых ресурсов в соответствие с планами территориального перераспределения производства. Миграционные процессы в СССР характеризуются двумя главными тенденциями: неуклонным оттоком сельского населения в города и сдвигами населения в восточные районы. За 1926—39 на Урал, в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию, на Дальний Восток переселилось около 4,7 млн. чел. В годы Великой Отечественной войны произошли резкие территориальные сдвиги в размещении населения в связи с его эвакуацией в восточные районы из временно оккупированных районов и из прифронтовой полосы (за 1941—42 около 20—25 млн. чел.; большая часть их затем возвратилась на прежнее местожительство). В послевоенный период интенсивно продолжались миграции в новые промышленные районы, к новостройкам, в районы освоения целинных земель (только за 1959—70 чистый приток населения в Казахстан и Среднюю Азию составил 1,2 млн. чел.). В результате на В. страны к 1970 проживала 1/4 всего населения (до Октябрьской революции — лишь 1/5). Роль внешних миграций в СССР ещё менее заметна, чем в дореволюционной России .

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Автомобильный Завод им. Ленинского Комсомола /АЗЛК/
                                     
краткая фотоистория предприятия              
             


 

 

 

 

                   
    
      

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Второе поколение автомобилей  МЗМА                                                                                                                        402-я серия

сравнительная таблица "Москвичей" второго поколения Московского Завода Малолитражных Автомобилей (буд. АЗЛК)

Москвич-402; 1956г.                                                                                                                                             

 
 
                       
 
 
 
                           
 

Модель произв. фирмы "IST models". Цвет - бирюзовый. Номер по каталогу "IST models" - 037.  Не удержался и заказал эту модель, несмотря на  вероятность,  что такая же появится и в "Автолегендах". Попался достаточно аккуратный экземпляр.  В принципе, все достаточно похоже на ранее приобретенные 407ые. Правильно обозначены клыки на переднем и заднем бампере, но ,к сожалению, бамперы без характерных для 402го канавок. Эмблема без надписи "Москвич", что исторически абсолютно верно. В наличии трехсекционные задние фонари. Правда размеры секций фонарей немного навраны. Увы, в модели установлен ошибочный руль (от 403/408х "Москвичей"). Приятным дополнением оказалась  антенна на правом крыле. В целом от модели гораздо больше положительных эмоций, чем отрицательных. Куплена 27.02.2010.

Москви́ч-402 — советский легковой автомобиль малого класса, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) в 1956—1958 гг. Предшественник — Москвич-401, преемник — Москвич-407. Всего было выпущено 87 658 Москвичей-402 с модификациями. Москвич-402 сменил первое поколение Москвичей-400/401 в 1956 году.

Главный конструктор МЗМА А. Ф. Андронов сумел нацелить небольшой коллектив конструкторов завода на решение весьма непростой задачи - спроектировать принципиально иную модель, в которой от прежней, правда в модернизированном виде, сохранялись двигатель, коробка передач и редуктор заднего моста. "Москвич-402" стал пионером нашего автомобилестроения во многих отношениях: гнутое ветровое стекло, телескопические амортизаторы, бесшкворневая подвеска передних колес, кнопочное управление замками дверей, запираемая изнутри кузова крышка багажника, коробка передач с удлинителем, двуспицевое рулевое колесо. Автомобиль получил современный более просторный и комфортабельный кузов с отдельными багажником классических очертаний. Главным недостатком 402-й модели стал доставшийся от предшественника слабый, морально устаревший нижнеклапанный мотор, конструкция которого восходила еще к середине 30-х. Освоение принципиально нового верхнеклапанного двигателя не состоялось по экономическим причинам и в серию пошёл двигатель М-407, в основе которого лежал все тот же силовой агрегат Москвича-401, но с верхнеклапанной головкой и другими усовершенствованиями. Модернизированный автомобиль с таким двигателем получил обозначение Москвич-407.
* на фото слева - опытный образец М-402.

год вып. - 2010          тираж в РФ  - неизвестен... 

Москвич-402; 1956 г.                                                                                                                                        

 
                             
 

Модель №72  из рос.журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - сине-зеленый. Прибыла в коллекцию 09.11.2011. Эта модель стала неплохим дополнением в кампанию к уже имеющейся модели МЗМА-402 от IST-models. Унаследовав почти все достоинства и недостатки каталожной модели, данную все-таки стоит отметить за превосходный цвет "морская волна". Причем цвет действительно фирменный для "Москвичей" второго поколения. Нельзя не упомянуть упрощенные, в сравнении с регуляркой,  колеса модели. Изменился цвет эмблемы. Исправлена ошибка, допущенная в модели МЗМА-410 - убрана накапотная надпись  "Москвич".
  

Длина "Москвича-402" составляла 4055 мм (на 200 мм больше, чем у его предшественника), ширина-1540 мм, высота - 1560 мм; база - 2370 мм; колея передних и задних колес - 1 220 мм.

Машина оснащалась нижнеклапанным четырехцилиндровым (1220 см3, 35 л. с. при 4200 об/мин) двигателем, трехступенчатой коробкой передач с рычагом переключения на руле, колесами с шинами размером 5,60-15", комплектовалась радиоприемником в качестве серийного оборудования, автоматически выключающимися указателями поворотов.

Передние сиденья раскладывались для ночлега в постель, а багажник отличался весьма большим для машин малого класса объемом -0,34 м3. Снаряженная масса не превышала 980 кг, и машина развивала наибольшую скорость 105 км/ч, набирала скорость 80 км/ч за .28,5 с, а дистанцию 1000 м со стартом с места преодолевала за 52 с.
 
Иными словами, "Москвич-402" с 35-сильным двигателем по скоростным показателям оказался равноценным "Победе". Он был более экономичным, расходуя около 9 л бензина А-72 на 100 км пути.

Серийное производство Москвича-402 было свёрнуто в мае 1958 года в связи с освоением новой модели с усовершенствованным двигателем – Москвич-407.
 Москвичей–402 с кузовом «седан» в разных модификациях – такси, для медицинской службы Москвич-402М, с ручным управлением Москвич-402Б – было изготовлено за три года 87658.

год вып. - 2011           тираж в РФ  -  уточняется..

Сравнительное фото МЗМА-402 от IST-models и DeAgostini

Москвич-402M, медпомощь на дому; 1957 г.

в поиске...

 

 
                             
 

Для замены снятого с производства «Москвича-400-420М» автозаводом была освоена медицинская версия «Москвич-402М». Этот автомобиль, как и предшественник использовался для перевозки медицинского персонала и обслуживания больных на дому. На лобовом и заднем стеклах у них были нарисованы знаки Красного Креста.

год вып. - 20xx           тираж в РФ  - 

Москвич-402Т, такси; 1957 г.

в поиске...

 

 
                             
 

 

Поскольку такси в СССР постоянно не хватало, с 1957 г. в Москве и Риге в небольших количествах работали такси-"москвичи", которым присвоили заводской индекс 402Т. Существовала и модификация такси на базе "Москвича-407" — 407Т. Попало в такси и небольшое количество "москвичей-408". Машины, как и "Волги", оборудовали таксометрами, украшали "шашечками", позднее — с большой буквой "Т" в круге. Такие автомобили встречались примерно до конца 1960-х.

год вып. - 20xx           тираж в РФ  - 

Москвич-410 (4х4) седан повышенной проходимости; 1957 г.                                  

 
                             
 

Модель №42  из рос.журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - темно-зеленый. Прибыла в коллекцию 15.09.2010. К великому сожалению, модель разочаровала наличием целого ряда грубых ошибок. Это касается надписи на капоте, которой в действительности на полноприводном седане на базе 402го "Москвича" быть не должно; зеркала, которого также исторически не было в комплектации 410х; ошибочно исполненного днища, на котором неправильно расположен карданный вал от раздаточной коробки к заднему мосту. Салон модели также имеет ряд грубейших неточностей. Это касается руля и недостающих рычагов. Видимо в качестве компенсации, китайцы прокрасили флажок на капоте. Но это, увы, мало утешает. Тройка с минусом этой модели!
  

Москви́ч-410 — советский полноприводный автомобиль, выпускавшийся в 1957—1961 гг. на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА). Фактически был полноприводным вариантом седанов Москвича-403 и Москвича-407 с усиленным несущим кузовом и прочими доработками, ориентированным для нужд сельских жителей. В 1959—1960 гг. выпускался также полноприводный универсал Москвич-411. Выпуск полноприводных автомобилей на МЗМА был свернут в начале 60-х из-за недостатка у завода производственных мощностей в связи с ростом экспортной программы «Москвич-407». Всего в 1957—1961 гг. было изготовлено 11 890 автомобилей семейства «Москвич-410», включая около 1,5 тыс. универсалов «Москвич-411».

«Москвич-410», в отличие от «402-й» модели получил усиленный кузов, рулевой механизм от ГАЗ-М-20, масляный радиатор системы смазки двигателя, оригинальный передний ведущий мост с шарнирами равных угловых скоростей типа «Бендикс-Вейсс», двухступенчатую раздаточную коробку с ручным включением, зависимую переднюю подвеску на продольных рессорах и гидравлические амортизаторы рычажного типа (лучше переносившие грязь, в отличие от телескопических на базовой модели). Были также применены шины увеличенной размерности 6,40—15" со специальным «вездеходным» рисунком протектора, что позволило увеличить дорожный просвет до 220 мм, как у ГАЗ-69 и повысило проходимость. Автомобиль мог преодолевать брод до 0,3 м и подъём крутизной до 33 градусов. Модернизированный в 1958 году «Москвич-410Н» и универсал «Москвич-411», производство которого началось годом позже, получили новый более мощный двигатель и 4-ступенчатую КПП от «Москвича-407». Передаточное число редуктора главной передачи заднего моста было уменьшено (при этом силовой диапазон трансмиссии вырос с 8,25 до 8,9), что увеличило максимальную скорость на 10 км/ч. «Москвич-410» все же не являлся полноценным внедорожником, каким был выпускавшийся в то же время ГАЗ-69. В инструкции по эксплуатации недвусмысленно указывается на то, что полноприводный автомобиль «Москвич-410» «характеризуется только повышенной проходимостью, но при этом не является автомобилем-вездеходом, по-этому нельзя пытаться пользоваться им на особо тяжелых дорогах и в условиях, не соответствующих их возможностям».

Модификации

• Москвич-410 (1957—1958) — базовый седан с кузовом и двигателем от «Москвич-402»;
• Москвич-410Н (1958—1961) — модернизированный седан с кузовом и двигателем от «Москвич-407»;
• Москвич-411 (1959—1961) — универсал с кузовом от «Москвич-423Н»;
• Москвич-431 (1960) — фургон с кузовом от «Москвич-430», был изготовлен единственный опытный образец.

год вып. - 2010           тираж в РФ  - уточняется.. 

Москвич-423; 1957 г.  

в поиске

 

 
                             
 

  

В 1957-1958 годах на базе «Москвича-402» выпускался первый в стране пятидверный универсал «Москвич-423». В его конструкции использовалась та же боковая панель с изогнутыми водосточными желобками, та же задняя панель с высоким порогом багажной крышки. Заднее сиденье складывалось, образуя грузовой отсек длиной 1473мм и шириной 1220мм. При сложенных задних сиденьях машина могла перевозить 250кг груза и двух человек, включая водителя. Для запасного колеса под полом размещалась горизонтальная ниша. Задние рессоры были на 5мм шире, чем у базовой модели. Задняя пятая дверь открывалась налево, и ее порог находился на высоте 760мм от земли.

год вып. - 20xx           тираж в РФ  - 



Инструкция по уходу за автомобилем "Москвич-402".
Гос. научно-техническое издательство машиностроительной литературы. Москва, 1958 год. (
Djvu-файл в rar-архиве )
 

последнее обновление страницы - 18.03.2014

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11