АЗЛК, фото
                                                                                                                          
МЗМА/АЗЛК

 

 

 

 

                

В 1930 году в Москве был основан Московский завод малолитражных автомобилей.
В 2002 году АО «Москвич» было признано банкротом, а завод был брошен.
К 2010 году всё что можно — было порезано на металл, документы из административных зданий унесены случайными людьми.

Но что же произошло за этот период?
История МЗМА — безусловно, славная и необычная, и уж куда интереснее истории АвтоВАЗ–а.

Начнём с 1930 года.
Тогда на заводе собирались автомобили FORD и назывался он автосборочным.
Ничего интересного собираемые Форды А и АА не представляли из себя и уж о исключительной роли отечественных конструкторов тут сказать нечего — не было её, как таковой.
Самостоятельное развитие завода началось с Великой Отечественной Войной — тогда будущий завод «Москвич» работал в военных целях.
После 1945 года из побеждённой Германии было вывезено множество машиностроительных агрегатов Opel и начато производство Opel Kadett образца 1938 года. Завод переименовали в МЗМА.
 

После освоения выпуска Opel Kadett на его основе был разработан Москвич–401. Производство носило серийный характер и впервые использовались самостоятельные конструкторские решения сотрудников завода

Испытания автомобилей проходили в том числе и в трудных условиях — болота, холмы, бездорожье.

Завод расцветал и набирал обороты.
Через несколько лет МЗМА стал выпускать и спортивные автомобили — уже полностью свои разработки. Они принимали участие в практически первых советских автогонках такого уровня.

МЗМА–«Салют». 1950 год.

Молодые кадры составляли основу коллектива.

Сотрудники завода ездили в командировки за границу, получая там дополнительный опыт и знания.

На этой фотографии — так называемое «коммерческое шасси». На него можно было установить хоть будку, хоть грузовой кузов.

Производство экспериментальных автомобилей по–настоящему развернулось в начале 50–х.
Конструктора не боялись пробовать — появлялось множество модификаций.

Например, это установка для запуска реактивных авиадвигателей.

Полноприводный «Москвич».

Такие автомобили стали вторым поколением «Москвичей», отличаясь новым внешним видом, улучшенной конструкцией, дающей в итоге уникальные ходовые качества.

Столковение с лосём.

На государственных испытаниях.

Один из тех экспериментальных автомобилей, о которых говорилось выше — Москвич А–9.

Вспомогательный автоагрегат, использовавшийся на испытаниях.

Москвич–444 — это первый прототип «горбатого» «Запорожца». Их собрали десять штук и затем передали производство на завод «Коммунар», теперь — «ЗАЗ».

Один из рисунков неизвестного художника, работавшего на МЗМА.

На заводе проводились политзанятия — куда ж без них? И кто знает, какую они на самом деле сыграли роль.

А ещё на завод приезжали ансамбли.

Гоночный Москвич 407–Г2.

Именно эти люди занимались конструированием кузовов — как видно, в 50–х на завод уже пришло старшее поколение. Нередки были конфликты с молодыми конструкторами.

Решительно новый на то время Москвич–408 проходил испытания почти полгода.
Забавно, что его привычная нам внешность (мало ли 408–412–х ездит по улицам) изначально была совершенно не такой:

Ралли Лондон–Сидней.

За радикально новый внешний вид, который не выглядит сильно устаревшим и по сей день следует благодарить именно молодую команду конструкторов.




Ещё одни никому не известные «Москвичи» — это джипы 415/416.
Неизвестно, что им помешало пойти в серию, но на их разработку ушли годы.
Как оказалось, зря.

Ещё одной разработкой, не получившей хода, был Москвич–408–ГТ (Гранд–Туризмо). Cтоит отметить, что 408–ГТ имел инжекторный двигатель — редкость на те времена.

Пластилиновый макет Москвичей серии 3–5–x.

Главный конструктор.
Впоследствии судьба этих автомобилей была печальна (но сохранилось 2 экземпляра, один из которых в плачевном состоянии).

Но тогда верили в будущее этой серии и создавали один за другим экземпляры и модификации.

Для конца 60–х — это неплохой дизайн, согласитесь.

Конструкторы совершили поездку в Суздаль на экспериментальных авто.

Но выпуск этих почти готовых к выходу «в серию» автомобилей (с АКПП, между прочим), так и не состоялся.

КБ на фоне памятника погибшим автозаводцам. Ныне снесённого и выброшенного на свалку.

Модель Москвича–2141 — это был откровенный плевок в лицо всему КБ. Вместо показанных выше моделей серии 3–5–x начальство распорядилось… копировать американскую «Крайслер Симку». Собственно, 2141 — и есть копия «Симки». Глупая и неудачная. После этого с завода ушли несколько ведущих конструкторов.

Москвич С–1 — тоже из зарублененых проектов.

Что было дальше — слишком грустно.
Уродливые и мелкосерийные автомобили не спасли завод в 90–х — новое оборудование сгнило в контейнерах, так и не будучи распечатанным, линии производства потихоньку разобрали и сдали на металлолом в прошлом году. Музей с уникальными экземплярами просто выбросили. К счастью, его удалось спасти.

Нет уже ни завода, ни конструкторов тех. Но осталась история. И она — достаточно славная. Не в пример АвтоВАЗу.

Спасибо за фотографии неизвестному сотруднику АЗЛК, опубликовавшему их однажды в своём веб–альбоме.


источник: http://chunimuni.ru/blog/moskovskij-zavod-malolitrazhnyx-avtomobilej.html