*index 43* Автомобили автозавода КИМ .


Национальный состав населения СССР (1970, перепись), тыс. чел.

 Всё население  СССР -

                  
241 720,1

Русские                           129015,1

Украинцы                         40753,2

Узбеки                                 9195,1

Белорусы                            9051,8

Татары                                5930,7

Казахи                                 5298,8

Азербайджанцы                 4379,9

Армяне                                3559,1

Грузины                              3245,3

Молдаване                          2698,0

Литовцы                             2664,9

Евреи                                  2150,7

Таджики                              2135,9

Немцы                                 1846,3

Чуваши                                1694,4

Туркмены                            1525,3

Киргизы                              1452,2

Латыши                               1429,8

Народности Дагестана      1364,6
Из них:
Аварцы                                 396,3
Лезгины                                323,8
Даргинцы                             230,9
Кумыки                                 188,8
Лакцы                                     85,8
Табасараны                             55,2
Ногайцы                                 51,8
Рутульцы                                12,1
Цахуры                                    11,1
Агулы                                        8,8

Мордва                               1262,7

Башкиры                             1239,7

Поляки                                1167,5

Эстонцы                             1007,3

Удмурты                               704,3

Чеченцы                               612,7

Марийцы                              598,6

Осетины                               488,0

Коми и коми-пермяки         475,3
Из них:
Коми                                     321,9
Коми-пермяки                     153,4

Корейцы                               357,5

Болгары                                351,2

Греки                                     336,9

Буряты                                  314,7

Якуты                                    296,2

Кабардинцы                         279,9

Каракалпаки                         236,0

Цыгане                                  175,3

Уйгуры                                  173,3

Венгры                                  166,5

Ингуши                                 157,6

Гагаузы                                 156,6

Народности Севера, Сибири и Дальнего Востока                150,9
Из них:
Ненцы                                     28,7
Эвенки                                    25,1
Ханты                                     21,1
Чукчи                                      13,6
Эвены                                     12,0
Нанайцы                                 10,0
Манси                                       7,7
Коряки                                      7,5
Долганы                                    4,9
Нивхи                                        4,4
Селькупы                                  4,3
Ульчи                                        2,4
Саамы                                       1,9
Удэгейцы                                  1,5
Ительмены                               1,3
Кеты                                          1,2
Орочи                                       1,1
Нганасаны                                0,9
Юкагиры                                   0,6
Негидальцы                              0,5

Карелы                                  146,1

Тувинцы                               139,4

Калмыки                               137,2

Румыны                                119,3

Карачаевцы                          112,7

Адыгейцы                               99,8

Курды                                     88,9

Финны                                    84,7

Абхазы                                    83,2

Хакасы                                    66,7

Балкарцы                                59,5

Алтайцы                                 55,8

Черкесы                                  39,8

Дунгане                                   38,6

Иранцы (персы)                     27,5

Абазины                                 25,4

Ассирийцы                             24,3

Чехи                                        21,0

Таты                                        17,1

Шорцы                                    16,5

Белуджи                                  12,6

Словаки                                  11,6

Вепсы                                        8,3

Удины                                       5,9

Халха-монголы                        5,2

Караимы                                   4,6

Албанцы                                   4,4

Афганцы                                   4,2

Французы                                 2,5

Народы Индии и Пакистана   1,9

Эскимосы                                 1,3

Ижорцы                                    0,8

Тофы                                         0,6

Алеуты                                      0,4

Другие национальности     151,9


 

 


До Октябрьской революции 1917 уровень развития языков народов Российской империи был различным. Многие языки имели древнюю письменную традицию: армянский, грузинский языки создали свои алфавитные системы в 5 в.; русским, украинский, белорусский языки имели общую для них письменность на основе кирилловского алфавита, восходящую к 10 в.; у литовского, латышского, эстонского языков письменность на основе латинского алфавита была с 16 в. На основе арабского алфавита имели письменность тюркские языки: азербайджанский — с 14 в., узбекский — с 15 в., туркменский — с 15 в., татарский — с 16 в., казахский — с 19 в. Своя национальная письменность существовала у монгольских народов — бурятов, калмыков, монголов (на основе монгольского алфавита), у евреев (с еврейским алфавитом) и у ассирийцев (с сирийским алфавитом). Таджикский язык имел письменность с 9 в. на основе арабского алфавита, с 1930 — на базе латинского, а с 1940 — на основе русского алфавита. Стефан Пермский (Степан Храп) в 14 в. создал оригинальную древне-пермскую письменность, которая просуществовала в церковном пользовании до 17 в. В большинстве же языки народов Российской империи были бесписьменными. После Великой Октябрьской социалистической революции для этих языков стала создаваться письменность. Например, на киргизском, башкирском, каракалпакском языках в 1923—28 была создана письменность на основе арабского алфавита, в 1928—40 — на основе латинского алфавита, а в 1938—40 — на базе русского алфавита. В 1936—41 письменность многих языков народов СССР стала переводиться на русскую графику. Для ранее бесписьменных языков были созданы алфавиты на базе русской графики с добавлением необходимых букв и диакритических знаков для звуков, специфических для различных языковых групп. Сохранили свою письменность армянский, грузинский и идиш. Латинскую письменность сохранили литовский, латышский, эстонский и финский языки.

 


 


В Советском Союзе большое значение имело двуязычие — владение родным национальным и русским языками. Язык межнационального общения — русский язык стал средством сотрудничества народов СССР в общественной, политической, экономической, культурной и научной сферах, средством культурного обмена между национальными республиками и другими странами мира, приобщения к лучшим достижениям отечественной и мировой культуры. Все нации и народности СССР добровольно избрали русский язык в качестве общего языка межнационального общения и сотрудничества.

 


 

 


Переход с 1966года  предприятий на систему хозяйственного расчета  позволил успешно выполнить восьмой пятилетний план, увеличить выпуск продукции на 50,5% и несколько приостановить падение среднегодовых темпов роста промышленно производства. За пятилетие возведено 1900 новых крупных промышленных предприятий и объектов, в том числе уникальные объекты: Западно-Сибирский и Карагандинский металлургические комбинаты, Волжский трубный завод, Красноярская ГЭС, тепловые электростанции в Криворожье и Конакове, первая очередь Волжского автомобильного завода в Тольятти, трикотажные фабрики в Волгограде, Шахтерске и Лениногорске, обувные фабрики в Волгограде и Череповце. Закончено было формирование единой энергетической системы европейской части страны, создана объединенная энергосистема Центральной Сибири.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






 

 

                       Автомобильный Завод им. Ленинского Комсомола /АЗЛК/
                                     
краткая фотоистория предприятия              
             


 

 

 

 

                   
    
      

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Первое поколение автомобилей  Московского Завода Малолитражных Автомобилей (буд. АЗЛК)                  семейство "400-401"

Москвич-400-420/Москвич-401; 1947 г.                                                        

 
 
                           
 
 
 
                           
 
 
 
                           
 

* - представлены фото МЗМА 400,  401 и Opel Kadett обр. 1937 г.
Модель №
64  из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - серый. Очень ожидаемая масштабная копия, поистине, автолегенды советского автопрома, прибыла в коллекцию 20.07.2011. Вдвойне приятно, что модель не имеет существенных недостатков, так как за основу явно была взята форма от пятого выпуска этой журнальной серии (кабриолет). Следует отметить в модели удачный и весьма  характерный для этих машин цвет.
   В наши дни, в  городском потоке встретить такие Москвичи уже практически невозможно. Машина давно стала раритетом. Но на периферии, в деревнях, селах,  садоводствах и т.п., как не странно, еще встречаются редкие но упорно живущие экземпляры.

       

Москви́ч-400 — легковой автомобиль с задним приводом. Выпускался в СССР на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) с 1947 года. Является модернизацией автомобиля Opel Kadett, выпускавшегося в 1937—1940 годах в Германии американским концерном General Motors на дочернем предприятии Opel. Производство было налажено по конструкторской документации, заново разработанной немецкими специалистами в советской зоне оккупации.

Известный советский дизайнер и журналист Юрий Долматовский в книге «Мне нужен автомобиль» рассказывал: «На заводе малолитражных автомобилей была начата подготовка производства довоенной германской модели «Опель-Кадет» под маркой «Москвич». Это мероприятие было, несомненно, экономически выгодным, поскольку оборудование завода, инструмент и чертежи достались нам по репарации и появилась возможность быстро наладить выпуск машин». Но авторитетный автомобильный историк Лев Шугуров в капитальном труде «Автомобили России и СССР» излагает иную версию событий: «Немецкой технической документации не было, и все чертежи пришлось составлять заново по имевшемуся образцу машины. Несколько помогло делу то обстоятельство, что завод располагал технологической оснасткой для дверей...»
А в новейшем энциклопедическом справочнике Сергея Канунникова «Отечественные легковые автомобили» сказано так: «Документацию по образцам автомобилей создавали на МЗМА».

Так был завод вывезен по репарации или нет? Если был, то куда делись чертежи и оснастка? А если ничего не было и Opel Kadett пришлось копировать с уцелевших образцов в Москве, то в чем же заключалась экономическая выгода?
Листаем пожелтевшие страницы отчетов и постановлений, которые более шестидесяти лет хранились в Государственном архиве Российской Федерации…
Весна 1945 года. Бои на территории Германии еще идут, а Государственный комитет обороны (ГКО) уже принимает решения о вывозе трофейного оборудования. Вот, например, Постановление №8269 от 26 апреля 1945 года «О вывозе оборудования с автомобильных заводов фирм «Зауэр», «Греф-Унд-Штифт» и «Австро-Фиат» в г. Вена». Или другое — №8466, от 10 мая 1945 года «О вывозе оборудования с немецких заводов фирм «Бюссинг» и «Амби-Бадд» в районе г. Берлин».

  А вот и тот документ, что сейчас интересует нас больше других, — Постановление ГКО №9905 от 26 августа 1945 года «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности». Среди прочего читаем: «В результате осмотра перспективных образцов отечественной автомобильной техники в Кремле 16 июня 1945 года и принятого решения о постановке на производство на МЗМА автомобиля Опель-Кадет К-38 в его существующем виде предложено использовать трофейную техдокументацию, оснастку и оборудование, которое надлежит вывезти по репарации из американской оккупационной зоны Германии. Окончательно утверждены опытный образец и техническая характеристика нового объекта производства МЗМА».

Сделать это силами конструкторского бюро МЗМА было нереально. И поэтому к «разработке» Москвича было решено привлечь… немцев.То была массовая практика — уже с лета 1945 года при Советской военной администрации в Германии (СВАГ) создавались смешанные «трудовые коллективы», в которых под началом советских «профсоюзных полковников» (так называли гражданских специалистов, срочно рекрутированных на военную службу) работали уцелевшие немецкие инженеры и рабочие. Немцы работали не как военнопленные, а как наемные специалисты, получая за свою работу немалую зарплату и продуктовые пайки.Ничего зазорного в этом не было: народ-победитель имел полное право на использование научно-технического потенциала поверженной страны. И если «выездные» центры по военной тематике работали под завесой секретности, то под эгидой Минавтопрома СССР совершенно официально было создано одиннадцать немецких бюро, объединенных в научно-технический отдел. Там-то и был создан Москвич-400 — американский Opel заново разработали в Германии уцелевшие немецкие инженеры!

Основные модификации Москвича-400:

1947—1953 — Москвич-400-420, седан
1948—1953 — Москвич-400-422, фургон
1948—1950 — Москвич-400-421, универсал, опытный.
1949—1954 — Москвич-400-420А, кабриолет
1954—1956 — Москвич-401, седан
1954—1956 — Москвич-401-422, фургон

                                                                                                                                                                        

Всего с 1946 по 1956 год было выпущено 247439 моделей машин «400» и «401», они пользовались большой популярностью. И в наши дни спрос среди коллекционеров и реставраторов на «Москвичи» очень велик, для многих они стали пропуском в мир старинных автомобилей.

год вып. - 2011           тираж в РФ  - уточняется... 

Москвич-400-420, милиция ОРУД; 1953 г.                                                               

 
                             
 

Модель №06  из рос. журнальной серии DeAgostini "Автомобиль на службе".  Спецокрас. Прибыла в коллекцию 05.11.2011.Изначально не планировал брать эту модель, но в последний момент передумал. Она становится первым представителем службы ОРУД в моем "гараже". Модель исполнена достаточно аккуратно. Окрас вполне аутентичен прототипу. Громкоговоритель на крыше кажется немного переразмеренным, но мне доводилось видеть фото орудовского Москвича 50х гг. с подобным довольно вычурным мегафоном. Учитывая, что модель выполнена на отличной истовской форме уже засветившеся в "АЛ СССР", данной модели можно ставить твердую пятерку. .
  

 В 1928 году в штат Московской городской милиции впервые была включена должность инспектора по регулированию уличного движения, а уже в мае 1931 года при управлении рабоче-крестьянской милиции г. Москвы был образован полноценный отряд регулирования уличного движения — ОРУД. При ОРУДе была образована инспекция по выдаче разрешений (прав) на управление автомототранспортом. С конца 40х до середины 50х гг на вооружении ОРУД активно использовались автомобили Москвич-400-420 и Москвич-401 (с 1954 г). C 31 декабря 1953 года, на основании приказа МВД СССР №266 "О специальной окраске оперативных легковых автомобилей органов милиции", эти машины были в характерном, синем с красной полосой, спецокрасе. Нередко на крыше автомобиля устанавливалась звукосигнальная аппаратура.

год вып. - 2011          тираж в РФ  -  уточняется...

Москвич-400-420K, коммерческое шасси; 1947 г.

в поиске...

 

 
                             
 

  

Также завод выпускал коммерческое шасси «Москвич-400-420К» (в количестве 2 562 экземпля­ров), которое различные авторемонтные заводы модернизировали под фургоны. Эти машины не предназначались для частного использования.  В их основе, как и у «Москвича-401-422», лежал деревянный каркас кузова, обшитый сверху подручными материалами (листы металла, фанеры, дерматин).  В отличие от заводского фургона они чаще всего имели увеличенный объем грузового отсека — за счет более высокой крыши. Такие габариты кузова лучше сочетались с грузоподъемностью шасси, что больше устраивало «пользователей», особенно когда дело касалось перевозки колбасных или кондитерских изделий, где используется объемная тара.

источник:
http://trucks2.ru


год вып. - 20xx           тираж в РФ  - 

Москвич-400-420М,помощь на дому; 1947 г.  

в поиске...

 

 
                             
 

  

Автомобили Москвич-400-420М являлись медицинскими версиями базового автомобиля Москвич-400-420. Машина использовалась для перевозки медицинского персонала, обслуживания больных на дому. Такие автомобили окрашивались в темно-синий цвет, на лобовом и заднем стеклах у них были нарисованы знаки Красного Креста. Салон был обит специальным материалом - текстовинитом, позволяющим легко мыть и проводить дезинфекцию.

источник:
http://www.moskvich2140.ru


год вып. - 20xx           тираж в РФ  - 

Москвич-400-420А, кабриолет; 1949 г.                                                                       

 
                             
 

Модель №5  из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - темно-синий. Пожалуй, это одна из лучших моделей серии "АЛ" по геометрии, окраске и деталировке.  А в номинации  "цена-качество" считаю ее лучшей моделью 2009 года.:) Прибыла в коллекцию в апреле 2009 г.
                                                                                                                                                                                                    

Помимо базового закрытого кузова типа «седан», завод в период 1949-1952 г.г. выпускал «Москвичи-400-420А» с кузовом кабриолет - брезентовая крыша могла скатываться.
С целью усиления ослабленного после удаления крыши кузова, были внесены следующие изменения: брусьям верхнего обвода дверей придали замкнутое сечение, ввели диагональные раскосы в нижней части пола, а также усилители в верхней части передней стойки и ряде других мест.
Следует отметить, что из-за недолговечности тента, который очень быстро перетирался в местах сгибов и во время дождя вода попадала в салон, модель была не очень распространена и вскоре была снята с производства, хотя выпуск седана еще продолжался.
В отличие от 420-го кузова, автомобилей с кузовами модели 420А до наших дней сохранилось ничтожно мало. Причиной тому – ослабленная конструкция машины и ее малый тираж (всего выпущено 17 742 экземпляра). Зачастую при эксплуатации образовывались трещины в местах соединения продольных дуг с кузовом, поэтому машины могли усиливаться их владельцами путем установки металлических крыш

год вып. - 2009          тираж в РФ  -  уточняется...

Москвич-400-422/401-422, фургон; 1949 г.                                                  

 
                             
 

* - представлены ознакомительные  фото фургона МЗМА 400-422 и экспериментального универсала МЗМА 400-421
Модель №77  из рос. журнальной серии
DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - бежевый. Прибыла в коллекцию 18.01.2012 г. Отличный "сосново-березовый" "Буратинка". Исполнен на новой математической модели кузова, доведенной судя по результату, до окончательной кондиции. Убрана некоторая заостренность передка, которая присутствовала  в предыдущих журнальных моделях 400го семейства. Подправлена геометрия проема под ветровое остекление. К сожалению слегка упрощены колеса - отсутствует прокрас дисков. Клиренс модели следовало бы сделать повыше. Табличка переднего номерного знака сместилась на середину бампера, что тоже записал бы в легкие недостатки. Но модель  считаю однозначно удавшейся.Она получилась задушевной и, без сомнения, передает образ прототипа.
  


В 1949 году был выпущен заводом фургон Москвич 400-422 грузоподъемностью 200 кг изготавливался из металла и деревянных брусьев, и выпускался в период с 1948 по 1956 годы. Использовался автомобиль в основном для перевозки почты и контейнеров с монетами для телефонов-автоматов.
Фургоны, имевшие несущий пол, обильно нагруженный деревом, были рассчитаны на небольшой срок эксплуатации. Изношенные машины передавали в автошколы, где учащиеся знакомились по ним с устройством автомобиля.


Москвич-400/422 и 401/422 (отличающиеся данные по 401/422 - в скобках):


Годы производства: 400/422: 1949-1954, 401/422: 1954-1956

Сдедано всего: 11129 штук
Двигатель: 400 (1949-1956), 23л.с./3600об/мин, 4-цил, 4-тактный SV, 1074 см3
401(1954-1956), 26л.с./3600об/мин, 4-цил, 4-тактный SV, 1074 см3
Диаметр цилиндра/ход поршня: 67,5/75 мм
Длина: 3855мм, ширина: 1400мм, высота: 1555мм
База: 2340мм
Коробка передач: 3-скоростная + задний ход
Вес: 855 кг
Максимальная скорость: 90 км/ч
Размер шин: 5,50-16 дюймов
Ёмкость бензобака: 31 л.
Расход топлива: 8 л/100км
Корпус сделан из берёзовых планок и бакелитной фанеры. Верх - мягкий, на каркасе из планок

* В 1947 году на базе фургона 400-422 было построено несколько экспериментальных машин (в том числе вариант с дверями, открывавшимися по ходу движения) пятидверного универсала с частично деревянным кузовом (для экономии металла) - МЗМА 400-421. Но в серию модель так и не пошла.

источник:
часть текста -
http://www2.birzhaplus.ru

год вып. - 2012           тираж в РФ  - уточняется...

Москвич-400-422/401-422, фургон; 1949 г.                                                                    

 
                             
 

Модель №22  из рос. журнальной серии DeAgostini "Автомобиль на службе". Цвет - синий. Почтовый фургон на базе  харизматичного Москвича по прозвищу "Буратино" пополнил коллекцию 16.06.2012. Отличия от варианта , вышедшего в серии "АЛ СССР", в окрасе и в нанесенной по обеим бортам модели характерной эмблеме "Министерства Связи СССР". Несмотря на не вполне аккуратную сборку модели, в такой расцветке этот "Москвиченок"  выглядит более выразительно. В развитие темы "Москвичей" первого поколения с нетерпением жду появления модели  коммерческого шасси на базе М-400-420.
 

Следует заметить, что деревянный кузов “Москвича”, за который, надо понимать, тот получил в народе не очень-то лестное прозвище “Буратино”, вызывал много нареканий. Прежде всего, машина оказалась недостаточно жесткой: кузов и двери быстро расшатывались, при этом нарушалась герметичность конструкции.

В щели, возникавшие в соединениях, проникали выхлопные газы, пыль в сухую погоду и вода во время дождя. В условиях повышенной влажности деревянные части кузова набухали, зато в жаркое время года внутри “Москвича-400-422” не хватало воздуха, поскольку стекла боковых дверей из экономии сделали неопускающимися.

Тем не менее “деревяшкам” удалось выполнить свою историческую задачу, и с началом выпуска цельнометаллического фургона на базе М-402 они быстро ушли в прошлое — до сегодняшнего дня дошло лишь несколько образцов из десяти с лишним тысяч построенных за восемь лет.

год вып. - 2012          тираж в РФ  -  уточняется...

АПА-7, аэродромный подвижный электроагрегат; 1950 г.                     

 
                             
 

Модель №64  из рос. журнальной серии DeAgostini "Автомобиль на службе". Цвет - зеленый. Модель первого серийного аэродромного подвижного электроагрегата прибыла 05.04.2014 г. Уже по сложившийся традиции, «Москвичи» первого поколения в сериях ДеАгостии геометрически получаются на пять баллов. И данная масштабная копия не стала исключением. Цельнолитая, увесистая, в красивом, сочном зеленом колоре. Пропорции грузового отсека под электроагрегат ЭА-7 выглядят вполне правильными, но в наличии имеются некоторые упрощения. Заднюю стенку модели производитель снабдил дополнительной фарой освещения, но про основную фару, которая у прототипа крепилась на кронштейне чуть выше, забыл. Три вспомогательные рукоятки на крыше выполнены в виде простых приливов. Кабина «Москвича» получилась в стандартном исполнении – без положенного по штату АПА-7 блока аккумуляторных батарей вместо сидения пассажира. Нет в наличии и полагающегося зеркала заднего вида на дверце водителя, но в кабине имеется. :) Однако, делаем скидку на бюджетность модели и возможность доработки до идеального варианта. 


АПА-7 - Аэродромный подвижный электроагрегат.

Подвижной электрический агрегат АПА-7 предназначен для питания постоянным током напряжения 28,5 в электро- и радиооборудования самолетов, у которых максимальная мощность любого из потребителей не превышает 7 кВт.
При длительном режиме работы агрегат обеспечивает равномерную или переменную отдачу электроэнергии в пределах номинальной мощности 7 кВт. При параллельном включении генератора и аккумуляторной батареи он способен обеспечивать в течение не более 3 сек отдачу тока до 1200 а. Конструкция специального оборудования позволяет осуществлять как раздельное использование генератора и аккумуляторной батареи, так и совместную их работу при параллельном соединении.
Электрический агрегат имеет три пары выводных клемм (две с правого борта и одна с левого) и допускает в пределах номинальной мощности одновременное использование всех выводов. Он состоит из электросилового агрегата ЭА-7, который может быть установлен в специальном кузове автомобиля «Москвич» или в кузовах одноосных прицепов.

Техническая характеристика:

Шасси - „Москвич" мод. 4001;
Габариты:
- длина - 4450 мм;
- ширина - 2070 мм;
- высота - 1900 мм;
Вес - 1500 кг;
Номинальная мощность (при напряжении на выводных зажимах 28+1,5 В) - 7 кВт;
Номинальное напряжение:
- при автоматической регулировке - 28,5 В;
- при ручной регулировке (только для постоянной нагрузки) - от 6 до 32 В;
Номинальный ток (при напряжении 28,5 В) - 246 А;
Генератор - ГСР-9000и;
Силовой двигатель - „Москвич";
Аккумуляторные батареи - 12-АО-50;
Количество аккумуляторных батарей - 2 шт.;
Режим работы и нагрузки - длительный. При номинальной нагрузке агрегат может работать непрерывно в течение 3,5 ч.


источник:
текст -  "Специальные машины аэродромного обслуживания" 1959 г.

год вып. - 2014           тираж в РФ  - 80 000 экз.

последнее обновление страницы - 07.04.2014

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11