Национальный состав населения СССР (1970,
перепись), тыс. чел.
Всё население СССР -
241 720,1
Русские
129015,1
Украинцы
40753,2
Узбеки
9195,1
Белорусы
9051,8
Татары
5930,7
Казахи
5298,8
Азербайджанцы
4379,9
Армяне
3559,1
Грузины
3245,3
Молдаване
2698,0
Литовцы
2664,9
Евреи
2150,7
Таджики
2135,9
Немцы
1846,3
Чуваши
1694,4
Туркмены
1525,3
Киргизы
1452,2
Латыши
1429,8
Народности Дагестана 1364,6
Из них:
Аварцы
396,3
Лезгины
323,8
Даргинцы
230,9
Кумыки
188,8
Лакцы
85,8
Табасараны
55,2
Ногайцы
51,8
Рутульцы
12,1
Цахуры
11,1
Агулы
8,8
Мордва
1262,7
Башкиры
1239,7
Поляки
1167,5
Эстонцы
1007,3
Удмурты
704,3
Чеченцы
612,7
Марийцы
598,6
Осетины
488,0
Коми и коми-пермяки
475,3
Из них:
Коми
321,9
Коми-пермяки
153,4
Корейцы
357,5
Болгары
351,2
Греки
336,9
Буряты
314,7
Якуты
296,2
Кабардинцы
279,9
Каракалпаки
236,0
Цыгане
175,3
Уйгуры
173,3
Венгры
166,5
Ингуши
157,6
Гагаузы
156,6
Народности Севера, Сибири и Дальнего Востока
150,9
Из них:
Ненцы
28,7
Эвенки
25,1
Ханты
21,1
Чукчи
13,6
Эвены
12,0
Нанайцы
10,0
Манси
7,7
Коряки
7,5
Долганы
4,9
Нивхи
4,4
Селькупы
4,3
Ульчи
2,4
Саамы
1,9
Удэгейцы
1,5
Ительмены
1,3
Кеты
1,2
Орочи
1,1
Нганасаны
0,9
Юкагиры
0,6
Негидальцы
0,5
Карелы
146,1
Тувинцы
139,4
Калмыки
137,2
Румыны
119,3
Карачаевцы
112,7
Адыгейцы
99,8
Курды
88,9
Финны
84,7
Абхазы
83,2
Хакасы
66,7
Балкарцы
59,5
Алтайцы
55,8
Черкесы
39,8
Дунгане
38,6
Иранцы (персы)
27,5
Абазины
25,4
Ассирийцы
24,3
Чехи
21,0
Таты
17,1
Шорцы
16,5
Белуджи
12,6
Словаки
11,6
Вепсы
8,3
Удины
5,9
Халха-монголы
5,2
Караимы
4,6
Албанцы
4,4
Афганцы
4,2
Французы
2,5
Народы Индии и Пакистана 1,9
Эскимосы
1,3
Ижорцы
0,8
Тофы
0,6
Алеуты
0,4
Другие национальности
151,9
До Октябрьской революции 1917 уровень развития
языков народов Российской империи был различным. Многие языки имели
древнюю письменную традицию: армянский, грузинский языки создали
свои алфавитные системы в 5 в.; русским, украинский, белорусский
языки имели общую для них письменность на основе кирилловского
алфавита, восходящую к 10 в.; у литовского, латышского, эстонского
языков письменность на основе латинского алфавита была с 16 в. На
основе арабского алфавита имели письменность тюркские языки:
азербайджанский — с 14 в., узбекский — с 15 в., туркменский — с 15
в., татарский — с 16 в., казахский — с 19 в. Своя национальная
письменность существовала у монгольских народов — бурятов, калмыков,
монголов (на основе монгольского алфавита), у евреев (с еврейским
алфавитом) и у ассирийцев (с сирийским алфавитом). Таджикский язык
имел письменность с 9 в. на основе арабского алфавита, с 1930 — на
базе латинского, а с 1940 — на основе русского алфавита. Стефан
Пермский (Степан Храп) в 14 в. создал оригинальную древне-пермскую
письменность, которая просуществовала в церковном пользовании до 17
в. В большинстве же языки народов Российской империи были
бесписьменными. После Великой Октябрьской социалистической революции
для этих языков стала создаваться письменность. Например, на
киргизском, башкирском, каракалпакском языках в 1923—28 была создана
письменность на основе арабского алфавита, в 1928—40 — на основе
латинского алфавита, а в 1938—40 — на базе русского алфавита. В
1936—41 письменность многих языков народов СССР стала переводиться
на русскую графику. Для ранее бесписьменных языков были созданы
алфавиты на базе русской графики с добавлением необходимых букв и
диакритических знаков для звуков, специфических для различных
языковых групп. Сохранили свою письменность армянский, грузинский и
идиш. Латинскую письменность сохранили литовский, латышский,
эстонский и финский языки.
В Советском Союзе
большое значение
имело двуязычие — владение родным
национальным и русским языками. Язык межнационального общения —
русский язык стал средством сотрудничества народов СССР в
общественной, политической, экономической, культурной и научной
сферах, средством культурного обмена между национальными
республиками и другими странами мира, приобщения к лучшим
достижениям отечественной и мировой культуры. Все нации и народности
СССР добровольно избрали русский язык в качестве общего языка
межнационального общения и сотрудничества.
Переход с 1966года предприятий на
систему хозяйственного расчета позволил успешно выполнить
восьмой пятилетний план, увеличить выпуск продукции на 50,5% и
несколько приостановить падение среднегодовых темпов роста
промышленно производства. За пятилетие возведено 1900 новых крупных
промышленных предприятий и объектов, в том числе уникальные объекты:
Западно-Сибирский и Карагандинский металлургические комбинаты,
Волжский трубный завод, Красноярская ГЭС, тепловые электростанции в Криворожье и Конакове, первая очередь Волжского автомобильного
завода в Тольятти, трикотажные фабрики в Волгограде, Шахтерске и
Лениногорске, обувные фабрики в Волгограде и Череповце. Закончено
было формирование единой энергетической системы европейской части
страны, создана объединенная энергосистема Центральной Сибири.
Первое поколение автомобилей Московского Завода Малолитражных Автомобилей (буд. АЗЛК) семейство "400-401" |
||
Москвич-400-420/Москвич-401; 1947 г. |
||
|
||
* - представлены
фото МЗМА 400, 401 и
Opel Kadett обр. 1937 г. Москви́ч-400 — легковой автомобиль с задним приводом. Выпускался в СССР на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) с 1947 года. Является модернизацией автомобиля Opel Kadett, выпускавшегося в 1937—1940 годах в Германии американским концерном General Motors на дочернем предприятии Opel. Производство было налажено по конструкторской документации, заново разработанной немецкими специалистами в советской зоне оккупации.
Известный советский дизайнер и журналист Юрий
Долматовский в книге «Мне нужен автомобиль» рассказывал: «На заводе
малолитражных автомобилей была начата подготовка производства довоенной
германской модели «Опель-Кадет» под маркой «Москвич». Это мероприятие
было, несомненно, экономически выгодным, поскольку оборудование завода,
инструмент и чертежи достались нам по репарации и появилась возможность
быстро наладить выпуск машин». Но авторитетный
автомобильный историк Лев Шугуров в капитальном труде «Автомобили России
и СССР» излагает иную версию событий: «Немецкой технической документации
не было, и все чертежи пришлось составлять заново по имевшемуся образцу
машины. Несколько помогло делу то обстоятельство, что завод располагал
технологической оснасткой для дверей...»
Так был завод вывезен по репарации или нет? Если был, то куда делись
чертежи и оснастка? А если ничего не было и Opel Kadett пришлось
копировать с уцелевших образцов в Москве, то в чем же заключалась
экономическая выгода?
А вот и тот документ, что сейчас интересует нас больше других, — Постановление ГКО №9905 от 26 августа 1945 года «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности». Среди прочего читаем: «В результате осмотра перспективных образцов отечественной автомобильной техники в Кремле 16 июня 1945 года и принятого решения о постановке на производство на МЗМА автомобиля Опель-Кадет К-38 в его существующем виде предложено использовать трофейную техдокументацию, оснастку и оборудование, которое надлежит вывезти по репарации из американской оккупационной зоны Германии. Окончательно утверждены опытный образец и техническая характеристика нового объекта производства МЗМА». Сделать это силами конструкторского бюро МЗМА было нереально. И поэтому к «разработке» Москвича было решено привлечь… немцев.То была массовая практика — уже с лета 1945 года при Советской военной администрации в Германии (СВАГ) создавались смешанные «трудовые коллективы», в которых под началом советских «профсоюзных полковников» (так называли гражданских специалистов, срочно рекрутированных на военную службу) работали уцелевшие немецкие инженеры и рабочие. Немцы работали не как военнопленные, а как наемные специалисты, получая за свою работу немалую зарплату и продуктовые пайки.Ничего зазорного в этом не было: народ-победитель имел полное право на использование научно-технического потенциала поверженной страны. И если «выездные» центры по военной тематике работали под завесой секретности, то под эгидой Минавтопрома СССР совершенно официально было создано одиннадцать немецких бюро, объединенных в научно-технический отдел. Там-то и был создан Москвич-400 — американский Opel заново разработали в Германии уцелевшие немецкие инженеры!
Основные модификации Москвича-400: Всего с 1946 по 1956 год было выпущено 247439 моделей машин «400» и «401», они пользовались большой популярностью. И в наши дни спрос среди коллекционеров и реставраторов на «Москвичи» очень велик, для многих они стали пропуском в мир старинных автомобилей. год вып. - 2011 тираж в РФ - уточняется... |
||
Москвич-400-420, милиция ОРУД; 1953 г. |
||
|
|
|
|
||
Модель №06 из рос. журнальной серии DeAgostini
"Автомобиль на службе".
Спецокрас. Прибыла в коллекцию 05.11.2011.Изначально не планировал
брать эту модель, но в последний момент передумал. Она становится первым
представителем службы ОРУД в моем "гараже". Модель исполнена достаточно
аккуратно. Окрас вполне аутентичен прототипу. Громкоговоритель на крыше
кажется немного переразмеренным, но мне доводилось видеть фото
орудовского Москвича 50х гг. с подобным довольно вычурным мегафоном.
Учитывая, что модель выполнена на отличной истовской форме уже
засветившеся в "АЛ СССР", данной модели можно ставить твердую пятерку. .
В 1928 году в штат Московской городской милиции впервые была включена должность инспектора по регулированию уличного движения, а уже в мае 1931 года при управлении рабоче-крестьянской милиции г. Москвы был образован полноценный отряд регулирования уличного движения — ОРУД. При ОРУДе была образована инспекция по выдаче разрешений (прав) на управление автомототранспортом. С конца 40х до середины 50х гг на вооружении ОРУД активно использовались автомобили Москвич-400-420 и Москвич-401 (с 1954 г). C 31 декабря 1953 года, на основании приказа МВД СССР №266 "О специальной окраске оперативных легковых автомобилей органов милиции", эти машины были в характерном, синем с красной полосой, спецокрасе. Нередко на крыше автомобиля устанавливалась звукосигнальная аппаратура. год вып. - 2011 тираж в РФ - уточняется... |
||
Москвич-400-420K, коммерческое шасси; 1947 г. |
||
в поиске... |
||
|
||
Также завод выпускал коммерческое шасси «Москвич-400-420К» (в количестве 2 562 экземпляров), которое различные авторемонтные заводы модернизировали под фургоны. Эти машины не предназначались для частного использования. В их основе, как и у «Москвича-401-422», лежал деревянный каркас кузова, обшитый сверху подручными материалами (листы металла, фанеры, дерматин). В отличие от заводского фургона они чаще всего имели увеличенный объем грузового отсека — за счет более высокой крыши. Такие габариты кузова лучше сочетались с грузоподъемностью шасси, что больше устраивало «пользователей», особенно когда дело касалось перевозки колбасных или кондитерских изделий, где используется объемная тара.
источник: |
||
Москвич-400-420М,помощь на дому; 1947 г. |
||
в поиске... |
|
|
|
||
Автомобили Москвич-400-420М являлись медицинскими версиями базового автомобиля Москвич-400-420. Машина использовалась для перевозки медицинского персонала, обслуживания больных на дому. Такие автомобили окрашивались в темно-синий цвет, на лобовом и заднем стеклах у них были нарисованы знаки Красного Креста. Салон был обит специальным материалом - текстовинитом, позволяющим легко мыть и проводить дезинфекцию. источник: |
||
Москвич-400-420А, кабриолет; 1949 г. |
||
|
||
|
||
Модель №5 из рос. журнальной серии
DeAgostini
"Автолегенды CCCР".
Цвет - темно-синий. Пожалуй, это одна из лучших моделей
серии "АЛ" по геометрии, окраске и деталировке.
А в номинации "цена-качество" считаю ее
лучшей моделью 2009 года.:) Прибыла в коллекцию в
апреле 2009 г. год вып. - 2009 тираж в РФ - уточняется... |
||
Москвич-400-422/401-422, фургон; 1949 г. |
||
|
||
|
||
* - представлены
ознакомительные
фото фургона МЗМА 400-422 и экспериментального универсала МЗМА 400-421
* В 1947 году на базе фургона 400-422 было построено несколько экспериментальных машин (в том числе вариант с дверями, открывавшимися по ходу движения) пятидверного универсала с частично деревянным кузовом (для экономии металла) - МЗМА 400-421. Но в серию модель так и не пошла.
источник: год вып. - 2012 тираж в РФ - уточняется... |
||
Москвич-400-422/401-422, фургон; 1949 г. |
||
|
||
|
||
Модель №22 из рос. журнальной серии DeAgostini
"Автомобиль на службе".
Цвет - синий. Почтовый фургон на базе харизматичного Москвича по
прозвищу "Буратино" пополнил коллекцию 16.06.2012. Отличия от варианта ,
вышедшего в серии "АЛ СССР",
в окрасе и в нанесенной по обеим бортам модели характерной эмблеме
"Министерства Связи СССР". Несмотря на не вполне аккуратную сборку
модели, в такой расцветке этот "Москвиченок" выглядит более
выразительно. В развитие темы "Москвичей" первого поколения с
нетерпением жду появления модели коммерческого шасси на базе М-400-420. Следует заметить, что деревянный кузов “Москвича”, за который, надо понимать, тот получил в народе не очень-то лестное прозвище “Буратино”, вызывал много нареканий. Прежде всего, машина оказалась недостаточно жесткой: кузов и двери быстро расшатывались, при этом нарушалась герметичность конструкции.
В щели, возникавшие в соединениях, проникали выхлопные газы, пыль в сухую погоду и вода во время дождя. В условиях повышенной влажности деревянные части кузова набухали, зато в жаркое время года внутри “Москвича-400-422” не хватало воздуха, поскольку стекла боковых дверей из экономии сделали неопускающимися. Тем не менее “деревяшкам” удалось выполнить свою историческую задачу, и с началом выпуска цельнометаллического фургона на базе М-402 они быстро ушли в прошлое — до сегодняшнего дня дошло лишь несколько образцов из десяти с лишним тысяч построенных за восемь лет. год вып. - 2012 тираж в РФ - уточняется... |
||
АПА-7, аэродромный подвижный электроагрегат; 1950 г. |
||
|
|
|
Модель №64 из рос. журнальной серии DeAgostini
"Автомобиль на службе".
Цвет - зеленый. Модель первого серийного
аэродромного подвижного электроагрегата прибыла 05.04.2014 г. Уже по сложившийся
традиции, «Москвичи» первого поколения в сериях ДеАгостии геометрически
получаются на пять баллов. И данная масштабная копия не стала
исключением. Цельнолитая, увесистая, в красивом, сочном зеленом колоре.
Пропорции грузового отсека под электроагрегат ЭА-7 выглядят вполне
правильными, но в наличии имеются некоторые упрощения. Заднюю стенку
модели производитель снабдил дополнительной фарой освещения, но про
основную фару, которая у прототипа крепилась на кронштейне чуть выше,
забыл. Три вспомогательные рукоятки на крыше выполнены в виде простых
приливов. Кабина «Москвича» получилась в стандартном
исполнении – без положенного по штату АПА-7 блока аккумуляторных батарей
вместо сидения пассажира. Нет в наличии и полагающегося зеркала заднего
вида на дверце водителя, но в кабине имеется. :) Однако, делаем скидку
на бюджетность модели и возможность доработки до идеального варианта. год вып. - 2014 тираж в РФ - 80 000 экз. |
||
последнее обновление страницы - 07.04.2014 | ||