Модель произв. "Инкотекс".
Цвет - "Пицунда". Хорошо окрашенная модель 41ого москвичонка сразу
понравилась своим неброским, но естественным
цветом. К сожалению, ей явно
не хватает более совершенной
деталировки.
Модель примечательна тем, что
с 1990 года
по сию пору выпускается
почти в неизменном виде.
Приобретен весной 2009 г.
Москви́ч-2141 (экспортное наименование —
Aleko, от Автозавод Ленинского Комсомола, в странах Евросоюза продавался
под названием Lada Aleko) — легковой автомобиль третьей группы малого
класса (сегмент D) с кузовом типа хэтчбэк, выпускавшийся с 1986 по 1998
годы на Автомобильном заводе имени ленинского комсомола (АЗЛК).
Завод АЗЛК с начала семидесятых годов работал над заднеприводными
автомобилями, промежуточными по классу между ВАЗ-ами и «Волгой» (см.
статьи Москвичи серии 3-5 и Москвичи серии С), к середине десятилетия
работы были доведены до предсерийных образцов. Однако, наладить
серийное производство не удалось из-за начавшихся осенью 1976 года
перестановок в руководстве АЗЛК.
Один из разработчиков, дизайнер Игорь Зайцев, вспоминает:
Полностью сменилось руководство завода: пришла «зиловская» команда с
бредовыми идеями и смутным представлением о легковом автомобилестроении.
Начались реорганизации и бесконечные поиски зарубежного партнера c
готовой моделью и отработанной технологией, по аналогии с ВАЗом.
Были, казалось бы, заманчивые предложения. Например, Citroen соглашался
организовать на АЗЛК производство перспективной тогда модели ВХ, но с
обычной пружинной подвеской вместо фирменной «гидропневматики». Не
сошлись в цене. Концерн FIAT предложил к производству будущий Tipo — не
устроили сроки. Немцы из Porsche предлагали к совместной разработке
автомобиль, эскизы которого напоминали нынешний Volkswagen Bora… Ничем
эта бурная деятельность не закончилась, и руководству пришлось вернуться
к собственным разработкам.
Москвич С-2 не устраивал начальство своей излишней самобытностью: на
свою беду, он не походил ни на один из «зарубежных аналогов». Поэтому в
октябре 1976 года появился макет серии С-3 — окончательной, как тогда
казалось, версии преемника Москвича-2140. Машина получилась привычной,
без спорных деталей.
Однако, несмоторя на наличие на АЗЛК оценивавшегося как «предсерийный»
прототипа С-3, в Минавтопроме к этому времени уже решили, что АЗЛК
должен разработать и наладить выпуск переднеприводных автомобилей того
же класса, как более современных. Соответствующее указание и было
спущено на завод. Причём, в качестве прототипа, заводу была
фактически навязана франко-американская модель Simca-Chrysler 1307 /
1308 / 1309 производства европейского отделения корпорации Chrysler,
Автомобиль 1976 года в Европе.
Ультимативное требование отраслевого министерства копировать иностранную
модель было воспринято коллективом завода как оскорбление,
как вспоминал один из руководителей группы дизайнеров Игорь Зайцев,
Нам привезли кузов от «Симки», на базе которого предстояло сделать
макет-агрегатоноситель для изучения особенностей переднеприводной
компоновки. У нее просто отрезали передок и приделали новый — с
продольно расположенным «четыреста двенадцатым» двигателем. Этот
прототип мы назвали «Максимкой». Министру Полякову он очень понравился.
А про наш собственный «Москвич» С-3, опытный образец которого строился
примерно в это же время, Поляков говорил: «Где вы видели такие
автомобили? Таких машин не бывает!».
Позже купили несколько Симок, одну из них разобрали: агрегаты отправили
в лабораторию на испытания, а кузов отдали нам. Прямо на нем мы и лепили
будущий «сорок первый». Это было очень трудно: месяца полтора или два я
не мог заставить свою команду подойти к этому макету! Настолько все были
оскорблены и унижены тем, что нам приказали взять не просто идею, а вот
так примитивно скопировать автомобиль вплоть до «железа». Так и родился
Москвич-2141.
Сравнение силуэтов Simca и «Москвича» (красный — АЗЛК-2141, чёрный —
Simca.Передняя часть «Симки», рассчитанная на поперечное расположение
силового агрегата, не подходила для установки имевшихся в производстве в
СССР двигателей из-за их большой длины и высоты; кроме того, «фирменная»
торсионная передняя подвеска автомобилей Chrysler на двух поперечных
рычагах, выполненная по образцу американских моделей корпорации, была
слишком непривычным решением, да и недостаточно технологична.
Поэтому за основу взяли только заднюю часть кузова французской модели,
которая в целом сохранила свои очертания, передок же был спроектирован
полностью заново, причём компоновка силового агрегата и подвеска типа «McPherson»
очень напоминала западногерманские «Ауди» и «Фольксвагены» с продольным
размещением двигателя, а дизайн передней части весьма напоминал один из
опытных «Москвичей» серии «С»,— С-3.
Прототип был готов в 1979 году.
Так как наружные кузовные панели были спроектированы заново, к АЗЛК со
стороны французов не было претензий в плане нелицензированного
использования интеллектуальной собственности, а экстерьер М-2141
получился вполне современным для середины 1980-х годов, напоминая
тогдашние новинки — Audi 80 B3 и BMW пятой серии. От французской
автомобилестроительной школы «Москвич» унаследовал некоторые особенности
конструкции кузова и размещенное под полом багажника запасное колесо,
что оказалось не вполне удачным решением для российского климата.
Переднеприводная компоновка с продольным расположением двигателя и
дифференциалом, установленным между двигателем и КПП — была в общих
чертах заимствована от немецкой модели Audi 100. Выбор такой
относительно малораспространенной компоновки был связан с необходимостью
использования двигателей от заднеприводных автомобилей предыдущего
поколения, а также — более широким выбором возможных силовых агрегатов
и, в перспективе, возможностью создания автомобилей с полным приводом
(таковые были созданы в конце восьмидесятых годов совместно с английской
фирмой FFD, а в последние годы существования предприятия серийно
производились полноприводные седаны и пикапы).
Однако, эта компоновка предопределила очень длинный передний свес, как
результат — нарушение развесовки, ухудшение геометрической проходимости
и немного аляповатый внешний вид хэтчбэка с длинным «носом» — более
гармоничная внешне модификация «седан» серийно не выпускалась.
Седан «Москвич-2142» был предметом вожделения многих российских
автолюбителей, но массовым так и не стал. Наряду с базовой моделью
хетчбека, впоследствии была разработана и модификация с кузовом «седан»
— Москвич-2142, причём работы по нему велись уже на основе готового
хетчбека, что
существенно затруднило работу над автомобилей. Игорь Зайцев вспоминает:
Мы воевали с начальством: нельзя так проектировать автомобили. Все
модификации должны создаваться параллельно: и хэтчбек, и седан, и
универсал. А когда начинаешь вот так, вдогонку — ничего не стыкуется!
Доходило до смешного: приходилось бороться за то, чтобы сделали
подсветку в перчаточном ящике или карманы в дверях. В ответ — аргумент:
зачем это надо? Трудно это объяснить ведущему конструктору, который в
свои сорок пять лет ни разу за рулем не сидел. Пепельницу конструировал
человек, который никогда в жизни не курил! Ты представляешь, спрашиваю,
что ты сделал? Ей же пользоваться невозможно! Ни культуры
проектирования, ни культуры производства.
Эта модель так и не пошла в серию, было построено только определённое
количество прототипов. Вместо пуска «народного» седана, завод с конца
девяностых сосредоточил свое внимание на создании эксклюзивных версий
стретчей и купе на его базе.
Для семейства, включавшего базовые модели «Москвич-2141» (хэтчбек),
«Москвич-2142» (седан), «Москвич-2335» (пикап) и «Москвич-2901»
(универсал повышенной вместимости, то есть, минивэн), было
сконструировано оригинальное семейство бензиновых и дизельных двигателей
«Москвич», под которые при АЗЛК создавалось собственное моторное
производство. Однако, завод двигателей, будучи построенным к началу
девяностых годов на 90-95 % (данные разнятся), из-за начавшегося
экономического кризиса и невозможности погашения предприятием кредита в
$800 млн, предоставленного в конце 80-х банком ВТБ под закупку
импортного оборудования, достроен не был, а позже его установленное
оборудование было разукомплектовано, списано и просто утрачено. В
результате «41-й» Москвич, «временно» стартовавший на двигателях
ВАЗ-2106-80 (Москвич-2141) и УЗАМ-331.10 (Москвич-21412), так и не
дождался своего собственного современного двигателя, что в решающей
степени предопределило неудачную судьбу данного автомобиля.
промеры модели Москвич-2141 от "Инкотекс"
(размер модели (РМ) = PMx43, в скобках указаны
размеры прототипа)
В серии на переднеприводный «Москвич» устанавливались карбюраторные
двигатели рабочим объёмом 1500 см³, позднее — 1700, 1800 и 2000 см³
производства Уфимского завода авиамоторов (УЗАМ), разработанные на
основе двигателя «Москвича-412», а также — объёмом 1600 см³, позднее —
1700 и 1800 см³ производства ВАЗ; кроме того, экспортные модификации
М-2141-136 и М-2141-10 использовали дизельный двигатель объёмом 1800 см³
модели FORD RTF (XLD-418). В конце выпуска модели предлагались варианты
с французским инжекторным двигателем модели Renault F3R272 (2000 см³).
Единственным типом коробки передач со всеми двигателями была
пятиступенчатая механическая, впервые появившаяся в нашей стране именно
на М-2141.
модель 2009 года
штамп ОТК - апрель 2009 года |
Модель №39 из
рос. журнальной серии DeAgostini
"Автолегенды CCCР".
Цвет - бежевый.
Прибыла в коллекцию 04.08.2010. Порадовала очень
аккуратная сборка. В этом смысле никаких нареканий. Хотел бы отметить
отличную проработку салона. Радуют глаз торпедо, пирамидка на рычаге
переключения передач, реалистичные подголовники кресел. Увы, бросается в
глаза слишком маленький диаметр колес. Здесь, конечно, ошибка
IST-models. Учитывая, что запаска на днище
исполнена в правильном диаметре, можно предположить, что IST-models
намеренно вносит
поправимые ошибки в модели серии дабы в дальнейшем
выпускать более копийные варианты в "регулярке" под брэндом IST.
Измерения штангенциркулем показали, что данная масштабная копия
41го Москвича от DeAgostini все-таки ближе
к оригиналу, чем аналогичная от "Инкотекс", хотя , справедливости ради
надо заметить, что абсолютно точной копии не получилось
сделать ни тем, ни другим.
1. Фара 2. Электровентилятор системы
охлаждения двигателя. 3. Радиатор системы охлаждения двигателя. 4.
Распределитель зажигания. 5. Двигатель. 6. Аккумуляторная батарея. 7.
Катушка зажигания. 8. Воздушный фильтр. 9. Телескопическая
амортизаторная стойка передней подвески. 10. Бачок смывателя ветрового
стекла. 11. Коробка передач. 12. Ручка стеклоподъемника. 13. Ручка
внутреннего привода замка двери. 14. Рычаг задней подвески. 15. Элемент
обогрева заднего стекла. 16. Основной глушитель. 17. Задний амортизатор.
18. Задний тормоз. 19. Балка задней подвески. 20. Поперечная штанга
задней подвески. 21. Топливный бак. 22. Рычаг привода стояночной
тормозной системы 23. Дополнительный глушитель. 24. Блок плавких
предохранителей и реле. 25. Вакуумный усилитель тормозной системы. 26.
Вал привода передних колес. 27. Передний тормоз. 28. Штанга
стабилизатора передней подвески. 29. Расширительный бачок системы
охлаждения двигателя.
промеры модели Москвич-2141 от
DeAgostini
(размер модели (РМ) = PMx43, в скобках указаны
размеры прототипа)
Последние мгновения жизни Виктор Робертович Цой - талантливый советский
рок-музыкант, основатель рок-группы "Кино", провел в автомобиле
Москвич-2141. 15 августа 1990 года, согласно официальной версии, В. Цой
не справился с управлением, после чего его «Москвич-2141» светло-серого
цвета вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус-250».
модель 2010 года |
В 1991 году по заказу ГУВД
г.Москва была разработана специальная модификация «Москвича-2141» для
нужд милиции, получившая обозначение «Москвич-21418». Автомобили
получили окраску в соответствии с принятой тогда цветографической схемой
– основной желтый (впоследствии - белый) и синие полосы с белыми буквами
«милиция». Дополнительно на дверях могли быть нанесены буквы ПГ (только
для службы ПГ - «патруль города», - являвшейся резервом дежурного по
городу и подчинявшейся только ему). Отделами на местах самостоятельно
наносились собственные отличительные знаки и тактический порядковый
номер экипажа. На крыше автомобиля была установлена система СГУ-60,
включающая в себя проблесковый маячок, громкоговоритель и сирену,
которая крепилась на вертикальную металлическую стойку, расположенную в
центре салона. На правом крыле автомобиля дополнительно крепилась
фара-искатель. Часть милицейских «Москвичей» была укомплектована
противотуманными фарами в юбке переднего бампера.
Изнутри автомобиль был также оснащен в соответствии с требованиями
милиции – у порогов дверей были предусмотрены крепления для резиновых
палок, справа от центральной консоли должен был крепиться автомат
Калашникова первого номера патруля, однако на серийных машинах такое
крепление отсутствовало и автомат в итоге просто лежал на коленях или на
полу возле старшего экипажа. На самой центральной консоли («бороде»)
крепился катодно-люминисцентный экран, куда выводилась необходимая
экипажу информация, и для ответа дежурному на блоке размещалась
клавиатура.. Вместо перчаточного ящика была размещена радиостанция.
Автомобили комплектовались как отечественными, так и импортными
радиостанциями СТОРНО, которые были закуплены для обслуживания
«Олимпиады-80». По воспоминаниями самих патрульных, радиостанция
работала на расстоянии до 60км от МКАД. Между передними сиденьями
размещался пульт управления СГУ, который крепился на ту же стойку по
центру салона и крайне мешал водителю управлять автомобилем (водитель
постоянно ударялся локтем об этот блок).
Для размещения нарушителей предусматривалось заднее сиденье, по бокам от
которого были предусмотрены специальные скобы для пристегивания к ним
наручников. Задние двери были лишены механизмов опускания стекол и,
соответственно, ручек привода. Механизм открывания дверей присутствовал,
но имел блокировку открытия (как теперь говорят, был снабжен функцией
защиты детей) - флажок на замке переводился в положение «блокировка» и
дверь можно было открыть только снаружи. Кроме того, автомобили
оснащались оптически прозрачной перегородкой из поликарбоната толщиной
10-15мм, которая по центру так же крепилась к металлической стойке и
была призвана защищать экипаж автомобиля от противоправных действий со
стороны задержанных Отметим при этом, что по инструкции задержанного
запрещено оставлять одного и старший экипажа всегда должен был садиться
рядом, хотя и не всегда это выполнялось.
В багажнике патрульного «Москвича» размещался дополнительный аккумулятор
и электронная аппаратура. Оставшееся в багажнике место формально
предназначалось для хранения касок, бронежилетов и пластиковых щитов, но
на деле места для хранения этих вещей не хватало.
Автомобили комплектовались стандартными двигателями УЗАМ-331.10 рабочим
объемом 1,5 литра.
Всего в московскую милицию было поставлено несколько сот «Москвичей» в
такой комплектации. В дальнейшем осуществлялись поставки стандартных
машин, дооборудуемых уже на местах.
источник:
http://denisovets.narod.ru
модель 201X года |