Первая в СССР
фабрика-кухня была открыта в Иваново-Вознесенске в 1924 году.
К 1 января 1925 года в СССР насчитывалось уже 15 фабрик-кухонь и 153
механизированные столовые. К 1933 году в Советском Союзе было 105
фабрик-кухонь, 533 механизированных и 38 463 ведомственных столовых.
Общепит охватывал уже 14 миллионов рабочих, около 10 миллионов
человек, занятых на других работах, и почти 10,5 миллиона школьников.
Чем же кормили такую массу едоков? Вот как описывает журналист свое
посещение первой московской фабрики-кухни:
«В ней все на 100% состоит из произведений своей кухни, начиная от
бутербродов с нежной, прозрачной белорыбицей и осетриной и
заканчивая кусками залитого сметаной поросенка. Воздушные пирожные,
нежнейшие слоеные пирожки — все это произведения фабрики-кухни.
У касс вывешен прейскурант. Я заинтересовался.
Как? Эта чудная селедка стоит всего 15 копеек? А этот молочный
поросенок - полтинник? А бутерброд с сочной осетриной всего
гривенник? Откуда такие цены?
Секрет дешевизны был в том, что стоимость продуктов и
продовольственные издержки на 60-80% оплачивались государством или
предприятием».
Советский общепит развивался стремительно и бурно. Подъем
продолжался вплоть до начала 40-х годов. После войны восстановить
кулинарную привлекательность общепита в целом не удалось. Качество
питания стало зависеть не от системы, а от мастерства и доброй воли
конкретного повара.
14 июля 1956 года был принят Закон СССР «О
государственных пенсиях», которым предусматривались пенсии по
старости, по инвалидности и в случае потери кормильца. Пенсии по
инвалидности устанавливались не только рабочим и служащим, но и
военным рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы,
учащимся высших, средних специальных и иных учебных заведений. Для
членов семей указанных категорий предусматривались пенсии по случаю
потери кормильца.
В законе закреплялись основные принципы советской пенсионной системы:
гарантированные государственные пенсии без каких-либо вычетов из
заработка трудящихся;
выплата пенсии за счёт средств общесоюзных фондов;
единые основания пенсионного обеспечения (старость, инвалидность,
потеря кормильца);
единый возраст и единые требования к трудовому стажу, необходимому
для назначения пенсии;
единый порядок исчисления размера пенсии из заработка с
преимуществом для невысокооплачиваемых категорий работников.
В основе исчисления пенсии каждого трудящегося лежал размер зарплаты.
Полная пенсия предоставлялась мужчинам с шестидесяти лет со стажем
работы не менее двадцати пяти лет и женщинам с пятидесяти пяти лет
со стажем не менее двадцати лет.
Приветствовался и длительный срок работы на одном месте. Некоторым
категориям трудящихся предоставлялась дополнительная пенсия за
выслугу лет. За непрерывный стаж работы начислялись надбавки к
пенсии. Надбавку получали и пенсионеры, имеющие на своём иждивении
нетрудоспособных членов семьи. Государство поощряло и работающих
пенсионеров. Помимо зарплаты им частично или полностью выплачивалась
пенсия.
Через восемь лет, с введением в 1964 году системы пенсионного
обеспечения колхозников, о которой рассказывалось год назад 15 июля
, в стране была создана единая государственная пенсионная система.
Она обеспечивала уровень жизни советских пенсионеров почти тридцать
лет.
В мае 1990 года был принят закон СССР «О пенсионном обеспечении
граждан в СССР».
Пенисии по старости
в СССР назначались
рабочим, служащим и членам колхозов пожизненно, независимо от
состояния трудоспособности, мужчинам — по достижении 60 лет при
наличии стажа работы не менее 25 лет, женщинам — по достижении 55
лет при стаже не менее 20 лет. При таком же стаже, но на 5 лет
раньше указанного возраста П. по старости назначалась
инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие
ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при
исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие
заболевания, связанного с пребыванием на фронте; лицам,
проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера
или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам
Крайнего Севера. Право на П. на льготных условиях имели
также женщины, родившие 5 или более детей и воспитавшие их до 8 лет
(по достижении 50 лет при стаже работы не менее 15 лет). Рабочим и
служащим, занятым на подземных работах, на работах с вредными
условиями труда и в горячих цехах по специальному списку
производственных цехов, профессий и должностей (список № 1), также
были установлены пенсионные льготы: П.
назначалась мужчинам в 50 лет при стаже не
менее 20 лет, женщинам — в 45 лет при стаже не менее 15 лет. Рабочим
и служащим, занятым на др. работах с тяжёлыми условиями труда (список
№ 2), П. назначались: мужчинам в 55 лет при
стаже не менее 25 лет, женщинам в 50 лет при стаже не менее 20 лет.
Работницы предприятий текстильной промышленности (по специальному
списку) получали П. в 50 лет при стаже не
менее 20 лет; рабочие и служащие — слепые: мужчины в 50 лет при
стаже не менее 15 лет, женщины в 40 лет при стаже не менее 10 лет;
рабочие и служащие, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты),—
мужчины в 45 лет при стаже не менее 20 лет, женщины в 40 лет при
стаже не менее 15 лет.
модернизированное третье поколение "Москвичей" семейство "1500" |
||
Москвич-2140 ; 1976 г | ||
|
|
|
Модель №43 из
рос. журнальной серии
от
HACHETTE
"Легендарные советские автомобили". Цвет - желтый ("Золотое
руно").
Прибыла в коллекцию 20.09.2019 г. После
длительного перерыва коллекция пополняется весьма интересным экземпляром
масштабной копии автомобиля "Москвич-2140" в 24-м масштабе. Модель
воспроизводит ранний вариант "2140" семейства "1500". То что мы так и не
увидели в 43м масштабе даже в польской журналке, появилось в масштабе
более крупном. Модель имеет все атрибуты характерные для М-2140
середины 76-го года: в наличии фирменные хромированные москвичевские
колпаки, черная полоса на корме машины, стояночные огни на задних
стойках крыши, ранняя решетка радиатора с красно-белой эмблемой АЗЛК.
Очень порадовала геометрия модели и насыщенный желтый цвет, больше
похожий на цвет "Золотое руно" в москвичевской палитре. Стоит отметить и салон.
На передних креслах имеются штатные подголовники. Неплохо воспроизведено
и торпедо. На руле, кстати, даже выдавлена аббревиатура "АЗЛК". Черные
дефлекторные накладки на задних крыльях выполнены отдельными деталями,
как и хромированные дверные ручки. Модель декалирована полагающимися
шильдиками "MOSKVICH: на корме и на передних
крыльях. Из приятных мелочевок еще бы отметил буксировочные проушины на
передке. Что у нас в недостатках? Главный и достаточно трудоемкий для
исправления - это неверно расположенный молдинг крышки багажного отсека.
В модели он идет ниже - по верхней кромке черной стенки. Менее грубый,
но все же косячок - это неверное расположение катафота в заднем
фонаре. Его разместили на третьей позиции перед поворотником, а надо
было - на второй, между стоп-сигналом и габаритом. Исправить можно, если
конечно имеются в наличии некривые руки и желание. Днище модели очень
невыразительно, но этот недостаток, как говорится, - для "блохоискателей".
В целом, очень твердая четверка и даже с плюсом. Модель греет.
Автомобиль не занимал первых мест в рейтинге предпочтений покупателей на
внутреннем рынке, а на внешнем был поставлен в весьма ограниченных
количествах. Именно с периодом выпуска М-2140 связано начало «темных
времен» для АЗЛК. Тем не менее, модель всё ещё продавалась и была
довольно известна за пределами СССР, в том числе в Европе, особенно в
традиционно приобретавших много советских автомобилей странах вроде Финляндии или Греции. «Отвёрточная» сборка М-2140 из
советских машинокомплектов осуществлялась в городе Ловеч (НРБ) в
1976—1986 гг. в объеме до 20 тыс. в год.
Хотя бы отчасти исправить эти недостатки и «подтянуть» продукцию АЗЛК к
уровню ВАЗ-ов, а так же несколько оживить экспорт должна была
планировавшаяся масштабная модернизация базовой модели.
Источники: год вып. - 2019 тираж в РФ - 5000 экз. |
||
Москвич-2734,коммерческий фургон; 1976 г | ||
|
||
Модель №137 из
рос. журнальной серии DeAgostini
"Автолегенды CCCР".
Цвет - белый. Прибыла в коллекцию
16.05.2014 г. Продолжают потихоньку сбываться коллекционные мечты
детства. Москвич-2734, наконец-то, прибыл на полку, в кампанию к своим
саратовским и китайским собратьям. Мда... То что мы с такой надеждой
ожидали от нашего родного, советского, саратовского "Родона/Тантала" и
так, в итоге, и не получили, то выпустили наконец-то предприимчивые
китайские товарищи!
источники: год вып. - 2014 тираж в РФ - 60 000 экз. |
||
Москвич-2137,базовый универсал; 1976 г. | ||
|
||
|
||
Модель №133 из
рос. журнальной серии DeAgostini
"Автолегенды CCCР".
Цвет - лимонный ("Цитрон" ).
Прибыла в коллекцию 19.03.2014 г. Ну, вот, она и прибыла на
полку - долгожданная масштабная копия мечты советских дачников и
садоводов! Да,Москвич-2137 был мегапопулярной машиной тех лет и
пользовался отличной репутацией среди автолюбителей. Стоит
отметить, что в техническом плане эта машина давала фору даже более
дорогостоящей продукции Волжского автозавода. До сей поры отдельные
экземпляры этих универсалов встречаются на дорогах постсоветского
пространства, хотя многие Москвичи из тех, что пережили развал СССР,
закончили свои дни на автосвалках в период гос. программы по утилизации
старых автомобилией (в конце 2000х).
Пятидверный универсал на базе
"Москвича-2140" с двигателями М-412Э или М-412 ДЭ. С 1982 года те же
изменения, что и у модели 2140.
Выпускался с 1976 по 1988 гг.
источники: |
||
Москвич-2140; 1979 г |
||
|
||
|
||
на титульном фото АЗЛК-2140
в цвете "Золотое руно" С 1979 года выпускалась «сельская» модификация М-21406, оснащавшаяся дефорсированным двигателем УЗАМ-412Д (68 л.с.), работавшим на низкооктановом бензине А-76, а также передними барабанными тормозами (позволявшими применять тормозную жидкость БСК, не столь дефицитную в деревнях, как «Нева»), усиленными рессорами и пружинами, задней буксирной проушиной, шинами с универсальным рисунком протектора, защитой картера двигателя. Позднее, автомобиль мог комплектоваться и дисковыми передними тормозными механизмами. В 1980 году был освоен выпуск модификации М-21403 с ручным управлением, предназначенной для инвалидов с ограниченной подвижностью. Интересно, что органы соцобеспечения компенсировали инвалиду-ветерану стоимость только базовой инвалидной модели «Запорожец», а разницу в цене с «Москвичом» (порядка 4 тыс. руб. в середине восьмидесятых) надо было оплачивать за свой счет.
Двигатель М-408 уже в середине 70-х считался устаревшим и маломощным (50
л.с.), что не обеспечивало достаточных динамических качеств. Поэтому в
1982 году его производство на АЗЛК было свёрнуто и комплектация таким
двигателем автомобилей «Москвич» прекращена. Впрочем, универсал М-2136
серийно и не выпускали, лишь в 1976 году был изготовлен единственный
опытный экземпляр.
Семейство "1500",
модификации
• Москвич-2140 - базовый седан семейства
"1500".
год вып. - 2012 тираж в Польше - уточняется... |
||
последнее обновление страницы - 20.09.2019 | ||