*index 43* Волжский автомобильный завод


В царской России, за исключением Москвы, Петербурга и некоторых других городов, не было даже мало-мальски крупных механизированных хлебопекарных предприятий. Все оборудование пекарен со- стояло из одной-двух простых жаровых печей, двух-трех деревянных ящиков, четырех-пяти квашен для мески теста, нескольких железных листов и деревянных лопат да кочерги для выгребания углей.
В Советском Союзе вместо тесных, низких, душных пекарен выросли высокие, светлые, благоустроенные хлебные заводы. При них оборудованы санитарные пропускники, парикмахерские, санитарные пункты; рабочие обязательно проходят медицинское освидетельствование. Врачи следят, чтобы предприятия находились в безукоризненном санитарном состоянии. Оборудование хлебных заводов и пекарен даже нельзя сравнивать с убогой «техникой» дореволюционного времени. Наиболее трудоемкие процессы (замес теста и другие) механизированы. Для разделки теста применяются механические тестоделители.
Первый автоматизированный хлебный завод был построен в Ленинграде в 1927 г., а к началу первой пятилетки в стране уже работало 34 механизированных хлебных завода. Теперь в Советском Союзе свыше 300 хлебных заводов и около 300 крупных механизированных пекарен.

 

 

 


Хлебопекарная промышленность в 1929 г. выпустила 2160 тыс. т хлебных изделии, а в 1938 г. — 8496 тыс. т. За последние 9 лет выпечка ржаного хлеба возросла, примерно, в два раза, выпуск пшеничного хлеба за тот же период увеличился более чем в десять раз. Советская хлебопекарная промышленность вырабатывает до 400 наименований продукции.

 

 

 


Дореволюционное рыболовство не знало механизации. Флот был почти исключительно весельный, редко — парусный. Моторные суда даже в крупных водоемах насчитывались единицами.
Советская рыбная промышленность за годы двух пятилеток обогатилась мощным флотом. Если еще в 1929 г. в рыбной промышленности было 560 моторных судов, то к концу второй пятилетки у нас стало 4776 судов с механическими двигателями. Вместо 4 холодильников, существовавших до империалистической войны, теперь их 30. Построены десятки рыбоконсервных заводов. Наша рыбная промышленность имеет свои судостроительные верфи, свои радио передаточные станции, свои самолеты. Если в старое время рыбодобывающий промысел распространялся лишь на прибрежные воды, то  советские траулеры, дрифтеры, сейнеры, рыболовные комбайны, плавучие рыбоконсервные заводы бороздили бескрайние просторы океанов и морей, омывающих великий Советский Союз.
В 1929 г. Советский Союз по добыче рыбы занимал пятое место в мире. В 1935 г. мы выдвинулись на второе место. В 1938 г. наша рыбная промышленность добыла около 14500 тыс. ц рыбы вместо максимального довоенного улова в 10 млн. ц.

 

                                             Волжский Автомобильный Завод
                                                    
     

 

 

 

                                                                                  

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13

ВАЗ-2108 "Спутник"

ВАЗ-2108, ЛАДА "Спутник"; 1984 г.                                                                                            

 
                     
       
 

Модель №21 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - светло-зеленый. По геометрии, окраске, деталировке модели замечаний практически нет. Колеса в идеале возможно должны быть чуть меньшего диаметра, но в целом и они смотрятся сносно. Очень выразительно получились передние фары модели. Харизма 8ки  передана почти идеально. Прибыла в коллекцию 22.11.2009 г.
  

ВАЗ-2108 / Лада  "Спутник" (позднее "Самара") — трёхдверный переднеприводный хэтчбек Волжского автозавода. Выпускался с 1984. В данный момент не производится. Выпускается её преемница — 2113, которая внешне отличается от 2108 изменённой формой передка (крылья, капот, оптика), другими бамперами, наличием пластиковых накладок на порогах и спойлером на задней двери.

Ранее оснащался рядными 4-цилиндровыми 8-клапанными карбюраторными бензиновыми двигателями объёмом 1100, 1300 и 1500 куб.см. С 1994 года на эти машины стали устанавливаться четырёхцилиндровые бензиновые двигатели с распределённым впрыском топлива.

1. Блок- фара; 2. Аккумуляторная батарея; 3. Расширительный бачок системы охлаждения; 4. Бачок для жидкости гидропривода тормозов; 5. Двигатель; 6. Воздушный фильтр двигателя; 7. Бачок для жидкости смывателя стекол; 8. Монтажный блок с предохранителями и реле; 9. Внутреннее зеркало заднего вида; 10. Противосолнечный козырек; 11. Заднее сиденье; 12. Дверь задка; 13. Складная полка; 14. Запасное колесо; 15. Задний фонарь; 16. Основной глушитель; 17. Амортизатор задней подвески; 18. Задний мост; 19. Балка задней подвески; 20. Топливный бак; 21. Дополнительный глушитель; 22. Переднее сиденье; 23. Наружном зеркало заднего вида; 24. Боковой указатель поворота; 25. Рулевой механизм; 26. Передний тормоз; 27. Телескопическая стойка передней подвески.

При сложенном заднем сиденье машина трансформируется в грузопассажирский вариант, подобный универсалу. На этом автомобиле впервые в модельном ряду ВАЗа была применена пятиступенчатая коробка передач, которая в дальнейшем стала устанавливаться на все модели семейства «Самара» . Также эти автомобили впервые в модельном ряду ВАЗа стали окрашиваться металлизированными эмалями в серийном производстве.

Очевидные достоинства и преимущества автомобиля характерны для всех моделей семейства «Самара»: высокие динамические и скоростные качества, хорошая управляемость и устойчивость на различных типах дорог, крепкие бампера. Отмечались и существенные недостатки: уязвимость картера двигателя и маслофильтра, снижение ремонтнопригодности относительно предыдущих моделей ВАЗ, дребезжащая отделка салона из дешёвого жёсткого пластика, плохая эргономика педального узла, и др.

Это один из первых в СССР неполноприводных автомобилей с передним приводомю На сленге автолюбителей ВАЗ-2108 называют «Восьмёрка» или «Зубило» (за характерный клиновидный силуэт и «заточенный» профиль передка).
С 1994 года Волжский автозавод выпускал ВАЗ-2108-91 с РПД ВАЗ-415 объёмом 1,3 литра, мощностью 140 л.с. при 6500 об/мин, но, конечно — ограниченными партиями.

                                                                                                                                                модель 2009 года 

LADA-2108 Samara; 1985 г.                                                                                     

 
                             
 

Модель №20 из венгерской журнальной серии DeAgostini "Retro autók a keleti blokkból". Цвет - белый. Прибыла в коллекцию 09.09.2015 г. Появление в 1984 году на отечественном рынке автомобиля ВАЗ-2108 ознаменовало собой, выражаясь словами популярнейшего на тот момент советского журнала "За рулем", качественный скачок в развитии техники. Это действительно был прорыв, так как "восьмерка" стала первым советским переднеприводным автомобилем. О достоинствах переднего привода расписывать, естественно, не стану, но отмечу ,что машина на тот момент была, что называется, в тренде мировых тенденций. Просторный салон, гнутые боковые стекла, низкий пол ,в т.ч. и в багажнике. Кузов "хэтчбек" легко трансформировался из пассажирского в грузопассажирский вариант, складывающиеся задние сиденья, более производительная система отопления и вентиляции, анатомические передние сидения и многое другое сделали машину легкой и послушной в руках водителя. Все это цитаты из обзорной статьи вышеупомянутого журнала. ВАЗ-2108 смотрелся на тот момент вполне современно,  а уж заполучить такую машину было пределом мечтаний для многих автомобилистов.
 Данная модель "восьмерки" - уже вторая в моем собрании. Первая была приобретена еще в 2009 году, когда появилась в продаже в рамках журнальной серии "Автолегенды СССР". Та модель, в светло-зеленом окрасе (см. тему), была замаркирована , как ВАЗ-2108 "Спутник" - ранний вариант для внутреннего рынка, а эта - вышедшая в 2010 г. в венгерском аналоге наших "Автолегенд", имеет экспортное название, 
LADA-2108 SAMARA. Интересно, что модель, в сравнении с "автолегендовской", вышла в несколько упрощенном варианте: задние фонари представлены однотонным, красным прозрачным пластиком, отсутствуют и кормовые шильды. Придется поискать декали... Номерные таблички имитируют венгерские гос. регистрационные номера. Все остальное (кроме цвета)  повторяет вариант, вышедший в "АЛ СССР", включая и переразмеренные колеса.  Поставлю модели заслуженную четверочку с минусом. Очень доволен, что в коллекцию заполучил масштабный ВАЗ-2108 именно в белом цвете. Пожалуй, это наиболее распространенный окрас для машин этой серии. До сих пор белых "восьмерок" предостаточно на российских дорогах, хоть и выглядят они уже довольно ущербно на фоне современных отечественных и зарубежных машин.

Проект переднеприводного автомобиля начал разрабатываться Волжским автозаводом в 1971 году. С 1971 по 1977 гг. на заводе было спроектировано и построено несколько опытных образцов переднеприводных машин. Проектирование ВАЗ—2108 начато в мае 1977 года. 17 февраля 1978 года Министерство автомобильной промышленности СССР утвердило техническое задание ВАЗу на семейство переднеприводных автомобилей. К этому моменту на заводе уже имелась вполне отработанная концепция будущей машины. Первый прототип ВАЗ-2108 был готов в конце 1978 года, а в феврале 1979-го начались его лабораторные испытания. Некоторые узлы и агрегаты ВАЗ-2108 разрабатывались совместно с западными компаниями Порше и UTS. 29 мая 1979 года вышло постановление Совета министров СССР № 470 «О разработке и освоении на Волжском автозаводе семейства переднеприводных автомобилей». Официально о создании в Тольятти новой модели легкового автомобиля объявил министр автомобильной промышленности В. Н. Поляков в своём выступлении на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 года. Он сообщил, что в одиннадцатой пятилетке на ВАЗе будет создана машина с передними ведущими колёсами, не связанная по конструкции и технологии с выпускаемыми «Жигулями» классической компоновки.

Производство первой партии из 2000 товарных автомобилей было начато 17 декабря 1984 года , а в первой половине 1985-го автомобили стали поступать в магазины по цене 8345 руб

Самары разных годов выпуска красили в определенные цвета. Например, до 1988 г. Самары окрашивали и в светло-желтый, светло-зеленый, коррида и синий цвета (кроме основных типа белого, красного и т.д.). А с 1988г. стали окрашивать в рубин . Кофейные и бежевые Самары - 1986-1990 гг., а темно-зеленые- 1985-1988 гг. Ярко-красные - 1986-1993 гг., хотя и в 1999 г. есть вариант ярко-красный - торнадо . Серо-голубые и зеленые Самары выпускались в 1989-1990 гг. До 1989 г. не было серых, темно-синих и черных Самар, а в 1988-1989гг. выпускались темно-коричневые. Окраска металлик впервые была применена в 1990 г. на экспортных Самарах (серебристый, вишневый, золотистый и синий металлик ), хотя большинство нынешних Самар - именно металлические . Мокрый асфальт - 1991-1992 гг., а белые Самары выпускали всегда, правда Самары белого цвета разных годов выпуска заметно отличаются оттенком. Сафари - 1987-1993 гг. Самары 1998-1999 гг. - темно-зеленый, вишневый, баклажан , темно-синий металлик, фиолетовый, ярко-красный, золотистый металлик, серебристый, многоцветный опал , брызги шампанского , электрон (серо-голубой металлик), гранат , темно-зеленый металлик, белый газ и много других.

Кроме цвета, Самары разных годов отличаются и типом окраски дверных рамок и порогов. Эти элементы Самар до 1995 г. красили черным цветом, а с 1995 г.- некоторые варианты не окрашивались, на некоторых - лишь пороги. Кроме того, на ранних Самарах применялись уплотнители с соединением вплотную , а на более поздние устанавливают иные уплотнители с резиновыми накладками на стыках. На некоторых девятках 1990-1991 гг. в маленьком неопускном окне (возле задней двери) отсутствует вентиляционная решетка.

Возраст Самары можно определить по колесным дискам и резине. Все Самары до 1989 г. имели характерные диски с большими вентиляционными отверстиями и четкими ребрами жесткости, цвет - светло-серый; более поздние имели чуть видоизмененные вентиляционные отверстия (меньшей величины) с немного размытыми контурами. Некоторые Самары 1990-1991 гг. имели колесные диски, окрашенные металликом , что характерно и для выпускаемых в настоящее время. На небольшое количество Самар 1996-1997 гг. устанавливали колесные диски типа 2101, и на некоторые с двигателем 1,5 л - немного расширенные с выступающей плоскостью обода. Резина на ранних (до 1988 г.) стояли покрышки Michelin, а на всех Самарах 1989-1994 гг. - БЛ-85 (165/70, 175/70) . На Самарах образца 1995-1999 гг. устанавливается различная - ВС-11, Matador MP 11, MP 8, MP12, Sava и некоторые другие.

Очень точно возраст Самары можно определить по салону. На всех Самарах до 1993 г. стояла так называемая низкая панель, позже стали устанавливать и высокую . Панель до 1989 г. - коричневая различных оттенков (то же касается накладок на стойки).

Руль - в тон панели либо темно-коричневый (1988 г.) Панель приборов Самар до 1994 г. (даже серого цвета!) имела всего одно ребро жесткости на лицевой панели, более поздние - несколько. Некоторые Самары 1990-1991 гг. имели панель приборов с чуть отличающимися по оттенку деталями, а рулевое колесо серое, которое при эксплуатации затиралось и становилось зеленоватым . Мелкие элементы панели - рукоятки, рычажки и пр. на ранних Самарах были темные, на поздних серые и светло-серые. Некоторые Самары 1990 г. имели черную панель. Щиток приборов на низких версиях практически одинаковый, лишь стрелки на ранних были оранжевыми (с 1989 г. - белые), и немного отличается положением сигнальных ламп. Подрулевые переключатели (импортные) Самар до 1988 г. имели дополнительную функцию - возможность включать габариты лишь с одной стороны. На некоторых Самарах 1986-1991 гг. отсутствует гидрокорректор фар. Обивка дверей на ранних Самарах длинные ручки , то есть дверная ручка доходила почти до верхней части обивки, и такая обивка имела меньше ребер жесткости (1985-1986 гг.), причем карманы на дверях без вырезов. Цвет такой обивки - светло- желтый и коричневый. С 1987г. и по настоящее время устанавливается иная обивка дверей (2108-6102014-10), правда до 1989 г.- коричневая, а с 1989 - светло-серая (1989-1990 г. в сочетании с черной панелью) серая, темно-серая.

На некоторых Самарах 1990-1991 гг.- бежевая, серо-синяя и вишневая ( в сочетании с серой панелью). На люксовых вариантах встречались тканевые вставки (1990-1993 гг.), которые устанавливают и в настоящее время. Обивка потолка на ранних вариантах импортная ворсистая бежево-коричневых оттенков, на современных - белая и бежевая из полимерной пластмассы. Противосолнечные козырьки - единые, правда, на некоторых темные. На современных Самарах встречается плафон дополнительного освещения в передней части оббивки потолка. Обивка пола - ворсовая, на ранних Самарах (до 1989 г.) коричневая, на более поздних - темно-серая и черная. Пластиковый тоннель на полу и кожух рычага переключателя передач - коричневые (до 1989 г.) либо серые и черные. Сиденья на ранних Самарах(до 1989 г.) - бежевые, коричневые, с 1989г.- серые и черные. На современных Самарах (с 1995г.) применяется ткань иной фактуры, более грубая и износостойкая на ощупь; сиденья на ранних Самарах чуть отличались по форме боковых валиков, а на современных- хорошо развита боковая поддержка. На задних сиденьях некоторых Самар с 1995 г. возможны подголовники. Полка багажного отделения - черная с двумя ребрами жесткости (до 1989 г.) и (с 1989 г.) серая и темно-серая с движущейся частью немного иной формы.

Обивка багажника - ворсовая (на ранних- коричневая), а на поздних версиях возможна полная обивка багажника и установка пластмассовых накладок на колесные ниши.

ВАЗ-2108 был не только автомобилем для внутреннего рынка, но и для внешнего, ему требовалась серьезная рекламная компания. Для продвижения новой модели фирма «Автоэкспорт» использовала самые передовые технологии – и рекламу в автомобильных изданиях, и создание видео – роликов и, конечно же, формирование спортивного имиджа марки.

 

источники:
текст  с третьего абзаца - www.lada-forum.ru
последний абзац - http://wiki.zr.ru/

год вып. - 2010         тираж в Венгрии  - уточняется...

ВАЗ-2108, Lada "Natasha", кабриолет; 1990 г.                                                                             

 
               
             
 

Модель №111 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР".Цвет - бледно-зеленый. Прибыла в коллекцию 13.05.2013 г. Долгожданная модель, но, к сожалению, изобилующая массой недочетов. Наигрубейшей ошибкой считаю наличие двух крышек бензобака: одна слева, другая, как и положено - справа. Сильный завал рамки ветрового стекла с вывалившимися наружу стеклами боковых форточек и отсутствие нижнего спойлера также подпортили харизму модели.  Вдобавок в наличии "тюнинговая" решетка радиатора.  "Контрольным выстрелом" в перечне недостатков масштабной "Наташи" считаю весьма безликий, смахивающий на банальную грунтовку, цвет.  В плюсы записал бы неплохо проработанный салон, вполне масштабные колеса и удачно исполненную светотехнику, как спереди, так и сзади. Однако, поставлю этой модели только троечку, не выше.
 Лада "Наташа" довольно редкий гость на отечественных дорогах  Но периодически все же встречаются  экземпляры в самых разнообразных обвесах.  Мне этот автомобиль попадался на глаза раза три-четыре и всегда воспринимался мной, как экзотика, явно не приспособленная к отечественному климату. Но, не скрою, вызывал неподдельный интерес.



В 1990 году на Брюссельском автосалоне бессменный дилер советских автомобилей в Европе компания Scaldia – Volga представляет подготовленный к мелкосерийному производству стильный кабриолет Lada Natasha. В Брюсселе, а позже в Братиславе и Праге открываются небольшие производства, где новые автомобили выпускаются уже мелкими партиями. Основная часть их уходит на экспорт во Францию и Испанию, где эти машины пользовались огромным успехом.

На автосалоне кроме вышеупомянутой Lada Natasha, фирма представила также рестайлинговую версию «восьмерки» Lada Carlota и «заряженную» Lada Samara RSI, созданную в отделе спортивных автомобилей ВАЗа. Пластиковый обвес изготовляла немецкая фирма Pichler, а тюнинговая фирма Mangoletti адаптировала под форсированный 1600-кубовый мотор «гоночную» систему впрыска, предусмотрев два варианта — мощностью 100 и 130 л.с. С первой «Мисс Россия» Машей Калининой в качестве хозяйки стенда Scaldia Volga и продукция АвтоВАЗа завоевала невиданную доселе популярность за рубежом.

После успеха Scaldia Volga и другие экспортеры автомобилей ВАЗ начинают разрабатывать рестайлинговые версии «зубила». Так, например, Норвежская компания «Конела-Норге-Бил», по примеру Lada Carlota, выпускает модель Lada Konelia. Она оснащала свои Лады альтернативной оптикой.

 
                                                                                                                                                                              
модель 2013 года 

  последнее обновление страницы - 10.09.2015
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13