*index 43* Завод имени Лихачева


Ста́линская архитекту́ра (сове́тский монумента́льный классици́зм) — направление в архитектуре СССР с середины 1930-х до середины 1950-х годов. Подразумевает под собой несколько архитектурных стилей, объединённых общими чертами, отличающими сталинскую архитектуру от других направлений в архитектуре СССР и за рубежом. Пришедшая на смену рационализму и конструктивизму в период правления И. В. Сталина, архитектурная политика подразумевала классический и монументальный стиль, во многих чертах близкий к ампиру, эклектике и ар-деко. Архитектура сталинского периода получила особенное распространение после Великой Отечественной войны в СССР, а также в странах Восточной Европы, Китая, КНДР.

 


 


Период с 1918 по 1932 годы назывался временем архитектурного авангарда, после него очень быстро и полно произошёл переход к сталинскому неоклассицизму. Границей перехода к новой архитектуре стал проект Дворца Советов, после завершения которого все архитектурные объекты строились в новом стиле. С лета 1932 года к строительству в СССР не принимался ни один проект в стиле конструктивизма

 

 

 


В середине 1930-х годов в советской архитектуре произошёл постепенный переход от конструктивизма к сталинской архитектуре. Этот переходный период в наше время трактуется по-разному. Некоторые специалисты считают архитектуру этого периода постконструктивизмом, но другие исследователи пришли к выводу, что одновременно с развитием классических основ в архитектуре развивался, непосредственно от авангарда, советским ар-деко. Примерами двух этих точке зрения являются здания Фрунзенского универмага в Ленинграде и здание «Дома на набережной» в Москве. Некоторые здания этого времени, внешне богато декорированные, сохраняли или комбинировали в своей планировке конструктивистские основы вместе с классическими пропорциями. Другими источниками стиля стали палладианство и неоклассицизм (особенно бозар). «Советский монументальный классицизм» был в целом сформирован к концу 1930-х годов.

 

 

 


В 1945 году страна приступила к восстановлению разрушенных городов. Архитектура стала одним из приоритетных направлений народного хозяйства. Архитектурное произведение должно было внушать уверенность зрителям в скором восстановлении всей страны. Яркими примерами являются Главное здание МГУ, комплекс павильонов ВСХВ, здание МИД СССР на Смоленской-Сенной площади.

 

 

 


В сталинской архитектуре ар-деко занимает особое место. Практически все крупные объекты и ансамбли как: Дворец Советов, Высотные здания, библиотека им. Ленина, довоенная и послевоенная ВСХВ, Ансамбль 6 очередей строительства Московского Метрополитена и т. д.; по своим особенностям и конструктивно-художественным решениям являются самыми яркими примерами стиля ар-деко в СССР. Становление стиля ар-деко в СССР началось в конце 1920-х гг., и наиболее ярко было развито в Ленинграде, где были возведены такие крупные объекты как: Фрунзенский универмаг, Дворец культуры им. Кирова, кинотеатры «Москва» и «Гигант». В довоенной Москве стиль ар-деко занял лидирующее место в архитектуре в ходе проектирования здания Дворца Советов по проекту архитекторов Б. М. Иофана, В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха. В архитектуре Московского метрополитена стиль ар-деко наиболее ярко был представлен станциями «Дворец Советов» (Кропоткинская), «Сокол», «Аэропорт» и «Маяковская», созданные по проекту А. Н. Душкина. В мировом масштабе стиль ар-деко в СССР стал известен благодаря выставочным павильонам СССР на Всемирных выставках 1937 и 1939-х гг.
В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное десятилетие ар-деко приобрёл ярко выраженные черты ретроспективизма, при этом сохраняя основные принципы стиля: современное конструктивное решение, закономерность и чёткость, национальные мотивы и роскошные (дорогие) отделочные материалы. Такими примерами стали почти все послевоенные станции Московского метрополитена, высотные здания, общее художественное решение реконструированной ВСХВ, ряд зданий в Москве, Минске и в др. городах СССР. Последним крупным объектом, полностью совпадающим с основными принципами стиля стала первая очередь Ленинградского метрополитена.
 

 

 


Здания в стиле ампир (т. н. «сталинский ампир») логично продолжили традиции первого этапа стиля, длившегося почти большую часть XIX века. Сочетая классические пропорции и основные символические мотивы во внешней отделке, ампир был развит и существенно расширен, где фигурировали в лепных украшениях героизированные люди разных профессий. Фасады подчёркнуты укрупнённым композитным ордером, и очень часто применялся в цокольных этажах руст. Главным отличительным примером сталинского ампира является портик и парадная фасадная композиция. Часто термином «сталинский ампир» огульно именуют и сталинские высотки, и ансамбли ВСХВ, и оформление станций Московского метрополитена, которые являются ампирными только отчасти, в целом же представляют собой примеры ретроспективизма с привкусом ар-деко.

 

 

 


Сталинская архитектура, будучи интернациональным направлением в искусстве, в архитектуре выражалась не только в использовании уже существующих архитектурных форм, но и в создании новых, соответствующих каждому национальному направлению республик и областей. Наиболее ярко это движение было выражено в элементах декоративного оформления Высотных зданий, станций метрополитена, в республиканских и областных центрах и т. д. Самым главным примером подобного подхода стал ансамбль Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки, реконструированный в 1950—1954-х гг. Будучи решённым в общем стиле ар-деко, каждый павильон выставки представлял собой выражение каждого региона или отрасли, что давало архитекторам серьёзную задачу работы в нескольких архитектурных стилях одновременно. Особенно яркими работами стали павильоны по проекту Жукова, Полупанова, Кликса, Ревякина, Ашастина, Ефимова и др. авторов. К числу лучших примеров в довоенной архитектуре СССР относятся: Театр оперы и балета в Ташкенте, здания Верховного совета и ИМЭЛа в Тбилиси, застройка центральных площадей в Ереване, административные и гражданские сооружения в Баку и в др. городах.

 

 

 

 


Пожалуй, наибольшей сбалансированностью отличается характеристика Сталина, данная выдающимся государственным деятелем Великборитании, ярким противником коммунистических идей У. Черчиллем, который по случаю 80-летия Сталина (21 декабря 1959) говорил: «Большим счастьем для России было то, что в годы тяжелых испытаний ее возглавлял гений и непоколебимый полководец И. В. Сталин. Он был выдающейся личностью, импонирующей жестокому времени, в котором протекала его жизнь... В его произведениях всегда звучала исполинская сила. Эта сила настолько велика в Сталине, что он казался неповторимым среди руководителей государств всех времен и народов... Он был непревзойденным мастером находить в трудную минуту путь выхода из самого безвыходного положения... Сталин был величайшим, не имеющим себе равных диктатором. Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной атомным оружием. Нет! Что бы ни говорили о нем, таких история и народы не забывают». После распада СССР, когда появилась возможность сравнивать различные периоды в истории страны, стали говорить, что сталинская эпоха была «подобна взрыву сверхновой звезды, на затухающем импульсе которого мы двигались почти сорок лет».
 

                                                                     
                        
                               
                                                         Завод имени Лихачева
                                                    

 

 

 

1   2   3   4   5   6   7   8   9

 Автомобили семейства  "110"

ЗиС-110, туринг седан; 1945 г.                                                                                                         

 
             
               
 

Модель №16  из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - черный. После модели двадцать первой "Волги" эта была, пожалуй,  самой ожидаемой мной... На день выхода, однозначно, самая красивая модель в журнальной серии. Действительно "Царь-машина". Хорошо окрашенная, с достаточно проработанным салоном, в котором имеется даже внутренняя перегородка между водителем и задними посадочными местами. Однажды видел ЗиС-110 живьем. Могу уверенно сказать, что вкус на автомобили  у товарища Сталина был хороший. Из недостатков модели можно отметить колеса меньшего чем нужно диаметра и отсутствие полноценной антенны на крыше. В остальном - одни достоинства.
  

ЗИС-110, легковой автомобиль высшего (представительского) класса, первый отечественный послевоенный автомобиль. Его производство началось в 1945 году на смену ЗИС-101 и закончилось в 1958, когда его в свою очередь заменил ЗИЛ-111.

Внешнее декоративное формление автомобиля практически дословно имитировало американский «Паккард» модели «180» с кузовом «туринг седан» предвоенной модели, но на самом деле, вопреки утверждениям ряда зарубежных историков автостроения, знакомых с этим автомобилем лишь по фотографиям, это была полностью самостоятельная советская разработка.
В годы Великой Отечественной Войны, когда велось её проектирование и подготовка производства, не было никакой возможности — в первую очередь, финансовой — заказать в США ни полную линию производства, ни даже оснастку для изготовления кузовных панелей. Внешнее же сходство с иностранной моделью было придано ЗИС-у намеренно, по пожеланию высшего руководства страны и лично Сталина.

Вместе с тем, создатели автомобиля попытались максимально возможно «развести» его внешность с устаревшим «Паккардом», сохраняя внешнее оформление полностью в традициях фирмы — в частности, вновь разработанный кузов имел иные габариты (главным образом, бо́льшие длину и ширину) и обводы, в частности — более современную линию крыши с выступающим багажником, не имел подножек и запасных колёс в передних крыльях .
Получившийся в итоге кузов ЗИС-а внешне больше всего напоминал кузова ручной работы ателье «Фишер» для автомобилей «Бьюик-Лимитед» или «Кадиллак» последних довоенных моделей. Декор же, включая «фирменную» «Паккардовскую» решётку радиатора и хромированные молдинги на передних крыльях, был внешне практически идентичен «Паккарду», что и вызвало путаницу.
Оснастку для производства кузовных панелей автомобиля полностью изготовили в СССР, причём штампы были не отфрезерованы из стали, а отлиты из цинко-алюминевого сплава — это позволило снизить стоимость и трудоёмкость изготовления, что было важно в военное время, но такие штампы могли выдержать лишь ограниченное количество рабочих циклов. Для модели представительского класса с небольшим объёмом выпуска это решение оказалось приемлемым. Необходимо отметить, что кузов автомобиля был первым спроектированным и подготовленным к производству в СССР, до этого оборудование для штамповки заказывали в США. В частности, для модели ЗИС-101 его заказывали фирме «Бадд», что обошлось государству в полмиллиона долларов и заняло 16 месяцев.
Оснащался рядным 8-цилиндровым, 4-тактным двигателем, мод. ЗИС-110, рабочим объёмом 6002 см, мощностью 103 кВт при 3600 об/мин. Двигатель известен исключительной плавностью работы.

Габаритные размеры, мм: 6000 x 1960 x 1730,снаряжённая масса 2575 кг, база 3760 мм, колея колёс: передних — 1520 мм, задних — 1600 мм. В своё время, это был один из самых больших легковых автомобилей в мире.

год вып. - 2009           тираж  - уточняется

ЗиС-110, туринг седан; 1945 г.                                                                                                                     

 
           
                 
 

Модель из серии "Наш Автопром" от компании "Феран". Форма   IST-models. Цвет - оливковый.  Интересный, но исторически несколько сомнительный цвет ферановского ЗиС-110 очень понравился. Модель порадовала правильным размером колес. Правда, на сей раз без вайтволов и прокрашенных дисков. Салон в отличии от журнального ЗиСа  окрашен в светлый цвет.  Приобретена 24.10.2010.
  

На базе ЗИС-110 было создано несколько модификаций:

ЗИС-110Б
ЗИС-110А — автомобиль скорой медицинской помощи,
ЗИС-110Б — фаэтон со складной матерчатой крышей, выпускался с 1949 по 1957 год,
ЗИС-110В — кабриолет со складным электрическим тентом и стеклами, опускавшимися вместе с рамками, построен в 3 экземплярах
ЗИС-115 — автомобиль с бронезащитой,
ЗИС-110Ш — экспериментальный полноприводный автомобиль. Было создано 4 экземпляра: 2 на шасси Dodge WC51 и 2 на базе отечественных агрегатов. Впоследствии все 4 машины были уничтожены, дав начало модели 110П.
ЗИС-110П — полноприводный автомобиль.
ЗИС-110Ш — штабной автомобиль,
ЗИС-110И — поздняя модификация с двигателем и коробкой-автоматом от ГАЗ-13. Переделывался на ремонтных базах согласно официально распространяемой инструкции с завода ЗИЛ.

Характеристики :

Длина: 6000 мм
Ширина: 1960 мм
Высота: 1730 мм
Клиренс: 200 мм
Колёсная база: 3760 мм
Колея задняя: 1600 мм
Колея передняя: 1520 мм
Масса: 2575 кг

Макс. скорость: 140 км/ч

  Иосиф Виссарионович Сталин подарил ЗИС-110 темно-зеленого цвета Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Первому. Как написала тогда газета Правда: "...Русской Православной Церкви: За помощь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками".

год вып. - 2010           тираж  - неизвстен

ЗиС-110, такси; 1947 г.                                                                                    

 
 
                           
 

Модель №25  из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР. Лучшее". Цвет - бело-серый. Прибыла в коллекцию 29.12.2014 г.  Приятным сюрпризом оказался 25ый номер этой журнальной серии . Вместо изначально заявленного повтора «автолегендовского» черного ЗиСа, ДеАгостини выпустила двухцветную модель в варианте таксомотора. Это настоящий подарок для коллекционеров к Новому Году. До сего момента ЗиС-110 такси выходил в рамках регулярной серии IST-models в неверном, бежево-коричневом, окрасе. Фотохроника конца 40х – начала 50х, редкие цветные фото и киноленты подсказывают нам, что единым стандартом для автомобилей такси в сталинский послевоенный период был бело-серый с шашечками на подоконной линии.
  Модель оставляет очень приятные впечатления. Форма абсолютно повторяет регулярную – автолегендовскую. Окрас ,как уже было сказано, типичен для т.н. сталинских такосомоторов. Хотя, серый цвет, возможно, чуть более светлый, чем был у прототипов, но это не критично. В салоне модели имеется перегородка. Колеса снабдили вайтволлами, отчего масштабный ЗиС смотрится еще наряднее. В легкие недочеты запишем обрубленную антенну над ветровым и отсутствие логотипа «ЗиС» на крышке багажника. Пять баллов! Спасибо, ДеАгостини, за желанную модель!

  Автомобили ЗИС-110 использовались не только для обслуживания госучреждений, но и в таксопарках в качестве маршрутных такси на междугородных линиях Москва-Симферополь, Москва-Владимир и Москва-Рязань, в том числе на юге как такси использовались кабриолеты. В московской таксомоторной службе ЗиС-110 использовались в 1947-58 годах.
За создание ЗИС-110 конструкторам А. Н. Островцеву, Б. М. Фиттерману, Л. Н. Гусеву, А. П. Зигелю в июне 1946 года была присвоена Сталинская премия.

  * К 800-летию Москвы парк такси пополнился новыми лимузинами ЗИС-110. Часть их тоже направили в маршрутное такси. Появились пригородные маршруты. Например, ЗИСы ходили от площади Свердлова до аэропорта Внуково. Вскоре организовали междугородные маршруты. Самый дальний Москва–Симферополь. Несколько пассажиров нанимали лимузин для двухдневного рейса с ночевкой в Белгороде. Были и более близкие междугородные рейсы: Москва–Владимир, Москва–Рязань. А часть ЗИСов использовали в Москве в качестве обычных такси. По словам Рыжикова (автор книги «Из кабины такси» [прим. index43su]), большим спросом у пассажиров эти машины не пользовались, так как тариф у них был выше, чем у «Побед». Нередко шоферы ЗИСов часами ждали пассажиров на стоянках.

источник:
второй абзац  -
http://www.gruzovikpress.ru/

год вып. - 2014           тираж  - 55000 экз.

ЗиС-110A ,скорая  мед. помощь; 1947 г.

в поиске...

 

 
       
                     
 

  

В первые послевоенные годы (с 1947 года) базовой машиной Скорой помощи стали ЗИС-110А (санитарная модификация знаменитого лимузина ЗИС-110), созданная на заводе в тесном сотрудничестве с руководителями Московской станции скорой помощи А.С.Пучковым и А.М.Нечаевым с использованием накопленного в довоенные годы опыта. Видно, что задняя дверь открывалась вместе с задним стеклом, что значительно удобнее, чем было на ЗИС-101. Справа от носилок виден ящик — видимо, там было предусмотрено его "штатное место".
Машина оснащалась восьмицилиндровым рядным двигателем шестилитрового объема, мощностью 140 л.с., благодаря которому была быстроходной, но очень прожорливой — расход топлива 27,5 л/100 км.
До наших дней сохранилось не менее двух таких автомобилей.16:12 30.04.2011

                                                                                                                                                                                       модель 201x года 

ЗиС-110Б, фаэтон; 1949 г.                                                                                      

 
               
             
 

Модель №108 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - серый. Прибыла в коллекцию 28.03.2013 г. Тему моделей 110го семейства продолжает еще одна модификация "Царь-машины" . На сей раз это масштабная копия фаэтона - ЗиС-110Б. В достоинства модели , по-моему, можно записать неплохую геометрию, достаточно аутентичный, почти парадный светло-серый окрас и ,уже традиционно для моделей ЗиСов - обилие "хромированных" деталей. Недостатки у данной модели также имеются. Итогом т.н. "упрощенки"  стали непроработанные колеса без вайтволлов и с не прокрашенными дисками., безликий, черный салон и странного алюминиевого цвета сложенный тент на задке ЗиСа. Не прибавил плюсов модели и исполненный отдельной деталью капот, от чего в наличии имеется  режущий глаз зазор между ним и рамкой ветрового стекла. Отдельного внимания достойна эмблема на радиаторной решетке модели, на которой вместо положенного орнамента красуется аббревиатура из трех букв - "ЗИС".  Подобная  отсебятина производителя немного раздражает. Учитывая, что все-таки модель хорошо поддается доработке, поставлю этому маленькому ЗиСу четверку, хоть и с обязательным минусом.
   

ЗИС-110Б - комфортабельный, шестиместный, легковой автомобиль с 4-дверным кузовом типа "фаэтон" рамной конструкции с двумя рядами основных сидений и двумя дополнительными отдельными откидными сиденьями, в сложенном виде убирающимися в перегородку

ЗИС-110Б участвовали в военных парадах, работали в качестве такси, а кинооператоры использовали их для съемок.
Всего было выпущено 2089 автомобилей.

                                                                                                                                                                                           модель 2013 года 

ЗиС-115; 1945 г.

в поиске...

 

 
 
                           
 



  Всего их было тридцать - созданных специально для Политбюро и обслуживания тов.Сталина - бронированных ЗИС-115. Был еще один - полноприводный вариант для охоты. Эти авто были заурядны с технической точки зрения, но каждый выглядел, как "сверхавтомобиль сверхдержавы" - настоящая "сталинская готика на колесах"!

К сожалению, после смерти вождя всех времен и народов 28 из них уничтожили.Прототипом ЗИС-115 был ЗИС-110, выпускавшийся на заводе имени Сталина в Москве. При проектировании ЗИС-115 Сталин поставил задачу изготовить автомобиль, практически не уязвимый для пуль автомата, пулемета и взрыва гранат или мин, и, что самое важное, он внешне не должен отличаться от серийной автомашины.

Кузов ЗИС-115 изготовили из лучших по тем временам сортов бронированной стали. Толщина двойных дверей достигала 40 миллиметров, пуленепробиваемых стекол - 50, причем каждое стекло открывалось своим гидравлическим домкратом, вмонтированным внутрь двери, весившей более 300 килограммов. Двойное дно, двойной потолок и особо усиленная задняя стенка. Общий вес стального чудовища составлял 8 тонн. Все внешние атрибуты и параметры до миллиметра совпадали с серийным автомобилем, которых выпустили более 2 тысяч штук.
Сложная конфигурация машины ставила перед инженерами очень трудные задачи, но все понимали, что за невыполнение желания вождя может быть только одно наказание - смерть. И желание было выполнено. Пришлось только увеличить размер шин и уменьшить число мест до шести - сзади осталось два (серийных было три), еще два откидных и два впереди (одно из них для шофера).
Сталинские броневики, предназначенные для перевозки особо важных персон, испытывали боевыми пулеметами, причем во время испытаний конструктор машины должен был находиться внутри автомобиля и погибнуть, если броня не выдержит обстрела. Потом кузов реставрировали, заделывали вмятины, но говорят, что две машины с конструкторами «испытали» так, что восстанавливать их уже не было смысла. Зато проверенным машинам Сталин доверял и использовал все 28 штатных единиц техники. Правда, в целях безопасности он никогда не ездил на одной и той же машине два раза в день.
Сегодня в мире осталось два автомобиля ЗИС-115, каждый из которых оценен специалистами - любителями уникальных автомобилей более чем в 4 миллиона американских долларов. Один из двух оставшихся "монстров" находится в Швейцарии.

Модифицированным ЗиС-110 под индексом  115 пользовалось высшее руководство страны в т.ч. и  И.В. Сталин - Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) с 1922; Герой Социалистического труда — 1939, Герой Советского Союза — 1945, Маршал Советского Союза — 1943, Генералиссимус Советского Союза — 1945, Председатель Совнаркома (переименованного в Совмин) с 1941, Председатель Государственного Комитета Обороны (ГКО) в 1941-1947. В 1941-1947 — нарком обороны СССР. Верховный главнокомандующий Вооруженными силами СССР . Член Исполкома Коминтерна в 1925-1943.

источники:
текст - http://moikompas.ru/
                                                                                                                                                                                          модель 201x года 

ЗиЛ-112С, гоночный автомобиль; 1962 г.

в поиске...

 

 
           
                 
 

ЗИЛ-112С (ЗИС-112С) — спортивный автомобиль завода имени Лихачева, развивавший скорость в 260 км/час. Было изготовлено в 1962 году два экземпляра этого гоночного автомобиля. С 1963 по 1965 год пять всесоюзных рекордов на гоночных трассах СССР.

Передняя подвеска — независимая, пружинная, на двух поперечных рычагах, задняя — оригинальная независимая, пружинная. Двигатель V8 рабочим объемом 6 л с двумя четырехкамерными карбюраторами развивал 240 л.с., а версия с рабочим объемом 6,95 л развивала 270 л.с. Коробка передач была от ЗИС-110, с облегченным алюминиевым картером. Тормоза — дисковые, задние тормоза расположены у главной передачи для уменьшения неподрессоренных масс. Максимальная скорость 260 км/ч. Разгон 0-100 км/ч за 9 секунд. Полный вес 1330 кг.

На ЗИЛ-112С в 1965 году Геннадий Жарков стал чемпионом СССР.
Единственный сохранившийся ЗИЛ-112С стоит в общедоступном специализированном автомобильном музее в Риге.

                                                                                                                                                                          
 модель 201x года 

последнее обновление страницы - 14.01.2015

1   2   3   4   5   6   7   8   9