*index 43* Завод имени Лихачева


Периоды наиболее активного роста доли животной пищи в питательном рационе советского гражданина пришлись на 1965–1968 и 1973–1975 гг. В данный  период среднестатистический советский рацион приблизился к максимальному рекомендуемому уровню потребления для легкого немеханизированного труда.
Одновременно с количественным улучшением рациона СССР переживал изменения структуры труда, которые вели к снижению энергозатрат населения. С 1960 по 1980 г. доля т. н. «служащих и специалистов», чья работа не связана с большими физическими нагрузками, в работающем населении выросла с 18,9% до 26,9%. Доля крестьян снизилась с 26% до 10,4%. Доля рабочих кадров выросла с 55,1% до 62,7%, но эта категория советской статистики включала в себя обслуживающий персонал и охрану. Одновременно трудозатраты сократила механизация труда: на 1975 г. Труд 45,7% рабочих был полностью механизирован, доля механизации труда в различных областях АПК к середине 1980-х составила 25-31%. В сравнении с дореволюционным периодом, сократилась также рабочая неделя и улучшилась транспортная инфраструктура, что привело к еще большему сокращению трудозатрат. Годовое число рабочих дней в «эпоху застоя» оценивается как 238 с учетом 5-дневной рабочей недели, 8 общегосударственных праздников и обязательного 15-дневного отпуска.


 

 


С 1960 по 1980 гг. СССР был одним из лидеров по общей калорийности питания, и опережал развитые страны Запада, включая США. Однако качество питания несколько уступало мировым стандартам из-за высокой доли растительной пищи в рационе. Этот недостаток постепенно исправлялся, но значительно более медленно чем, например, в социалистической Польше. Этот дисбаланс был связан с уровнем потребления мяса и молочных продуктов.

 



 


На 1961 г. СССР несколько отставал от стран Запада по потреблению сахара и яиц, но к началу 1980-х гг. достиг уровня США и Великобритании по этим показателям.

 


 


Дефицит тех или иных продуктов не ставил население на грань голода, но по понятным причинам воспринимался достаточно болезненно и в воспоминаниях порой представляется большим чем был в действительности. Так, например, псевдоэкономист Е. Т. Гайдар в одной из своих книг утверждал: «Уже с середины 1960-х годов на большей части территории страны мясо исчезает из свободной продажи. Купить его с этого времени можно лишь в кооперативной торговле или на колхозном рынке по значительно более высокой, чем государственная, цене», с другой — через несколько страниц он приводит данные опросов конца 1980-х, согласно которым в госторговле мясо и колбасу могли приобрести более трети жителей областных центров. Обращает на себя внимание даже не то, что эти рассуждения перекликаются с полемическим преувеличением «в СССР не было мяса», но то – что их непоследовательность не была замечена ни автором, ни редактором книги.


 

                                                                     
                        
                               
                                                         Завод имени Лихачева
                                                    

 

 

 

1   2   3   4   5   6   7   8   9

  Микроавтобус ЗиЛ-118 и его модификации                                                                                                                      семейство "118"

ЗиЛ-118 "Юность", микроавтобус; 1962 г.                                                     

 
                             

 
 
                       
     
 
 
 
                           
 

Модель №28 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - белый с синей полосой. Приобретена 03.03.2010. Эта модель приятно удивила превосходным качеством исполнения и богатой деталировкой, чего я обычно не ожидал от партворков  за 275 рублей ($9). Конечно, модели немного не хватает воздушности, которая присутствует у прототипа, но это объясняется черным салоном (салоны журнальных моделей не прокрашиваются). Хочу также отметить приличный вес модели. Несомненно, на момент выхода "Юность"  становится лучшей моделью серии! C трепетом ожидаю выхода ЗиЛ-118К.
*
   В номинации "цена-качество" признаю эту модель лучшей за 2010 год!
**  Модель признана лучшей в серии "Автолегенды СССР" за 2010 год по версии R
С-форума.
                                               
                                                                                                                                                                                                   

В 1959 году группа молодых разработчиков завода имени Лихачева решила разработать комфортабельный микроавтобус на узлах ЗиЛ-111. Предпосылкой к этому стало сокращение выпуска представительских лимузинов, что не предвещало ничего хорошего для специалистов цеха по выпуску автомобилей представительского класса.

Особой поддержки у руководства эта идея не получила, но молодёжь работала "на общественных началах", и в конце 1961 года первый опытный образец микроавтобуса вышел на столичные улицы.  По размерам новый микроавтобус получился несколько больше, чем ЗиЛ-111, хотя размеры базы и колеи одинаковы. Кузов вагонной компоновки вмещает 17 человек. Салон был неплохо термо- и звукоизолирован с помощью пенополиуретана между внутренними и наружными панелями кузова. Двигатель дефорсировали до 150 л.с, но даже в этом несколько упрощенном виде средний расход топлива составлял 28 л. на 100 км. На крыше имелся огромных размеров люк


                                                                                                                                                                                                  
В 1962 году начались испытания нового автобуса. Было накатано десятки тысяч километров. Автомобиль показал себя очень неплохо, и по результатам испытаний завод направил просьбу в Совет Министров на выделение средств для запуска автомобиля ЗиЛ-118 в серию. К тому же машина была показана высоким чиновникам, одобрившим разработку. Тем не менее, денег заводчане так и не получили, а наладить производство "ручным" способом не получилось. Таким образом, им не оставалось ничего, как продолжать модернизировать своё творение и выпускать новые опытные образцы.

Один из опытных образцов ЗиЛ-118 работал в Москве в качестве маршрутного такси. Ещё один - ЗиЛ-118А был сделан в качестве "скорой помощи". По своей сути это был целый передвижной госпиталь, удачная конструкция которого позволяла врачам стоять в автомобиле в полный рост. Таких машин было выполнено две, одна из них обслуживала Кремлёвскую больницу для высших
 государственных чинов. Всего же в период с 1962 по 1967 было выпущено 7 автобусов ЗиЛ-118.

 В 1967 году в Ницце был проведён международный конкурс "Неделя автобусов". СССР впервые принял участие в этом конкурсе, и как оказалось, небезуспешно. ЗиЛ-118 получил тогда главный приз конкурса, а в целом советский Союз получил 12 призов. После конкурса многие зарубежные компании пытались приобрести большие партии автобусов ЗиЛ-118, но в наличии было всего 7 машин, а серийного выпуска налажено так и не было. И это несмотря на то, что страна так нуждалась в подобном автобусе!

                                                                                                                                                                                                                                    модель 2010 года      

ЗиЛ-118А "Юность", спец.скорая медицинская помощь; 1964 г               

 
                 
           
 

Модель №49  из рос. журнальной серии DeAgostini "Автомобиль на службе".  Спецокрас. Прибыла в коллекцию 01.07.2013 г. Первый июльский день отметился покупкой интересной модели передвижного операционного комплекса на базе микроавтобуса повышенной комфортности ЗиЛ-118. Покупку пришлось делать под проливным дождем, а учитывая, что львиная доля товара была бракованной,  пришлось помокнуть довольно длительное время в поисках идеального экземпляра. Данная модель очень неплохо передает образ прототипа при этом исполнена явно на базе удачной формы "автолегендовского" варианта  микроавтобуса "Юность". Пожалуй, из  неточностей можно выделить только неверный цвет подоконной полосы и надписи "спец. скорая медицинская помощь". Сомневаюсь, что производитель коллективно страдает болезнью Дальтона и по этой причине не смог отличить серый цвет от горчичного. Скорее всего ошибка допущена намеренно, дабы в дальнейшем поиметь спрос на модель регулярного выпуска от IST-models. Во всем  остальном масштабная копия выше всяких похвал. Очень порадовало наличие проработанного салона с полагающейся мед. машинам тонировкой стекол. Модель изобилует "хромированными"  деталями: бампера, решетка радиатора, зеркала, дворники, габаритные огни на крыше, оправы светотехники. Ощущается приличный вес.
Без сомнений, одна из лучших моделей этой журнальной серии!

  

Автомобиль специализированной скорой медпомощи ЗИЛ-118А  изготавливался на базе микроавтобуса ЗиЛ-118 «Юность». Он имел хорошую амортизацию и был удобен для перевозки пострадавших. Специальный подъемный операционный стол с электрогидравлическим приводом, необходимое мед. оборудование и аппаратура позволяли выездной бригаде, состоявшей из 4 – 5 чел., оказывать необходимую специализированную помощь пострадавшим. Интересной была крыша микроавтобуса, которая могла подниматься вверх. При этом крыша соединялась с основанием мягким герметичным "рукавом". Подобная конструкция подъемной крыши применялась на старых микроавтобусах Volkswagen, приспособленных для ночлега туристов.

                                                                                                                                                                                                                                              модель 2013 года

последнее обновление страницы - 20.03.2014

1   2   3   4   5   6   7   8   9