автотранспорт из стран СЭВ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Автотранспорт стран Совета Экономической Взаимопомощи,
                                  
       поставлявшийся крупными партиями в СССР
                                                                      
/выборочно/

                                                    

 

 

 

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Multicar
IFA-Multicar 2577, аварийная служба ЖКХ; 1988 г.                                                

 
                             
 

 * на фото представлены различные модификации IFA Multicar
  Модель №63 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автомобиль на службе".
 Цвет  кабины - зеленый, цвет фургона - серый. Прибыла в коллекцию 22.03.2014 г.  Самые изощренные коллекционные фантазии стали реализоваться благодаря этой превосходной журнальной серии.:) Ну, кто бы мог еще совсем недавно мечтать о появлении в своем собрании модели этого ностальгичного и почти культового ГДРовского грузовичка?! Тем не менее, мечты сбываются!
  Германская Демократическая Республика до самых последних своих дней существования была визитной карточкой социалистического лагеря.И это не пустые слова. Один факт того, что ГДР была второй индустриальной державой в соцлагере и шестой страной по уровню промышленной продукции в Европе, говорил о многом! Не случайно, что вплоть до сегодняшних дней львиная доля граждан Восточной части уже объединенной Германии с ностальгией относятся к тем, по праву можно сказать,счастливым временам. Ведущую роль в индустриальном сегменте ГДР занимала автомобильная промышленность, отличающаяся своим традиционным немецким качеством и надежностью. Среди них была и известная на весь  Восточный блок, а теперь и в мировом масштабе, компания из города Вальтерсхаузен, входившая в Индустриальное Объединение Автомобилестроителей республики - IFA. Широкий спектр линейки легких грузовиков Мультикар, которые производила эта компанияв, в больших количествах закупал и Советский Союз.
  Прекрасно помню эти маленькие, юркие машинки на советских дорогах. В основном они работали в сфере коммунального
хозяйства, но отдельные модификации были на службе промтоварных магазинов, строительных трестов и т.д. Лично мне
отчетливо врезались в память бортовые и тротуароуборочные модификации. Впрочем, и по сей день прямые потомки этих
машин и под тем же фирменным именем Multicar трудятся в системе ЖКХ нашей страны.

  Модель Multicar от ДеАгостини представлена в модификации "2577" - фургон аварийной службы.
 В Советский Союз эти машины поставлялись именно в таком же окрасе: салатовая кабина и светло-серая грузовая будка. Цвет получился, как говорится, в масть. Причудливая,харизматична кабина исполнена превосходно: пропорции, зеркала, подножки, приборная панель...всё на пять баллов! Понравилось и достаточно детализированное днище. Без сомнения оценка отлично и однозначно продолжу в этой рубрике тему Мультикаров. Обязательно стоит заполучить в коллекцию вариант бортового грузовика и мусоровоза.

Multicar — единственная автомобильная компания ГДР, пережившая все потрясения и оставшаяся независимой после объединения Германии. Она выпускает легкие многоцелевые грузовички высокого качества, которые удовлетворяют строгим требованиям клиентов. Когда-то модели Multicar были хорошо известны и в Советском Союзе. В стране работало несколько тысяч юрких универсальных машин Multicar-24 и Multicar-25 с различными надстройками.

Компания начала свое существование в 1920 г. с механической мастерской Артура Адэ в городе Вальтерсхаузен и поначалу занималось производством сельскохозяйственной техники, прицепов, прицепных (в том числе буксирных) устройств и различных соединительных муфт. С 1956 года был налажен выпуск дизельных грузовых автомобилей компактного класса, которые с 1958 года носят запатентованное имя Multicar. После воссоединения Германии предприятие оперативно и в полном объеме воспользовалось представленным шансом на кооперацию и интеграцию с сектором автомобильной промышленности Западной Германии, что позволило ему избежать издержек переходного периода без существенных потерь. В 1998 году контрольный пакет акций "Multicar Spezialfahrzeuge GmbH" был передан в собственность компании "Hako-Gruppe", которая таким образом стала основным учредителем тюрингской фирмы.

IFA Multicar-2577

Размер будки Длина-2м15см ,Ширина 1м60см, Высота1м57см
Двигатель, модель 19-88, 4 цилиндра, 4-тактный дизель с вихревой камерой
Мощность- 45л.с.
Расход топлива 12-14л/100км
Вес без груза 1450кг
Мах масса с грузом 3950кг

год вып. - 2014            тираж  - 80 000 экз.

Multicar
IFA-Multicar 25, бортовой грузовик;1978 г.                                                 

 
                             
 

Модель №167 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет кабины - зеленый, цвет борта - серый. Прибыла в коллекцию 23.07.2015 г. Точно, в соответствии с графиком журнальной серии, прибывает в коллекцию долгожданный бортовой Multicar 25.  Именно эта модель известного немецкого труженика ожидалась в первую очередь, так как бортовые грузовики (и схожие с ними внешне самосвалы) были наиболее распространенными модификациями 25х Мультикаров в Советском Союзе. Я их помню еще с доперестроечных времен. Почему-то врезались они в память на уборках мусора, куч опавших осенних листьев и т.п. в близлежащих с моей петергофской школой парках: в Александрии и в Пролетарском. Ну, как говорится, человеческая память очень избирательна. На самом деле, такие бортовые трудяги вкалывали во всех сферах советской жизни: на стройках, в промтоварных перевозках, в системе  ЖКХ и т.д...Как  я уже упоминал выше, Мультикары производились в немецком Вальтерсхаузене (ГДР), но дополню, что непосредственно на автозаводе собирались базовые версии грузовиков, типа бортового 2501 или самосвала 2510, машины с более сложными надстройками (автолестницы, поливомоечные, машины для ремонта контактной сети и т.п.) укомплектовывались на сторонних немецких предприятиях.
 Итак, чем нас порадовало издательство ДеАгостини на сей раз?  Модель
Multicar 25 полностью повторяет вариант, вышедший ранее в польской журнальной серии "Kultowe Auta PRL-u". Изменений вообще нет. Если сравнивать с вариантом, увидевшим свет в рос. журнальной серии "Автомобиль на службе", то принципиальных отличий мы также не найдем. Однако, в варианте "АЛ СССР" сзади появился сигнал заднего хода, но при этом исчезла задняя табличка номерного знака. Фирменная эмблема на передке на бортовом грузовичке получилась чуть мельче, чем у фургона. Темнее получился и оранжевый проблесковый маячок. Модель безусловно украсила коллекцию.

Сегодня Multicar производит три семейства моделей компактных и манёвренных машин – М27, Fumo и Tremo с габаритной шириной от 1,32 до 1,62 м, которые идеально подходят для транспортировки грузов, а также обслуживания промышленных производств, коммунального, садово-паркового и сельского хозяйств, строительных, дорожных, высотных работ и много другого.

Полный список сменных элементов для Multicar насчитывает в общей сложности более 100 позиций.

год вып. - 2015            тираж  - 40 000 экз.

Tatra
Tatra-148S-3, тяжелый грузовой автомобиль;1969 г.                                                 

 
                             
 

Модель из немецкой грузовой серии от "Atlas Verlag". Цвет кабины и кузова - синий. Прибыла в коллекцию 04.08.2015 г. В "СЭВовском" разделе коллекции я немного отхожу от строгих рамок приобретения моделей только легковых автомобилей (не более 3,5 т.) и пытаюсь разнообразить тему наиболее запомнившимися мне восточноевропейскими грузовиками и автобусами. Уже прибыли в коллекцию: Robur LD3000, IFA-W50L, грузовой фургон Avia, на этот раз герой дня - тяжелый самосвал , Tatra-148S-3. Грузовые Татры обрели популярность в Советском Союзе еще со 111-ой модели, далее была легендарная 138-я, а на рубеже 60х-70х гг на конвейер чехословацкого автоконцерна встала Татра-148. И, естественно, главным покупателем этих мощных машин был СССР. Многочисленные советские стройки (их действительно тогда было очень много, экономика той Великой страны росла, в отличии от нынешней), рудники, карьеры и т.п. нуждались в подобных машинах. У меня в памяти хорошо отложились как 138е, так и 148е модели. Приблизительно до перестроечного периода на ленинградских дорогах доминировали 138е модификации, а затем массово их стали вытеснять обновленные, 148е Татры. Наверное, главное воспоминание у всех, без исключения, об этих машинах - это ревущий, прям устрашающий звук двигателя. Эдакий монстр. Татры получили самые лестные оценки от советских водителей. Мощный двигатель, отличная проходимость, ремонтопригодность и универсальность делали эти грузовики незаменимыми помощниками.   148-е самосвалы мне особенно  запомнились  почему-то на стройке 23го квартала в Петродворце. Там их работало очень много. Интересно, что и по сей день такие машины изредка встречаются на российских дорогах.
   И несколько слов по модели.  Грузовая журнальная серия от
"Atlas Verlag" стартовала в Германии в 2012 году. В течении нескольких лет в серии  вышла масса моделей известных восточноевропейских грузовиков, среди них была и легендарная Tatra-148S-3, модель которой была создана компанией IXO-models. Что получилось в модели, а что не очень? Геометрия кабины похожа на прототип и по промерам попадает в масштаб, но некоторые неточности все же имеются: достаточно плоская крыша, не совсем верная геометрия оконных проемов в дверях, бампер с буксирным проёмом (чего быть на гражданских версиях Татр не должно), отсутствуют выштамповки на задней стенке кабины, знаменитые "усы" на крыльях Татры в модели все-таки слегка переразмерены. Самым главным, но исправимым (!) недостатком в модели вижу фары головного света. Их диметр необходимо увеличить, тогда образ Татры в фас будет более узнаваемым. Можно заменить и зеркала на более аутентичные. Кузов модели копирует вариант с односторонней разгрузкой, то есть - модификацию 148S-2T2. Кстати, он подъемный, с откидывающейся задней стенкой.  Вообще, конечно, недочетов у модели предостаточно, но, в целом, масштабная Татра узнается и оставляет приятное впечатление.
  

 С 1969 г. параллельно с выпуском семейства Tatra-138 на заводе началось производство новой серии Tatra-148, постепенно вытеснившей предшественницу. Tatra-148 можно рассматривать, как серьезную модернизацию Tatra-138. На новом автомобиле начали устанавливать 8-цилиндровый двигатель с увеличенным рабочим объемом и мощностью 200 л.с. Двигатель стал значительно менее шумным ввиду оптимизации подвода воздуха для охлаждения и шумоизоляции капота. Подверглись усилению отдельные детали коробки передач, полуоси и элементы ходовой части. Появился межосевой дифференциал между вторым и третьим мостами, снизивший износ шин задних колес. На смену рычажным пришли телескопические амортизаторы, в соответствии с международными требованиями автомобили получили более совершенные тормоза. Для повышения вместимости кузова самосвала запасное колесо переместилось с рамы (оно устанавливалось за кабиной) под кузов, где стало крепиться в наклонном положении. Как и в случае Tatra-111 и Tatra-138 на базе Tatra-148 выпускалась двухосная модификация - седельный тягач Tatra-148NTt.


Габаритная схема самосвала Tatra 2-148 Арктик

С 1969 г по 1982 г было выпущено 113647 машин семейства Tatra-148, что значительно превысило объем производства прежних серий. В 1972 г были выпущены 6328 машин, а в 1982 - 14128. Естественно, основным покупателем вновь оказался СССР, где успели хорошо зарекомендовать себя Tatra-111 и Tatra-138. Поставки с СССР увеличивались от 1351 единицы в 1972 г до 4305 в 1982 г.

По результатам эксплуатации в СССР была разработана модификация Arktik.

На базе Tatra-148 производились и поставлялись в СССР следующие спецмашины:

- самосвал с односторонней разгрузкой и кузовом ковшевого типа Tatra-148S-1;

- самосвал с трёхсторонней разгрузкой Tatra-148S-3. Самосвалы составляли большую часть закупленных СССР машин;

- автокраны AD-070, AD-160 (с телескопической стрелой), AD-20 производства CKD Praha;

- экскаваторы D-031a, D-032a, UDS-110a и UDS-113a (оба - с телескопической стрелой) производства завода Podpolianske strojarne (Тисовец);

- различные строительные машины, гудронаторы, миксеры-бетоновозы и т.д.

год вып. -   2012          тираж  - уточняется...

VEB RoburWerke
ROBUR LD 3000, продуктовый  фургон; 1983 г.                                                              

 
                             
 

Модель №72 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автомобиль на службе". Цвет кабины - оранжевый, цвет фургона - светло-серый. Прибыла в коллекцию 02.08.2014 г. В детстве я был очень сознательным мальчиком и ходил в магазины за продуктами еще с детсадовского возраста.:) Может быть именно по этой причине вся номенклатура советского грузового автотранспорта, обслуживающего сети розничной торговли и продовольственные магазины с начала 80х, так хорошо отложилась в моей памяти. А может быть есть и другая причина. Современный автотранспорт абсолютно не привлекает внимание обывателя в силу своего разнообразия. Десятки разных марок, отечественных и импортных, работают сейчас на торговые сети, когда как во времена моего детства импортные грузовики были представлены ограниченным кругом восточноевропейских фирм. Одной из них была VEB Robur-Werke из Германской Демократической Республики, производившая среднетоннажные грузовики Robur. Примерно с 1983 года цельнометаллические, тентованные и изотермические фургоны под этой маркой стали поставлять в Советский Союз. Очевидно, что пик поставок пришелся на вторую половину восьмидесятых, но, я бы не сказал, что их было много на советских дорогах. Гораздо больше было ИФ, Ныс, Жуков, и фургончиков АВИА. В этом номере журнальной серии «Автомобиль на службе» вышел продуктовый автомобиль-фургон со стальным кузовом - Robur LO 3000 KF/St-Ko. Наряду с фургонами с легковесным кузовом, этот вариант был ,пожалуй, самым распространенным в СССР среди этих немецких грузовичков. Что в них обычно возили? Да абсолютно всё! Мебель, продукты питания для магазинов, школ, детсадиков, столовых общепита и т.д. Эти надежные машины-работяги и по сей день встречаются на периферии, хоть и очень-очень редко! Как и грузовики IFA W50L, Робуры активно эксплуатировались народной армией ГДР.
  Модель Robur LO 3000 окрашена в классические для этих машин цвета. Хотя, память мне подсказывает, что помимо оранжевых, были у Робуров в ту пору и салатовые кабины, и желтые. Геометрией кабины доволен. По грузовой будке есть некоторые вопросы. Есть ощущение, что производитель слегка переборщил с длиной. В наличии ошибка с задними фонарями. Вместо прямоугольных, имеем по паре круглых. Какой-то «колхозный» вариант. Днище и шасси исполнены сносно. Огорчило исполнение поворотников и повторителей на кабине. При такой цене (500 руб.) их можно было сделать и «стеклянными». Тем не менее, моделью очень доволен. Стопроцентно передает харизму классического Робура и закрывает долгожданную позицию в коллекции.

                     
 

 Марка "Робур" появилась в январе 1957 г. на грузовых автомобилях фирмы "Феномен" (Phanomen), когда ее переименовали в "Народное предприятие Робур" (VEB RoburWerke). К тому времени завод в Циттау изготовлял 2-тонные капотные автомобили "Феномен Гранит-30К" (Granit) с 3-литровым бензиновым двигателем мощностью 55 л.с., выпускавшиеся затем в течение 4 лет как "Робур Гарант-30К" (Garant). От прежних машин "Феномен" с достаточно простой внешностью они отличались эллипсовидными фарами, встроенными в переднюю облицовку. В Народную армию ГДР "Гарант-30К" поступал в полноприводном бортовом исполнении 30KAVF/Pr и как легкий тягач 30KAW/Zg для буксировки 2,5-тонных орудий, а также в штабном, санитарном и пожарном вариантах. На шасси с колесной базой, увеличенной с 3270 до 3770 мм, была построена партия пулеметных бронеавтомобилей SK-1 с боевой массой 5,4 т.

 С конца 1960 г. "Робур" выпускал обширное семейство грузовиков с кабиной над двигателем и колесной базой 3025 мм. Варианты с индексом LO оснащались бензиновым мотором воздушного охлаждения (3,3 л, 70–75 л.с.), на машинах серии LD устанавливали вихрекамерный дизель (3,9 л, 68–70 л.с.). В вооруженных силах ГДР применялись в основном полноприводные бортовые модификации и шасси с 5-ступенчатой коробкой передач, 2-ступенчатой раздаточной, односкатными колесами и лебедкой: модели LO-1800A (1960–68 гг.), LO/LD-1801A (1968–74 гг.), LO/LD-2002A (1974–90 гг.) и LO/LD-3001/02A (1983–90 гг.). Они имели грузоподъемность 1,8–3,1 т, развивали скорость 80–85 км/ч, буксировали прицепы массой 2–3 т и преодолевали брод глубиной 80 см. На их шасси устанавливали различные надстройки. В 1975 г. в рамках программы создания новой гаммы армейских автомобилей на "Робуре" совместно с заводом ИФА (IFA) был построен опытный образец перспективного грузовика О-611 (4x4) с бензиновым мотором воздушного охлаждения (3,4 л, 105 л.с.), 6-ступенчатой коробкой передач и главными гипоидными передачами. В 1990 г. выпуск военных машин "Робур" был прекращен, а затем завод вошел в состав компании "Мерседес-Бенц" (Mercedes-Benz).


год вып. - 2014
           тираж  - 20 400 экз.

последнее обновление страницы - 05.08.2015

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10