*index43*Рижская автобусная фабрика


Период установления независимости стран Балтии – 1918-1920 гг. – был отмечен в них гражданской войной. Довольно значительная часть населения Прибалтики с оружием в руках выступала за установление советской власти. Одно время (зимой 1918/19 г.) были провозглашены Литовско-Белорусская и Латвийская советские социалистические республики и Эстляндская «трудовая коммуна». Красная армия, в составе которой были национальные большевицкие эстонские, латышские и литовские части, некоторое время занимала бóльшую часть территорий этих республик, включая города Ригу и Вильнюс.

 

 

 


В силу того, что ход гражданской войны в Прибалтике определялся не столько внутренними процессами, сколько переменами в расстановке внешних сил, решительно невозможно точно установить, кого там в 1918-1920 гг. было больше – сторонников советской власти или сторонников буржуазной государственности.
Советская историография придавала большое значение нарастанию протестных настроений в Прибалтике в конце 1939 – первой половине 1940 гг. Они трактовались как назревание социалистических революций в этих республиках. Подразумевалось, что во главе выступлений трудящихся стояли тамошние подпольные коммунистические партии. В наше время многие историки, особенно прибалтийские, склонны отрицать факты такого рода. Считают, что выступления против диктаторских режимов были единичными, а недовольство ими отнюдь не означало автоматически симпатий к Советскому Союзу и коммунистам.

 

 

 


Первоначально страны Балтии ориентировались на Англию и Францию, но после прихода к власти в Германии нацистов правящие прибалтийские клики стали сближаться с усиливающейся Германией. Венцом всему послужили договоры о взаимопомощи, заключённые всеми тремя государствами Балтии с Третьим рейхом в середине 1930-х годов («Партитура Второй мировой». М.: «Вече», 2009). По этим договорам Эстония, Латвия и Литва были обязаны при возникновении угрозы их границам обратиться за помощью к Германии. Последняя имела в этом случае право ввести войска на территорию прибалтийских республик. Равным образом Германия могла «законно» оккупировать эти страны, если с их территории возникала «угроза» рейху. Тем самым было оформлено «добровольное» вхождение Прибалтики в сферу интересов и влияния Германии.

 

 

 


14 июня 1940 года СССР предъявил ультиматум Литве, потребовав смены правительства на состоящее из более лояльных к Советскому Союзу лиц и разрешения на ввод в Литву дополнительных контингентов советских войск, размещавшихся там по договору о взаимопомощи, заключённом осенью 1939 года. Сметона настаивал на сопротивлении, однако весь кабинет министров воспротивился. Сметона был вынужден бежать в Германию (откуда вскоре перебрался в США), а литовское правительство приняло советские условия. 15 июня дополнительные контингенты Красной армии вошли в Литву.
Предъявление аналогичных ультиматумов Латвии и Эстонии 16 июня 1940 года не встретило возражений со стороны тамошних диктаторов. Первоначально Ульманис и Пятс формально оставались у власти и санкционировали мероприятия по созданию в этих республиках новых органов власти. 17 июня 1940 года дополнительные советские войска вошли в Эстонию и Латвию.

 

 

 


Во всех трёх республиках были сформированы правительства из дружественно настроенных к СССР лиц, но не коммунистов. Всё это было проведено с соблюдением формальных требований действующих конституций. Затем прошли парламентские выборы. На указах о новых назначениях и выборах стояли подписи премьера Литвы, президентов Латвии и Эстонии. Таким образом, смена власти совершилась с соблюдением всех процедур, требовавшихся законами независимых Литвы, Латвии и Эстонии. С формально-юридической точки зрения все акты, предшествовавшие вхождению этих республик в СССР, безупречны.

 

 

 


Легитимности присоединению Прибалтики к СССР придали выборы в сеймы этих республик, состоявшиеся 14 июля 1940 года. На выборах был зарегистрирован только один список кандидатов – от «Союза трудового народа» (в Эстонии – «Блок трудового народа»). Это также полностью соответствовало законодательству этих стран периода независимости, не предусматривавшему альтернативных выборов. Согласно официальным данным, явка избирателей составила от 84 до 95%, причём за кандидатов единственного списка проголосовали от 92 до 99% (в разных республиках).

 

 

 


Мы лишены возможности узнать, как развивался бы политический процесс в странах Балтии после свержения диктатур, если бы он был предоставлен сам себе. В той геополитической ситуации это было утопией. Однако нет никаких оснований считать, что лето 1940 года означало для Прибалтики смену демократии тоталитаризмом. Демократии там давно уже не было. В самом худшем случае, для жителей Балтии один авторитаризм просто сменился другим.
Но при этом была предотвращена угроза уничтожения государственности трёх прибалтийских республик. Что случилось бы с ней, если бы Прибалтика попала под контроль Германского рейха, было продемонстрировано в 1941-1944 гг.
В планах нацистов прибалты подлежали частичной ассимиляции немцами, частичному выселению на земли, очищенные от русских. Ни о какой литовской, латвийской, эстонской государственности не было и речи.
В услoвиях же Советского Союза прибалты сохранили свою государственность, свои языки в качестве официальных, развили и обогатили свою национальную культуру.
 

 

 

 


Совместные исследования экспертов стран Балтии по социально-экономическому положению региона до 1991 г., проведенные в 2008-2010 гг., выявили любопытные факты. Похоже, именно результаты этих исследований несколько приглушили развернутую еще в 2006 г. официальную кампанию, целью которой было добиться от России возмещения ущерба, якобы, нанесенного прибалтийским государствам за годы царской и советской «оккупации».


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
    
                                                 Rīgas Autobusu Fabrika, RAF
                                                    

 

 

 

 

1  2  3  4  5  6  7

микроавтобус "Spriditis" и РАФы семейства 977

РАФ-977 "Латвия", микроавтобус; 1958 г.

в поиске...

 
 
                             
 

 

 Полномасштабное производство микроавтобуса RAF-10 «Фестиваль» не было развернуто: дело в том, что к 1958 году на смену «Победе» пришла более совершенная «Волга» ГАЗ-21. И рижане спешно модернизировали микроавтобус применительно к новой агрегатной базе. Руль и щиток, правда, взяли от «Москвича-408». Машина получила обозначение RAF-977 и имя собственное – Latvija. Вместимость осталась прежней – 10 человек, включая водителя. Изменился дизайн передка кузова. Вместо двустворчатой пассажирской двери установили одностворчатую. Двигатель в 70 л. с. обеспечивал скорость в 105 км/ч.

Модификации:

РАФ-977В - с усиленным кузовом
(1960 г.)

источники:
ссылки на фото сохранены
титульное фото -
www.maxmodels.ru

год вып. - 20xx            тираж в РФ  -

РАФ-978 "Спридитис", микроавтобус; 1960 г.                                                           

 
                             
 

Модель №148 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - фиолетово-синий с белым. Прибыла в коллекцию 31.10.2014 г. На этой неделе у ДеАгостини вышло в журнальных сериях две модели микроавтобусов РАФ: РАФ-22038 в полицейской ливрее постсоветской Латвии и гражданский - РАФ-978 «Спридитис». Если с первой моделью все ясно - моделям с символикой фашистского государства в моем собрании не место, то РАФ-978 обойти стороной никак нельзя. И хоть в серию этот микроавтобус не попал, тем не менее, небольшая, предсерийная товарно-промышленная партия все же удостоилась чести выйти в 1960 году из заводских ворот Рижского Автобусного Завода.  Эта машина была младшим братом рижского микроавтобуса под звучным названием «Фестиваль» и стала одной из первых машин в Союзе с вагонной компоновкой кузова. Опыт оказался настолько удачным, что «Мальчика с пальчик» («Спридитис» - имя персонажа латышской сказки по мотивам русской народной сказки - «Мальчик с пальчик») готовили в серийное производство. Но не срослось. На подходе уже была более прогрессивная, 977я «Латвия», которая и пошла в серию.
   Модель РАФ-978 получилась очень удачной. Неплохие пропорции кузова, правильный диаметр колес, довольно приятный окрас. Масштабный «рафик» со всех ракурсов узнаваем и вызывает только положительные эмоции. Диски колес ,к сожалению, не прокрашены, но это, при желании, несложно доработать. То же самое и с эмблемой на передке (производитель поскупился изобразить логотип РАФа и просто нарисовал на его месте белый кругляшок). Радиаторная решетка на модели нетонированная, но также поддается доводке. Вообще, модель очень порадовала и получает заслуженную пятерку!

27 ноября 1958 года микроавтобус РАФ-08 был показан в Кремле и осмотрен Н. С. Хрущевым и руководящими работниками ЦК КПСС и Госплана СССР. В результате «Спридитис» был рекомендован для серийного производства, которое должно было начаться в 1960 году.

В процессе подготовки производства маленький микроавтобус получил новый кузов, максимально унифицированный с кузовом микроавтобуса РАФ-977 и новый индекс - РАФ-978. А еще «Спридитис» обрел свое собственное «лицо», заметно отличающиеся от РАФ-977. Прежде всего, это четырехфарная система освещения дороги, другая решетка радиатора и «юбка» кузова. Такие машины изготовили в 1960 году небольшой промышленной партией.

источник:
текст - www.max-models.ru

год вып. - 2014            тираж в РФ  - 40 000 экз.

РАФ-977Д "Латвия", микроавтобус; 1961 г.                                                     

 
                             
 

Модель №132 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - вишневый с белым. Прибыла в коллекцию 06.03.2014. Следом за медицинским РАФ-22031 в коллекцию прибыла не менее долгожданная модель микроавтобуса РАФ-977Д. И эти замечательные "рафики" из советской Латвии мне довелось повидать, так сказать, вживую. Рубеж десятилетий - конец 70х-начало 80х гг. На линиях ленинградских маршрутных такси количественно преобладают микроавтобусы РАФ-977ДМ, но среди них еще остаются долгожители из линейки предыдущих РАФов с литерой Д, и появляются новинки, уже Елгавского автозавода - РАФ-2203. Отчетливо запомнились РАФы-маршрутки с таким же окрасом, как у прибывшей модели: двуцветный со стрелой на передке. По сему, от этой модели веет ностальгией по детству.  
   Саму модель назвать удачной сложно, так как она унаследовала практически все огрехи масштабной копии РАФ-977ДМ из этой же журнальной серии.  Делать детальный разбор по геометрии рафика смысла нет. Единственное, на что хотелось бы дополнительно обратить внимание, так это на плоскую крышу. У оригинала она была чуть выше и потолочное остекление было изогнутым. На модели, к сожалению, мы этого не видим. Интересно, что производитель установил на масштабный РАФ зеркала, которые на оригинал не ставились. Их просто не было на серийных машинах. Заглянув в салон,  можно заметить, что переднее кресло по правому борту установлено неверно-лицом к борту. На прототипе оно было развернутым ровно на 180 град. Стоит также отметить наличие кормовой эмблемы на передке модели. Это явная ошибка. Также имеем все те же гигантские колеса, что и на РАФ-977ДМ из 47го выпуска "АЛ СССР". Все это "великолепие" сдобрено шикарным, ярким, вишнево-белым окрасом и в некоторой степени маскирует вышеупомянутые  
ошибки. Ставлю "рафику" троечку с надеждой на продолжение темы представителей рижского автобусного завода в данной журнальной серии.


Широкое промышленное производство микроавтобусов началось в Риге в сентябре 1961 г. Базоваяа модель – RAF-977Д с новой передней панелью, низкой и широкой решеткой радиатора и гнутым ветровым стеклом вместо V-образного. В нижней части боковин установили алюминиевые молдинги. С декабря 1962 г. выпускали медицинскую модификацию 977И и туристическую версию 977Е. Сиденья последней – с подголовниками, в передней части крыши – сдвижной люк, в задней – решетчатый багажник. Мощность – 75 л. с., скорость –110 км/ч.

год вып. - 2014            тираж в РФ  - 120 000 экз.

РАФ-977И "Латвия", скорая медицинcкая помощь; 1961 г.

в поиске...

 

 
                             
 

 РАФ-977И (позже РАФ-977ИМ) являлись автомобилями скорой медицинской помощи. В салоне автомобиля можно было перевозить двух лежачих больных, а благодаря имеющимся ящикам с медоборудованием первую помощь больным можно было оказывать прямо в автомобиле. Кроме того на её базе Ворошиловоградским автосборочным заводом с 1966 года был налажен выпуск автомобиля для перевозки донорской крови АЦПК.

источники:
ссылки ознакомительных на фото сохранены

год вып. - 20xx            тираж в РФ  -

РАФ-977ДМ "Латвия", микроавтобус; 1969 г.                                                                          

 
                             
 
 
                             
 
                             
 

Модель №47 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР".  Цвет - морская волна/белый. Прибыла в коллекцию 24.11.2010. Увы, эта модель оказалась одним большим разочарованием. Спереди РАФ выполнен, так сказать, "по мотивам" прототипа. Абсолютно неверная геометрия и наклон  ветрового стекла, отсутствие радиусности на ребрах жесткости передка.  Чрезмерно широкие передние двери, громадные колеса, плоская крыша,  неправильная геометрия боковых окон и, как следствие, нарушение пропорций задней части модели. Отсутствует также характерный для РАФов козырек над лобовым стеклом и имитация прямоугольного сварного листа на крыше (между вентиляционными люками). В салоне модели куда-то исчезло одно пассажирское место (рядом с передним диваном). Пропорции заднего дивана также оставляют желать лучшего. Что получилось? По всей видимости, только цвет кузова аутентичный весьма ходовому цвету 977ых "семидесятников"...Вывод: РАФ-977ДМ у IST-models не удался.
  

   Из-за отсутствия на РАФе конвейерной сборки начало серийного производства РАФ-977 затянулось с 1958 до 1962 года. В 1961 году модель модернизировали, и в серию пошёл обновлённый РАФ-977Д. Именно на модели с буквой "Д" появилась фирменная решётка радиатора внизу передней панели.
   Кузов также претерпел некоторые изменения. В 1967 году была произведена очередная модернизация: в частности, вместо 5 узких окошек в кузове стали делать 3 широких, также увеличилась боковая дверь. Модель получила индекс РАФ-977ДМ и стала выпускаться с 1969 года. В 1970 году ГАЗ-21 был снят с производства. А так как РАФ-977 базировался на агрегатах именно этой машины, остро поднялся вопрос о разработке новой модели на узлах и агрегатах новой ГАЗ-24. Так на свет появился РАФ-2203, но его выпуск получилось наладить только в 1976 году, когда запустили новый завод в городе Елгава.
 

Технические характеристики автомобиля РАФ-977

Габаритные размеры
Длина, мм 4900
Ширина, мм 1950
Высота, мм 1975
Передний свес, мм 1000
Задний свес, мм 1200
База, мм 2700
Колея передних колес, мм 1410
Колея задних колес, мм 1420 Минимальный дорожный просвет, мм 210 Угол переднего свеса 27°
Угол заднего свеса 18°
Наименьший радиус поворота, м 6,8
Масса и наполняемость
Снаряженная масса, кг 1675
Полная масса, кг 2545
Количество мест для сидения (в варианте «маршрутное такси»): 10+1 Двигатель Модель ЗМЗ-977
Тип Карбюраторный, четырехтактный, верхнеклапанный
Количество цилиндров 4
Диаметр цилиндра, мм 92
Ход поршня, мм 92
Рабочий объем цилиндров, л 2,445
Степень сжатия 6,6
Максимальная мощность при 4000 об/мин, л.с. 70
Максимальный крутящий момент, кгм 17
Максимальная скорость, км/час 115
Контрольный расход топлива, л/100 км 16
Трансмиссия Сцепление Однодисковое, сухое, с периферийными нажимными пружинами и гидравлическим приводом
Тип КПП механическая
Количество ступеней КПП 3
Передаточные числа:
Первой передачи 3,115
Второй передачи 1,772
Третьей передачи 1,000
Задней передачи 3,738
Карданная передача открытого типа, имеет два вала и три кардана с игольчатыми подшипниками, снабжена промежуточной опорой
Главная передача гипоидная, с передаточным числом 4,55
Органы управления Рулевой механизм глобоидный червяк с двойным роликом, передаточное число 18,2
Рабочий тормоз колодочного типа, привод гидравлический
Стояночный тормоз барабанного типа, привод механический
Подвеска Передняя независимая, на спиральных цилиндрических пружинах Задняя рессорная, усиленная
Амортизаторы гидравлические, двустороннего действия, телескопические Стабилизатор поперечной устойчивости торсионного типа
Колеса и шины
Колеса 127К-381, дисковые, штампованные
Шины 8,20-R15, камерные
Электрооборудование
Номинальное напряжение, В 12
Система проводки однопроводная, «минус» соединен с массой

год вып. - 2010            тираж в РФ  - уточняется...

РАФ-977ДМ "Латвия",маршрутное такси;  1969 г.                                          

 
                             
 

Модель №28  из рос. журнальной серии DeAgostini "Автомобиль на службе". Цвет - бело-голубой. Прибыла в коллекцию 10.09.2012 г. До самого момента покупки не был уверен в целесообразности этого приобретения, но ностальгия и довольно яркая внешность модели сделали свое дело. В начале 80х гг. мне посчастливилось застать доживающие свой век ранние маршрутки РАФа. Отчетливо запомнилось, как взрослым пассажирам приходилось протискиваться в салоне  в полусогнувшемся положении. Микроавтобус был довольно невысоким. Но запомнилась и другая деталь - довольно плавный "волговский"  ход за что, наверное, он и полюбился многим.. Данная модель геометрически идентична варианту, вышедшему в серии "Автолегенды СССР". Окрашена в весьма распространенный для латышских машин небесно-голубой цвет. Нанесенная белая полоса со стрелой на фронтальной части более характерна для "рафиков"  в модификации 977Д, но допускаю, что и 977ДМ вполне могли быть в такой ливрее. В наличии маршрутоуказатель под ветровым стеклом. Логично, конечно, было бы такой же расположить и по правому борту модели, но производитель пожадничал. В плюсы запишу появившееся  хромирование на оправах фар и надпись "Latvija" на передке.


История маршрутных такси в Ленинграде началась с междугородных маршрутов. В апреле 1960 года от автовокзала № 1 (площадь Мира) в Лугу, Новгород, Сланцы и Нарву вышли в рейс машины ГАЗ-12, а в июне стартовал и первый городской маршрут «ДК Промкооперации - Новая деревня».

Позже в качестве маршрутных такси стали использоваться автобусы особо малого класса РАФ-977 и малого класса ПАЗ-652, которые вскоре вытеснили легковые автомобили с линий маршрутного движения.
Aвтобусы достаточно быстро вытеснили легковые автомобили, которые использовались в качестве маршрутного такси. Маршрутное такси в разных городах имели собственные целевые задачи, например в Москве, Киеве маршрутки довозили людей от метро к крупным объектам города, в Ленинграде маршрутки возили туристов по местным достопримечательностям в Павловск, Царское село, Петергоф.

Особенностями всех маршрутных такси были: более высокий проездной тариф, отсутствие льгот по оплате и проездных билетов длительного действия. В правилах пользования маршрутными такси, как правило, оговаривалась возможность остановки автобуса для посадки и высадки пассажиров вне остановочных пунктов.
Во времена перестройки власти охотно шли по пути предоставления широким слоям населения льгот в виде права бесплатного проезда в общественном транспорте. Это привело к резкому сокращению доходов транспортных предприятий. В результате автобусные парки стали уделять приоритетное внимание перевозкам маршрутными такси, приносящими «живые деньги, в ущерб перевозкам «социальными» автобусами.

Первоначально маршрутные такси воспринимались пассажирами как более дорогая, безльготная, но более быстрая и комфортная альтернатива традиционному транспорту. Однако «социальные» перевозки сокращались, качество их падало и для платежеспособных пассажиров маршрутные такси оказались единственным способом передвижения.
Маршрутные такси, как правило, приходят раньше обычного автобуса, троллейбуса или трамвая. Если маршрутные такси ходят по расписанию, то в расписании их рейсов обычно больше, чем «социальных» рейсов и приходятся они нередко на наиболее оживлённое время. Маршрутные такси обычно движутся быстро. Это достигается за счёт меньших габаритов и лучшей маневренности, более агрессивной манеры вождения, меньшего числа остановок на протяжении маршрута.
Но надо отметить, что маршрутные такси оттягивают на себя часть платежеспособных пассажиров, в ущерб муниципальному транспорту, вносят большую лепту в загрязнение атмосферы города выхлопными газами и являются крайне высокоаварийным видом транспорта.

год вып. - 2012            тираж в РФ  - уточняется...

РАФ-977ИМ "Латвия",скорая медицинcкая помощь;1969 г.                              

 
                             
 

Модель №76  из рос. журнальной серии DeAgostini "Автомобиль на службе". Спецокрас. Прибыла в коллекцию 27.09.2014 г.
Этой ностальгичной моделью заканчивается для меня журнальная серия «Автомобиль на службе». В оставшихся номерах в наличии только грузовые автомобили, не подпадающие под тематику моего собрания. В серии были как удачные модели, так и не очень. В любом случае, в будущем ждем продолжения банкета. Еще осталось много незакрытых позиций по советскому легковому автопрому, в т.ч. и «спецушному».
  Итак, РАФ-977ИМ! Эти микроавтобусы скорой помощи я застал в детстве. Точно утверждать не берусь, но примерно до 83го года они бегали по ленинградским дорогам, после чего их окончательно вытеснили медицинские РАФы следующего поколения – под индексом 22031. 977ые неотложки окрашивали, как правило, в молочно-белый и бежевый цвета. На модели воспроизведен более ранний вариант окраса – до введения единого цветографического стандарта для машин скорой помощи СССР. Т.е. «рафик» еще без характерных для медицинских машин 80х гг. горизонтальных красных полос по периметру и двух вертикальных на капоте и корме. Этот РАФ - определенно «семидесятник»! Таким мы – «восьмидесятники», помним его по советской киноклассике: «Старики-разбойники», «Дела сердечные», «Иван Васильевич меняет профессию»… Познакомимся с моделью поподробнее. Геометрия, конечно же, заимствована от предыдущих моделей ДеА 977го семейства, поэтому никаких принципиальных отличий нет. Все та же квадратность передка и неверный наклон ветрового. Колеса , на сей раз, порадовали. Ей Богу, даже не верится! На китайской фабрике, наконец-то, догадались их исправить. Понравилась детализация. Отличный салон, спецушные «прибамбасы» на крыше: фара-искатель, фара-сигнал, проблесковый маяк. Антенна по левому борту больше похожа на торчащую палку, но простим этот огрех. В крайнем случае, заменим на что-то более похожее. Куда более существенным будет недостаток в самой крыше модели. Отсутствует имитация сварного листа между лючками. А впрочем, о заимствовании формы от предыдущих моделей 977х я уж упомянул выше. Там был тот же самый недостаток. Модель снабдили двумя зеркалами заднего вида. А зря. Серийные РАФы этого поколения ими не оснащались. А если и оснащались, то по инициативе самих водителей на подстанциях скорой помощи. Что еще добавить?! Шрифт на бортах исполнен очень неплохо. Похож на оригинальный. Стекла машины (за исключением остекления кабины) имеют матовый налет, скрывающий мед. салон от любопытных взоров. Так было и у настоящих машин. К сожалению, достался экземпляр с царапинкой на ветровом стекле. Придется полировать пастой ГОИ. Поставлю модели троечку с плюсом. За счет правильного диаметра колес оценка повысилась. :)

                                                                                            

Медицинская версия модернизированного РАФ-977 имела индекс РАФ-977ИМ. В салоне автомобиля можно было перевозить двух лежачих больных, а благодаря имеющимся ящикам с медоборудованием первую помощь больным можно было оказывать прямо в автомобиле.

 

 На крыше над кабиной водителя симметрично располагались фара-искатель с правой стороны, для поиска табличек с номером дома в темное время суток, и опознавательный подсвечивающийся сигнал красного креста – с левой стороны

год вып. - 2014            тираж в РФ  - 20 400 экз.

последнее обновление страницы - 31.10.2014

1  2  3  4  5  6  7