Rīgas Autobusu Fabrika, RAF

Историческая справка

Создание завода

В 1949 году на базе «Рижского авторемонтного завода № 2» (РАРЗ №2), который располагался в бывших мастерских Деицманиса и Потреки на ул. Тербатас, был создан «Рижский завод автобусных кузовов» (РЗАК). Задачей завода было производство средних автобусов.
В 1951 году РЗАК был объединен с «Рижской экспериментальной автомобильной фабрикой» (РЕАФ).

Первые рижские автобусы

ГЗА-651. Рижская версия отличалась эмблемой на капоте и расположением сигналов поворота.
В 1953 году завод выпустил первые 25 автобусов РАФ-651. Капотный РАФ-651 был копией горьковского автобуса ГЗА-651 на грузовом шасси ГАЗ-51, вмещал 25 пассажиров и имел 16 мест для сидения.
10 июня 1954 года приказом министерства автотранспорта завод был реорганизован в «Рижский опытный автобусный завод», но уже 30 сентября 1954 года снова переименован — и на этот раз получил окончательное имя: «Рижская Автобусная Фабрика» (латыш. Rīgas Autobusu Fabrika).
В 1955 году был налажен выпуск автобусов собственной разработки. Новый автобус РАФ-251 также базировался на шасси ГАЗ-51, но уже имел вагонную компоновку.
Городской автобус РАФ-251 имел в салоне две двухстворчатые двери с пневматическим приводом, вмещал 28 пассажиров (21 сидение). Кроме базового варианта, выпускались служебные автобусы РАФ-251С (в салоне 1 распашная дверь, 27 сидений) и грузопассажирский РАФ-251Т (сзади застеклённая двухстворчатая дверь и грузовая площадка).
Автобусы РАФ-251 выпускались до 1958 года (всего изготовлено 1460 экземпляров), затем его сменил модернизированный вариант, получивший собственный индекс — РАФ-976.

Микроавтобусы

В 1957 году сотрудники РАФ познакомились с микроавтобусами Фольксваген и решили организовать производство микроавтобусов в Риге. Главный инженер Лаймонс Клеге (латыш. Laimonis Klege), конструкторы Я. Оситис (латыш. J. Ositis), Г. Силс (латыш. G. Sils) и ещё 4 энтузиаста в инициативном порядке создали первый микроавтобус РАФ-10.
В честь VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, РАФ-10 получил имя «Фестиваль» (латыш. «Festivāls»). РАФ-10 был построен на платформе легкового автомобиля ГАЗ-М20 «Победа», имел вагонную компоновку, стальной несущий кузов и 10 посадочных мест (отсюда индекс модели).
Первоначальная конструкция кузова вызвала много нареканий и в 1958 году была изменена. Машина также получила двигатель от ГАЗ-21 «Волга». 20 ноября 1958 года завод приступил к серийному выпуску микроавтобуса РАФ-10 «Фестиваль», до конца года было изготовлено 11 экземпляров.
В том же 1958 году был разработан микроавтобус РАФ-08 «Спридитис» (латыш. Sprīdītis, «Мальчик-с-пальчик») на шасси легкового автомобиля «Москвич-407». После доработок, малыш планировался к запуску в серию в 1960 году под индексом РАФ-978, однако проект был свёрнут вскоре после выпуска небольшой промышленной партии, чтобы освободить производственные мощности для РАФ-977.

РАФ-977 «Латвия»

Экземпляр на фото отличается от серийного нестандартной фальшрадиаторной решёткой (от ГАЗ-24), наличием противотуманных фар и багажника на крыше.
Опыт, накопленный при разработке и доводке РАФ-10 и РАФ-08, реализовался в модели РАФ-977 «Латвия» (латыш. «Latvija»), построенной на шасси легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга». В 1958 году выпущены первые 10 экземпляров, с 1959 года развернуто полномасштабное серийное производство.
В 1960 году машины первого поколения были сменены модернизированными РАФ-977В.
С 1961 года производство микроавтобусов было перенесено на ул. Дунтес. Цехам на ул. Тербатас был возвращён статус «Рижского авторемонтного завода № 2» (РАРЗ №2) — при этом там продолжалось производство автобусов на шасси ГАЗ-51А.
На новой площадке был начат выпуск модели РАФ-977Д, получившей полностью новый и более технологичный в производстве кузов.
На базе РАФ-977Д была подготовлена серия развозных фургонов РАФ-977К, грузоподьемносью 850 кг. Пробная партия была выпущена в 1962 году. Мощности РАФа не позволили развернуть их производство, и в 1966 году модель передали в Ереван (Армения), где был специально для этого построен новый завод ЕрАЗ.
В 1962 году сборка РАФ-977Д была налажена в Луганске на Луганском авторемонтном заводе под наименованием ЛАРЗ-977 «Луганск». Было выпущено несколько десятков машин.

РАФ-2203 «Латвия»

В 1976 году в городе Елгава под Ригой был введён в строй новый завод, рассчитанный на производство 17 тыс. автомобилей в год. Здесь началось производство 11-местных микроавтобусов РАФ 2203 «Латвия» на агрегатах ГАЗ-24 «Волга».
На его базе выпускалось множество модификаций, а финская компания Tamro создала реанимационный автомобиль. В 1980-е годы на ВДНХ в Москве работали экскурсионные автопоезда на базе РАФ-2203


Перестройка, выборы директора РАФ

К 1986 году снижение качества продукции РАФ вызвало в СССР общественный резонанс, повлекший за собой отставку прежнего руководства завода.
В духе реформ «Перестройки», в 1987 году назначению нового директора предшествовали его выборы коллективом завода из списка предложенных кандидатов. В выборах победил Виктор Боссерт. Боссерт занимал должность директора РАФ до 1990 года

Постсоветский период


6 сентября 1991 года РАФ реорганизовался в акционерное общество. В том же году Латвия стала независимой, наступил конец советской плановой экономике.
На РАФе начинается выпуск малотоннажных коммерческих автомобилей. Первым стал двухместный бортовой грузовик РАФ-33111 грузоподьемностью 1 т. На его базе выпускался широкий спектр моделей: развозных фургонов (в том числе с изотермическими кузовами), 2-х местных и 5-х местных пикапов. Наиболее удачной моделью этого направления оказался бортовой грузовик с 5-местной двухрядной кабиной РАФ-3311, производство которого продолжалось до 1996 года. Хорошим спросом пользовалась заводская модификация микроавтобуса РАФ-22038-02 в качестве маршрутного такси. В 1995 году потребителям была предложена новая версия маршрутного такси: 12-местная, с высокой крышей модель РАФ-22039.
Одновременно завод готовил замену двадцатилетней конструкции РАФ-2203. С конца 80х, при участии знаменитой в то время английской фирмы «Интернейшенл аутомотив дизайн» (англ. International Automotive Design, IAD), велась разработка новой модели РАФ-М1 «Роксана». 20 сентября 1991 года концепт был представлен IAD в Англии, а в 1992 году опытный экземпляр под именем «РАФ-1» появился на выставке «Автотехника» в Москве. Модель не была доведена до серии из-за отсутствия инвестора.
20 декабря 1993 года РАФ продемонстрировал новый микроавтобус РАФ-М2 «Стилс» (латыш. Stils, «Стиль»). Переднеприводный «Стилс» имел эффектный дизайн и прогрессивную конструкцию, однако завод также не сумел найти инвестора для его серийного производства.
После развертывания в марте 1996 года на ГАЗе масштабного производства микроавтобусов семейства ГАЗ-3221 «ГАЗель», по многим параметрам превосходивших изделия РАФ, экспорт латвийских микроавтобусов в Россию стремительно сошёл на нет.
По иронии судьбы, последним автомобилем РАФ, созданным по российскому заказу, стал автомобиль для перевозки покойных РАФ-2926 (конструктивно это изотермический фургон на базе РАФ-3311). Партия из 21 такой машины была приобретена московской службой скорой помощи.
С 1996 года РАФ пытался войти в альянс с ГАЗ в качестве автосборочного производства для специальных версий «ГАЗелей», однако соглашение было блокировано правительством Латвии из политических соображений.
В 1997 году производство автомобилей на РАФе остановилось. Завод заявил о банкротстве в 1998 году.
 


                  
  Печальное зрелище представляет собой бывший завод РАФ. Несомненно, вся ответственность за развал предприятия ложится  на политическое профашистское руководство нынешней Латвии,  которое заблокировало попытку создания альянса ГАЗ-РАФ и тем самым поставило крест на легендарном заводе... 

 

Список моделей
РАФ ... прицеп-дача к легковому автомобилю
РАФ 10 Фестиваль, 10-местный микроавтобус 1957г.
РАФ 08 Спридитис, 8-местный микроавтобус 1958г.
РАФ 251, 28-местный автобус вагонной компоновки 1955г.
РАФ 251Т, 14-местный грузопассажирский автобус 1956г.
РАФ 251С, 27-местный служебный автобус 1956г.
РАФ 975, служебный автобус, аналог РАФ 251С 1958г.
РАФ 976, автобус РАФ 251 после капитального ремонта
РАФ 976М, опытный 30-местный автобус 1967г.
РАФ 977 Латвия, 10-местный микроавтобус 1958г.
РАФ 977В Латвия, 10-местный микроавтобус 1960г.
РАФ 977Д Латвия, 10-местный микроавтобус 1961г.
РАФ 977Е Турист, микроавтобус для обслуживания туристов 1962г.
РАФ 977И, медицинский автомобиль 1962г.
РАФ 977К, опытный фургон г/п 850 кг 1962г.
РАФ 977ДМ Латвия, 10-местный микроавтобус 1969г.
РАФ 977ИМ Латвия, медицинский автомобиль 1969г.
РАФ 977ЕМ Латвия, микроавтобус для обслуживания туристов 1969г.
РАФ 977ДМЮ, экспортная южная модификация РАФ 977ДМ 1969г.
РАФ 977ЕМЮ, экспортная южная модификация РАФ 977ЕМ 1969г.
РАФ 977ИМЮ, экспортная южная модификация РАФ 977ИМ 1969г.
РАФ 978 Спридитис, 8-местный микроавтобус 1959г.
РАФ 980/979 Рига, пассажирский автопоезд 1959г.
РАФ 980Д/979 Рига, пассажирский автопоезд 1962г.
РАФ 980ДМ/979 Рига, пассажирский автопоезд 1969г.
РАФ 982-0, прототип микроавтобуса, 1965 г.
РАФ 982-1 Циклон, прототип микроавтобуса 1967г.
РАФ 982-2, прототип микроавтобуса, 1968 г.
РАФ 983/725, шахтный грузопассажирский автопоезд 1966г.
РАФ 2203 Латвия, 11-местный микроавтобус 1975г.
РАФ 2203-01, 11-местный микроавтобус 1987г.
РАФ 2203-02, микроавтобус с газовым питанием 1988г.
РАФ 2203-21, микроавтобус с кузовом типа РАФ 2914 1989г.
РАФ 2203-SR, микроавтобус-"люкс" 1993г.
РАФ 2203-DC, пикап 1993г.
РАФ 2203-HRT, микроавтобус с высокой крышей 1993г.
РАФ 22031 Латвия, санитарный автомобиль 1976г.
РАФ 22031-01, санитарный автомобиль 1987г.
РАФ 22032 Латвия, маршрутное такси 1976г.
РАФ 22033 Латвия, оперативный автомобиль ГАИ 1974г.
РАФ 22034 Латвия, оперативный автомобиль пожарной охраны 1975г.
РАФ 22035 Латвия, спецавтомобиль для перевозки крови 1977г.
РАФ 22036 Латвия, специальный спасательный автомобиль ГАИ.
РАФ 22038, 11-местный микроавтобус, прототип 1984 г.
РАФ 22038 Сорола, микроавтобус-"люкс" 1994г.
РАФ 22038-02, 11-местный микроавтобус 1989г.
РАФ 22039, микроавтобус - маршрутное такси 1995г.
РАФ 2204 (2904), 11-местный электромобиль 1975г.
РАФ 2207, электромобиль 1976г.
РАФ 2210, электомобиль 1982г.
РАФ 2907, автомобиль сопровождения олимпийского огня 1979г.
РАФ 2909, пикап для обслуживаний соревнований по велоспорту 1979г.
РАФ 2908, штабной автомобиль для обслуживания Олимпийских игр 1979г.
РАФ 2910, судейскй электромобиль для соревнований по бегу 1979г.
РАФ 2911, судейский автомобиль 1979г.
РАФ 2912, автомобиль криминалистическая лаборатория
РАФ 2913, автомобиль для медицинского обследования спортсменов 1979г.
РАФ 2914, санитарный реанимационный автомобиль 1989г.
РАФ 2915, санитарный автомобиль 1989г.
РАФ 2915-02, санитарный автомобиль 1993г.
РАФ 2915-02М, санитарный автомобиль с увеличенной высотой салона 1995г.
РАФ 2920, промтоварный фургон 1990г.
РАФ 2921, микроавтобус для перевозки инвалидов
РАФ 2924, фургон-автомагазин 1990г.
РАФ 2925, полицейский автомобиль 1994г.
РАФ 2926, патологоанатомический автомобиль 1996г.
РАФ 2927, медицинский автомобиль 1996г.
РАФ 3311, 0,75-т грузовик с двухрядной кабиной 1989г.
РАФ 33111, 0,9-т грузовик 1989г.
РАФ 33113, пикап с двухрядной кабиной 1989г.
РАФ 3407, седельный тягач для пассажирского автопоезда 1979г.
РАФ 9225, промежуточный прицеп пассажирского автопоезда 1979г.
РАФ 9226, замыкающий прицеп пассажирского автопоезда 1979г.
ТАМРО-РАФ, медицинские автомобили, переоборудованные в Финляндии 1979г.
РАФ М1 Роксана, микроавтобус, прототип 1991 г.
РАФ М2 Стилс, микроавтобус, прототип 1993 г.
Labbe-РАФ, бронеавтомобиль 1988г.
Fontauto-РАФ, бронеавтомобиль 1988г.
РАФ-ГАЗ 3314, грузовик "Газель" с двухрядной кабиной 1996г.
РАФ-ГАЗ 13С, санитарный автомобиль на базе ГАЗ 13 1968г.
РАФ 3920, санитарный автомобиль на базе ГАЗ 14 1980г.

 

Hosted by uCoz