Нельзя не отметить значение "Ленд-лиза"
(американской военной помощи) в ходе Второй мировой войны. Отдавая
должное этой помощи, не следует её идеализировать, как некий
высоконравственный, бескорыстный поступок администрации и
промышленного капитала США.
В основе ленд-лиза лежал сугубо прагматический расчет, суть которого
президент США Франклин Делано Рузвельт охарактеризовал так. Он
заявил, что «если горит дом соседа, а у тебя есть садовый шланг,
одолжи его соседу, пока не загорелся и твой дом». Более определенно
по поводу ленд-лиза высказался американский сенатор Гарри Трумэн
(будущий президент США). 24 июня 1941 года он заявил, что если будет
выигрывать Германия, помогаем России, а если Россия - то Германии.
Но главное, чтобы они как можно больше убивали друг друга
Значение поставок по ленд-лизу для победы над
нацизмом оценивается по-разному. На Западе утверждается, да и
кое-кто из российских историков считает, что без ленд-лиза Советский
Союз не устоял бы. В СССР же, наоборот, значимость американских
поставок оружия, транспорта, материалов и продовольствия
преуменьшалась.
Обычно говорилось, что удельный вес этих поставок по отношению к
отечественному производству в период военной экономики составлял
всего лишь около 4% и поэтому не мог оказать решающего воздействия
на ход военных действий. Между тем, в денежном выражении объем
американских поставок по ленд-лизу составил около 11 млрд. долларов
США.
Кроме того данную ситуацию следует рассматривать в конкретное время.
Для умирающего от жажды в пустыне, даже одна фляга воды это жизнь и
возможность добраться до оазиса. При этом заметим, что до октября
1941 года за эту «флягу» СССР платил золотом. Вспомним потопленный в
апреле 1942 года немцами английский крейсер «Эдинбург», который вез
в Англию советское золото за военные поставки. Да и «фляга» в 1941
году была незначительной...
Американцы свои поставки в СССР стали осуществлять только после
того, как Рузвельт в октябре 1941 года одобрил подключение СССР к
ленд-лизу. Однако в полном объеме американские поставки по ленд-лизу
стали осуществляться лишь после Сталинграда и Курской битвы, т. е.
во второй половине 1943 года.
Тем не менее, роль ленд-лиза высоко оценивал бывший нарком внешней
торговли СССР Анастас Микоян, с 1942 года руководивший приёмом
союзнических поставок.
Нарком вспоминал, что «в 1941 году мы все потеряли, и если бы не
ленд-лиз, не оружие, продовольствие и теплые вещи для армии - еще
вопрос, как обернулось бы дело… Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё
год-полтора лишних провоевали».
Всего по ленд-лизу СССР получил 409,5 тыс.
автомобилей (427 тыс. с учетом помощи других союзников), 32 тыс.
армейских мотоциклов и 13,3 тыс. тягачей и тракторов, около 18 тыс.
самолетов различных типов, более 7 тыс. танков (с учетом поставок из
Англии 12,5 тысяч), 90 грузовых судов и 105 противолодочных
кораблей, 2 млн. 317 тыс. тонн стали, 1900 паровозов и 11 тыс.
вагонов, 295 тыс. тонн пороха и взрывчатки, 387 тыс. т. меди, 328
тыс. тонн алюминия, 38,1 тыс. металлорежущих станков, 610 тыс. тонн
сахара, 665 тыс. тонн мясных консервов и др.
Willys MA; Willys MB период Великой Отечественной войны | ||
Willys MA; 1941 г. |
||
в поиске... |
||
|
||
Получившаяся машина оказалась тяжелее заданных величин. Фирма Willys, объявив указанные технические требования и сроки их выполнения нереальными, попросила для осуществления своего проекта более тяжёлого автомобиля 75 дней. Willys, имея полную информацию об автомобиле конкурента, скопировал черты внешнего облика прототипа Bantam. Через несколько лет это было зафиксировано юридически, но к тому времени American Bantam прекратила свое существование. С опозданием в конкурс включилась фирма Ford с автомобилем «Пигмей», который и победил в первоначальном этапе конкурса. В начале 1941 года комиссия под председательством президента Рузвельта сформировала окончательные требования и приняла решение выдать каждой из трёх фирм заказ на пробную партию из 1500 автомобилей. Выпуск Willys MA начался в июне 1941 года. Вступление США во Вторую мировую войну заставило военное ведомство США дать указание срочно развернуть массовое производство новых автомобилей. Практически вся выпущенная партия Willys MA была доставлена в Советский Союз по договору о ленд-лизе. модель 20xx года |
||
Willys MB/Ford GPW ; 1941 г. |
||
|
||
|
||
Модель №186 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды
CCCР". Цвет - хаки. Прибыла
в коллекцию 15.04.2016 г. Весьма долгожданной моделью пополняется мое
собрание. Армейский внедорожник Willis MB -
действительно настоящая автолегенда. С середины 1942 года до самого
окончания Великой Отечественной эти машины были надежными рабочими
лошадками в строевых частях Красной Армии. Поставлявшиеся Соединенными
Штатами по договору ленд-лиза Виллисы заслужили в СССР
признание и любовь советских солдат. Интересно, что мне впервые
довелось увидеть "вживую" Willis MB не так уж
давно - в 2009 году на праздничных мероприятиях на Дворцовой пл. в
Ленинграде, посвященных Дню Победы. Ну, а достаточно детально поизучал
его на прошлогодней выставке ленд-лизовской техники на тер.
Петропавловской крепости (отчет о ней можно посмотреть
тут).
Willys MB (Виллис) — американский
армейский автомобиль повышенной проходимости времён Второй мировой
войны. Серийное производство началось в 1941 году на заводах компаний
Willys-Overland Motors и Ford (под маркой Ford GPW).
Технические данные
Модификации: год вып. - 2016 лим. тираж - 40 000 экз. |
||
последнее обновление страницы - 15.04.2016 | ||