автотранспорт кап. стран в СССР


Нельзя не отметить значение "Ленд-лиза" (американской военной помощи) в ходе Второй мировой войны. Отдавая должное этой помощи, не следует её идеализировать, как некий высоконравственный, бескорыстный поступок администрации и промышленного капитала США.
В основе ленд-лиза лежал сугубо прагматический расчет, суть которого президент США Франклин Делано Рузвельт охарактеризовал так. Он заявил, что «если горит дом соседа, а у тебя есть садовый шланг, одолжи его соседу, пока не загорелся и твой дом». Более определенно по поводу ленд-лиза высказался американский сенатор Гарри Трумэн (будущий президент США). 24 июня 1941 года он заявил, что если будет выигрывать Германия, помогаем России, а если Россия - то Германии. Но главное, чтобы они как можно больше убивали друг друга

 

 

 


Значение поставок по ленд-лизу для победы над нацизмом оценивается по-разному. На Западе утверждается, да и кое-кто из российских историков считает, что без ленд-лиза Советский Союз не устоял бы. В СССР же, наоборот, значимость американских поставок оружия, транспорта, материалов и продовольствия преуменьшалась.
Обычно говорилось, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составлял всего лишь около 4% и поэтому не мог оказать решающего воздействия на ход военных действий. Между тем, в денежном выражении объем американских поставок по ленд-лизу составил около 11 млрд. долларов США.
Кроме того данную ситуацию следует рассматривать в конкретное время. Для умирающего от жажды в пустыне, даже одна фляга воды это жизнь и возможность добраться до оазиса. При этом заметим, что до октября 1941 года за эту «флягу» СССР платил золотом. Вспомним потопленный в апреле 1942 года немцами английский крейсер «Эдинбург», который вез в Англию советское золото за военные поставки. Да и «фляга» в 1941 году была незначительной...
Американцы свои поставки в СССР стали осуществлять только после того, как Рузвельт в октябре 1941 года одобрил подключение СССР к ленд-лизу. Однако в полном объеме американские поставки по ленд-лизу стали осуществляться лишь после Сталинграда и Курской битвы, т. е. во второй половине 1943 года.
Тем не менее, роль ленд-лиза высоко оценивал бывший нарком внешней торговли СССР Анастас Микоян, с 1942 года руководивший приёмом союзнических поставок.
Нарком вспоминал, что «в 1941 году мы все потеряли, и если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие и теплые вещи для армии - еще вопрос, как обернулось бы дело… Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали».

 

 

 



Всего по ленд-лизу СССР получил 409,5 тыс. автомобилей (427 тыс. с учетом помощи других союзников), 32 тыс. армейских мотоциклов и 13,3 тыс. тягачей и тракторов, около 18 тыс. самолетов различных типов, более 7 тыс. танков (с учетом поставок из Англии 12,5 тысяч), 90 грузовых судов и 105 противолодочных кораблей, 2 млн. 317 тыс. тонн стали, 1900 паровозов и 11 тыс. вагонов, 295 тыс. тонн пороха и взрывчатки, 387 тыс. т. меди, 328 тыс. тонн алюминия, 38,1 тыс. металлорежущих станков, 610 тыс. тонн сахара, 665 тыс. тонн мясных консервов и др.

 

                                           Автотранспорт капиталистических стран,
                       
       поставлявшийся крупными и мелкими  партиями в СССР
                                                                       
/выборочно/

                                                    

 

 

 

1, 2, 3, 4, 5, 6

Willys MA; Willys MB                                                                                                                       период Великой Отечественной войны

Willys MA; 1941 г. 

в поиске...

 

 
                             
 



В мае 1940 года армия США сформулировала основные требования к лёгкому командирскому разведывательному автомобилю. Эти требования были настолько жёсткими по срокам, что в конкурсе участие приняли фирмы только Willys-Overland Motors и American Bantam, которая в начале сентября 1940 года показала первый прототип своего
внедорожника.

Получившаяся машина оказалась тяжелее заданных величин. Фирма Willys, объявив указанные технические требования и сроки их выполнения нереальными, попросила для осуществления своего проекта более тяжёлого автомобиля 75 дней. Willys, имея полную информацию об автомобиле конкурента, скопировал черты внешнего облика прототипа Bantam. Через несколько лет это было зафиксировано юридически, но к тому времени American Bantam прекратила свое существование. С опозданием в конкурс включилась фирма Ford с автомобилем «Пигмей», который и победил в первоначальном этапе конкурса. В начале 1941 года комиссия под председательством президента Рузвельта сформировала окончательные требования и приняла решение выдать каждой из трёх фирм заказ на пробную партию из 1500 автомобилей. Выпуск Willys MA начался в июне 1941 года. Вступление США во Вторую мировую войну заставило военное ведомство США дать указание срочно развернуть массовое производство новых автомобилей. Практически вся выпущенная партия Willys MA была доставлена в Советский Союз по договору о ленд-лизе.

                                                                                                                                                                                                                                                             модель 20xx  года

Willys MB/Ford GPW ; 1941 г.                                                                                                           

 
                             
 

Модель №186 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - хаки.  Прибыла в коллекцию 15.04.2016 г. Весьма долгожданной моделью пополняется мое собрание. Армейский внедорожник Willis MB - действительно настоящая автолегенда. С середины 1942 года до самого окончания Великой Отечественной эти машины были надежными рабочими лошадками в строевых частях Красной Армии. Поставлявшиеся Соединенными Штатами по договору ленд-лиза Виллисы заслужили  в СССР  признание и любовь советских солдат. Интересно, что  мне впервые довелось увидеть "вживую" Willis MB не так уж давно - в 2009 году на праздничных мероприятиях на Дворцовой пл. в Ленинграде, посвященных Дню Победы. Ну, а достаточно детально поизучал его на прошлогодней выставке ленд-лизовской техники на тер. Петропавловской крепости (отчет о ней можно посмотреть тут).
  Черкну пару слов о модели.. В целом, она мне понравилась. Радует ажурность деталюшек: рукоятки на бортах, дуги тента, водительское зеркало... Аккуратно исполнено ветровое стекло, опускающееся, как и у прототипа, на капот. Геометрия масштабной копии также оставляет приятное впечатление.  Пропорции, вроде как, соблюдены. Есть у модели и недостатки. Бросаются в глаза узкие колеса. Мосты на днище исполнены очень примитивно. Интересно, что и с названием модели произошел некоторый казус. Передок оснащен, так называемой, штампованной,"фордовской" решеткой, а по сему прототипом этого масштабного "Виллиса"является все же
Ford GPW. Отсутствует и шанцевый инструмент по левому борту, который шел в комплекте с серийной машиной. Тем не менее, модель безусловно хороша. Я поставлю ей твердую четверку и с нетерпением ожидаю продолжения темы масштабных авто военной поры.

Willys MB (Виллис) — американский армейский автомобиль повышенной проходимости времён Второй мировой войны. Серийное производство началось в 1941 году на заводах компаний Willys-Overland Motors и Ford (под маркой Ford GPW).

1 июля 1941 года вопреки надеждам компании Ford за основу был принят модернизированный Willys MB. 18 ноября 1941 года Willys-Overland Motors выпустила последний автомобиль Willys MA (построив с нарушением сроков оговорённые 1500 шт.) и приступила к серийному производству модели Willys MB на заводе в Толидо, штат Огайо. Завод Ford приступил к выпуску Willys MB (под индексом Ford GPW) только в начале 1942 года. С учётом фордовских копий всего был выпущен 659 031 автомобиль Willys MB.
Поступая в войска союзников, Willys быстро приобрел огромную популярность. В Красную армию «Виллисы» поступали по ленд-лизу с лета 1942 года (наряду с Willys MB в СССР пришла практически вся партия Willys MA — 1553 экз.) и сразу же нашли себе применение как командирские автомобили и тягачи 45 мм противотанковых пушек. Всего до конца войны в СССР было поставлено около 52 тысяч машин. С 20 мая по 10 июля 1943 года три автомобиля Willys MB проходили испытания под Кубинкой и показали себя очень хорошо.

Технические данные

• Грузоподъемность (кг)
                                  250
• Сухая масса (кг)
                                             1020
• База (мм)
                                                        2032
• Габариты (мм)
• длина
                                                             3335
• ширина
                                                          1585
• высота (с тентом)
                                         1830
• Колея (мм)
• передних колес
                                             1230
• задних колес
                                                  1230
• Клиренс (мм)
                                                  220
• Минимальный радиус поворота (м)
           5,9
• Двигатель Willys MB
• Число цилиндров
                                         4
• Рабочий объем (л)
                                        2,2
• Мощность (л.с.)
                                            60 при оборотах (об/мин) 3600
• Степень сжатия
                                            6,48
• Максимальная скорость (км/час)
                104
• Экспл. расход топлива (л/100км)
               11/18*
• Запас хода по шоссе (км)
                             475
• Шины
                                                            6.00-16"
• Топливный бак (л)
                                       57

В 1944 году на базе «Willys MB» был разработан гражданский внедорожник CJ1A(СJ — Civilian Jeep), а в 1945 году его улучшенная модификация CJ2A. МодельCJ3A послужила базой для создания в 1950 году армейского внедорожника М38. Военные серии «Willys MD» послужили основой гражданским внедорожникамCJ5/CJ6, производившимся с середины 1950-х до начала 1980-х годов, а также более поздним моделям конца 70-80-х годов CJ7, CJ8 Scrambler и CJ10, производство которых завершилось в 1986 году. По лицензии Willys модели CJ3B и CJ5/CJ6 еще с начала 1950-х годов начали производить в Японии (Toyota, Nissan и Mitsubishi), а также в Индии (Mahindra & Mahindra), Южной Корее (SsangYong и Kia) и ряде других стран.

Модификации:

• «Willys MC», обозначение М38 (1950—1953 гг.) — армейская модификация гражданской модели CJ3A. Получил лебедку, усиленную ходовую часть, шины размером 7.00-16, цельное лобовое стекло, 24-вольтовое электрооборудование. До 1953 года изготовили 61423 таких машин, в выпуске также участвовал канадский завод компании «Ford».
• «Willys MD», обозначение М38А1 (1952—1957 гг.) — более солидный вариант «Виллиса-MС» Отличался верхнеклапанным двигателем «Харрикэйн» (Hurricane), развивал мощность 67 л.с. Внешне отличался более высоким расположением капота, удлиненной колесной базой — 2057 мм, широкими шинами размером 7.50-16 и увеличенными размерами. «Виллис» выпускал этот джип до последних дней своего существования. Выпущено 101488 экземпляра. Параллельно в 1955—1982 гг. выпускалась гражданская модель CJ5 и её модернизированный вариант CJ7 выпускался в 1976—1986 гг.
• М38А1С — усиленное шасси, использовалось для установки безоткатных орудий, зенитных пушек и противотанковых ракет.
• «Willys MDA» (1954 г) — длиннобазный 6-местный джип (база 2565 мм). Гражданская длиннобазная модель CJ6 производилась в 1955—1978 гг.
• М606 (1953 г.) — армейская модификация гражданской модели СJ3В с верхнеклапанным 62-сильным мотором, предназначен для экспорта и сборки по лицензии.

год вып. - 2016            лим. тираж  - 40 000 экз.

последнее обновление страницы - 15.04.2016

1, 2, 3, 4, 5, 6