В «Краткой истории» Великой Отечественной
войны отмечается, что по отношению к советскому производству
поставки по ленд-лизу составили: по артиллерийским орудиям всех
систем — 1,9%, по танкам — 7%, по боевым самолетам — до 13%. В
автомобильном парке Красной Армии в 1943 году импортных автомашин
было 5,4%, а в 1944 г. — уже 19%.
Однако подсчет «от общего» не всегда корректен. Взять, к примеру,
американские самолеты Р-39 «Аэрокобра» («Airacobra»). Их было
поставлено в СССР всего около 5 тысяч штук. От 120 тыс. самолетов,
выпущенных советской промышленностью, это всего 4,2%. Но 15
советских летчиков во главе с трижды Героя Советского Союза
Александром Покрышкиным, летая на «Аэрокобрах» с 1943 года до конца
войны, сбили более пятисот немецких самолетов.
Американцы также поставили в Союз 20 тыс. автомобилей «Студебеккер».
Казалось бы, немного. Но «Студебеккеры» стали основным шасси
легендарной реактивной установки «Катюша», которая каждым залпом
приближала Победу.
Такая же ситуация была и с поставкой США 8 тыс. артиллерийских
орудий. Если соотнести их с общим производством орудий в СССР (482,2
тыс.), то это лишь 1,6%. Но, следует иметь в виду, что это были
зенитки, которые, по выражению Сталина, были так необходимы.
Тем не менее, гипертрофировать значение военно-технической помощи
Запада не следует. Как уже говорилось, основной объем поставок по
ленд-лизу пришелся на период после разгрома немцев под Сталинградом
и Курском, когда военная мощь Германию была уже надломлена. Без
сомнения, эти поставки помогли выстоять СССР и ускорили его победу.
Однако главную роль в достижении этой победы сыграло умение
советских военачальников и героизм советских солдат.
После разгрома Японии Штаты направили
Советскому правительству предложение вернуть уцелевшую военную
технику по состоянию на 2 сентября 1945 года и погасить долг.
Хорошо, хоть за уничтоженную в ходе боёв военную технику США
возмещения не потребовали.
Интересен был процесс сдачи американцам военной техники, в частности
автомобилей. По свидетельству очевидцев, в 1946-1947 году это
происходило так. Американцы пригоняли в порт корабль с прессом и
ножницами. Специальная комиссия придирчиво принимала машины,
проверяла соответствие заводской комплектации, после чего ее тут же
отправляли... под пресс и в виде «кубиков» грузили на корабль.
Советско-американские переговоры относительно платежей за поставки
по ленд-лизу начались в 1948 году и с перерывами продолжались до
июня 1990 года. Тогда Горбачев и Буш установили новый срок
окончательного погашения задолженности—2030 год, а сумму в $674 млн.
Bantam BRC40; Dodge 3/4 период Великой Отечественной войны | ||
Bantam BRC40 ; 1941 |
||
в поиске... |
||
|
||
Марка American Bantam появилась в
1937 году на останках американского отделения английской фирмы American
Austin («Америкэн Остин») со штаб-квартирой в городе Батлер (штат
Пенсильвания), занимавшейся сборкой и продвижением на американский рынок
спортивной версии английской микролитражки Austin Seven.
|
||
Dodge WC-51 ; 1941 г. |
||
в поиске... |
||
|
||
Модель №### из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды
CCCР". Цвет - хаки.
Dodge WC-51 — американский
армейский автомобиль повышенной проходимости времён второй мировой
войны, тяжелый внедорожник. Выпускался фирмой Dodge с 1941 года.
Основные агрегаты унифицированы с
грузовиками Dodge серии WF. модель 20xx года |
||
|
|
|
последнее обновление страницы - 06.04.2016 | ||