*index 43* Ижевский автомобильный завод


Первым в мире стереоскопическим фильмом, демонстрировавшимся без очков, стал советский  стереофильм "Земля молодости" (который более известен как "Концерт"), к началу войны его посмотрели более полумиллиона зрителей.
 

 

 

 


Численность населения СССР в 1976 составила 6,4% общемировой. Население территории СССР (в современных границах) менялось следующим образом (млн. чел.): 86,3 на 1 января 1870; 124,6 на 1 января 1897; 159,2 на конец 1913; 194,1 на 1 января 1940; 178,5 на 1 января 1950; 208,8 на 15 января 1959; 241,7 на 15 января 1970; 257,9 на 1 января 1977. Несмотря на огромные потери, связанные с двумя мировыми войнами и Гражданской войной, население росло довольно быстро. К 1940 в СССР было на 22% больше жителей, чем в России в 1913. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 прямые потери СССР составили свыше 20 млн. чел.; велики были и косвенные потери (снижение рождаемости и увеличение смертности). Довоенная численность населения была восстановлена лишь к 1955. За последующий 21 год население увеличилось на 61,1 млн. чел., или на 31,4%. К 1976 население СССР выросло по сравнению с 1913 на 60,6%. Однако прирост населения как по союзным республикам, так и внутри них (по отдельным районам) был неодинаков . В РСФСР за последние 36 лет население районов Урала увеличилось на 46,2%, Восточной Сибири - на 60,8% , Дальнего Востока - в 2 раза, в то же время население Волго-Вятского экономического района уменьшилось на 6,5%, Центральночернозёмного - на 14,6%. В УССР население Южного экономического района выросло на 39,5%, а Юго-Западного - только на 6,7%.
 

 

 

 


СССР был страной с преимущественно городским населением. Чрезвычайно быстрый рост доли городского населения  - следствие превращения СССР из отсталой аграрной страны в индустриальную. В общем приросте городского населения отмечалась тенденция снижения удельного веса миграции населения из села
 

 

 

 


По переписи 1970, в СССР насчитывалось 469,3 тыс. сельских поселений (преобладают сельские населённые пункты, в которых основная часть населения занята сельское хозяйством); в 1970 средняя людность 1 сельского поселения составила около 225 чел. В целом в поселениях с числом жителей 100 и менее чел. жило 7,1% сельского населения, в поселениях от 101 до 1000 жителей - 49,1%, свыше 1000 жителей - 43,8 %. Для сельского расселения в Европейской части было характерно возрастание людности деревень с С. на Ю. Особенно мелки сельские поселения были на С.-З. СССР (например, в Псковской области 61% сельского населения проживает в поселениях, имеющих 100 и менее жителей). Иное положение на Ю. Европейской части: в Одесской области в поселениях с людностью 100 и менее чел. живёт только 0,8% сельского населения, 85% его сосредоточено в поселениях, где количество жителей превышает 500 чел. Для средней полосы Европейской части, для Урала и Сибири было типично преобладание средних по величине поселений. Одна из задач социалистической перестройки сельского расселения - его укрупнение. Обеспечение необходимых для социально-культурного развития условий и достижение рационального уровня обслуживания предполагало людность сельских поселений не ниже 1-2 тыс. чел. Планомерно проводилось  сселение в более крупные посёлки, ликвидация неудобно расположенных и бесперспективных мелких и мельчайших (хуторов) поселений. Происходил процесс уравнивания культурно-бытовых условий жизни сельских и городских поселений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Ижевский Автомобильный Завод

 

 

   

 

1   2   3   4   5    

Ранняя и рестайлинговая версии автомобиля Иж-2125 "Комби"

ИЖ-2125 "Комби" , предсерийный; 1972 г.                                                         

 
 
                           
 

Постномерная модель произв. "АГАТ". Цвет - оранжевый. Судя по решетке передка, модель имитирует опытный образец Иж-2125. Модель имеет  дно "перевертыш". Колеса со временем покрылись золотистым налетом. За идеальную геометрию и, пожалуй, за необычность для советского автопрома  кузова "лифтбэк" эта модель любима многими коллекционерами. Не хватает только детализированного передка, но это обещает исправить DeAgostini. Зато вот цвет очень живенький.
  

Иж-2125 «Ко́мби» (Иж-Ко́мби) — советский грузопассажирский легковой автомобиль, выпускавшийся с 1973 по 1982 год на Ижевском автомобильном заводе, на базе легкового автомобиля Москвич-412.
В 1982 году был модернизирован и выпускался до 1997 года под обозначением Иж-21251 «Ко́мби».

Во второй половине шестидесятых годов в Европе наметился рост интереса к практичным автомобилям с кузовами «хетчбэк» и «лифтбэк», особенно после появления модели Renault 16, названной Автомобилем 1965 года в Европе. Не обошел этот интерес стороной и СССР, тем более, что универсалы редко продавались в личное пользование, а насущная необходимость во вместительном семейном автомобиле для поездок на дачу и автотуризма существовала.
 

В конце шестидесятых годов, над разработкой подобной модели начали работать конструктора недавно созданного Ижевского автозавода. За основу была взята уже освоенная в производстве модель Иж-Москвич-412. Основные изменения коснулись задней части кузова. Отдельный багажник Москвича был заменен на объединенный с салоном грузовой отсек с пятой дверью, открывающейся вверх. Модель получила обозначение Иж-2125 (она же Иж-Комби) и пошла в серию в 1973 году. Опытные предсерийные образцы имели решетки радиатора от серийных седанов, в серию же «Комби» пошел со своей собственной решеткой радиатора с вертикальными поворотниками по бокам от фар (фары остались теми же, производства ГДР, даже после того, как в 1973 году ими перестали комплектовать другие модели Иж).

год вып. - 2008   штамп ОТК - май, 2008   тираж в РФ-неизвестен

ИЖ-2125 "Комби", ранняя версия;1973 г.                                                                                      

 
 
                           
 
 
                             
 

Модель №54  из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - темно-оранжевый. Прибыла в коллекцию 02.03.2011. Первый "ижик" в серии ДеАгостини. Несмотря на имеющиеся неточности, модель очень понравилась. Отлично проработана облицовка передка, хорошо передающая необыкновенный облик "Комби".  Все тот же живенький апельсиновый цвет, который был присущ серийным ижам. К сожалению, недостатки у модели  также имеют место быть. Главным из которых считаю чрезмерную высоту модели, ошибочную геометрию окна на дверце багажника и третьих боковых окон модели. Сомнения вызывает рисунок на дисках колес. Две продольные подштамповки на крыше  также не вписываются в облик серийного Иж-2125. Кузов в плоскости боковых  окон имеет неправильный угол наклона, вследствии  чего модель оказалась сильно зауженной на уровне остекления.   И все-таки модель  радует глаз! В детстве меня не покидало ощущение того, что машина эта не советская, а, скорее, иномарка одной  из стран СЭВ. Облик этого автомобиля действительно был неповторимым и очень запоминающимся.
  

Строго говоря, настоящим хетчбэком Иж-2125 не был, так как этот термин подразумевает укороченный относительно седана и универсала задний свес, а у Иж-2125 он имел даже немного большую длину, чем у базовой модели. Не случайно эта модель официально обозначалась как «комби», хотя термин «хетчбэк» уже был известен в те годы. Более точно кузов этого автомобиля описывает малоупотребимый в России термин «лифтбэк».


"Комби" на конвейере...

год вып. - 2011            тираж в РФ-125 000 экз.

Сравнительное фото ИЖ-2125 "Комби" от "Агат" и DeAgostini

ИЖ-21251 "Комби", рестайлинговая версия; 1982 г.                                       

 
                             
 

Модель №134 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - голубой. Прибыла в коллекцию 02.04.2014 г. Следом за универсалом, Москвич-2137, в серии «АЛ СССР» вышла модель еще одного автомобиля-мечты советских дачников и садоводов – ИЖ-21251 «Комби». Прототип модели имел довольно длинный период жизни и ,наверное, все-таки счастливую судьбу, так как умудрился прожить на конвейере удмуртского автозавода аж до конца лихих 90х прошлого столетия. В настоящее время поздние версии «Комби» уже редко, но встречаются в ленинградских закоулках, а вот встреча с ранним, ИЖ-2125, несомненно, будет настоящей удачей!
  Прибывшая модель ИЖ-21251 от ДеАгостини закрывает тему «Комби» в ижевском разделе моей коллекции и, надо сказать, оставляет не очень хороший осадок. На фоне модели предыдущей, ранней версии этого автомобиля, китайский производитель умудрился исправить геометрию кузова в одном месте и фатально испортить в другом. Очевидно, что исправлена геометрия крыши: она стала шире и, определенно, более похожей на оригинальную. Увеличен проем окна пятой двери, что также я записал бы в плюсы. Решетка облицовки передка исполнена на отлично, но вот сам передок…Капот получился вытянутым и сплющенным. А в сочетании с высоко задранной передней осью, выглядит это просто карикатурно. Рельеф колесных дисков получился очень неплохим, но яркий хром в данном случае, как говорится, мимо кассы! Салон вышел на четверочку: приборная панель, рулевая колонка - правильные, а вот передние кресла исполнены без подголовников. На закуску, хочется упомянуть о зеркалах заднего вида. Учитывая, что модель исполнена в версии, строго говоря,1982 года, на что указывают еще наличиствующие на передних дверях форточки, зеркала заднего вида должны были располагаться на передних крыльях. На поверку, имеем зеркала, установленные на передних дверцах,  что было признаком машин, прошедших модернизацию (~1985 г. ). Но , даже если закрыть глаза на хронологию,  зеркала получились мало похожими сами на себя, скорее годными для 87го масштаба, нежели для классического, 43го. Чтобы не заканчивать «за упокой», отмечу очень приятный, небесно-голубой цвет масштабного «ижёнка», достаточно правдоподобный. Ну, а в целом, выше тройки этой модели я поставить не могу.
  

С 1982 по 1997 год выпускался модернизированный вариант, обозначавшийся Иж-21251, получивший передние дисковые тормоза вместо барабанных, раздельный привод передних и задних тормозов, новую электропроводку, отличался иным внешним видом — утопленные в филенки дверей сильно заниженные ручки, тёмная решётка радиатора с круглыми фарами (в рекламе автоэкспорта тех лет встречается вариант с прямоугольными), упрощённое оформление с меньшим количеством хрома. В салоне появилась «мягкая» панель приборов и накладки обивок дверей, которые обеспечили соответствие автомобиля Правилам безопасности ЕЭК ООН.

Кроме того, по мере производства в конструкцию автомобиля постоянно вносились более или менее существенные улучшения, так, с 1980 года автомобиль комплектовался вакуумным усилителем тормозов вместо гидровакуумного. Эти изменения были распространены также и на другие модели, выпускавшиеся заводом: седаны М-412, фургон ИЖ-2715 и пикап ИЖ-27151.

«Иж-Комби» сохранил конструктивную надёжность и достаточно высокие для его времени и класса динамические качества «Москвича-412», объединив их с повышенной грузоподъемностью (70 кг против 50 кг у седана при перевозке 4 человек; 280 кг при перевозке одного человека) и вместительностью пятидверного грузопассажирского кузова. Несколько улучшилась аэродинамика за счёт плавно снижающейся покатой крыши.
Однако, из-за более жёстких рессор и шин комфортабельность «Комби» хуже, чем у базового седана, кроме того, неотделенный багажный отсек усложняет прогрев салона зимой и способствует попаданию в салон посторонних запахов (недостаток большинства ранних автомобилей с кузовом «хетчбэк»). Увеличившаяся масса и жесткие шины предопределили повышенный расход топлива, несмотря на улучшение аэродинамических качеств. Геометрические размеры салона не увеличились по сравнению с базовой моделью М-412, соответственно, оставались столь же стеснёнными по ширине.

Несмотря на унификацию многих кузовных панелей с седаном «Москвич» середины шестидесятых годов, автомобиль отличал достаточно свежий для его времени дизайн, не уступавший мировым аналогам вроде того же Renault 16,— с сильным наклоном образующих композицию боковины кузова линий, оригинальным решением передка и задней части с «уступом» внизу пятой двери.

«Комби» с самого начала своего выпуска завоевал любовь и признание дачников, автотуристов и вообще всех, кто ценил вместимость автомобиля и был готов ради неё несколько поступиться комфортом. Кроме того, на популярность модели немало повлиял тот факт, что «Иж-Комби» чаще находился в свободной продаже, и вообще был более доступен, в отличие от, скажем, универсала ВАЗ-2102, приобрести который было ещё сложнее, чем седан той же марки.
В первые годы после снятия официальных ограничений на предпринимательскую деятельность, «Иж-Комби» оказался популярен у предпринимателей в качестве развозного автомобиля благодаря невысокой стоимости приобретения и владения и относительно большой грузоподъемности. Однако, устаревшая конструкция и снятие с производства базовой модели, малая вместимость относительно универсалов производства ВАЗа, а также невысокое качество автомобилей поздних выпусков привели к достаточно быстрому падению его популярности. В настоящее время, Иж-Комби — редкий гость на дорогах России, а модели ранних выпусков (с прямоугольными фарами и блестящей решёткой радиатора) практически не встречаются.

Наследником модели Иж-21251 стал «настоящий» хэтчбэк Иж-2126, намного более совершенный в техническом плане, но унаследовавший отдельные конструктивные решения предшественника, в первую очередь — задний привод с зависимой задней подвеской и семейство двигателей УЗАМ рабочим объёмом 1.5, 1.7 и 1.8 литра (однако, в поздние годы выпуска модели значительная часть −2126 все же комплектовалась двигателями ВАЗ).

год вып. - 2014            тираж в РФ-120 000 экз.

последнее обновление страницы - 02.04.2014

1   2   3   4   5