*index 43*Запорожский автомобильный завод
                                           Запорожский Автомобильный Завод
                                                    

 

  

 

1  2  3  4  5  6

ЗаЗ-965 "Запорожец" и его модификации

ЗАЗ-965 "Запорожец"; 1960 г                                                                                                               

 
           
                 
 

Модель №131 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - сине-зеленый. Прибыла в коллекцию 19.02.2014. Как долго мы его ждали! Целых пят лет, пока длился этот журнальный сериал под названием "Автолегенды СССР", не покидало ощущение того, что самый легендарный, самый народный автомобиль был создателями серии незаслуженно забыт. И это даже несмотря на то, что 17м номером уже вышла модель экспортного "горбатого". Ну, вот, наконец-то! Он в коллекции! Маленький, зелененький, как паста ГОИ, ностальгичный! Символ целой эпохи, давшей советскому человеку хоть и простенький, но дешевый и практичный, свой, частный автомобильчик! Автомобиль, ставший настоящим спасением для множества инвалидов-ветеранов ВОВ, и не только...Первый в мире серийный автомобиль особо малого класса, на который устанавливалось ручное управление. Самый доступный по цене и,как оказалось, достаточно надежный! Хорошая проходимость, дешевый в обслуживании, отличная ремонтопригодность. Говорят, что починить "запорик" возможно было буквально "на коленке", в любой  сельской, совхозной мастерской. Не случайно ведь и выпускали "Запорожцы" на бывшем комбайновом заводе! А как эту машину только не дразнили! Самым ходовым прозвищем "Запорожца"в 80х было "консервная банка". Хотя в быту его называли просто "горбатым". И это уже было не прозвище, а скорее точная характеристика фенотипа конструкции.:) Мне посчастливилось застать в детстве еще  достаточное количество этих тарахтящих "букашек" на колесах. Вспоминаются "Запорожцы" и в таком, грязно-зеленом цвете. Этот окрас был характерен именно для автомобилей ранней серии.
   Сама модель воспроизводит "Запорожец" 1960 г. выпуска,который легко узнать по установленным на передних крыльях подфарникам, капотной вентиляционной решетке, исполненной "полумесяцем" и красной эмблеме в форме звезды на передке.В целом, очень понравились пропорции масштабной копии, узнается тот самый, харизматичный передок с впадиной на лицевой панели. Фары выполнены с нанесением рифления, как у реального автомобиля. На пятерку исполнен и салон. В недостатки записал бы довольно широкие покрышки колес, хотя сами диски и колпаки выполнены безупречно и являются настоящих украшением модели. Поставлю 131 номеру "Автолегенд" заслуженную,
твердую пятерку!
* В номинации "цена-качество" признаю модель лучшей в своем собрании  за 2014 год.

                                                                                                                                                                                              

ЗАЗ-965 — советский малолитражный автомобиль. Выпускался с 1960 по 1969 год с двигателем объёмом 0,7 литра и с 1962 до 1969 года с двигателем 0,9 литра (модель ЗАЗ-965А).
После снятия с производства «Москвича-400», в типаже советских легковых автомобилей освободилось место лёгкого, недорогого автомобиля на четырёх человек, так как следующая модель МЗМА была ощутимо крупнее, мощнее и вместительнее своего предшественника. Между тем, потребность в таком автомобиле оставалась. Об этом говорили и многочисленные письма от населения с просьбами освоить в производстве простой и дешёвый легковой автомобиль, адресованные автомобильным и мотоциклетным заводам.
Классическая компоновка для машины такого размера и массы была нерациональна, так как ограничивала полезное пространство салона, увеличивала себестоимость и массу автомобиля из-за наличия карданного вала. От переднего привода создатели автомобиля отказались сразу, так как он не обеспечивал необходимой для отечественных условий эксплуатации проходимости и долговечности, был непривычен для производственников и автомобилистов. Большая часть автомобилей этого класса строилась в те годы на основе заднемоторной компоновки, именно на ней и было решено остановиться.
Созданию «Запорожца» предшествовало создание целого ряда прототипов. Например, в 1955 году был построен опытный экземпляр очень самобытной «Белки» НАМИ-050 вагонной компоновки (дизайнер Юрий Долматовский), имевшей длину чуть более 3,3 метра, заднее расположение силового агрегата, достаточно просторный салон и переднюю часть кузова, откидывающуюся вперёд-вниз для посадки на передние сидения. Существовал и «сельский» вариант с упрощённым кузовом (дизайнер Эдуард Молчанов), а также целый ряд иных прототипов.
Однако, «Белка» ещё была «сырой», имела целый ряд неустранимых недостатков, в первую очередь проблемы с герметичностью салона и слабый и недолговечный мотоциклетный двигатель, и так и не была доведена до серийного производства. Впоследствии за образец при проектировании был взят оценивавшийся как «новейший» автомобиль FIAT 600 итальянского производства с более традиционными дизайном и компоновкой.
Первые образцы получили обозначение Москвич-444 и уже значительно отличались от итальянского прототипа. Позднее обозначение сменили на «Москвич-560».

Для выпуска автомобиля решили рекоструировать завод «Коммунар» в городе Запорожье, ранее занимавшийся выпуском лёгких дизелей. Сам автомобиль cпроектировали совместно АЗЛК и несколько автомобильных институтов, включая НАМИ и МАМИ.
От итальянского образца автомобиль отличался совершенно иной передней подвеской (торсионной, у «Фиата» же она была выполнена на поперечной рессоре) и увеличенным размером колёс, соответственно, были изменены колёсные ниши и общая компоновка; стёкла дверей из раздвижных стали более удобными опускными, появились «форточки»; кроме того, кузов приобрёл более современный дизайн — в то время, как FIAT 600 был двухдверным понтонным фастбэком с покатой задней стенкой кузова и имитирующими отдельные крылья выштамповками, ЗАЗ приобрёл все черты трёхобъёмного двухдверного седана. Двери при этом остались навешенными на задние петли.
Двигатель и трансмиссия были полностью отечественной разработки.
Изначально предусматривалась комплектация автомобиля двигателем мотоциклетного типа МД-65. Но он оказался малоподходящим для автомобиля и в условиях работы с перегрузкой имел мизерный ресурс — не более 30 тыс. км до капремонта. Позднее, в НАМИ были созданы два опытных образца силовых агрегатов, это должны были быть оппозитные двигатели по схеме Citroën 2CV. Как временное решение, на прототип «444-БКР» (1958) устанавливался двигатель от BMW 600 — так же оппозитный, но двухцилиндровый.
К 1959 году, были готовы двигатели конструкции НАМИ, но первый из них (965Г — оппозитный, сохранивший схему «Ситроена») был признан непригодным — он имел расположенный снизу распредвал, что затрудняло обслуживание, и был слишком большим по габаритам. Второй (965В), бывыший более оригинальнным — V-образный, 746-кубовый, с расположением распредвала в развале блока — признан удачным и взят за образец при дальнейшем проектировании.
Этими разработками заинтересовались и проектировщики армейского амфибийного транспортёра ТПК, как раз нуждавшиеся в двигателе такого типа и ранее столь же безуспешно экспериментировавшие (НАМИ 049, 1958 г.) с ирбитским МД-65. Дальнейшие работы велись уже с учётом их предложений.
В конце концов, пришли к компромиссному варианту — ЗАЗ и военную амфибию унифицировали по силовому агрегату, который имел рабочий объем 877 кубов (с возможностью наращивания) и отличался в военной (МеМЗ-967) и гражданской (МеМЗ-965) версиях лишь отдельными деталями.
Однако, на ТПК двигатель должен был располагаться спереди маховиком назад, а у ЗАЗ’а — сзади маховиком вперёд. Шумность мотора военными не нормировалась. Так как соображения армейского заказчика оказались весомее, двигатель был в целом рассчитан именно на переднее расположение и охлаждение обдувом встречным потоком воздуха. Но имелось одно очень важное отличие — двигатель на «Запорожце» комплектовался вытяжным вентилятором, а не нагнетающим, как на военном ЛуАЗе. Это по замыслу разработчиков должно было улучшить охлаждение двигателя, расположенного сзади.
Позднее, модификация того же двигателя и трансмиссии амфибии использовалась на гражданских вариантах ТПК, ЛуАЗ-969, которые часто ошибочно описывают как «выполненные на базе „Запорожца“».
Машина приводилась в движение мотором редкой конфигурации V4 рабочим объемом 887 см³ (модель МеМЗ-965) воздушного охлаждения с распредвалом в развале блока между головками цилиндров. Расположение — за задней осью. Частично использовался алюминиевый сплав, картер был из магниевого сплава. Мощность — 19,4 кВт (26 л.с.). На модели ЗАЗ-965А — 20,1 кВт (27 л.с.).

Базовая модель изготавливалась в период с 1960 по 1963 годы, а модернизированный ЗАЗ-965А — с 1962 по 1969.
Так как предполагалось, что советским автовладельцам придется обслуживать автомобиль самостоятельно (и с учетом дефицита запчастей), воздушное охлаждение оценивалось положительно и виделось весьма практичным в суровых зимних условиях (при низких температурах нет риска замерзания охлаждающей жидкости на стоянке). Кроме того, малая масса силового агрегата, его простота и разборная конструкция (съёмные цилиндры) позволяла отремонтировать автомобиль практически «в чистом поле».
Тем не менее, в целом и общем, двигатель оказался одним из главных недостатков автомобиля: тонкие стенки блока, воздушное охлаждение и короткий глушитель привели к повышенному уровню шумности, отдельный бензиновый отопитель отличался невысокой надёжностью, кроме того, компромиссный, рассчитанный на переднее расположение и охлаждение набегающим потоком воздуха мотор нередко допускал перегрев в жаркую погоду. Проблема перегрева усугублялась в процессе износа двигателя, когда его оребрение покрывалось слоем масла и прилипшей к нему пыли, а в результате износа коленчатого вала увеличивались утечки масла из коренных подшипников и оно хуже поступало в маслянный радиатор. Кроме того, даже незначитальные оклонения угла опережения зажигания от нормального значения приводили к сильному перегреву и потере мощности двигателя. Следует отметить, что на автомобиле ЛуАЗ, где двигатель работал с большей нагрузкой, но лучше обдувался набегающим потоком, его перегрев наблюдался редко.
Трансмиссия была выполнена в виде объединённого с двигателем компактного блока (трэнсэксла), и особенных нареканий не вызвала. Редуктор заднего моста располагался между двигателем и коробкой передач, привод колёс осуществлялся при помощи качающихся полуосей с одним карданным шарниром на каждой. В отличие от остальных моделей советских легковых автомобилей тех лет, «Запорожец» имел напольный рычаг переключения передач, а не расположенный на рулевой колонке.
ЗАЗ-965 получил прозвище «горбатый» за свою форму кузова. Автомобиль — герой многих анекдотов и шуток, например: какая машина самая тихая? — «Запорожец»: когда в нём сидишь, уши закрыты коленями!

год вып. - 2014            тираж в РФ  - 120 000 экз.

ЗАЗ-965C "Запорожец"; почтовый автомобиль с правым рулем; 1962 г.

в поиске...

 

 
                             
 

  

 ЗАЗ-965С (~1962) – модифицированный по заказу Министерства Связи СССР базовый ЗАЗ-965, почтовый вариант с правым расположением рулевого колеса, ящиком для писем вместо заднего сиденья, глухими задними окнами, оригинальным воздухозаборником.
 Центральным почтовым отделениям в крупных городах СССР того времени требовались специализированные небольшие автомобили для сбора писем из почтовых ящиков, так как на обычных автомобилях водителю, собиравшему письма, приходилось за время сбора большое количество раз выходить из машины и обходить ее, чтобы дойти до почтового ящика. При таком положении дел водитель регулярно подвергался опасности, так как выходил всегда на проезжую часть. Поэтому при разработке ЗАЗ-965С "Запорожец" было решено расположить рулевое управление с правой стороны, чтобы водитель сразу выходил на тротуар без опасности для жизни и быстрее мог выполнить свою работу по сбору писем. Задние боковые стекла у этого опытного почтового фургона закрыли металлическими филенками, так как нужда в прозрачности их отпадала, а вместо заднего сиденья было установлено отделение для собранной почты. Грузоподъемность этого автомобиля составляла 300 килограммов, то есть водитель мог смело собрать до 200 килограммов корреспонденции за одну поездку.

Разработку и испытания почтового фургона ЗАЗ-965С производили, ориентировочно (точно не известно), в 1962 году. Кроме того, вы можете обратить внимание на необычной формы боковые воздухозаборники, которые по всей видимости были разработаны именно для этой модификации, так как у других моделей "Запорожцев" таковых не устанавливали.

ЗАЗ-965С выпустили небольшой партией (несколько сотен машин) в 1960-62 годах. Причем существовали версии как с "лицом" от раннего 965 (с поворотами-"бородавками" на передних крыльях), так и рестайлингового 965А. Считается, что до нашего времени не уцелел ни один экземпляр этой крайне интересной модели, ведь по истечению срока службы на почте их попросту списывали и резали на металлолом. Ходят слухи, что в одной из частных коллекций в России есть подобный автомобиль, однако официального подтверждения этому факту нет. Отметим, что несколько лет назад "Укрпочта" сдала в утиль несколько "вагонов" запасных частей для старых авто-почтальонов, среди которых было много новых деталей и к 965С.

источники:
текст: http://avtoarhiv4ik.ru
;
последний абзац - http://www.motori.ua
ссылки на фото сохранены

год вып. - 20xx            тираж в РФ  -

ЗАЗ-965А,"Ялта" ; 1962 г.                                                                                                                            

 
                             
 

Модель №17 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - светло-серый. Модель преимущественно экспортного варианта ЗАЗ-965, имевшего торговое обозначение "Ялта", узнаваемая по  наличию бокового зеркала заднего вида, молдингов и нижней части багажника. Это модель из числа самых ожидаемых. К сожалению отечественная модельная промышленность не удосужилась в советский период создать в масштабе 1:43 этого, пожалуй , самого харизматичного представителя нашего автопрома . Но, наконец-то, китайские камрады сделали это! Если  не считать немного косячного заднего левого колеса (попалось с небольшим дефектом) и немного увеличенной фальш-решетки на передке, то качество можно было бы назвать  идеальным. Геометрически зазик удался на славу. Покраска качественная. "Горбатенькие" такого  цвета  встречались в советское время в большом количестве. Модель стала одной из самых любимых в коллекции.
  

Модернизированный вариант ЗАЗ-965. В 1966 году вновь изменили детали кузова и интерьера, модернизировали двигатель. Автомобили в относительно небольших количествах продавали на экспорт. В основном в социалистические страны и Финляндию. Экспортное название — "Ялта" (Jalta).

Модификации

ЗАЗ-965АЭ — экспортный с измененной отделкой; ЗАЗ-965АБ — с ручным управлением, для инвалидов; ЗАЗ-965АР (с 1966 г.) с электромагнитной муфтой сцепления, для инвалидов.

год вып. - 2009            тираж в РФ  - уточняется...

ЗАЗ-965Э "Ялта", экспортный вариант;1963 г.                                                

 
                             
 

Модель из серии "Наш Автопром" от компании "Феран". Форма   IST-models. Цвет - светло-синий. Тираж в этом цвете - 17500 шт. Отличается от варианта из серии "Автолегенды СССР" номерной табличкой, где теперь красуется надпись "1963 год", цветом кузова, цветом салона и задними фонарями, исполненными на сей раз из прозрачного пластика. К сожалению, при покупке не заметил царапины на лобовом стекле. В остальном, ферановский зазик выглядит даже интересней автолегендовского варианта. Причиной этому является достаточно достоверный светло-синий цвет модели. Прибыла в коллекцию 31.05.2010.
  

Технические характеристики

Размеры, мм
длина х ширина х высота 3330x1395x1450
база 2023
Кузов седан двухдверный
Компоновка
двигатель сзади
ведущие колеса задние
Максимальная скорость, км/ч 90
Двигатель МеМЗ-966, МеМЗ-966А (с 1966 г.) бензиновый, карбюраторный, V-образный
число цилиндров 4
рабочий объем 887 см3
число клапанов 8
расположение верхнее
мощность, л.с./кВт 27/19,9 (30/22 — МеМЗ-966А) при 4000 об/мин
Коробка передач механическая четырехступенчатая
Подвески
передняя независимая, на поперечном торсионе
задняя независимая, пружинная
Тормоза гидравлические
спереди барабанные
сзади барабанные
Электрооборудование 12 В
Размер шин 5.20—13                               

                       

год вып. - 2010            тираж в РФ  - неизвестен

  последнее обновление страницы - 31.12.2014

1  2  3  4  5  6


Право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего, было закреплено в Конституции СССР статья 45 которой (1977 года) гласила:
"Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования"
— Конституция СССР (1977)

 

 

 


Средние зарплаты в СССР были значительно выше, чем сегодня. Пятьдесят советских рублей – это размер стипендии студентов в СССР, сегодня это примерно 10 тысяч российских рублей – для российской глубинки это хорошая зарплата. В целом разница между советским и российским рублем – в 200 раз. Если советские граждане в среднем получали 200 рублей, то, чтобы жить точно так же, россияне должны получать 40 тысяч рублей. А такие зарплаты сегодня (2010 г.) разве что только в Москве.

 

 

 


Советский Союз стал одним из лидеров научно-технического прогресса. Он занимал первое место в мире по числу научных работников и инженеров

 

 

 


В ходе довоенных пятилеток в СССР был обеспечен стремительный рост производственных мощностей и объёмов производства тяжёлой промышленности. Согласно распространённому мнению, это в дальнейшем позволило СССР одержать победу в Великой Отечественной войне. Наращивание индустриальной мощи в 1930-е считалось   одним из важнейших достижений СССР.

 

 

 


До революции в России было всего 300 научных организаций, включая комитеты и комиссии, к середине 1920-х большевики открыли еще 70. К 1970-му году в стране насчитывалось 856 одних только вузов . Резко возросло и число инженерных кадров: в 1928 г. в стране была 61 тысяча инженеров, в 1941 г. – почти 290 тысяч .
Науку создали практически с нуля, что не помешало добиться долговременного приоритета во множестве отраслей: космические исследования (начало которым во многом положила деятельность Королева), квантовая теория фотоэффекта (работы Тамма и Шубина), физика плазм (Ландау, Капица). Из более позднего периода напомню хотя бы работы по сверхпроводимости (Алферов, Гинзбург, Абрикосов), которые дали мировой науке достаточно значительный толчок.
 

 

 


Первой в мире женщиной-космонавтом была гражданка Советского Союза, Валенти́на Влади́мировна Терешко́ва. Она родилась 6 марта 1937 года в деревне Масленниково Тутаевского района Ярославской области в семье колхозников.

 

 

 


в 1990 СССР питался в основном мясом собственного производства (20.006 тыс. тонн против 1.298 тыс.тонн импорта, т.е. 6%), то в 2002 производится 4.690 тыс. тонн, импорт- 2.668 тыс.тонн, т.е.36%

 

 

 


На 5 коп. в т.н. «эпоху застоя» в СССР можно было купить:
проезд в метро, в автобусе;
стакан семечек;
пучок укропа или петрушки;
прокатиться на колесе обозрения;
детская книжка;
бублик свежий поджаристый;
пончик с повидлом;
резистор любого номинала и любой мощности;
шарик для настольного тенниса.

 

 

 


Продовольственная корзина, разработанная советскими учёными в 1950 году, была существенно тяжелее той, которую предложили «либеральные учёные» в 1994. Например, норма хлеба была в 1953 году выше в 1, 7 раза, овощей и бахчевых - в 1, 28, фруктов - в 2, 2, мяса и мясных продуктов - в 1, 25, рыбы - в 1, 4, молока - в 1, 47, яиц - в 2, 5 раза.
«Цены на колхозных рынках почти не отличались от розничных государственных. Те потребители, которые не хотели стоять в очереди за дешёвыми продуктами, могли с небольшой переплатой приобрести продукты на колхозном рынке (а иногда рыночные товары были дешевле) , причём продукты высококачественные, … свежие».

 

 

 


Советское государство первым в мире ввело: 8-ми часовой рабочий день, гарантированное бесплатное образование и здравоохранение, почти бесплатное жильё, пенсию и оплачиваемый отдых, самый дешёвый в мире общественный транспорт. СССР первым в Европе после войны отменил карточную систему».

 

 

 


На 42 руб.. в т.н. «эпоху застоя» в СССР можно было купить:
авиабилет "Москва-Сухуми"
авиабилет "Москва-Воркута"
туфли женские замшевые
 

 

 

 


1980 г.  1. Цена квартирной платы за стандартную двухкоматную „государственную“ квартиру в Москве составляла 12.5 рубля в месяц. 2. Цена телефона – 4 руб. в месяц. 3. Средняя цена электричества – 0.02 руб. за киловат-час 4. Газ – неограниченного пользования 2 рубля в месяц 5. Отопление – 2 рубля в месяц.