Период установления независимости стран Балтии
– 1918-1920 гг. – был отмечен в них гражданской войной. Довольно
значительная часть населения Прибалтики с оружием в руках выступала
за установление советской власти. Одно время (зимой 1918/19 г.) были
провозглашены Литовско-Белорусская и Латвийская советские
социалистические республики и Эстляндская «трудовая коммуна».
Красная армия, в составе которой были национальные большевицкие
эстонские, латышские и литовские части, некоторое время занимала
бóльшую часть территорий этих республик, включая города Ригу и
Вильнюс.
В силу того, что ход гражданской войны в
Прибалтике определялся не столько внутренними процессами, сколько
переменами в расстановке внешних сил, решительно невозможно точно
установить, кого там в 1918-1920 гг. было больше – сторонников
советской власти или сторонников буржуазной государственности.
Советская историография придавала большое значение нарастанию
протестных настроений в Прибалтике в конце 1939 – первой половине
1940 гг. Они трактовались как назревание социалистических революций
в этих республиках. Подразумевалось, что во главе выступлений
трудящихся стояли тамошние подпольные коммунистические партии. В
наше время многие историки, особенно прибалтийские, склонны отрицать
факты такого рода. Считают, что выступления против диктаторских
режимов были единичными, а недовольство ими отнюдь не означало
автоматически симпатий к Советскому Союзу и коммунистам.
Первоначально страны Балтии ориентировались на Англию и Францию, но
после прихода к власти в Германии нацистов правящие прибалтийские
клики стали сближаться с усиливающейся Германией. Венцом всему
послужили договоры о взаимопомощи, заключённые всеми тремя
государствами Балтии с Третьим рейхом в середине 1930-х годов («Партитура
Второй мировой». М.: «Вече», 2009). По этим договорам Эстония,
Латвия и Литва были обязаны при возникновении угрозы их границам
обратиться за помощью к Германии. Последняя имела в этом случае
право ввести войска на территорию прибалтийских республик. Равным
образом Германия могла «законно» оккупировать эти страны, если с их
территории возникала «угроза» рейху. Тем самым было оформлено «добровольное»
вхождение Прибалтики в сферу интересов и влияния Германии.
14 июня 1940 года СССР предъявил ультиматум Литве, потребовав смены
правительства на состоящее из более лояльных к Советскому Союзу лиц
и разрешения на ввод в Литву дополнительных контингентов советских
войск, размещавшихся там по договору о взаимопомощи, заключённом
осенью 1939 года. Сметона настаивал на сопротивлении, однако весь
кабинет министров воспротивился. Сметона был вынужден бежать в
Германию (откуда вскоре перебрался в США), а литовское правительство
приняло советские условия. 15 июня дополнительные контингенты
Красной армии вошли в Литву.
Предъявление аналогичных ультиматумов Латвии и Эстонии 16 июня 1940
года не встретило возражений со стороны тамошних диктаторов.
Первоначально Ульманис и Пятс формально оставались у власти и
санкционировали мероприятия по созданию в этих республиках новых
органов власти. 17 июня 1940 года дополнительные советские войска
вошли в Эстонию и Латвию.
Во всех трёх республиках были сформированы правительства из
дружественно настроенных к СССР лиц, но не коммунистов. Всё это было
проведено с соблюдением формальных требований действующих
конституций. Затем прошли парламентские выборы. На указах о новых
назначениях и выборах стояли подписи премьера Литвы, президентов
Латвии и Эстонии. Таким образом, смена власти совершилась с
соблюдением всех процедур, требовавшихся законами независимых Литвы,
Латвии и Эстонии. С формально-юридической точки зрения все акты,
предшествовавшие вхождению этих республик в СССР, безупречны.
Легитимности присоединению Прибалтики к СССР придали выборы в сеймы
этих республик, состоявшиеся 14 июля 1940 года. На выборах был
зарегистрирован только один список кандидатов – от «Союза трудового
народа» (в Эстонии – «Блок трудового народа»). Это также полностью
соответствовало законодательству этих стран периода независимости,
не предусматривавшему альтернативных выборов. Согласно официальным
данным, явка избирателей составила от 84 до 95%, причём за
кандидатов единственного списка проголосовали от 92 до 99% (в разных
республиках).
Мы лишены возможности узнать, как развивался бы политический процесс
в странах Балтии после свержения диктатур, если бы он был
предоставлен сам себе. В той геополитической ситуации это было
утопией. Однако нет никаких оснований считать, что лето 1940 года
означало для Прибалтики смену демократии тоталитаризмом. Демократии
там давно уже не было. В самом худшем случае, для жителей Балтии
один авторитаризм просто сменился другим.
Но при этом была предотвращена угроза уничтожения государственности
трёх прибалтийских республик. Что случилось бы с ней, если бы
Прибалтика попала под контроль Германского рейха, было
продемонстрировано в 1941-1944 гг.
В планах нацистов прибалты подлежали частичной ассимиляции немцами,
частичному выселению на земли, очищенные от русских. Ни о какой
литовской, латвийской, эстонской государственности не было и речи.
В услoвиях же Советского Союза прибалты сохранили свою
государственность, свои языки в качестве официальных, развили и
обогатили свою национальную культуру.
Совместные исследования экспертов стран Балтии по
социально-экономическому положению региона до 1991 г., проведенные в
2008-2010 гг., выявили любопытные факты. Похоже, именно результаты
этих исследований несколько приглушили развернутую еще в 2006 г.
официальную кампанию, целью которой было добиться от России
возмещения ущерба, якобы, нанесенного прибалтийским государствам за
годы царской и советской «оккупации».
микроавтобус "Spriditis" и РАФы семейства 977 |
||
РАФ-977 "Латвия", микроавтобус; 1958 г. | ||
модель ожидается... |
||
|
||
Модель №### из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР".
Цвет - бежевый с красным.
Модификации:
источники: |
||
РАФ-978 "Спридитис", микроавтобус; 1960 г. | ||
|
||
|
||
Модель №148 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР".
Цвет - фиолетово-синий с белым. Прибыла в коллекцию
31.10.2014 г. На этой неделе у ДеАгостини вышло в журнальных сериях две
модели микроавтобусов РАФ: РАФ-22038 в полицейской ливрее постсоветской
Латвии и гражданский - РАФ-978 «Спридитис». Если с первой моделью все
ясно - моделям с символикой фашистского государства в моем собрании не
место, то РАФ-978 обойти стороной никак нельзя. И хоть в серию этот
микроавтобус не попал, тем не менее, небольшая, предсерийная
товарно-промышленная партия все же удостоилась чести выйти в 1960 году
из заводских ворот Рижского Автобусного Завода. Эта машина была
младшим братом рижского микроавтобуса под звучным названием «Фестиваль»
и стала одной из первых машин в Союзе с вагонной компоновкой кузова.
Опыт оказался настолько удачным, что «Мальчика с пальчик» («Спридитис» -
имя персонажа латышской сказки по мотивам русской народной сказки -
«Мальчик с пальчик») готовили в серийное производство. Но не срослось.
На подходе уже была более прогрессивная, 977я «Латвия», которая и пошла
в серию. 27 ноября 1958 года микроавтобус РАФ-08 был показан в Кремле и осмотрен Н. С. Хрущевым и руководящими работниками ЦК КПСС и Госплана СССР. В результате «Спридитис» был рекомендован для серийного производства, которое должно было начаться в 1960 году. В процессе подготовки производства маленький микроавтобус получил новый кузов, максимально унифицированный с кузовом микроавтобуса РАФ-977 и новый индекс - РАФ-978. А еще «Спридитис» обрел свое собственное «лицо», заметно отличающиеся от РАФ-977. Прежде всего, это четырехфарная система освещения дороги, другая решетка радиатора и «юбка» кузова. Такие машины изготовили в 1960 году небольшой промышленной партией.
источник: год вып. - 2014 тираж в РФ - 40 000 экз. |
||
РАФ-977Д "Латвия", микроавтобус; 1961 г. |
||
|
||
|
||
Модель №132 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР".
Цвет - вишневый с белым. Прибыла
в коллекцию 06.03.2014. Следом за медицинским РАФ-22031 в коллекцию
прибыла не менее долгожданная модель микроавтобуса
РАФ-977Д. И эти замечательные "рафики" из советской
Латвии мне довелось повидать, так сказать, вживую.
Рубеж десятилетий - конец 70х-начало 80х гг. На линиях
ленинградских маршрутных такси количественно преобладают
микроавтобусы РАФ-977ДМ, но среди них еще
остаются долгожители из линейки предыдущих РАФов с литерой Д, и
появляются новинки, уже Елгавского автозавода -
РАФ-2203. Отчетливо запомнились РАФы-маршрутки с таким же окрасом, как у
прибывшей модели: двуцветный со стрелой на
передке. По сему, от этой модели веет ностальгией по детству.
|
||
РАФ-977И "Латвия", скорая медицинcкая помощь; 1961 г. | ||
в поиске... |
||
РАФ-977И (позже
РАФ-977ИМ) являлись автомобилями скорой медицинской помощи.
В салоне автомобиля можно было перевозить двух лежачих больных, а
благодаря имеющимся ящикам с медоборудованием первую помощь больным можно было оказывать прямо в
автомобиле. Кроме
того на её базе Ворошиловоградским автосборочным заводом с 1966 года был
налажен выпуск автомобиля для перевозки донорской крови АЦПК. |
||
РАФ-977ДМ "Латвия", микроавтобус; 1969 г. | ||
|
||
|
||
Модель №47
из
рос. журнальной серии DeAgostini
"Автолегенды CCCР".
Цвет - морская волна/белый.
Прибыла в коллекцию 24.11.2010. Увы, эта модель оказалась одним большим
разочарованием. Спереди РАФ выполнен, так сказать, "по мотивам"
прототипа. Абсолютно неверная геометрия и наклон ветрового стекла,
отсутствие радиусности на ребрах жесткости передка. Чрезмерно
широкие передние двери, громадные колеса, плоская крыша,
неправильная геометрия боковых окон и, как следствие, нарушение
пропорций задней части модели. Отсутствует также характерный для РАФов
козырек над лобовым стеклом и имитация прямоугольного сварного листа на крыше (между
вентиляционными люками). В салоне модели куда-то исчезло одно
пассажирское место (рядом с передним диваном). Пропорции заднего дивана
также оставляют желать лучшего. Что получилось? По всей видимости,
только цвет кузова аутентичный весьма ходовому цвету 977ых "семидесятников"...Вывод:
РАФ-977ДМ у IST-models не удался.
Технические характеристики автомобиля РАФ-977 год вып. - 2010 тираж в РФ - уточняется... |
||
РАФ-977ДМ "Латвия",маршрутное такси; 1969 г. |
||
|
||
Модель №28 из рос. журнальной серии DeAgostini
"Автомобиль на службе". Цвет - бело-голубой. Прибыла в
коллекцию 10.09.2012 г.
До самого момента покупки не был уверен в целесообразности этого
приобретения, но ностальгия и довольно яркая внешность модели сделали
свое дело. В начале 80х гг. мне посчастливилось застать доживающие свой
век ранние маршрутки РАФа. Отчетливо запомнилось, как взрослым
пассажирам приходилось протискиваться в салоне в полусогнувшемся
положении. Микроавтобус был довольно невысоким. Но запомнилась и другая
деталь - довольно плавный "волговский" ход за что, наверное, он и
полюбился многим.. Данная модель геометрически идентична варианту,
вышедшему в серии "Автолегенды СССР". Окрашена в весьма распространенный
для латышских машин небесно-голубой цвет. Нанесенная белая полоса со
стрелой на фронтальной части более характерна для "рафиков" в
модификации 977Д, но допускаю, что и 977ДМ вполне могли быть в такой
ливрее. В наличии маршрутоуказатель под ветровым стеклом. Логично,
конечно, было бы такой же расположить и по правому борту модели, но
производитель пожадничал. В плюсы запишу появившееся хромирование
на оправах фар и надпись "Latvija" на передке.
|
||
РАФ-977ИМ "Латвия",скорая медицинcкая помощь;1969 г. | ||
|
||
Модель №76 из рос. журнальной серии DeAgostini
"Автомобиль на службе". Спецокрас.
Прибыла в коллекцию 27.09.2014 г. Медицинская версия модернизированного РАФ-977 имела индекс РАФ-977ИМ. В салоне автомобиля можно было перевозить двух лежачих больных, а благодаря имеющимся ящикам с медоборудованием первую помощь больным можно было оказывать прямо в автомобиле.
На крыше над кабиной водителя симметрично располагались
фара-искатель с правой стороны, для поиска табличек с номером дома в
темное время суток, и опознавательный подсвечивающийся сигнал красного
креста – с левой стороны |
||
последнее обновление страницы - 19.10.2017 | ||