Выставка ретро-техники, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. |
>> 08.05.2015
Этот экспонат был подписан на стенде, как Ford GPW. Придется поверить, хотя положенных фордовских выштамповок на кузове я не увидел. Впрочем, в кабине на щитке были шильды, возможно они бы внесли ясность. Не посмотрел. Но как бы там ни было, перед нами знаменитый аналог фронтового Willys MB, поставлявшегося большими партиями в Красную Армию! Фордов GPW всего было выпущено 4500 штук и небольшая партия из них также поступила в ряды РККА.
Некоторые технические хар-ки Ford GPW: Грузоподъемность (кг) 250
Как оказалось, "восьмых" ЗиСов на выставке было два. Этот свежеотреставрированный экземпляр явно гражданского назначения. Об этом говорит и чисто гражданская окраска, характерная для тех лет и маршрутоуказатель, как передний (так называемый "аншлаг" с номером), так и боковой трафарет с реально действовавшим до войны маршрутом: Красная пл. (пл. Александра Невского)- пл. Урицкого (Дворцовая площадь) - пр-кт 25-го Октября (Невский проспект).
ЗИС-8 выпускался на Московском автомобильном заводе им. Сталина с 1934 по 1936 год. В связи с реконструкцией Завода имени Сталина во второй половине 1936 года выпуск автобусов ЗиС-8 пришлось прекратить. Однако по чертежам завода автобусные парки и кузовные мастерские в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси, Иркутске сами изготавливали автобусные кузова, монтируя их на ЗИСовские шасси. Такое производство имело стихийный характер и не контролировалось, у большинства предприятий полностью отсутствовала техническая документация и чертежи для производства, приходилось делать автобусы по заводскому «образцу». Часто собранные этими предприятиями машины не имели какого-либо обозначения. Некоторые заводы старались усовершенствовать конструкцию ЗиС-8. Таким образом, в Туле, Калуге и Ленинграде выпускались машины с кузовом, более обтекаемым, чем предусматривали чертежи ЗиСа. Вторым авторемонтным заводом автотранспортного управления Ленсовета (АТУЛ) в конце 1936 года было освоено производство автобусов АЛ-2 с колёсной формулой 6х2, использовавших удлинённую раму ЗиС-8 и дополнительный мост-балку.
За два года производства непосредственно ЗИСом было выпущено всего 547 автобусов ЗИС-8, но со второй половины 1936 года производство данной модели (несмотря на большие потребности быстрорастущих городов СССР) было остановлено в связи с реконструкцией завода и переходом на более совершенную модель ЗИС-16. Производство более совершенного автобуса ЗИС-16, отличавшегося в соответствии с тогдашней автомобильной модой обтекаемой формой кузова, но по-прежнему выполненному на деревянном каркасе, было развёрнуто с 1938 года и продолжалось до августа 1941 года
На фото определенно гражданская версия ЗиС-5. Штампованные крылья, металлическая кабина, откидные борта. Да и окрас - разномастный. Но это не значит, что такие машины не были на фронте. Естественно, там было все ,что могло двигаться и помогать бить врага.
А это Ford 2G8T. Машина необычно выглядит для военной тематики. Согласитесь, это больше сельский грузовик! И это действительно так. Машина была сугубо гражданской и только острый дефицит в грузовом автотранспорте у союзников вынудил правительство Соединенных Штатов организовать поставки 2G8T в Великобританию, а затем и в Советский Союз. Надо сказать, впервые такой Форд я увидел в 2014 году на выставке, посвященной блокадному Ленинграду. Тот экземпляр был в пожарной модификации и была у меня полнейшая уверенность, что машина послевоенная. Данная выставка внесла ясность - Ford 2G8T выпускался с 1941 года.
Армейский грузовик Chevrolet G7107. Чисто внешне чем-то напоминает известный "Студебеккер", но легче его на целую тонну и короче. Машина выпускалась с 1939 года, а с 1942 года поставлялась по ленд-лизу в нашу страну. Машина перевозила пехоту, являлась артиллерийским тягачем, на машину одно время даже монтировали реактивные минометы "Катюша". После войны Chevrolet G7107 активно использовались в народном хозяйстве СССР. Всего в Советский Союз было поставлено 47 700 Chevrolet G7107.
На фото легендарный "Джимми" - трехосник GMC CCKW352. (образца 1941 г.) Этими машинами комплектовалась американская армия. Название грузовика , кстати, имело свою расшифровку : первая буква – это год начала выпуска (А-1940, С-1941), вторая – тип кабины (С от Conventional – то есть «обычный», «капотный»). Далее К – это ведущий передний мост. W – означает, что автомобиль трехосный. Цифры отличали короткобазную модификацию (352) от длиннобазной (353). На фото короткобазный вариант. Практически все машины комплектовались механической лебедкой самовытаскивания с приводом от раздаточной коробки. А каждый четвертый грузовик сходил с конвейера с кольцевой турелью под пулемет над головой у пассажира (на фото как раз мы видим лючок для пулеметчика). Причем на некоторые модели ставили даже крупнокалиберный Browning М2. Вообще-то, этот грузовик можно считать самым известным на Западе в период Второй мировой войны, в Советский Союз таких машин поступило очень немного.
Студебеккер US6. Кто ж его не знает?! Самый массовый американский трёхосник, поставлявшийся по ленд-лизу в Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Полный привод на все три оси. Это не шутки!
Кратенько пройдемся по характеристикам этого легендарного для нашей страны грузовика, хоть он и был американским. Максимальная скорость - 69 км/ч
На фото Dodge T203B.Машина - одноклассница с Dodge WF32 (см. ниже), но эта имела полный привод. Говорят, что Т203B в РККА не прижились. Водители жаловались на неудобную кабину и массу проблем в техническом обслуживании.
Еще один сугубо гражданский американец - Dodge WF32. Запомнилась интересная сопроводительная информация к экспонату : двигатель этого Доджа был признан вторым по выносливости и из всех ленд-лизовских грузовиков после... ну конечно же после "Студебеккера".
Dodge WF32 был разработан в 1939 году. Интересно, что в СССР эти машины поставлялись через территорию Ирана, где собирались на американских автосборочных предприятиях. Всего было поставлено порядки 9600 автомобилей. Лично у меня сложилось полнейшее впечатление, что передо мной представитель послевоенного автопрома. Да, мы отставали от американцев в автопроме. Стране было очень нелегко. Только после войны у нас появились в чем-то похожие на этот Додж, УралЗиСы и 51ые газоны...
Во время войны 3850 автомобилей ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ были оборудованы зенитными установками: 25-мм автоматическими пушками либо пулеметами (ЗПУ). На фото мы видим второй вариант - счетверенная зенитная пулеметная установка - 4М. Кино- и фотохроника военных лет в большом количестве запечатлела такие установки. Как видим, остались они и в натуральном виде. Надо сказать, в идеальном состоянии.
Легендарная "Катюша"! Реактивная
установка - БМ-13Н на базе трехосника Studebaker.
Пожалуй, одно из самых мощных видов оружия тех лет.
залп только одного дивизиона из 12 машин БМ-13-16 ГМП (директива Ставки
№ 002490 запрещала использование РА в количестве менее дивизиона) по
силе мог сравнится с залпом 12 тяжёлых гаубичных полков РВГК (по 48
гаубиц калибра 152 мм в полку) или 18 тяжёлых гаубичных бригад РВГК (по
32 гаубицы калибра 152 мм в бригаде).
Интересный факт. На каждой такой машине в период Великой Отечественной войны устанавливался заряд для самоуничтожения, чтобы при возможности захвата подорвать установку.
Еще один ГАЗ-АА. Всего я насчитал 4 полуторки довоенного образца. Возможно, их было и больше на выставке
Фирменная газовская эмблема с облицовки радиатора "полуторки".
Амфибийное транспортное средство DUKW-353. В Красную Армию в период с 1943 по 1944 гг. поступило 586 таких вот чудо-машин. Естественно, основное предназначение их было форсирование водных преград.
Вес автомобиля с полным снаряжением 6500 кг
В дополнение, на выставке был развернут фронтовой кинотеатр «Победа», в котором проходила трансляция военной хроники, а также выставлены боевые знамена частей и соединений Красной Армии, партизанских отрядов. Ну, а на сцене пели фронтовые песни. Так как я попал на выставку за день до дня Победы, да в добавок и под несильный, но все же дождь, на выставке и непосредственно возле сцены было немноголюдно.
А в этом тентованном ЗиСе цвета морской волны расположился то ли передвижной генератор, то ли звукоусилители... Не знаю. Длинная проводина тянулась к сцене.
Пока остановимся, но будет и четвертая страница моего фотообзора этой замечательной выставки... ;)
<<
предыдущая страница окончание >> |
18.05.15 |