КАвЗ-651А,
автобус малого класса капотной компоновки; 1958
г.
После
Великой Отечественной войны в СССР катастрофически не хватало автобусов,
особенно в небольших городах и в сельской местности, где автобусное
движение не было развито и до войны. Основным требованием к машине в
данной ситуации были отнюдь не высокий комфорт и надежность, а простота
конструкции и ремонтопригодность. Стране был необходим автобус, серийное
производство которого в больших объемах можно было бы наладить в
кратчайшие сроки. Таким автобусом стал ГЗА-651.
Серийный выпуск капотного автобуса ГЗА-651 был освоен в 1949 году на
Горьковском автозаводе. Но уже в начале 50-х стало ясно, что завод не
может одновременно выпускать легковые и грузовые автомобили, а также
автобусы в больших количествах. Поэтому автобусное производство было
решено перенести в город Павлово-на-Оке, расположенный в Горьковской
области. Так появился всем известный ныне Павловский автобусный завод.
Первые 5 автобусов 651-ой модели сошли с конвейера завода 5 августа 1952
года. С этого момента автобус стали выпускать только в Павлово-на-Оке, а
сама модель сменила индекс на ПАЗ-651. Поскольку автобус по-прежнему
продолжал монтироваться на ГАЗовском шасси, то последнее доставляли с
Горьковского автозавода своим ходом, преодолевая 76 километров. Такая
доставка шасси практиковалась даже в 30-градусные морозы. С 1955 года
Горьковский автозавод стал производить модернизированные грузовые
автомобили ГАЗ-51А с центральным тормозом барабанного типа. Это
изменение коснулось также и автобусного шасси. В то же 1955 годуна
Павловском автозаводе был произведен первый опытный автобус ПАЗ-651А,
основным отличием которого было наличие металлического каркаса кузова,
вместо деревянного. На протяжении 1956-1957 годов было выпущено
небольшое количество этих автобусов, в дальнейшем документация на них
была передана на Курганский автобусный завод, где они стали выпускаться
под индексом КАвЗ-651А.
В 1956 году ПАЗ разработал первый автобус собственной конструкции
вагонной компоновки - ПАЗ-652. Вскоре было принято решение полностью
переключится на выпуск новых автобусов. Но стране по-прежнему
требовались автобусы капотной компоновки для сельской местности, поэтому
производство решили перенести в город Курган на Урале, где как раз
заканчивалось строительство нового автобусного завода. Курганские
конструкторы разработали модернизированный вариант автобуса ПАЗ-651А с
остекленными скатами крыши и боковыми окнами со сдвижными форточками,
более долговечными по сравнению с полностью подъемными окнами
павловского автобуса. Однако приказом свыше было предписано поставить на
поток павловскую машину. Первый автобус КАвЗ-651А был выпущен Курганским
автозаводом 14 января 1958 года.
ГЗА-651, ПАЗ-651, ПАЗ-651А и первые серии КАвЗ-651А заметно отличались
от более поздних автобусов курганской сборки и непосредственно от ГАЗ-51
закругленной обтекаемой решеткой радиатора и "носатым" капотом.
Характерным отличием павловских машин пассажирских модификаций было
наличие прямоугольных указателей поворота (таких же, как на "Победе"),
разместившихся по бокам передней стенки кузова под ветровым стеклом.
Часть машин, в том числе и большинство экспортных серий, оснащались
передним и задним хромированными бамперами и ободками фар. В конце 50-х
конструкцию автобуса несколько упростили - он получил от ГАЗ-51А капот и
облицовку радиатора стандартной конструкции. Передний и задний бампера
стали окрашивать в цвет кузова, указатели поворота под ветровым стеклом
упразднили.
Несмотря на начало производства капотных автобусов в Кургане, Павловский
автозавод также продолжал их выпуск. Вплоть до 1961 года производились
одновременно автобусы КАвЗ-651А и ПАЗ-651. Более того, на ПАЗе была
создан опытный автобус капотной компоновки на шасси ГАЗ-52, который
внешне во многом походил на КАвЗ-685, запущенный в производство спустя
десятилетие, но эта павловская модель так и осталась опытной.
КАвЗ-651А продолжали выпускать в огромных количествах на протяжении 60-х
годов. В 1971 году индекс машины был изменен на КАвЗ-651Б, впрочем,
единственным отличием этой модификации от предыдущей было наличие
отопителя в салоне. В то же время с середины 60-х годов КАвЗ стал
готовиться к производству новой модели на шасси ГАЗ-53 - КАвЗ-685. Ее
удалось запустить в серийное производство только в 1973 году, и
одновременно с этим был окончательно прекращен выпуск 651-ой модели.
Техническое описание
В основе автобуса 651-ой модели лежало шасси грузовика ГАЗ-51, который
был спроектирован еще в конце 30-х годов и пошел в серийное производство
тремя годами ранее, чем ГЗА-651 - в 1946 году. Автобусное шасси,
получившее обозначение ГАЗ-51И, отличалось от стандартного наличием
дополнительных амортизаторов задней подвески, а также удлиненными
лонжеронами рамы. Как и грузовик ГАЗ-51, автобус имел карбюраторный
шестицилиндровый двигатель, гидравлический привод тормозов,
полуцентробежное сцепление, гидравлические рычажные амортизаторы в
подвеске передних колес.
Автобусы ГЗА-651 и ПАЗ-651 имели деревянный каркас кузова, а ПАЗ-651А,
КАвЗ-651А и КАвЗ-651Б - металлический, с силовым каркасом сварной
конструкции, состоявшим из фасонных стальных прессованных профилей.
Кузов крепился к лонежронам рамы при помощи стремянок и был обшит
стальными листами. В салон вела единственная пассажирская дверь,
открываемая вручную водителем при помощи рычажного механизма. Кабина
водителя не была отделена от салона, но водитель имел свою дверь. Третья
дверь располагалась в задней стенке автобуса и позволяла использовать
его как грузопассажирский. На деревянном настиле пола были закреплены
двухместные сиденья примитивной конструкции. Окна имели опускающиеся
форточки. Вплоть до 1971 года автобусы не имели автономного отопления
салона, у последней же модификации, КАвЗ-651Б, отопление салона
осуществлялось посредством обогревателя 0-30 установленного под
основанием кузова с правой стороны. Доступ к обогревателю был через люк
из салона, а щиток управления работой обогревателя располагался слева от
водителя. Автобус был рассчитан на перевозку 25 пассажиров, из них 19 -
сидячих.
Автобусы, созданные на базе ГЗА-651/ПАЗ-651/КАвЗ-651
Технология изготовления кузова 651-ой модели была настолько проста, что
ее могли освоить и небольшие авторемонтные заводы. В условиях дефицита
автобусов в стране этим воспользовались многие предприятия СССР.
Непосредственно копии ГЗА-651 выпускали Рижский автобусный завод
(Латвия) и Тартуский авторемонтный завод № 3 (Эстония). Очень похожие на
ГЗА-651 автобусы делали авторемонтные заводы в Щекине и Скуратово
(Тульская область), Киеве (Украина), Семёнове (Горьковская область),
Тосно (Ленинградская область), Каунасе (Литва) и Апшеронске
(Краснодарский край). Большинство заводов занимались одновременно
капремонтом автобусов ПАЗ-651 и КАвЗ-651 и производством автобусов на
шасси ГАЗ-51. И в том и в другом случае на шасси монтировался кузов
собственной конструкции.
Некоторые авторемонтные предприятия практически копировали кузов
автобуса по образцу и подобию 651-ой модели, кто-то творил совершенно
самостоятельно, а кто-то воспользовался уже готовой документацией
московского авторемонтного завода "Аремкуз". Последний специально
переработал и упростил 651-ю модель для изготовления её на небольших
авторемонтных заводах. Так, например, в конструкции Аремкуза отказались
от дефицитных гнутых угловых стёкол лобового остекления.
В курортных местностях авторемонтные предприятия создавали специальные
прогулочные автобусы на шасси ГАЗ-51 с открытым кузовом. Наиболее
известной моделью является "Рица" - автобус, производившийся
Центральными авторемонтными мастерскими Сочинского автоуправления. Всего
было создано около 100 экземпляров таких автобусов как на стандартном
шасси на 19 посадочных мест, так и на удлиненном шасси - 23-х местные.
Автобус оборудовался брезентовым тентом, который можно было раскрыть в
случае дождя. Существовали также однотипные автобусы "Крым".
В то же время Павловский и Курганский завод создали несколько
специализированных моделей на базе автобуса ПАЗ-651/КАвЗ-651:
ПАЗ-651Г - грузопассажирский автобус. Откидные сиденья располагались
вдоль бортов, в случае необходимости они могли быть закреплены на
боковых стенках; всего имелось 15 посадочных мест и одно место
кондуктора. Конструкция кузова была комбинированной - основание кузова и
каркас крыши выполнялись из металлического профиля, а боковины имели
деревянный каркас. Автобус был предназначен для эксплуатации в сельской
местности, а также для работы в качестве ритуальной машины.
ПАЗ-653 - санитарная машина, широко использовавшаяся в качестве машин
Скорой Помощи в 50-х годах. Фактически эта модель имела гораздо более
общего с грузовиком, чем с автобусом. Производство ее было перенесено с
Горьковского автозавода на Павловский чуть позже, чем 651-ой модели - в
1953 году. До 1956 года кузов и кабина монтировались на само шасси и
составляли единое целое, в их основе лежал деревянный каркас. Позже
кузов стал монтироваться на шасси с готовой цельнометаллической кабиной
грузовика ГАЗ-51. В кузове машины было расположено четверо носилок или
13 мест для сидения (не считая водителя и санитара). ПАЗ-653
использовался также в качестве машины для перевозки заключенных.
Существовал и армейский вариант санитарной машины на шасси ГАЗ-63, он
назывался АС-1.
ПАЗ-654 Штабной автобус, выпускавшийся для нужд Министерства обороны на
полноприводном шасси грузовика ГАЗ-63. Всего было сделано не более 10
машин этой модели. Кузов был частично остеклен, внутри салона
размещались закрепленные столы и сиденья, радиоаппаратура, стойки для
хранения стрелкового оружия и средств пожаротушения. На крышу сзади вела
лестница, которая использовалась для быстрого развертывания антенн.
ПАЗ-657 - Фургон для перевозки хлеба на базе автобуса ПАЗ-651,
выпускавшийся в 1954-1958 годах. Имел деревянный каркас грузовой части
кузова, разделенного на четыре отсека, в которых помещались рядами в
направляющих лотки с хлебобулочными изделиями. В кузов вели четыре
двухстворчатые двери, расположенные по правому борту. Стойки каркаса в
местах навески товарных дверей были укреплены металлическим профилем.
Перемещение лотков с хлебом осуществлялось длинными крючьями.
ПАЗ-658 - Одноосный прицеп, предназначенный для перевозки хлебобулочных
изделий. Эксплуатировался в составе автопоезда вместе с фургоном
ПАЗ-657, конструкция грузового отсека была аналогична 657-ой модели.
ПАЗ-659 - Автолавка, базировавшаяся на полноприводном шасси ГАЗ-63Е. В
отличие от грузовика ГАЗ-63, 659-я модель оснащалась колесами от ГАЗ-51
с двойной задней ошиновкой. Такое решение было направлено на снижение
центра тяжести машины и повышение боковой устойчивости. Машина имела
деревянный каркас кузова, обшитый тонким листовым металлом. Товарный
отсек автолавки отделялся от кабины перегородкой с окошком; в самом
товарном отсеке располагались закрытые полки-шкафчики для товара и
прилавок, а у задней двери была откидная подножка. Справа автолавка был
оборудован панелью-навесом, открывающейся вверх на стоянках для
обозрения витрин-окошек. Автолавка комплектовалась выносной подножкой
для покупателей. Во второй половине 50-х годов на Павловском автозаводе
освоили выпуск автолавок с металлическим сварным каркасом кузова. В 1961
году производство автолавок ПАЗ-659 было перенесено на Курганский
автобусный завод, где они выпускались вплоть до 1968 года.
ПАЗ-661 - Фургон "Одежда", по конструкции практически идентичный
хлебному фургону ПАЗ-657, за исключением того, что вместо направляющих
для хлебных лотков в грузовом отсеке размещались укрепленные вверху
поперечные трубы для подвешивания одежды. В отличие от ПАЗ-657, 661-я
модель не получила значительного распространения - всего в 1954-1956
годах было собрано 156 таких машин.
ПАЗ-663 - Автобус для монтажа геофизического оборудования на
полноприводном шасси ГАЗ-63. Оснастка автобуса производилась Мытищинским
приборостроительным заводом. В дальнейшем автобус выпускался Курганским
автозаводом под индексом КАвЗ-663.
КАвЗ-651Г - в отличие от павловской машины, в Кургане под этим индексом
выпускали учебный автобус, оборудованный дополнительным местом
инструктора с дублирующими педалями.
КАвЗ-651Ж - модификация для работы на сжиженном газе. В отличие от
базовой машины оснащался газовой аппаратурой и 110-литровым баллоном для
газа. Двигатель развивал мощность в 62 л.с.
КАвЗ-663 - Полноприводный автобус на шасси ГАЗ-66. Широко использовался
геологами, нефтедобытчиками, военными для установки специального
оборудования и доставки его в малодоступные из-за бездорожья места. Как
и КАвЗ-659, был оснащен колесами от ГАЗ-51, позднее - от ГАЗ-53.
Выпускался в период с 1966 по 1975 годы.
Кроме того, курганский завод выпускал автобусы 651-ой модели в
экспортном исполнении на специальных автобусных шасси ГАЗ-51ИУ ГАЗ-63ЕУ
- для стран с умеренным климатом, и ГАЗ-51ИЮ, ГАЗ-63ЕЮ - для стран с
тропическим климатом.
ГЗА-651/ПАЗ-651/КАвЗ-651 в Харькове
источники:
текст -
http://gortransport.kharkov.ua
модель 201x года |