Курганский автобусный завод (КАвЗ)


Основные принципы образования в Советском Союзе были сформулированы еще в 1903 году в Программе РСДРП, озвученной на II съезде РСДРСП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и др.
С момента создания советского государства вопросам образования уделялось приоритетное внимание. 9 ноября 1917 г. (на следующий день после проведения 2-го Всероссийского съезда Советов 26 октября (8 ноября) 1917) совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры.
В октябре 1918 года введено положение "О единой трудовой школе РСФСР" которое вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста. 26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию.

 

 

 


Серьезной проблемой была неграмотность значительной части населения, особенно крестьянства, при этом в Европе, эта проблема была решена ещё в XIX веке. Советское руководство считало достижение всеобщей грамотности одной из приоритетных задач. Как говорил Владимир Ленин - «нам нужно громадное повышение культуры. надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства».

 

 

 


На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918—19 годах система образования была коренным образом изменилась: существование частных школ было запрещено; введено бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь — от государства; запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа; отменялись физические наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке; положено начало созданию системы общественного дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы.
Современные исследователи отмечают: "Коммунистическая атака на систему распределения научных статусов началась в 1918 г. Дело заключалось не столько в «перевоспитании буржуазной профессуры», сколько в установлении равного доступа к образованию и уничтожении сословных привилегий, к числу которых относилась и привилегия быть образованным"

 

 

 


1958 год Верховный Совет СССР принял закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", на основе которого вместо всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, завершенное повсеместно в 1962.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



     
                                             Курганский автобусный завод
                                                    
 

 




 

1, 2, 3

Автобус КАвЗ-651А; КАвЗ-651 «Рица»

в поиске...

 

 
                             
 

КАвЗ-651А, автобус малого класса капотной компоновки; 1958 г.  



После Великой Отечественной войны в СССР катастрофически не хватало автобусов, особенно в небольших городах и в сельской местности, где автобусное движение не было развито и до войны. Основным требованием к машине в данной ситуации были отнюдь не высокий комфорт и надежность, а простота конструкции и ремонтопригодность. Стране был необходим автобус, серийное производство которого в больших объемах можно было бы наладить в кратчайшие сроки. Таким автобусом стал ГЗА-651.

Серийный выпуск капотного автобуса ГЗА-651 был освоен в 1949 году на Горьковском автозаводе. Но уже в начале 50-х стало ясно, что завод не может одновременно выпускать легковые и грузовые автомобили, а также автобусы в больших количествах. Поэтому автобусное производство было решено перенести в город Павлово-на-Оке, расположенный в Горьковской области. Так появился всем известный ныне Павловский автобусный завод. Первые 5 автобусов 651-ой модели сошли с конвейера завода 5 августа 1952 года. С этого момента автобус стали выпускать только в Павлово-на-Оке, а сама модель сменила индекс на ПАЗ-651. Поскольку автобус по-прежнему продолжал монтироваться на ГАЗовском шасси, то последнее доставляли с Горьковского автозавода своим ходом, преодолевая 76 километров. Такая доставка шасси практиковалась даже в 30-градусные морозы. С 1955 года Горьковский автозавод стал производить модернизированные грузовые автомобили ГАЗ-51А с центральным тормозом барабанного типа. Это изменение коснулось также и автобусного шасси. В то же 1955 годуна Павловском автозаводе был произведен первый опытный автобус ПАЗ-651А, основным отличием которого было наличие металлического каркаса кузова, вместо деревянного. На протяжении 1956-1957 годов было выпущено небольшое количество этих автобусов, в дальнейшем документация на них была передана на Курганский автобусный завод, где они стали выпускаться под индексом КАвЗ-651А.

В 1956 году ПАЗ разработал первый автобус собственной конструкции вагонной компоновки - ПАЗ-652. Вскоре было принято решение полностью переключится на выпуск новых автобусов. Но стране по-прежнему требовались автобусы капотной компоновки для сельской местности, поэтому производство решили перенести в город Курган на Урале, где как раз заканчивалось строительство нового автобусного завода. Курганские конструкторы разработали модернизированный вариант автобуса ПАЗ-651А с остекленными скатами крыши и боковыми окнами со сдвижными форточками, более долговечными по сравнению с полностью подъемными окнами павловского автобуса. Однако приказом свыше было предписано поставить на поток павловскую машину. Первый автобус КАвЗ-651А был выпущен Курганским автозаводом 14 января 1958 года.

ГЗА-651, ПАЗ-651, ПАЗ-651А и первые серии КАвЗ-651А заметно отличались от более поздних автобусов курганской сборки и непосредственно от ГАЗ-51 закругленной обтекаемой решеткой радиатора и "носатым" капотом. Характерным отличием павловских машин пассажирских модификаций было наличие прямоугольных указателей поворота (таких же, как на "Победе"), разместившихся по бокам передней стенки кузова под ветровым стеклом. Часть машин, в том числе и большинство экспортных серий, оснащались передним и задним хромированными бамперами и ободками фар. В конце 50-х конструкцию автобуса несколько упростили - он получил от ГАЗ-51А капот и облицовку радиатора стандартной конструкции. Передний и задний бампера стали окрашивать в цвет кузова, указатели поворота под ветровым стеклом упразднили.

Несмотря на начало производства капотных автобусов в Кургане, Павловский автозавод также продолжал их выпуск. Вплоть до 1961 года производились одновременно автобусы КАвЗ-651А и ПАЗ-651. Более того, на ПАЗе была создан опытный автобус капотной компоновки на шасси ГАЗ-52, который внешне во многом походил на КАвЗ-685, запущенный в производство спустя десятилетие, но эта павловская модель так и осталась опытной.

КАвЗ-651А продолжали выпускать в огромных количествах на протяжении 60-х годов. В 1971 году индекс машины был изменен на КАвЗ-651Б, впрочем, единственным отличием этой модификации от предыдущей было наличие отопителя в салоне. В то же время с середины 60-х годов КАвЗ стал готовиться к производству новой модели на шасси ГАЗ-53 - КАвЗ-685. Ее удалось запустить в серийное производство только в 1973 году, и одновременно с этим был окончательно прекращен выпуск 651-ой модели.

Техническое описание

В основе автобуса 651-ой модели лежало шасси грузовика ГАЗ-51, который был спроектирован еще в конце 30-х годов и пошел в серийное производство тремя годами ранее, чем ГЗА-651 - в 1946 году. Автобусное шасси, получившее обозначение ГАЗ-51И, отличалось от стандартного наличием дополнительных амортизаторов задней подвески, а также удлиненными лонжеронами рамы. Как и грузовик ГАЗ-51, автобус имел карбюраторный шестицилиндровый двигатель, гидравлический привод тормозов, полуцентробежное сцепление, гидравлические рычажные амортизаторы в подвеске передних колес.

Автобусы ГЗА-651 и ПАЗ-651 имели деревянный каркас кузова, а ПАЗ-651А, КАвЗ-651А и КАвЗ-651Б - металлический, с силовым каркасом сварной конструкции, состоявшим из фасонных стальных прессованных профилей. Кузов крепился к лонежронам рамы при помощи стремянок и был обшит стальными листами. В салон вела единственная пассажирская дверь, открываемая вручную водителем при помощи рычажного механизма. Кабина водителя не была отделена от салона, но водитель имел свою дверь. Третья дверь располагалась в задней стенке автобуса и позволяла использовать его как грузопассажирский. На деревянном настиле пола были закреплены двухместные сиденья примитивной конструкции. Окна имели опускающиеся форточки. Вплоть до 1971 года автобусы не имели автономного отопления салона, у последней же модификации, КАвЗ-651Б, отопление салона осуществлялось посредством обогревателя 0-30 установленного под основанием кузова с правой стороны. Доступ к обогревателю был через люк из салона, а щиток управления работой обогревателя располагался слева от водителя. Автобус был рассчитан на перевозку 25 пассажиров, из них 19 - сидячих.

Автобусы, созданные на базе ГЗА-651/ПАЗ-651/КАвЗ-651

Технология изготовления кузова 651-ой модели была настолько проста, что ее могли освоить и небольшие авторемонтные заводы. В условиях дефицита автобусов в стране этим воспользовались многие предприятия СССР. Непосредственно копии ГЗА-651 выпускали Рижский автобусный завод (Латвия) и Тартуский авторемонтный завод № 3 (Эстония). Очень похожие на ГЗА-651 автобусы делали авторемонтные заводы в Щекине и Скуратово (Тульская область), Киеве (Украина), Семёнове (Горьковская область), Тосно (Ленинградская область), Каунасе (Литва) и Апшеронске (Краснодарский край). Большинство заводов занимались одновременно капремонтом автобусов ПАЗ-651 и КАвЗ-651 и производством автобусов на шасси ГАЗ-51. И в том и в другом случае на шасси монтировался кузов собственной конструкции.

Некоторые авторемонтные предприятия практически копировали кузов автобуса по образцу и подобию 651-ой модели, кто-то творил совершенно самостоятельно, а кто-то воспользовался уже готовой документацией московского авторемонтного завода "Аремкуз". Последний специально переработал и упростил 651-ю модель для изготовления её на небольших авторемонтных заводах. Так, например, в конструкции Аремкуза отказались от дефицитных гнутых угловых стёкол лобового остекления.

В курортных местностях авторемонтные предприятия создавали специальные прогулочные автобусы на шасси ГАЗ-51 с открытым кузовом. Наиболее известной моделью является "Рица" - автобус, производившийся Центральными авторемонтными мастерскими Сочинского автоуправления. Всего было создано около 100 экземпляров таких автобусов как на стандартном шасси на 19 посадочных мест, так и на удлиненном шасси - 23-х местные. Автобус оборудовался брезентовым тентом, который можно было раскрыть в случае дождя. Существовали также однотипные автобусы "Крым".

В то же время Павловский и Курганский завод создали несколько специализированных моделей на базе автобуса ПАЗ-651/КАвЗ-651:

ПАЗ-651Г - грузопассажирский автобус. Откидные сиденья располагались вдоль бортов, в случае необходимости они могли быть закреплены на боковых стенках; всего имелось 15 посадочных мест и одно место кондуктора. Конструкция кузова была комбинированной - основание кузова и каркас крыши выполнялись из металлического профиля, а боковины имели деревянный каркас. Автобус был предназначен для эксплуатации в сельской местности, а также для работы в качестве ритуальной машины.

ПАЗ-653 - санитарная машина, широко использовавшаяся в качестве машин Скорой Помощи в 50-х годах. Фактически эта модель имела гораздо более общего с грузовиком, чем с автобусом. Производство ее было перенесено с Горьковского автозавода на Павловский чуть позже, чем 651-ой модели - в 1953 году. До 1956 года кузов и кабина монтировались на само шасси и составляли единое целое, в их основе лежал деревянный каркас. Позже кузов стал монтироваться на шасси с готовой цельнометаллической кабиной грузовика ГАЗ-51. В кузове машины было расположено четверо носилок или 13 мест для сидения (не считая водителя и санитара). ПАЗ-653 использовался также в качестве машины для перевозки заключенных. Существовал и армейский вариант санитарной машины на шасси ГАЗ-63, он назывался АС-1.

ПАЗ-654 Штабной автобус, выпускавшийся для нужд Министерства обороны на полноприводном шасси грузовика ГАЗ-63. Всего было сделано не более 10 машин этой модели. Кузов был частично остеклен, внутри салона размещались закрепленные столы и сиденья, радиоаппаратура, стойки для хранения стрелкового оружия и средств пожаротушения. На крышу сзади вела лестница, которая использовалась для быстрого развертывания антенн.

ПАЗ-657 - Фургон для перевозки хлеба на базе автобуса ПАЗ-651, выпускавшийся в 1954-1958 годах. Имел деревянный каркас грузовой части кузова, разделенного на четыре отсека, в которых помещались рядами в направляющих лотки с хлебобулочными изделиями. В кузов вели четыре двухстворчатые двери, расположенные по правому борту. Стойки каркаса в местах навески товарных дверей были укреплены металлическим профилем. Перемещение лотков с хлебом осуществлялось длинными крючьями.

ПАЗ-658 - Одноосный прицеп, предназначенный для перевозки хлебобулочных изделий. Эксплуатировался в составе автопоезда вместе с фургоном ПАЗ-657, конструкция грузового отсека была аналогична 657-ой модели.

ПАЗ-659 - Автолавка, базировавшаяся на полноприводном шасси ГАЗ-63Е. В отличие от грузовика ГАЗ-63, 659-я модель оснащалась колесами от ГАЗ-51 с двойной задней ошиновкой. Такое решение было направлено на снижение центра тяжести машины и повышение боковой устойчивости. Машина имела деревянный каркас кузова, обшитый тонким листовым металлом. Товарный отсек автолавки отделялся от кабины перегородкой с окошком; в самом товарном отсеке располагались закрытые полки-шкафчики для товара и прилавок, а у задней двери была откидная подножка. Справа автолавка был оборудован панелью-навесом, открывающейся вверх на стоянках для обозрения витрин-окошек. Автолавка комплектовалась выносной подножкой для покупателей. Во второй половине 50-х годов на Павловском автозаводе освоили выпуск автолавок с металлическим сварным каркасом кузова. В 1961 году производство автолавок ПАЗ-659 было перенесено на Курганский автобусный завод, где они выпускались вплоть до 1968 года.

ПАЗ-661 - Фургон "Одежда", по конструкции практически идентичный хлебному фургону ПАЗ-657, за исключением того, что вместо направляющих для хлебных лотков в грузовом отсеке размещались укрепленные вверху поперечные трубы для подвешивания одежды. В отличие от ПАЗ-657, 661-я модель не получила значительного распространения - всего в 1954-1956 годах было собрано 156 таких машин.

ПАЗ-663 - Автобус для монтажа геофизического оборудования на полноприводном шасси ГАЗ-63. Оснастка автобуса производилась Мытищинским приборостроительным заводом. В дальнейшем автобус выпускался Курганским автозаводом под индексом КАвЗ-663.

КАвЗ-651Г - в отличие от павловской машины, в Кургане под этим индексом выпускали учебный автобус, оборудованный дополнительным местом инструктора с дублирующими педалями.

КАвЗ-651Ж - модификация для работы на сжиженном газе. В отличие от базовой машины оснащался газовой аппаратурой и 110-литровым баллоном для газа. Двигатель развивал мощность в 62 л.с.

КАвЗ-663 - Полноприводный автобус на шасси ГАЗ-66. Широко использовался геологами, нефтедобытчиками, военными для установки специального оборудования и доставки его в малодоступные из-за бездорожья места. Как и КАвЗ-659, был оснащен колесами от ГАЗ-51, позднее - от ГАЗ-53. Выпускался в период с 1966 по 1975 годы.

Кроме того, курганский завод выпускал автобусы 651-ой модели в экспортном исполнении на специальных автобусных шасси ГАЗ-51ИУ ГАЗ-63ЕУ - для стран с умеренным климатом, и ГАЗ-51ИЮ, ГАЗ-63ЕЮ - для стран с тропическим климатом.

ГЗА-651/ПАЗ-651/КАвЗ-651 в Харькове

источники:
текст -
http://gortransport.kharkov.ua                                                                        

                                                                                                                                                                                  модель 201x  года

последнее обновление страницы - 01.10.2013    

1, 2, 3