Типовая советская АЗС...
Типовая советская АЗС...
В середине 60-х годов прошлого века в Москве насчитывалось
примерно 250 АЗС, а в Ленинграде - 115. Существенный толчок в развитии
сети АЗС в СССР произошел с началом выпуска массового народного
автомобиля "Жигули" на Волжском автомобильном заводе, построенном в
Тольятти в 1970 году. "Жигули" заправлялись бензином А-92, тогда как
государственный транспорт по прежнему ездил на 72-м и 76-м (66-й бензин
к тому времени уже вышел из употребления). Бензин для государственных и
прочих не частных авто всегда продавался за талоны, а для последних за
деньги. А теперь давайте вспомним, сколько стоил наш, родной,
государственный (!) бензин. Розничные цены на бензин, введенные в
действие с 1 января 1969г. Приведены в рублях за 10л, едины на всей
территории СССР, кроме отдалённых районов Сибири - там незначительно
дороже.
Прейскурант № 083, утвержденный 29 ноября
1968г за № 882 Государственным комитетом цен при Госплане СССР:
Марка бензина....................ГОСТ,ТУ...................Цена
А-66.....................................ГОСТ 2084-67..............0-60
А-72.....................................ГОСТ 2084-67..............0-70
А-76.....................................ГОСТ 2084-67..............0-75
АИ-93..................................ГОСТ 2084-67..............0-95
АИ-98..................................ГОСТ 2084-67..............1-05
Сланцевый........................РТУ ЭССР 268-63........0-60
Экстра.................................ВТУ НП 67-60.............1—00
Авиационный Б-70...........ГОСТ 1012-54..............1-20
Топливная смесь..............ВТУ 30-8-63..................0-80
Итак, литр самого дешевого , 66го бензина
стоил всего 6 копеек. Для сравнения, приведу в пример цену на "типовой"
пирожок с мясом в тот период - 10 копеек. :)
Талонная система оплаты топлива впервые
дала трещину в самом начале 80-х годов прошлого века. Тогда, в
преддверии Московской олимпиады около 20 столичных АЗС были переведены
на оплату только на наличный расчет. Окончательно же она рухнула в
разгар "Перестройки" - в начале 90-х. Государственные талоны и талоны
единого рыночного фонда были отменены. Но тут возникла другая проблема:
если частник спокойно стал заправляться за наличку, то как быть с
государственным транспортом - не выдавать же водителю наличные деньги?
Выход был найден сколь быстрый, столь и простой: талоны вернулись,
только теперь они стали называться сервисными абонементами. А вот
искусственное разделение АЗС на те, где заправлялся государственный
транспорт и на те, где заправлялись рядовые автолюбители, было
упразднено окончательно. Первые частные контейнерные АЗС стали
появляться в начале 90-х годов. В основном, это были так называемые
контейнерные станции (контейнерного типа), представляющие собой
простейший набор самого необходимого оборудования. Более того, часто они
строились даже без проектно-сметной документации, проведения
государственной технической и экологической экспертизы, не говоря уже о
предъявлении к ним требований по архитектуре и дизайну.
|