CCCР в ОБЪЕКТИВЕ. |
||
1977 год начался с весьма
печальных событий, совсем нетипичных для советского, послевоенного
периода: 8 января во второй половине дня в столице СССР была
осуществлена серия терактов. В 17:33 в вагоне московского метро на
перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская» взорвалась
бомба. В 18:05 произошёл взрыв в торговом зале продуктового магазина
№ 15 на улице Дзержинского (ныне Большая Лубянка), неподалеку от
зданий КГБ СССР. В 18:10 произошёл взрыв около продовольственного
магазина № 5 на улице 25 Октября (ныне Никольская).В результате
терактов погибли 7 человек, 37 - были ранены. Семь погибших человек
стали жертвами первого теракта - в метрополитене. Преступники были
выявлены и задержаны в октябре 1977 года. Ими оказались граждане
Армянской ССР: Акоп Степанян , Завен Багдасарян , организатором
преступной группы был признан Степан Затикян. Затикян будучи
студентом Ереванского политехнического института организовал
нелегальную "Национальную объединенную партию Армении" явно
националистической и сепаратистской направленности. В группировку
входило несколько человек, в том числе и Багдасарян со Степаняном.
Сам Затикян с 1968 по 1972 гг отбывал заключение за антисоветскую
агитацию и пропаганду. Отбыв заключение, решил продолжить свою
экстремистскую деятельность, результатом которой и стали упомянутые
взрывы в Москве. 24 января все обвиняемые были признаны судом
виновными и приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. 30
января 1979 года все трое террористов были расстреляны.
7 февраля
1977 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель Союз-У с
космическим кораблем Союз-24 и двумя членами экипажа на борту:
командир корабля - Березовой Анатолий Николаевич и бортинженер
- Лисун Михаил Иванович. Это была очередная экспедиция на
орбитальную станцию военного назначения "Салют-5". В ходе полета
была частично заменена атмосфера станции, а также произведена
отгрузка в спускаемую капсулу материалов по проведенным в космосе
научным экспериментам. Полет продлился 17 суток, 17 часов и 26
минут. И немного о станциях "Салют" (по материалам сайта http://ruscosmos.narod.ru).
В Советском Союзе к середине 60-х годов проводились
научно-исследовательские работы по созданию пилотируемых станций.
Кроме ОКБ-1, в котором предполагалось с помощью сборки на орбите
создать станцию, в работу включилось ОКБ-52 под руководством
В.Н.Челомея.
Ненадолго вернемся к основной теме index43su. :) 5 апреля 1977 года с конвейера Волжского автозавода вышел первый экземпляр легкового автомобиля повышенной проходимости - ВАЗ-2121 "Нива". Эта машина стала приятным сюрпризом не только для отечественных автолюбителей. Автомобиль повышенной проходимости в комплексе с комфортабельным цельнометаллическим несущим кузовом стал настоящей сенсацией на мировом рынке. Можно сказать, что "Нива" стала родоначальницей внедорожников гражданского назначения с постоянным полным приводом. Машина получила две престижные награды на международных выставках : золотую медаль на выставке в Брно, как лучший автомобиль в своем классе, и золотую медаль на Познаньской международной ярмарке. За три с лишним десятка лет около 500 тыс. этих автомобилей ушли на экспорт (всего было выпущено ~1,8 млн. экз.). В настоящее время из поставляемых АвтоВАЗом сборочных машинокомплектов "Нива" выпускается под брендом "LADA 4x4" на нескольких производствах: в Усть-Каменогорске, Казахстан (фирма «Азия-Авто») и на Украине (завод «ЛуАЗ» компании «Богдан»). Ранее сборка «Нивы» из SKD комплектов производилась в Греции и в Эквадоре, где только в 2001 году было собрано почти две с половиной тысячи автомобилей.
Шестидесятники-восьмидесятники, конечно же, должны помнить зачастую безвозмездную советскую помощь братским африканским народам. :) Впрочем, если без шуток, то помощь, на мой взгляд, была вполне обоснованной. Две сверхдержавы - США и СССР, боролись за место под солнцем. Помните знаменитую фразу Л.Броневого из "Возвращения резидента": "...Системы противоборствуют! Системы!" Все верно.. Боролись системы: С одной стороны - мир олигархического капитала, с опорой на порочные, приземленные ценности, с другой - социалистическая система, не доведенная до совершенства, но ,безусловно, более справедливая! Период c конца 40х вплоть до середины 80х - это годы бурной политической деятельности в африканских странах. Здесь происходила ломка старых режимов, стихийная борьба африканских народов за независимость, противоборство империалистическим притязаниям со стороны США. Советский Союз одним из первых устанавливал дипломатические отношения с новоявленными государствами на карте африканского континента, подписывая при этом долгосрочные межправительственные соглашения в т.ч. и торговые. В целом технико-экономическое сотрудничество СССР с африканским регионом составляло 18% от общего объема советской торговли с зарубежными странами. Эфиопия была одной из таких стран-партнеров. 6 мая 1977 года во время визита нового лидера Эфиопии Менгисту Хайле Мариама в СССР в Москве подписаны Декларация об основах дружественных взаимоотношений и сотрудничества между СССР и Социалистической Эфиопией, а также протокол об экономическом и техническом сотрудничестве, соглашение о культурном и научном сотрудничестве, консульская конвенция. Сотрудничество с социалистической Эфиопией продолжалось вплоть до 1990 года, до момента отказа тогда уже антисоветского лидера М.С.Горбачева оказывать этой республике поддержку. К слову, в настоящий момент на африканском поле уже доминирует Китай, заключая супервыгодные торговые контракты. Современная Россия занимает одно из последних мест по уровню товарооборота со странами африканского континента.
В возрасте 74 лет, 16 июня 1977 года Подгорный Николай Викторович уступил должность Председателя Президиума Верховного Совета СССР Леониду Ильичу Брежневу. Об этой почетной отставке в то время достаточно много судачили. Так или иначе, надо отдать должное Николаю Викторовичу за неоценимый вклад в дело развития советского государства. После отстранения от власти Н.С. Хрущева, Подгорный вместе с Косыгиным и Брежневым вошел в ,так называемый, правящий триумвират. В 1963 и 1973 удостаивался звания Героя Соц. Труда "за большие заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством". /на фото Н.В.Подгорный/
13 августа 1977 года распоряжением Совета министров СССР в
Эфиопию направлены советские военные советники. В
критические для революционной Эфиопии дни ее поддержали Советский
Союз, Куба и другие социалистические страны. Тысячи советских
военнослужащих — генералов, офицеров, прапорщиков, курсантов, солдат
— выполняли свой воинский долг в этой стране, помогая эфиопским
вооруженным силам в отражении сомалийской агрессии и в нескончаемой
многолетней борьбе с вооруженными отрядами сепаратистов на севере
страны — в Эритрее. В успех эфиопских войск значительный вклад внесли
советские военные советники и специалисты. Они принимали участие в
подготовке операций, оказывали помощь эфиопским командирам в
организации боя. Инициативно действовали советские военные
представители и в критических ситуациях на фронте.По некоторым
данным, за период участия в боевых действиях с декабря 1977 г. по
ноябрь 1979 г. в стране побывало несколько тысяч советских военных
советников и специалистов. При исполнении служебных обязанностей, в
результате авиакатастроф погибло 23 человека, четверо умерли от ран
и болезней, шесть человек пропали без вести. /по
материалам портала
www.bbratstvo-yeisk.com/
17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. И здесь Советский Союз оказался первым! Сейчас особенно понимаешь, что труд тот был не напрасным! Значение Арктики в стратегическом плане возрастает с каждым годом. Чего только стоят споры последних лет о принадлежности Арктического шельфа и природных ресурсов в нем. Безусловно, и военная составляющая тут очень важна. Путь через Арктику - кратчайший к берегам нашего потенциального "друга", США.;) Атомоход "Арктика" был вторым атомным ледоколом в мире (первым было также советское судно - атомоход "Ленин"). Строился ледокол "Арктика" на Балтийском заводе в Ленинграде (закладка состоялась 3 июля 1971 года), введен в эксплуатацию - 25 апреля 1975 года. Позднее на Балтийском заводе по проекту атомного ледокола «Арктика» было построено ещё 5 атомных ледоколов: «Сибирь» (1977), «Россия» (1985), «Советский Союз» (1989), «Ямал» (1992), «50 лет Победы»(2007).
6 октября 1977 года совершил свой первый
испытательный полет легкий перспективный фронтовой истребитель под
кодовым названием "Продукт 9", получивший в дальнейшем обозначение
МиГ-29А. Серийное производство истребителя было развернуто в 1982
году на базе московского завода № 30 «Знамя труда». В августе 1983
года первые серийные МиГ-29 начали поступать на авиабазу Кубинка. К
концу 1991 года цехами МАПО им. П. В. Дементьева было произведено
около 1200 одноместных истребителей МиГ-29. Кроме того, почти 200 «спарок»
МиГ-29УБ было собрано заводом в Нижнем Новгороде.В настоящее время
производство самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ ведётся в подмосковном
городе Луховицы на заводе РСК «МиГ». По сведениям открытых
источников, на сегодняшний день парк МиГ-29 ВВС РФ составляет
порядка 200 самолетов. Остальные машины этого типа, производства
1980-х — начала 1990-х годов, изношены и выработали ресурс. О
надежности этого истребителя, я думаю, говорить излишне. До сих пор
он стоит на вооружение многих стран мира, в том числе и в
нескольких странах-членах Северо-Атлантического альянса. А текущие
события в Сирии красноречиво доказывают, что этот истребитель
(использующийся, кстати, против банд террористов, в качестве
штурмовика) еще рано списывать со счетов.
Вспоминая советский кинематограф 1977 года, хотелось бы обратить внимание на ставший с годами культовым остросюжетный кинофильм режиссера Андрея Малюкова, "В зоне особого внимания". Это первая часть дилогии об учениях советских десантников, в дальнейшем продолженная фильмом "Ответный ход". Для меня эта кинокартина вдвойне ностальгична, так как в дошкольном возрасте очень часто посещал кинозал в клубе воинской части отца, в котором фильм "В зоне особого внимания" был главным в репертуаре. Практически, лет с 4х уже знал его наизусть. "Вещица, - как говорил герой одной кинокомедии - патриотическая!" Что интересно, фильм можно пересматривать с завидной регулярностью и он не надоедает. Хотя, это , наверное, относится ко всей советской киноклассике! Великолепный сюжет, великолепная музыка! Особенно люблю эпизод с захватом моста через реку группой лейтенанта Тарасова. Как знать, возможно этот мост придется когда-то "брать" и в реальной жизни! Расположен он на автомагистрали А1 "Вильнюс-Клайпеда". Не дай Бог, конечно! Когда смотрю подобные фильмы, у меня подступает ком к горлу. Какую армию, какую мощь мы потеряли?! Собственными руками разрушили! Наверное, с возрастом становлюсь сентиментальным. :)
7 октября 1977 год была принята
IV Конституция СССР. Она узаконила все
основные достижения социалистического строительства, сохранила
несомненные достоинства Сталинской Конституции 1936 года. Она и
принята была спокойно, уверенно, без острых дискуссий с серьёзными
подтекстами, которые велись в середине 30-х. Правда, капризы
идеологической моды привели к тому, что из Основного Закона
Советской страны исчезли весомые слова о диктатуре пролетариата, их
заменил блестящий бантик словосочетания «общенародное государство».
Но ведущая роль трудящихся в обществе была подчеркнута убедительно и
ясно. Уже в 1-й статье провозглашалось, что государство выражает
«волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех
наций и народностей страны».Как и прежде, чеканно звучала 2-я
статья: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет
государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие
политическую основу СССР. Все другие государственные органы
подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов». Но
стержневая, системообразующая норма советской
общественно-политической системы была, думается, закреплена в 10-й
статье. 34 года назад её содержание казалось очевидным, бесспорным,
чуть ли не банальным. Сегодня, после случившейся реставрации
капитализма, мы прекрасно понимаем её глубинный, ключевой,
определяющий смысл: «Основу экономической системы СССР составляет
социалистическая собственность на средства производства в форме
государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной
собственности. Социалистической собственностью является также
имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое
им для осуществления уставных задач». И после этого в той же 10-й
статье недвусмысленно и жёстко: «Государство охраняет
социалистическую собственность и создает условия для её
преумножения. Никто не вправе использовать социалистическую
собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях». В
Конституции 1977 года за 10-й статьёй впритык следует столь же
значимая для всего общества норма: «Статья 11. Государственная
собственность — общее достояние всего советского народа, основная
форма социалистической собственности. В исключительной собственности
государства находятся: земля, её недра, воды, леса. Государству
принадлежат основные средства производства в промышленности,
строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи,
банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных
и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое
имущество, необходимое для осуществления задач государства». Нормы
права, закреплённые в конституционных статьях, не были высосаны из
пальца. Они были нормами жизни. Ими определялась вся советская
повседневность 70-х годов. Советские основы бытия, опиравшиеся на
социалистическую собственность, определяли всё остальное, что
обыденно окружало людей той эпохи.
9 октября 1977 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель с космическим кораблем "Союз-25" на борту. Экипаж: командир корабля - Коваленок В. В., бортинженер - Рюмин В. В.. Программа полёта предусматривала стыковку корабля «Союз-25» с орбитальной станцией «Салют-6», которая была выведена на орбиту 29 сентября 1977 года. Экипаж «Союз-25» должен был стать первым долговременным экипажем на борту станции «Салют-6». Стыковка, по так до конца и не выясненным обстоятельствам, не состоялась. Полёт был прерван и 11 октября 1977 года космонавты вернулись на Землю. Что ж, отрицательный опыт - это тоже опыт!
5 ноября 1977 года
скончался Герой Социалистического Труда, Алексей Григорьевич
Стаханов. Есть имена, олицетворяющие собой целую эпоху.
Таково имя Алексея Стаханова. О том, что совершил простой шахтер
Донбасса знала в свое время не только вся наша страна - знал
мир. Он совершил то, что, казалось, было абсолютно
невозможным: за одну смену добыл отбойным молотком 102 тонны угля,
перекрыв норму выработки в 14 раз! Мало кому известный
до того события рабочий установил мировой рекорд производительности труда. И вскоре
имя его облетит Советскую страну от края до края, дав название
движению поистине великому - стахановскому движению. К сожалению,
подвиг Алексея Григорьевича, попал еще в предательские перестроечные
годы, под каток антисоветской лживой пропаганды. Да, уничтожение
социализма в нашей стране и Советского Союза, который был добит в
Беловежской Пуще, началось с уничтожения советских символов.
Подготавливая этот фотообзор, сам по ходу повышаю уровень своих знаний о советском периоде. :) Оказывается, 7 ноября 1977 года в Ташкенте был открыт первый участок первого в Средней Азии метрополитена! Очевидно, что событие это было приурочено к Юбилейной дате - к 60-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции. Первая линия столицы Узбекской ССР, названая Чиланзарской, имела протяженность 12,2 км. с девятью станциями. Метрополитен в Ташкенте целиком мелкого заложения, большая часть перегонных тоннелей построена закрытым способом (щитовой проходкой). С самого начала сооружения метрополитена строились с учётом высокой сейсмичности региона (утверждается, что конструкции рассчитаны на противостояние землетрясениям до 9 баллов по шкале MSK-64).
10 декабря 1977 года с космодрома
Байконур стартовала ракета-носитель
с космическим кораблем Союз-26
и двумя членами экипажа на борту: командир
корабля - Романенко Ю. В., бортинженер - Гречко Г. М..Это
была вторая попытка пристыковаться к орбитальной станции "Салют-6" и
на сей раз -успешная. «Союз-26» пристыковался к кормовому
стыковочному узлу станции «Салют-6». 20 декабря космонавты Юрий
Романенко и Георгий Гречко вышли из станции в открытый космос с
целью обследования переднего стыковочного узла
станции. Продолжительность выхода в открытый космос составила 1 час
28 минут. Во время пребывания на станции первой основной экспедиции,
были осуществлены две экспедиции посещения на кораблях «Союз-27» и
«Союз-28». Интересен тот факт, что экипаж
корабля "Союз-26" покинул орбитальную станцию на корабле "Союз-27".
Впервые в космосе произошел обмен космическими аппаратами, впрочем,
как впервые произошла экспедиция посещения в космосе, что
вкупе позволило превзойти рекорд длительности пребывания в космосе
(84 суток 1 час 16 минут), который с 1974 года принадлежал
американским астронавтам, третьей экспедиции на «Скайлэб» (Skylab) —
Джеральду Карру (Gerald Carr), Эдварду Гибсону (Edward Gibson) и
Уильяму Поугу (William Pogue). Космонавты, Юрий Викторович
Романенко и Георгий Михайлович Гречко, вернулись на Землю
16 марта 1978 года в 11 часов 19 мин.
|
||
последнее обновление страницы - 09.11.2015 | ||