*index 43* CCCР в объективе



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  
                                                    
 

 

 

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

CCCР в ОБЪЕКТИВЕ.


Посредством этой фотогаллереи попробуем вспомнить знаковые события Страны Советов в последние советские полтора десятка лет. Если точнее, то в период с 1976 по 1991 гг.  Я постарался выложить фотоснимки в хронологическом порядке.  Авторские права и ссылки на  источники естественно сохранены и при наличии таковых мною публикуются в комментариях к фото.

 




1977

 

1977 год начался с весьма печальных событий, совсем нетипичных для советского, послевоенного периода: 8 января во второй половине дня в столице СССР была осуществлена серия терактов. В 17:33 в вагоне московского метро на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская» взорвалась бомба. В 18:05 произошёл взрыв в торговом зале продуктового магазина № 15 на улице Дзержинского (ныне Большая Лубянка), неподалеку от зданий КГБ СССР. В 18:10 произошёл взрыв около продовольственного магазина № 5 на улице 25 Октября (ныне Никольская).В результате терактов погибли 7 человек, 37 - были ранены. Семь погибших человек стали жертвами первого теракта - в метрополитене. Преступники были выявлены и задержаны в октябре 1977 года. Ими оказались граждане Армянской ССР: Акоп Степанян , Завен Багдасарян , организатором преступной группы был признан Степан Затикян. Затикян будучи студентом Ереванского политехнического института организовал нелегальную "Национальную объединенную партию Армении" явно националистической и сепаратистской направленности. В группировку входило несколько человек, в том числе и Багдасарян со Степаняном. Сам Затикян с 1968 по 1972 гг отбывал заключение за антисоветскую агитацию и пропаганду. Отбыв заключение, решил продолжить свою экстремистскую деятельность, результатом которой и стали упомянутые взрывы в Москве. 24 января все обвиняемые были признаны судом виновными и приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. 30 января 1979 года все трое террористов были расстреляны.
  В догорбачевские времена об этих событиях как-то не распространялись, ну а в период, так называемой, перестройки этим терактом либералы стали манкировать. Цель, безусловно, была одна - рассорить русский и армянские народы. Но, на мой взгляд, это практически осуществить невозможно. Наши народы веками живут вместе, тем более что ,прежде всего, для Армении дружба с Россией особенно важна в плане национальной безопасности. Мы союзники - стратегические!


 

7 февраля 1977 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель Союз-У с космическим кораблем Союз-24 и двумя членами экипажа на борту: командир корабля -  Березовой Анатолий Николаевич и бортинженер - Лисун Михаил Иванович. Это была очередная экспедиция на орбитальную станцию военного назначения "Салют-5". В ходе полета была частично  заменена атмосфера станции, а также произведена отгрузка в спускаемую капсулу материалов по проведенным в космосе научным экспериментам. Полет продлился 17 суток, 17 часов и 26 минут. И немного о станциях "Салют" (по материалам сайта http://ruscosmos.narod.ru).   В Советском Союзе к середине 60-х годов проводились научно-исследовательские работы по созданию пилотируемых станций. Кроме ОКБ-1, в котором предполагалось с помощью сборки на орбите создать станцию, в работу включилось ОКБ-52 под руководством В.Н.Челомея.
Начало работ над проектом орбитальной станции в ОКБ-52 можно отнести к 12 октября 1964 г., когда генеральный конструктор предложил сотрудникам предприятия заняться созданием посещаемой орбитальной пилотируемой станции (ОПС) со сменяемым экипажем из 2-3 человек и сроком существования год-два. Станция предназначалась для решения задач научного, народнохозяйственного и оборонного значения и выводилась на орбиту носителем УР500К. Эскизный проект ОПС, а точнее, ракетно-космической системы, получившей наименование «Алмаз» был принят в 1967 г, межведомственной комиссией из 70 известных ученых и руководителей КБ и НИИ промышленности и Министерства обороны. Перед создателями комплекса «Алмаз» со стороны заказчика были поставлены очень сложные задачи по характеристикам аппаратуры, надежности и длительности ее функционирования. И если к концу 1969 г. график работ по созданию корпусов ОПС и некоторых служебных систем соблюдался четко, то работы над приборным составом станции затянулись.К 1970 г. были созданы корпуса восьми стендовых и двух летных блоков ОПС и велась наземная отработка систем станции. Был определен состав экипажей для полетов на станцию, тренировки которых велись в Центре подготовки космонавтов. Однако по определенным причинам под нажимом руководства министерства общего машиностроения изготовленные корпуса, оснастка, часть аппаратуры и документация были переданы в ЦКБЭМ, где на основе ОПС «Алмаз» с применением систем КК «Союз» в кооперации с филиалом № 1 ЦКБМ менее чем за год была создана долговременная орбитальная станция (ДОС) - «Изделие 17К». ДОС отличалась от ОПС переходным отсеком в передней части зоны малого диаметра, к которому производилась стыковка КК «Союз». В хвостовой части станции был установлен модифицированный ПАО корабля «Союз», Энергопитание станции предполагалось осуществлять с помощью четырех небольших солнечных батарей, также взяты» с КК «Союз» и смонтированных попарно в районе зоны малого диаметра и ПАО. В приборном отношении ДОС также имела очень мало общего с ОПС «Алмаз»: последняя была гораздо более насыщена аппаратурой. В связи с ускорением работ по ДОС для полетов к станции в ЦКБЭМ была спешно разработана транспортная модификация корабля «Союз», имеющая стыковочный агрегат новой конструкции. В дальнейшем, ДОС, или "Изделие-17К", более известно под названием "Салют". ДОС-1 была запущена 19 апреля 1971 г. под названием «Салют-1».

 

 

Ненадолго вернемся к основной теме index43su. :) 5 апреля 1977 года с конвейера Волжского автозавода вышел первый экземпляр легкового автомобиля повышенной проходимости - ВАЗ-2121 "Нива". Эта машина стала приятным сюрпризом не только для отечественных автолюбителей. Автомобиль повышенной проходимости в комплексе с комфортабельным цельнометаллическим несущим кузовом стал настоящей сенсацией на мировом рынке. Можно сказать, что "Нива" стала родоначальницей внедорожников гражданского назначения с постоянным полным приводом. Машина получила две престижные награды на международных выставках : золотую медаль на выставке в Брно, как лучший автомобиль в своем классе, и золотую медаль на Познаньской международной ярмарке. За три с лишним десятка лет около 500 тыс. этих автомобилей ушли на экспорт (всего было выпущено ~1,8 млн. экз.). В настоящее время из поставляемых АвтоВАЗом сборочных машинокомплектов "Нива" выпускается под брендом "LADA 4x4" на нескольких производствах: в Усть-Каменогорске, Казахстан (фирма «Азия-Авто») и на Украине (завод «ЛуАЗ» компании «Богдан»). Ранее сборка «Нивы» из SKD комплектов производилась в Греции и в Эквадоре, где только в 2001 году было собрано почти две с половиной тысячи автомобилей.

 

 

Шестидесятники-восьмидесятники, конечно же, должны помнить зачастую безвозмездную советскую помощь братским африканским народам. :) Впрочем, если без шуток, то помощь, на мой взгляд, была вполне обоснованной. Две сверхдержавы - США и СССР, боролись за место под солнцем. Помните знаменитую фразу Л.Броневого из "Возвращения резидента": "...Системы противоборствуют! Системы!" Все верно.. Боролись системы: С одной стороны - мир олигархического капитала, с опорой на порочные, приземленные ценности, с другой - социалистическая система, не доведенная до совершенства, но ,безусловно, более справедливая! Период c конца 40х вплоть до середины 80х  - это годы бурной политической деятельности в африканских странах. Здесь происходила ломка старых режимов, стихийная борьба африканских народов за независимость, противоборство империалистическим притязаниям со стороны США. Советский Союз одним из первых устанавливал дипломатические отношения с новоявленными государствами на карте африканского континента, подписывая при этом  долгосрочные межправительственные соглашения в т.ч. и торговые. В целом технико-экономическое сотрудничество СССР с африканским регионом составляло 18% от общего объема советской торговли с зарубежными странами. Эфиопия была одной из таких стран-партнеров. 6 мая 1977 года во время визита нового лидера Эфиопии Менгисту Хайле Мариама в СССР в Москве подписаны Декларация об основах дружественных взаимоотношений и сотрудничества между СССР и Социалистической Эфиопией, а также протокол об экономическом и техническом сотрудничестве, соглашение о культурном и научном сотрудничестве, консульская конвенция. Сотрудничество с социалистической Эфиопией продолжалось вплоть  до 1990 года, до момента отказа тогда уже антисоветского лидера М.С.Горбачева оказывать этой республике поддержку. К слову, в настоящий момент на африканском поле уже доминирует Китай, заключая супервыгодные торговые контракты. Современная Россия занимает одно из последних мест по уровню товарооборота со странами африканского континента.

 

 

 

 

 

 

 

 

В возрасте 74 лет, 16 июня 1977 года Подгорный Николай Викторович уступил должность Председателя Президиума Верховного Совета СССР Леониду Ильичу Брежневу. Об этой почетной отставке в то время достаточно много судачили. Так или иначе, надо отдать должное Николаю Викторовичу за неоценимый вклад в дело развития советского государства. После отстранения от власти Н.С. Хрущева, Подгорный вместе с Косыгиным и Брежневым вошел в ,так называемый, правящий триумвират. В 1963 и 1973 удостаивался звания Героя Соц. Труда "за большие заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством". /на фото Н.В.Подгорный/

 

 

 

 

13 августа 1977 года распоряжением Совета министров СССР в Эфиопию направлены советские военные советники. В критические для революционной Эфиопии дни ее поддержали Советский Союз, Куба и другие социалистические страны. Тысячи советских военнослужащих — генералов, офицеров, прапорщиков, курсантов, солдат — выполняли свой воинский долг в этой стране, помогая эфиопским вооруженным силам в отражении сомалийской агрессии и в нескончаемой многолетней борьбе с вооруженными отрядами сепаратистов на севере страны — в Эритрее. В успех эфиопских войск значительный вклад внесли советские военные советники и специалисты. Они принимали участие в подготовке операций, оказывали помощь эфиопским командирам в организации боя. Инициативно действовали советские военные представители и в критических ситуациях на фронте.По некоторым данным, за период участия в боевых действиях с декабря 1977 г. по ноябрь 1979 г. в стране побывало несколько тысяч советских военных советников и специалистов. При исполнении служебных обязанностей, в результате авиакатастроф погибло 23 человека, четверо умерли от ран и болезней, шесть человек пропали без вести. /по материалам портала www.bbratstvo-yeisk.com/

 

 

 

 

17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса.  И здесь Советский Союз оказался первым! Сейчас особенно понимаешь, что труд тот был не напрасным! Значение Арктики в стратегическом плане возрастает с каждым годом.  Чего только стоят споры последних лет о принадлежности Арктического шельфа и природных ресурсов в нем. Безусловно, и военная составляющая тут очень важна. Путь через Арктику - кратчайший к берегам нашего потенциального "друга", США.;) Атомоход "Арктика" был вторым атомным ледоколом в мире (первым было также советское судно - атомоход "Ленин"). Строился ледокол "Арктика" на Балтийском заводе в Ленинграде (закладка состоялась 3 июля 1971 года), введен в эксплуатацию - 25 апреля 1975 года. Позднее на Балтийском заводе по проекту атомного ледокола «Арктика» было построено ещё 5 атомных ледоколов: «Сибирь» (1977), «Россия» (1985), «Советский Союз» (1989), «Ямал» (1992), «50 лет Победы»(2007).

 

 

 

6 октября 1977 года совершил свой первый испытательный полет легкий перспективный фронтовой истребитель под кодовым названием "Продукт 9", получивший в дальнейшем обозначение МиГ-29А. Серийное производство истребителя было развернуто в 1982 году на базе московского завода № 30 «Знамя труда». В августе 1983 года первые серийные МиГ-29 начали поступать на авиабазу Кубинка. К концу 1991 года цехами МАПО им. П. В. Дементьева было произведено около 1200 одноместных истребителей МиГ-29. Кроме того, почти 200 «спарок» МиГ-29УБ было собрано заводом в Нижнем Новгороде.В настоящее время производство самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ ведётся в подмосковном городе Луховицы на заводе РСК «МиГ». По сведениям открытых источников, на сегодняшний день парк МиГ-29 ВВС РФ составляет порядка 200 самолетов. Остальные машины этого типа, производства 1980-х — начала 1990-х годов, изношены и выработали ресурс. О надежности этого истребителя, я думаю, говорить излишне. До сих пор он стоит  на вооружение многих стран мира, в том числе и в нескольких странах-членах Северо-Атлантического альянса. А текущие события в Сирии красноречиво доказывают, что этот  истребитель (использующийся, кстати, против банд террористов, в качестве штурмовика) еще рано списывать со счетов.



 

Вспоминая советский кинематограф 1977 года, хотелось бы обратить внимание на ставший с годами культовым остросюжетный кинофильм  режиссера Андрея Малюкова, "В зоне особого внимания". Это первая часть дилогии об учениях  советских десантников, в дальнейшем продолженная фильмом "Ответный ход". Для меня эта кинокартина вдвойне ностальгична, так как в дошкольном возрасте очень часто посещал кинозал в клубе воинской части отца, в котором  фильм "В зоне особого внимания"  был главным в репертуаре. Практически, лет с 4х уже знал его наизусть. "Вещица, - как говорил герой одной кинокомедии - патриотическая!"  Что интересно, фильм можно пересматривать с завидной регулярностью и он не надоедает. Хотя, это , наверное, относится ко всей советской киноклассике! Великолепный сюжет, великолепная музыка! Особенно люблю  эпизод с захватом моста через реку группой лейтенанта Тарасова. Как знать, возможно этот мост придется когда-то "брать" и в реальной жизни! Расположен он на автомагистрали А1 "Вильнюс-Клайпеда". Не дай Бог, конечно! Когда смотрю подобные фильмы, у меня подступает ком к горлу. Какую армию, какую мощь мы потеряли?! Собственными руками разрушили! Наверное, с возрастом становлюсь сентиментальным. :)

 

 

7 октября 1977 год была принята IV Конституция СССР. Она узаконила все основные достижения социалистического строительства, сохранила несомненные достоинства Сталинской Конституции 1936 года. Она и принята была спокойно, уверенно, без острых дискуссий с серьёзными подтекстами, которые велись в середине 30-х. Правда, капризы идеологической моды привели к тому, что из Основного Закона Советской страны исчезли весомые слова о диктатуре пролетариата, их заменил блестящий бантик словосочетания «общенародное государство». Но ведущая роль трудящихся в обществе была подчеркнута убедительно и ясно. Уже в 1-й статье провозглашалось, что государство выражает «волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».Как и прежде, чеканно звучала 2-я статья: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов». Но стержневая, системообразующая норма советской общественно-политической системы была, думается, закреплена в 10-й статье. 34 года назад её содержание казалось очевидным, бесспорным, чуть ли не банальным. Сегодня, после случившейся реставрации капитализма, мы прекрасно понимаем её глубинный, ключевой, определяющий смысл: «Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач». И после этого в той же 10-й статье недвусмысленно и жёстко: «Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для её преумножения. Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях». В Конституции 1977 года за 10-й статьёй впритык следует столь же значимая для всего общества норма: «Статья 11. Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находятся: земля, её недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства». Нормы права, закреплённые в конституционных статьях, не были высосаны из пальца. Они были нормами жизни. Ими определялась вся советская повседневность 70-х годов. Советские основы бытия, опиравшиеся на социалистическую собственность, определяли всё остальное, что обыденно окружало людей той эпохи.
  Интересен тот факт, что Конституция 1977г. и по сей день имеет право на существование! Советский народ не давал законосообразно выраженного согласия на её отмену. Высказавшись на Мартовском референдуме 1991г. за продолжение существования Союза ССР, он высказался тем самым и за сохранение юридической силы, действовавшей на тот момент Конституции. Так что Конституция СССР, принятая в 1977г., де-юре продолжает действовать и поныне,- подобно тому, как юридически поныне существует и сам СССР.



 

 

 

 

9 октября 1977 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель с  космическим  кораблем "Союз-25" на борту. Экипаж: командир корабля -  Коваленок В. В., бортинженер - Рюмин В. В.. Программа полёта предусматривала стыковку корабля «Союз-25» с орбитальной станцией «Салют-6», которая была выведена на орбиту 29 сентября 1977 года. Экипаж «Союз-25» должен был стать первым долговременным экипажем на борту станции «Салют-6». Стыковка, по так до конца и не выясненным обстоятельствам, не состоялась. Полёт был прерван и 11 октября 1977 года космонавты вернулись на Землю. Что ж, отрицательный опыт - это тоже опыт!

 

 




Вспомним еще один киношедевр 1977 года. Лирическая двухсерийная трагикомедия режиссера Эльдара Рязанова , "Служебный роман", вышла на экраны страны 26 октября 1977 года. Фильм ,что называется, на все времена. По результатом опроса популярнейшего советского издания "Советский экран" - лучший фильм 1978 года! А в 1979 году  группа актеров, автор сценария  и режиссер ленты получили Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Очень печально, что по прошествии каких-то 10-15 лет актеры, которых мы полюбили, отчасти и благодаря этой комедии, стали ярыми антисоветчиками.. Естественно, я о Басилашвили и  Ахеджаковой. Это, кстати,  касается и режиссера, Эльдара Александровича Рязанова. Самое любопытное, что ни один из них в постсоветский период  не отказался публично ни от одной советской награды, либо почетного звания!
:)

 


 

 

 5 ноября 1977 года скончался Герой Социалистического Труда, Алексей Григорьевич Стаханов. Есть имена, олицетворяющие собой целую эпоху. Таково имя Алексея Стаханова. О том, что совершил простой шахтер Донбасса  знала в свое время не только вся наша страна - знал мир. Он совершил то, что, казалось, было абсолютно невозможным: за одну смену добыл отбойным молотком 102 тонны угля, перекрыв норму выработки в 14 раз! Мало кому  известный до того события рабочий установил мировой рекорд производительности труда. И вскоре имя его облетит Советскую страну от края до края, дав название движению поистине великому - стахановскому движению. К сожалению, подвиг Алексея Григорьевича, попал еще в предательские перестроечные  годы, под каток антисоветской лживой пропаганды. Да, уничтожение социализма в нашей стране и Советского Союза, который был добит в Беловежской Пуще, началось с уничтожения советских символов.
 Интересно, что в современной России, идущей упорно в "светлое капиталистическое будущее", человека труда , практически, никогда не вспоминают. В центре внимания у нас олигархи: где живут, на чем ездят, с кем спят, ну и конечно - сколько наворовали, я о рейтинге Форбс! :) Это что за гнилостные времена у нас такие наступили, а ?!

 

 

 

 

Подготавливая этот фотообзор, сам по ходу повышаю уровень своих знаний о советском периоде. :) Оказывается, 7 ноября 1977 года в Ташкенте был открыт первый участок первого в Средней Азии метрополитена! Очевидно, что событие это было приурочено к Юбилейной дате - к 60-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции. Первая линия столицы Узбекской ССР, названая Чиланзарской, имела протяженность 12,2 км. с девятью станциями. Метрополитен в Ташкенте целиком мелкого заложения, большая часть перегонных тоннелей построена закрытым способом (щитовой проходкой). С самого начала сооружения метрополитена строились с учётом высокой сейсмичности региона (утверждается, что конструкции рассчитаны на противостояние землетрясениям до 9 баллов по шкале MSK-64).

 

 

 

10 декабря 1977 года с космодрома Байконур  стартовала ракета-носитель  с космическим кораблем Союз-26 и двумя членами экипажа на борту:  командир корабля - Романенко Ю. В., бортинженер - Гречко Г. М..Это была вторая попытка пристыковаться к орбитальной станции "Салют-6" и на сей раз -успешная. «Союз-26» пристыковался к кормовому стыковочному узлу станции «Салют-6». 20 декабря космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко вышли из станции в открытый космос с целью обследования переднего стыковочного узла станции. Продолжительность выхода в открытый космос составила 1 час 28 минут. Во время пребывания на станции первой основной экспедиции, были осуществлены две экспедиции посещения на кораблях «Союз-27» и «Союз-28». Интересен тот факт, что экипаж корабля "Союз-26" покинул орбитальную станцию на корабле "Союз-27". Впервые в космосе произошел обмен космическими аппаратами, впрочем, как впервые произошла экспедиция  посещения в космосе, что вкупе позволило превзойти рекорд длительности пребывания в космосе (84 суток 1 час 16 минут), который с 1974 года принадлежал американским астронавтам, третьей экспедиции на «Скайлэб» (Skylab) — Джеральду Карру (Gerald Carr), Эдварду Гибсону (Edward Gibson) и Уильяму Поугу (William Pogue). Космонавты,  Юрий Викторович Романенко и Георгий Михайлович  Гречко, вернулись на Землю  16 марта 1978 года в 11 часов 19 мин.
 

 

 

  последнее обновление страницы - 09.11.2015

1111 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16