*index 43* Советские производители моделей в 43м масштабе



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  
                                                    

 

 

 

 

111

Советские производители моделей в 43м масштабе

ПО "Тантал" - саратовское производственное объединение, — предприятие с более чем полувековой историей. Оно было создано в 1949 г. на базе танковых ремонтных мастерских для выпуска электро- и радиоламп, а спустя 7-10 лет начался выпуск широкой гаммы сверхвысокочастотных вакуумных и твердотельных генераторов, являющихся элементной базой для сложнейших систем вооружения.
  Побочным производством объединения был и выпуск масштабных моделей. Несмотря на то, что первой игрушкой, вышедшей с конвейера «Тантала» был мотоцикл, в историю вошла другая модель - «Москвич». Сначала 408-й, сделанный после знакомства с моделью французской фирмы «Динки», а потом - 412-й. Обе машины были выпущены в 1971 году, поэтому именно он считается переломным для советского моделизма. Кстати, именно «Тантал» начал нумеровать свои модели. Опять же, не для коллекционеров, а для общей статистики. О том, какую ценность сейчас представляют так называемые «номерные модели» объяснять, думаю, не стоит. «Москвич-408» получил номер А1, «Москвич-412» - А2. Какое-то время «Тантал» специализировался исключительно на «Москвичах», но в 1975 была разработана, а в 1976 запущена первая модель «Ваза». Естественно 2101, то есть «копейки». Игрушка получила серийный номер А9. А уже потом были ГАЗы, ЗАЗы, РАФы, ЗИЛы, УАЗы, РуссоБалты и даже один «Порше».

 некоторые образцы моделей ПО "Тантал":

                                                               

источники: компиляция текстов с сайтов: www.oao-tantal.ru/
; http://www.ritmonexx.ru/

Завод "Радон" - производство «Танталом» масштабных моделей автомобилей оказалось делом очень востребованным. И уже в конце семидесятых годов к этому делу был подключен еще один завод - «Радон». Он находился совсем рядом с «Танталом», - в городе Маркс Саратовской области и входил в состав общего производственного объединения. Здесь выпускали некоторые модели, уже прошедшие «обкатку» на «Тантале». Эта отлаженная схема работала до конца 80-х годов прошлого века, пока завод «Радон» не вышел из состава производственного объединения «Тантал».
 В 199х году ООО «Радон» был переименован в ЗАО «Агат». До 2007 года завод с разной степенью успешности продолжал выпускать модели автомобилей, но затем его постигло банкротство. Но свято место пусто не бывает и спустя несколько месяцев в Саратовскую область пришел новый инвестор - крупный холдинг «Инкатекс». Так «Агат» стал «Моссаром». Это имя завод носит и по сей день. И до сих пор производит масштабные модели автомобилей. Собственно, выпуск моделей продолжается и на «Тантале». Машины обоих производителей во многом похожи. До определенного времени идентичными были даже коробки для моделей. И это неудивительно - и у «Тантала», и у «Моссара», находящихся в Саратовской области, по большому счету, общие корни.
В мае 2012 года "Инкатекс" полностью свернул производство моделей. Таким образом, даже постсоветские экземпляры продукции этого саратовского предприятия перешли в разряд раритетов.

 некоторые образцы моделей ООО "Радон":

                                                                                

источники: текст - http://www.ritmonexx.ru/

НПО "Элекон"  -  казанский завод (в настоящее время - ОАО), основанный  в 1939 году. Одно из ведущих советских прдприятий по разработке и производству электрических соединителей для всех отраслей оборонной и гражданской промышленности, а также специальных электроразрывных соединителей для ракетно-космической и военно-морской техники.
  К концу 1970-х годов завод "Элекон" становится научно-производственным объединением по разработке и изготовлению электрических соединителей. Эта продукция применяется в военной, авиационно-космической и гражданской технике.

  Вместе с этим во второй половине 70х гг. прошлого столетия "Элекон" уделил внимание и менее серьезной, но достаточно интересной продукции - масштабным моделям. Что побудило предприятие, выпускавшее в год десятки миллионов электрических разъёмов, заняться выпуском такой "несерьезной" продукции, как коллекционные грузовички в 43м масштабе? Толчком этому послужило открытие в Татарстане Камского автомобильного завода - Камаз. Камаз обратился с призывом сделать рекламу своей продукции в виде миниатюрных сувениров грузовиков марки "КамАЗ". Таким образом, в 1978 году на предприятии было положено начало производства коллекционных масштабных автомобилей. Затем модельный ряд выпускаемой продукции пополнился марками других отечественных авто заводов: Зил-131, Урал, МАЗ-7310 и грузовиками АМО-Ф15. В 1989 году на заводе начинается трудный процесс конверсии. Переход на выпуск продукции гражданского назначения, поиск путей выживания и развития предприятия в условиях начавшейся перестройки и реформирования экономики страны. Это стремление НПО Элекон применить свои сильнейшие научно-технические наработки в мирных целях увенчалось успехом. В наши дни модельки грузовиков, вышедшие с завода "Элекон" известны коллекционерам не только в России, но и во всем мире. Многие коллекционеры с детства помнят их. Это машинки в самом разнообразном исполнении: военные, пожарные, сельскохозяйственного назначения, МЧС. Сейчас ОАО "Завод Элекон" продолжает развиваться и заниматься производством все новых коллекционных миниатюрных копий машин.

  некоторые образцы моделей НПО "Элекон":

                                                                      

источники: компиляция текстов с сайтов: www.zavod-elecon.ru; http://autocollection.ru/

Завод "Двигатель" - старейшее предприятие России по производству морского подводного оружия. История завода берет свое начало с создания в 1853 году Механического чугунолитейного завода «Г.А. Леснер» на территории нынешнего Выборгского района Санкт-Петербурга. На заводе выпускались паровые машины, водотурбинные котлы, пресса для изготовления пороха по системе И.А. Вышнеградского, специальные машины для оборудования Российско-американской резиновой мануфактуры. Одной из ярких страниц истории завода «Старый Лесснер» является выпуск первых отечественных автомобилей. На заводе изготавливались 13 разновидностей автомобилей: легковые, грузовые, специальные (почтовые, пожарные), фургоны, автобусы. По заказу на заводе был сделан автомобиль для первого Председателя Совета министров Российской империи графа С.Ю. Витте. Завод Лесснера стал единственным заводом в дореволюционной России, строящим автомобили современного типа.
 После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, в 1919 году, завод «Г.А. Лесснер» был национализирован и законсервирован. Но к 1927 году завод, получивший название «Двигатель», возобновил своё производство. А в 1931 году начинает свое возрождение и превращается в хорошо оснащённое крупносерийное производство. К 1940 году выпуск торпед и мин на заводе достиг 800 штук в год. В предвоенные годы завод «Двигатель» - единственное предприятие Советского Союза, выпускающее минно-торпедное оружие для Военно-морского флота страны. В годы Великой Отечественной войны на заводе продолжалась разработка новой электрической торпеды ЭТ-80 и в 1943 году первые торпеды этой серии поступили на Северный флот. В мирное время, в годы развития атомной энергетики, завод становится не только флагманом отечественной оборонной промышленности, но и принимает участие в развитии атомной энергетики.

 В номенклатуре гражданских изделий завода имелись и безобидные масштабные модели для коллекционеров. Приблизительно с 1978 года в серию была запущена модель РАФ-977ДМ. Изделие сложно было назвать масштабной копией, но все же отдаленно напоминало прототип. В 1982 году ленинградский завод "Двигатель" начинает выпуск моделей грузовичков ГАЗ-АА ("полуторка"), очень популярных среди советских коллекционеров. В дальнейшие пару лет в серию пошли модели ГАЗ-60 и ГАЗ-ААА в классическом, 43м масштабе.

   некоторые образцы моделей завода "Двигатель":

                                                                              

источники: компиляция текстов с сайтов: www.gidropribor.ru

"Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО)" - крупнейшее в Советском Союзе объединение, производившее оптико-механические и оптико-электронные приборы. Корни производства ЛОМО уходят в дореволюционную Россию. 4 февраля 1914 г. в Петербурге было принято решение об открытии "Российского Акционерного Общества Оптического и Механического Производств". В 1917 г. завод был национализирован и существовал под различными названиями, наиболее известное из которых - "Государственный оптико-механический завод" (ГОМЗ). 2 октября 1962 г. из нескольких родственных предприятий Ленинграда было образовано "Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО)". С 1993 года ОАО «ЛОМО» является частным предприятием и на сегодняшний день насчитывает немногим более двух тысяч персонала.
Продукция ЛОМО в советский период относилась к т.н. "высоким технологиям". Многие изготовленные здесь приборы были первыми в своих областях и помогали развитию новых отраслей науки и техники. Среди них - и различные модели любительских кино- и фотоаппаратов, и уникальные изделия. Предметом особой гордости ЛОМО считалось производство продукции оборонного назначения. Это головки самонаведения для управляемых ракет и снарядов, системы управления огнем для ВМФ, уникальная аппаратура для космических аппаратов и т.д.


  В широкой номенклатуре изделий ЛОМО советского периода имелось место и масштабным моделям. Осенью 1991 года, на свет появились широкоизвестные красные, поблескивающие хромом ломовские модели.  
  Мало кто из нас знает, что появлению этих автомобильчиков предшествовали долгие хождения по кабинетам. Все началось в октябре 1986 года, когда начальник бюро оперативно-производственного планирования 35-ого отдела ЛОМО Александр Михайлович Шемаринов, кстати, страстный коллекционер, побывал в московском политехническом музее на выставке "модели автомобилей мира". Увидев большое разнообразие моделей от зарубежных производителей и скудный ассортимент автомобильчиков отечественного производства, Александру Михайловичу стало просто обидно за державу. С этого момента его ни на минуту не покидала мысль о создании производства моделей на родном предприятии. За свой, достаточно продолжительный стаж работы на ЛОМО Шемаринов знал весь парк станков предприятия и участки, на которых можно было бы развернуть изготовление моделей.
  Руководителям предприятия были представлены обоснования о прибыльности будущего производства. Побывав во многих городах, наш герой пришел к выводу, что купить масштабную модель не совсем просто. Вместе с тем во многих магазинах проявили интерес к этой продукции и готовы были заключить договоры на поставку моделей, исчисляемые десятками тысяч штук.
От идеи до начала воплощения ее в жизнь прошли долгие четыре года. "Хождения по мукам" - так отзывается об этом времени Александр Михайлович. За это время в Ленинграде было организовано три выставки масштабных моделей с целью пропаганды данного направления. Так в ноябре - декабре 1989 года, на второй выставке, организованной в "доме природы" побывало около 30000 человек. Большую помощь в организации этих мероприятий оказали коллеги по увлечению из клуба коллекционеров. Надо отдать должное ведущим конструкторам объединения "Тантал" - Александру Владимировичу Юрченко и завода "Двигатель" - Тамаре Михайловне Большаковой, которые поддержали почин ЛОМОвцев и оказывали всяческое содействие в годы зарождения будущих моделей.

Только в 1990 году, после того как было создано конструкторское бюро по товарам народного потребления, дело сдвинулось с мертвой точки. Особую благодарность нужно выразить начальнику этого КБ Карповичу Н. Н. и его заместителю Лукьянченко Ю. В., а также ведущим конструкторам Бровкиной Л. И. и Соколову В. И., которые за короткий срок с февраля по апрель 1990 года превратили идею в конструкторскую документацию.
Выбор на семейство ЗиС-5 пал не случайно. Еще не одно из предприятий, за исключением моделистов-индивидуалов, не выпускало подобные модели. На базе знаменитого "Захара" можно было воплотить десятки его модификаций, среди которых и пожарные автомобили и всевозможная военная техника и топливозаправщики.
Финальным этапом подготовки производства стал выпуск первой небольшой партии в 100 моделей в сентябре - октябре 1991 года. Сборка этой необычной по своей специфики продукции сосредоточилась на опытном участке цеха 65. Для правильного понимания процесса на этот участок был внедрен сборщиком Тиупов Н. А. - коллекционер с большим стажем, так же работник ЛОМО.
Модели ПМЗ-1 (ЗиС-11) первой партии были реализованы среди коллекционеров городского клуба 8 ноября 1991 года. Как и ожидалось, новая продукция была мгновенно раскуплена.
  Серийное производство моделей было передано в 62 цех, на участок по сборке кинопроекторов "Русь", где было занято 75 человек, работников ЛОМО. Одновременно с освоением серийного производства ПМЗ-1 в цехе осваивают еще две новые модели пожарные автомобили ПМЗ-3 с 30 июня 1992 года и ПМЗ-2 с 30июля 1992 года. Всего за этот год было изготовлено 38000 автомобильчиков.
 1995 год стал критическим для предприятия, существенно снизилось количество выпускаемой продукции. На основании собрания коллектива 6 июня 1996 года на территории ЛОМО было организовано ООО НПФ "ЛОМО-АВМ"

  некоторые образцы моделей ЛОМО:

                                                                          

источники: компиляция текстов с сайтов: www.lomo.ru; www.avtomodelizm.h1.ru

Завод "Прогресс" - В советское время завод «Прогресс» входил в состав объединения «Роспромшрушка» - государственного ведомственного учреждения Минлегнрома, контролировавшего всё производства игрушек на территории РСФСР. Подобные ведомства были и в других советских республиках, например «Укрпромигрушка» в УССР. Завод считался одним из крупнейших предприятий по выпуску игрушек в Советском Союзе. Под игрушками в то время  подразумевались не только погремушки и кубики, как таковые, но и римейки и неплохо сделанные копии отечественных автомобилей (для детей от 3 до 12 лет) и самолётов, некоторые из которых могли занимать достойное место на полках у коллекционеров.
   Предприятие ведёт свое начало с марта 1938 г., когда постановлением Наркома лёгкой промышленности был образован Завод металлической игрушки № 2. Завод выпускал достаточно примитивные игрушки, сделанные из листового железа путём штамповки.
В послевоенное время ЗМИ № 2 продолжил выпуск довоенной продукции. Надо заметить, что спрос на игрушки в то время был достаточно велик: весь небольшой выпуск (из-за отсутствия производственных мощностей) детских товаров расходился моментально. Поэтому в начале 1960-х гг. жёстко встает вопрос о реорганизации производства и связанных с этим административных мер по интеграции и консолидации выпуска игрушек. Первым шагом в этом направлении стала передача завода на правах цеха Заводу металлической игрушки № 1 Управления полиграфической промышленности и культтоваров. Последний в свою очередь являлся потомком завода «Метиз» (рапсе Фабрика металлоизделий).
28 декабря 1965 г. была утверждена структура центрального аппарата Министерства лёгкой промышленности РСФСР. В его составе было организовано и Главное управление промышленности по производству игрушек «Росглавигрушка» (позднее «Роспромифушка»)В это управление и вошёл Завод металлической игрушки № 1.
  Завод на пл. Журавлева, 10 так прочно вошёл в память многих коллекционеров под названием «Прогреесс», что кажется, предприятие так называлось всегда. Вопреки этому распространённому мнению, торговое наименование «Прогресс» ЗМИ № I получил лишь в 1966 г. когда был объединён (очередная реорганизация) с Фабрикой металлических игрушек им. Щорса. С этого времени и начинается «вторая» жизнь уже обновлённого предприятия.


  1970- 1980-е гг. считаются самыми радужными в истории завода. Именно этот период для нас, коллекционеров, представляет особый интерес. Ведь в это время появляются: «Запорожец» (ЗАЗ-966), «Жигули» (ВАЗ-2101/02), серия фузовиков ЗИЛ. АМО-Ф15, паромобиль Стэнли, Мазерати-Мистраль, Аутобианки-При-мула. Fiat 124 и др. Расскажем об истории и особенностях некоторых из этих представителей в хронологическом порядке. «Первой ласточкой» стала модель автомобиля ВАЗ-2101, которая по всем документам проходила как «игрушка для детей». Надо заметить, что за всю дожую историю завода наименование «модель-копия» носила только Мазерати-Мистраль, и то лишь в первые годы выпуска, но об этом позже. Итак, 1972 г.: на прилавках московских магазинов появляется машинка с симпатичной коробочкой, на которой написано «Автомобиль «Жигули». Ома была радостно встречено коллекционерами, и не с проста. Мало кто тогда знал, но эта игрушка имеет, как и её прототип в масштабе 1:1, итальянские корни и обязана своим появлением модели фирмы «Mercury», поэтому и выглядела больше как модель, а не игрушка. Оригинальная итальянская модель «Lada», с которой и «содрали» профессовскую «копейку», тоже была переделана из модели Fiat 124 (выпуск с 1968 г.) той же фирмы «Mercury». Таким образом, на заводе решили «убить двух зайцев»: почти одна и та же модель под разными названиями. Как попали пресс-формы с надписью «Made in Italy» на «Прогресс», до сих пор остается загадкой. Как бы то ни было, «копейка» имела успех. Оно и понятно: до саратовской версии ВАЗ-2101 оставалось еще целых четыре года, а восполнять пробелы в коллекции, да ещё и моделями передовых советских автомобилей, было нечем. В этом смысле «автомобиль «Жигули» был оптимальным выбором для коллекционеров.
  Первая партия этих «моделей» появилась в мае 1972 г. Эти «копейки» были абсолютно идентичны итальянским. Единственным упрощением стал отказ от вставных передних фар (стразы) -они были отлиты имеете с кузовом; так же металлизированные пластмассовые бампера заменили металлическими(!) полированными. От них. правда, быстро отказались, потому что освоили процесс металлизации. Остальное было аналогично - даже металлическое дно было от итальянской формы. Первоначально надписи на днище зашлифовали, а позже сделали стой («Apr. М Г-085-01-3480», «Ц. 1 руб. 40 коп.»). Вместо надписи на месте заднего номера клеили декаль «Lada». Со временем её заметит лаконичным номером «19-73 МЗГ1».

«Профессовским «жигулёнком» заинтересовался и «Автоэкспорт»: по спецзаказу в августе 1972 г. была выпушена партия «копеек», которые упаковывались в красочные коробочки с надписью «V/О Avtoexport», отпечатанные во «Внешторгиздате» (фото 2). Модели продавались за рубежом в дилерских магазинах «Скальдия-Волга». Надо сказать, что это была единственная советская модель, экспортировавшаяся через В/О «Автоэкснорт», а возможно, что это была и самая первая отечественная модель. которую продавали за границей.
  Кроме ВАЗ-2101 на заводе по заказу МВД к юбилею ГАИ была выпущена достаточно большая партия «двоек» (Лада 2102), повторявших черты своего «старшего брата», но разработанная уже полностью заводскими конструкторами. Эти модели красили в жёлтый цвет; автоматом в крыше пробивали отверстие, куда вставляли тёмно-синюю непрозрачную мигалку. На дверцах у ВАЗ-2102 красовались декали «ГАИ». По этому же образу и подобию была изготовлена партия пожарных машинок с надписью «01». Все эти партии в продажу не поступали, но поскольку кузовов было отлито больше запланированного, то на прилавки магазинов всё-гаки попало небольшое количество прогрессовских «двоек», но в обычной окраске. Машинки упаковывались в те же неприметные коробочки с надписью «Автомобиль Жигули», что и «копейки».

  Следом за «Жигулями» в производство пошла очередная детская игрушка - «автомобиль «Запорожец» - наверное, одна из самых известных и массовых. Первые «Запорожцы» появились в 1973 г. По дизайну они были аналогичны «Жигулям», но выглядели ещё более примитивно, хотя всё-таки и были похожи на настоящий ЗАЗ-966.
  В 1978 г. на заводе началась эпоха производства ремейков. Первопричиной этому стал один любопытный факт. В сентябре 1977 г. в Сокольниках в Москве проходила выставка промышленного оборудования с участием зарубежных фирм, в том числе и из Европы. Итальянцы привезли свои станки для фирм «Mebeioys» и «Mercury» и демонстрировали пресс-формы для моделей. Эту выставку посетили и представители «Прогресса». Многие заводы игрушек (например. Донецкая фабрика игрушек) заинтересовались итальянскими формами, но директор московского завода вовремя, что называется. подсуетился. В итоге, был 'заключён договор о покупке партии станков и форм для изготовления моделей Мазерати-Мистраль. Аутобианки-Примула. Фиат 124 и Фиат 1100. А Донецкая фабрика игрушек, кстати, с фирмой «Mebetoys» смогла договориться о производстве ремейков только в 1980 г.
  В 1981 г. попытались запустить в производство металлический ремейк Фиат 124, но неудачно - была выпущена только одна промышленная партия. Причина остановки производства - большое количество бракованных отливок. Из-за этого часто из креплений выпадали открывающиеся капот и багажник. Поэтому в общей сложности было изготовлено всего-то около 400 пл., 80% из которых - вишнёвого цвета. Несмотря на малый выпуск, Фиат 124 имел свою собственную упаковку и продавался свободно. Но это не помешало стать ему в настоящее время большой редкостью - мало у кого встретишь в коллекции этот раритет.

  «Фиат» стал последней освоенной заводом металлической игрушкой. Первая половина 1980-х гг. ознаменовалась резкой сменой курса в выборе сырья - от металла всеобще переходили на пластмассу, как более удобный и дешёвый материал. Начиная с 1982 г., на завод просто обрушилось огромное количество так называемых «рекомендаций» из Министерства, общая суть которых сводилась к следующему: «Необходимо в кратчайшие сроки найти альтернативную замену дорогостоящему цинково-алюминиевому сплаву». И действительно, использование этого материала требовало больших энергетических затрат и дорогостоящего оборудования. Хотя многие из руководства завода были прошв такого решения, изготовление металлических игрушек в конце 1984 г. было свернуто. Как всегда, нашёлся формальный повод дня этого: в сентябре в районах у станций метро «Семёновская» и «Электрозаводская» полностью меняли систему газоснабжения. Когда строили ГРП (газораспределительная подстанция), якобы забыли провести дополнительную газовую ветку на завод, т.е. её просто-напросто «обрезали». Сотрудники заводоуправления писали во все инстанции, но дело с мёртвой точки так и не сдвинулось. Оставшееся без промышленного газоснабжения, предприятие уже не могло использовать металлолитье. С этого момента вся продукция стала изготавливаться из пластмассы.
  В 1983 г. запустили в производство сборную модель грузовика АМО-Ф15 (Арт. МГ-085-01-4794. Ц. 2 руб. 20 кои.). Своим появлением АМО-Ф15 обязан главному конструктору завода Бониславу Семеновичу Рутенбергу. Именно он стал инициатором её создания и лично скрупулёзно разрабатывал техническую документацию на модель. Говорят, что для этого он Н даже брал чертежи на ЗИЛе. Как бы гам ни было. АМО-Ф15 действительно стал шедевром. Модель была прекрасно деталирована. Присутствовали хромированные детали, в комплект даже входили две красные наклейки с надписью «1-ый AMO 1-ый». Первые комплекты были изготовлены из красной пластмассы, как и положено оригиналу. Но позже произошли перебои с поставкой необходимых красителей на завод и детали для сборки начали отливать из пластмассы других цветов: самым распространённым был голубой, но были также зелёный, жёлтый и даже розовый(!). Конечно, это всё не придавало оригинального вида «АМОшке», поэтому многие коллекционеры после сборки перекрашивали модель в красный цвет.
  В марте 1988 г. отмечался 50-летний юбилей завода. В честь этого события для почетных сотрудников предприятия была выпущена ограниченная партия машинок Мазерати-Мистраль с полностью хромированным кузовом и наружными деталями . А 6 мая произошло объединение завода «Прогресс» и Московского завода пластмассовых игрушек «Малыш». Объединённое предприятие с этого времени называлось «Московское производственное объединение по выпуску игрушек «Прогресс». Эго позволило увеличить выпуск и расширить ассортимент игрушек вдвое.

  Производственное объединение «Прогресс» в конце 1980-х гг. вошло в состав ВАО «Развитие» и стало называть фирмой. Время перестройки не принесло ничего хорошего предприятию. Скорее даже наоборот. Производство устаревало морально и физически.
Но до недавнего времени заводу ещё удавалось поддерживать производство игрушек, несмотря на большое количество «левых» заказов, которые были намного выгоднее продукции основного профиля предприятия. Однако кардинально ситуация изменилась в начале 2005 г., когда новый хозяин завода решил изменить его профиль.
  С июня 2005 г. производство было полностью остановлено.

  некоторые образцы моделей завода "Прогресс":

                                                                           
 

источники: по материалам сайта: http://cars-repaer.ru
/* текст статьи частично сокращен.  index43su /

ПО "Электроприбор" - было основано в 1968 г. и распологалось в г. Каменецк-Подольский Украинской ССР. В советское время завод представлял собой высокотехнологичное предприятие , специализировавшееся на выпуске внешних запоминающих устройств на сменных магнитных дисках для ЭВМ.

  Чаще всего выпуском моделей занимались предприятия, имеющие отношение к наукоёмким технологиям. Не стало исключением и Каменец-Подольское производственное объединение «Электроприбор», в котором в конце 1979 г. приступили к подготовке необходимой документации, для выпуска моделей. При этом конструкторам были предоставлены чертежи с Московского автозавода им. Лихачева и Мытищинского механического завода, что и сыграло далеко не последнюю роль, в узнаваемости самих моделей. В общей сложности каменец-подольский “Электроприбор” выпустил четыре копии автомобилей в масштабе 1:43. Это были самосвалы ЗиЛ-ММЗ-555, ЗиЛ-ММЗ-4502 и ЗиЛ-ММЗ-4505, а также седельный тягач ЗиЛ-130В1. Последний производился в комплекте с бортовым полуприцепом ОдАЗ-885, а позже — еще и с полуприцепом-муковозом.
   В 2001 г. завод полностью прекратил вы­пуск моделей.

  Остатки моделей, в основном ЗИЛ-ММЗ-555 последних серий, со складов завода продавались ещё до 2003 г. К тому времени формы уже разобрали, литьевые машины вывезли. О возобнов­лении производства не было и речи.
  Модели ЗИЛов из Каменец-Подольска послужили хорошей базой для несчётного количества конверсии, пополняя, таким образом, наши коллекции.

   некоторые образцы моделей ПО "Электроприбор":

                                                                    

источники: текст скомпилирован по материалам сайта - http://scalehobby.org/

ПО "Арсенал им. М.В.Фрунзе" /г.Ленинград/ - был основан в 1711 году Указом Петра Великого как «пушечные литейные мастерские» и представлял собой ряд деревянных зданий, в которых начались работы по литью пушек и артиллерийских снарядов. . В 1914 году завод стал носить имя своего основателя — Петра Великого.В 1940 году заводу было присвоено имя М. В. Фрунзе. Именно на «Арсенале» были созданы первые в России модели орудий с нарезным стволом. В годы Великой Отечественной войны завод не только продолжал бесперебойно работать, но и освоил производство лучшего, по тем временам, 100-ммпротивотанкового орудия БС-3, а также совместно с другими предприятиями принял участие в создании знаменитых «Катюш». Помимо выполнения отдельных заказов Ленинградского фронта, здесь было организовано производство трех новых изделий: пулеметов ДП, защитных панцирей для личного состава Армии и Флота, минометов М-20. За достойный труд завод им. М.В. Фрунзе был награжден двумя государственными наградами - орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. Высокий научно-технический потенциал позволил «Арсеналу» в конце 1960-х - начале 1970-х годов в короткий срок провести реконструкцию производства и ввести производственные мощности для выпуска совершенно нового для завода вида продукции - космических аппаратов. В 1973 году был начат выпуск космических аппаратов.

  Широкий ассортимент сувенирной продукции и игрушек был освоен в 70х-80х гг. прошлого столетия на ПО "Арсенал им. Фрунзе". В том числе выпускались и модели в классическом ,43м масштабе. Наиболее известные из них: модели советских танков, бронетранспортеров и пушек: Т-34-85, СУ-100, СУ-122, БС-3,БС-3-100, БРДМ-2У, БТР-70 и другие.

  некоторые образцы моделей ПО "Арсенал им. М.В. Фрунзе":

                                          

источники: текст скомпилирован по материалам сайтов - http://dic.academic.ru

ПО "Кзыл-Ту" ("Красное знамя") /г.Алма-Ата/ - производственное объединение по переработке пластмасс Министерства местной промышленности Казахской ССР. Основная продукция - товары культурно-бытового и хозяйственного назначения из пластмасс, электроустановочные изделия. детские игрушки, громкоговорители, вызывные устройства, термосы, чистящие средства и многое другое. C конца 70х гг. завод серийно выпускал  и пластмассовые игрушки в 43м масштабе: АМО-Ф-15; АМО-Ф-15 легковой; АМО-Ф-15 автобус.

   некоторые образцы моделей ПО "Кзыл-Ту":

                                                                                  

источники: текст - www.rcforum.ru

"Вега" - уманьский завод (УССР) с головным предприятием ПО "Арсенал" в г.Киев, являвшемся одним из ведущих предприятий оптико-механической и оптико-электронной промышленности Советского Союза. Все космические старты бывшего СССР и России обеспечивались с использованием арсенальских оптико-электронных систем ориентирования. В 1970-х годах создан комплекс имитаторов внешней визуальной обстановки, создающих полную иллюзию маневрирования и управления космическим кораблём при наземном тренаже космонавтов. Имитаторами, изготовленными на заводе, укомплектованы моделирующие стенды и тренажёры, в том числе для станции «Мир» и космического корабля «Буран».
Специальные фотоаппараты «Завода Арсенал» использовались при фотосъёмке с борта космических кораблей серии «Восток», «Союз», межпланетных станций «Луна» и «Зонд», орбитальных станций «Салют», а также применялись при выходе космонавтов в открытый космос.

  В середине 80- завод "Вега" освоил и производство моделей-игрушек в 43м масштабе. Так, начиная с 1986 года в серию пошла пластмассовая модель ЗиЛ-169Г  и модель прицепа ГКБ-8328.

   некоторые образцы моделей завода "Вега":

                                                                                       

  
 
источники: текст - www.http://gp-zavod-arsenal.uaprom.net/; www.rcforum.ru

ПО "Черноморская игрушка"  - одесское производственное  объединение по производству игрушек и сувенирной продукции. Пластмассовые игрушки в 43м масштабе выпускались в период с начала 70х гг по 1991 гг. На отдельные экземпляры наносились декали и хромирование.

Некоторые модели (в 43м масштабе) из производственной линейки  одесского объединения:

ГАЗ-24 "Волга"
; ГАЗ-24 "Волга"-"Милиция"; ВАЗ-2102 "Жигули";  ВАЗ-2102 "Жигули"-"Милиция"; УАЗ-469, с тентом; УАЗ-469, открытый, с рамкой ветрового стекла;

  некоторые образцы моделей "Черноморской игрушки" :

                                                                                        

источники: текст и образцы моделей - www.scaleforum.ru; www.rcforum.ru

ПО "Укрпромигрушка" - донецкое  производственное  объединение по производству игрушек и сувенирной продукции. Пластмассовые игрушки в 43м масштабе выпускались в период с начала 70х гг по 1991 гг.

Некоторые модели (в 43м масштабе) из производственной линейки  донецкого объединени  : Rolls-Royce Silver Shadow Coupe; Autobianchi Primula Coupe; Mercedes 250 SE; Corvette Rondine Pininfarina; Lancia Flavia

  некоторые образцы моделей  "Укрпромигрушки":

                                                                                              

источники: текст и образцы моделей - www.scaleforum.ru;

"Спутник" - завод по производству игрушек. Функционировал с 1960-х до конца 1980-х годов в Уфе (ул.Кировоградская д.36). В числе прочих выпускались пластиковые модели-игрушки ВАЗ 2101 приблизительно в масштабе 1/43. Так же в малом объеме были выпущены модели ВАЗ 2102,которые шли в основном на экспорт. Основная же продукция разнообразный ассортимент игрушек в т.ч заводные грузовики ЗИЛ 130 и ЗИЛ 133 ГЯ.

   некоторые образцы моделей завода "Спутник":

                                                                                            

источники: текст - www.rcforum.ru

"Электромаш" - Херсонский электромашиностроительный завод, он же -"Электромаш" (г.Херсон). Свою биографию завод начал в 1930 году, когда был основан  завод на базе мастерских по ремонту электрооборудования тракторов предпринимателя Батенко. Начав с ремонта магнето для американских тракторов "Фордзон", завод выпускал первые советские динамо "КК" и магнето марки БОШ. Впоследствии (1934г.) завод освоил производство и выпуск стендов для испытания якорей динамо, индукционных аппаратов, намагничивающих аппаратов и намоточных станков. В годы Великой Отечественной войны завод был полностью разрушен. В 1946 году завершено восстановление завода, налажен выпуск довоенной продукции.
  В 1947 году начат выпуск электроизмерительных приборов. Продукция завода пользовалась широким спросом на Украине и в других республиках бывшего СССР.
  В 1958 г. на базе Запорожского завода "Коммунар" был начат выпуск первого  автомобиля советской Украины - "Запорожец". На Херсонский завод была возложена задача освоить производство запасных частей - полюсных катушек, якорей, коллекторов (стартеры и генераторы поставлял Московский завод АТЭ-1), а в 1960 году заводу было полностью передано производство стартеров и генераторов для автомобиля "Запорожец".

   В шест идесятых годах, с вводом новых мощностей, завод превратился в современное предприятие с достаточно высоким для того времени уровнем техники и технологии и полностью перешел на разработку и выпуск автотракторного электрооборудования (стартеры, генераторы) и комплектующих изделий для электронных систем зажигания. Впервые в отрасли АТЭ завод освоил торцевой коллектор для стартеров, давший значительную экономию меди и уменьшение веса стартера. В этот период выпуск стартеров достиг уровня 1 млн. 250 тыс. шт., генераторов - до 620 тыс. шт. в год, сбыт продукции завода распределялся следующим образом: Украина - 68%, Россия - 27%, Беларусь - 5%. Экспортные поставки продукции производились в 15 стран мира. После предательских Беловежских соглашений и распада Советского Союза в начале 90-х годов, в условиях уже независимой украинской экономики, а также несовершенства таможенных правил и норм валютного регулирования между странами СНГ, хронической неплатежеспособности потребителей, резко упал спрос на изделия завода от традиционных потребителей. Значительно уменьшился экспорт продукции, доля экспорта сократилась до 8,6% в Россию и 0,2% в Беларусь.

  В советский период завод умудрился наладить и производство пластмассовых игрушек-моделей в 43м масштабе. Так в период с 1988 года до начала 90х гг серийно выпускался ГАЗ-69, а с 1987 по 1997 гг  - модель-игрушка УАЗ-469.

   некоторые образцы моделей завода "Электромаш":

                                                                                                      

источники: текст - http://ukrmodels.org.ua

Приборостроительный завод «Эталон» - завод в Казахской ССР, выпускавший высокотехнологичную продукцию: термостатическое оборудование, медицинские универсальные мониторы для контроля физиологических параметров, мониторы ЭКГ, измерительно-вычислительные комплексы и многое другое.
 
  Среди номенклатуры продукции завода нашлось место и масштабным моделям в 43м масштабе. В середине 80х гг прошлого столетия  завод освоил производство модели-игрушки НАМИ-1 и выпускал ее до начало 90х гг.

   некоторые образцы моделей завода «Эталон»:

                                                                                             

источники: фото моделей - www.rcforum.ru

Киевский экспериментально-механический завод игрушек имени Н.Ф.Ватутина. - советское специализированное предприятие по выпуску металлических, пластмассовых, комбинированных и каркасно-обшивных игрушек с механическими и электромеханическими приводами (г.Киев, ул. Боженко, 79). Помимо непосредственно игрушек, завод выпускал широкую гамму римейков коллекционных моделей фирм Mebetoys-Mattel и Politoys.  Также завод отметился выпуском модели собственной разработки - ГАЗ М-2401 "Волга". Римейки фирм Mebetoys и Politoys изготавливались в металле. У всех моделей открывались двери, капот, крышка багажника, у некоторых двигались спинки передних сидений. На самых ранних устанавливались хромированные рули. Упаковка - коробки: глухие цветные; в первое время выпуска коробки с надписью «В/О Новоэкспорт» и бумажными вкладышами с указанием Арт., цены и т.д. Со временем дизайн менялся. В какой-то период была тенденция упаковки ремейков в "не свои" коробочки на которых ставились чернильные штампы с названиями и ценой моделей которые там находились.
Диски и шины стандартные для всех Киевских ремейков. Исключение составили лишь ранние задние шины "Ferrari 330 P4", но судя по протектору - это комплектация родных шин Mebetoys. "Alfa-Romeo Iguana" комплектовалась двумя типами пластиковых колес.
Станки для литья под давлением и сама оснастка для литья моделей была куплена в Италии. Оборудование помогал устанавливать и запускать итальянский специалист Orlandi. С нашей стороны освоением выпуска моделей занимался главный технолог завода Савелий Степан Иванович. За время запуска оборудования, для общения с итальянцем, прибегали к помощи нескольких переводчиков, но технический итальянский никто из них не знал и поэтому два специалиста сами нашли общий технический язык и обошлись без переводчиков.
На заводе было запущено две машины для литья цинковых сплавов под давлением - это "ИДРА" и "КОСМАТИК". Вся оснастка для литья моделей была разработана и выполнена в Италии. Единственная советская модель которая производилась на заводе Ватутина - это "ВОЛГА М-2401". Создателем оснастки для этой модели является Сергиенко П. Е.


Модели "Волг" выпускались с двумя типами дисков: стандартными четырехспицевыми / "римейковскимы" / и восьмиспицевымы / не попадались и не видел фото, и слабо верится, что для одной модели делали спецдиски /.
Шины стандартные-"римейковськие", но на самых первых ранних выпусках были установлены 4 широкие шины / а ля Феррари П4 ранние задние /. В салоне были передние сиденья как с откидными спинками / скорее всего ранние /, так и с цельнолитыми.
Поздние выпуски без хрома и значительно хуже по покраске.Коробки также были разными.Ранние модели стоили 4 руб 95 коп, Позже цена снизилась до 4 руб 50 коп.

   некоторые образцы моделей завода им. Ватутина:

                                                                                  

источники: компилляция текстов с сайтов: www.scaleforum.ru; www.rcforum.ru

ГАЗ - Горьковский автомобильный завод, -  одно из крупнейших предприятий автомобильной промышленности СССР, выпускает легковые и грузовые автомобили. Закладка завода состоялась 2 мая 1930, вступил в строй 1 января 1932 и начал выпускать 1,5-тонные грузовые автомобили ГАЗ-АА и легковые ГАЗ-А. В довоенные годы завод производил также грузовики ГАЗ-ААА, ГАЗ-61 с двумя ведущими осями, газогенераторные автомобили, тягачи, легковые автомобили ГАЗ-1, «Пикап» и др. Всего до 1941 заводом выпущено 18 моделей грузовых и легковых автомобилей. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 завод выполнял заказы фронта. После войны выпускал грузовые автомобили ГАЗ-51 и ГАЗ-63, легковые «Победа», ГАЗ-12 и ГАЗ-69. В 1956 начат выпуск легкового автомобиля «Волга», заменившего машину «Победа», с 1959 — автомобиля «Чайка». С 1966 основные модели грузовых автомобилей завода: ГАЗ-53, ГАЗ-66 (в 1969 присвоен Государственный знак качества) и их модификации. Вместо старых моделей легковых автомобилей начато производство (1969) более комфортабельного и быстроходного автомобиля ГАЗ-24. Г. а. з. — предприятие массово-поточного производства с высокоразвитой внутризаводской специализацией. Выпуск продукции в своетский период систематически рос. Заводу в годы войны 33 раза присуждалось переходящее Красное знамя ГКО, которое оставлено коллективу на вечное хранение. Награжден 2 орденами Ленина (1941, 1971), орденом Красного Знамени (1944), орденом Отечественной войны 1-й степени (1945).

 Помимо основной продукции - легковых и грузовых автомобилей, завод выпускал и некоторую побочную. Не обошел ГАЗ своим вниманием и масштабные копии автомобилей. В классическом, 43м масштабе, на заводе выпускалось четыре  модели: ГАЗ-3102 "Волга" (в конце 80х гг.), ГАЗ-14 "Чайка" (с 1985 по 1989 гг.), небольшое кол-во копий саратовских моделей ГАЗ-24 "Волга" и четырехфарный ГАЗ-24 "Волга" на собственной заводской форме.

   некоторые образцы моделей завода "ГАЗ":

                                                                                 

источники: текст - http://dic.academic.ru/
; www.rcforum.ru

УАЗ - Ульяновский автомобильный завод им. В.И. Ленина, — предприятие в Ульяновске, основано в июле 1941 года. Во время Великой Отечественной войны руководством СССР было принято решение о эвакуации московского автозавода ЗиС в Ульяновск. 20 октября 1941 года сюда прибыли из Москвы первые специалисты, а в мае 1942 года предприятие начало выпуск автомобилей ЗИС-5, через 2 месяца предприятие выпускало до 30 грузовиков в сутки.
  22 июня 1943 года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве в Ульяновске автомобильного завода на базе эвакуированных мощностей ЗиСа. К маю 1944 года, был собран первый опытный образец 3,5-тонного грузовика — УльЗИС-253. В конце 1944 года выпуск ЗиС-5 был передан на автозавод в Миассе, а заводу было поручено освоить и наладить выпуск автомобилей марки ГАЗ-АА.
  С 26 октября 1947 года предприятие собирало грузовики ГАЗ-АА, с 1954 года ГАЗ-69, а с 1956 года изготавливало ГАЗ-69 и ГАЗ-69А из узлов собственного производства. На заводе был создан малотоннажный грузовик УАЗ-450Д. В мае 1966 года в Москве, грузовой автомобиль УАЗ-452Д был удостоен золотой медали ВДНХ. 15 декабря 1972 года с конвейера Ульяновского автозавода сошли первые УАЗ-469. Миллионный автомобиль сошёл с конвейера завода 18 февраля 1974 года. В 1985 году вездеход был модернизирован и, согласно новой классификации, получил индекс 3151. Выпускался в модификациях 31512, 31514, 31519 и других до 2005 года. С 1999 года также выпускалась удлинённая модификация УАЗ-3159 «Барс».
  В 1980-е годы началась разработка новой модельной линии более крупных внедорожников, но в серийное производство разработанный УАЗ-3160 вышел только в 1997 году. C 2000 года начала выпускаться доработанная и удлинённая модель УАЗ-3162 «Симбир».


   В номенклатуре продукции УАЗа в советский период были и масштабные модели в 43м масштабе. Так, достоверно известно, о выпускавшейся с середины 80х гг вплоть до 1991 г. модели "буханки" УАЗ-452В в 43м масштабе и о модели УАЗ-469 - с 1986 по 1991 гг.Модели были почти идентичны  саратовским вариантам. Окрашивались масштабные копии той же краской, что и настоящие автомобили. В 80-е гг. -  это хаки и бежевый. В 90-е к ним добавился перванж (голубой), вишнёвый и тот, что в паспорте ТС назывался "Белая ночь", а при регистрации был записан как светло-серый.

   некоторые образцы моделей завода "УАЗ":

                                                                                                  

источники: текст - http://dic.academic.ru/; www.rcforum.ru

АТЭ-1 - Московский завод автотракторного электрооборудования (АТЭ-1) является одним из крупных старейших предприятий отечественной автомобильной промышленности. Первое время завод входил в состав заводов Московского Электрокомбината — первого в СССР производственного объединения, объединяющего важнейшие для страны электротехнические предприятия — Завод автотракторного электрооборудования, Электроламповый завод (ныне АО «МЭЛЗ»), Трансформаторный завод (ныне Московский электрозавод имени Куйбышева) и Прожекторный завод (ныне ГП «Московский прожекторный завод»).
К 90-м годам завод АТЭ-1 выпускал порядка 95 типов электромашин и электроаппаратуры. Основной продукцией завода стали генераторы различного типа, стартеры, реле-регуляторы, электродвигатели и др. Его электрооборудованием комплектовались автомобили, тракторы, комбайны и другая техника, выпускаемая заводами ЗИЛ, ГАЗ, АЗЛК, ПО «Кировский завод», Ростсельмаш и др. За большие производственные успехи завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

 В линейке продукции АТЭ-1 советского периода были и коллекционные модели. Так, на протяжении довольно длительного периода завод выпускал римейки масштабных моделей фирмы "Mebetoys", такие как: Maserati-Mistral, Autobianchi Primula и др.

  некоторые образцы моделей завода АТЭ-1:

                                                                                                   

источники: текст скомпилирован по материалам сайтов www.specportal.com

ЗТМК - Запорожский титано-магниевый комбинат. Днепровский магниевый завод (ныне – ГП «ЗТМК») встал в строй действующих 23 декабря 1935 года. За высокие производственные достижения в апреле 1939 года Днепровский магниевый завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. Во время Великой Отечественной войны завод эвакуирован на Урал. В 1954 году принимается решение о строительстве в Запорожье завода по производству титановой губки.
   29 июня 1956 года завод вступает в строй действующих и страна получает первый отечественный промышленный титан.
   20 февраля 1960 года введен в строй действующих цех электролиза и получена первая партия запорожского послевоенного магния.    Производство германиевой продукции освоено в 1958 году, а в марте 1964 года – производство полупроводникового кремния. В    
  
1968 году начато производство трихлорсилана.
   В апреле 1970 года решением Министерства ЦМ СССР в состав завода вошел Северодонецкий химико-металлургический завод, поэтому Днепровский магниевый завод получает статус комбината.
   За успешное выполнение заданий по выпуску титана и магния, совершенствование технологических процессов и освоение новых видов продукции 4 января 1971 года комбинат награждается орденом Ленина.
   16 декабря 1985 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие заслуги титано-магниевой и полупроводниковой промышленности, достигнутые успехи в выполнении плановых заданий одиннадцатой пятилетки комбинат награждается орденом Октябрьской революции. И этот орден становится третьим по счету на знамени комбината.


  В 1985 году завод по производству игрушек, Прогресс, передал оснастку модели 966го "Запорожца" на ЗТМК, где она пролежала без движения до 1994 года. В 94 году попытались начать производство, но не прошли худ. комиссию. После чего попытались исправить геометрию кузова. Изменили боковые и передние ползуны, а на задней ползушке сошлифовали оформляющую номера. Матрицу и пуансон не трогали.  Выпущено было всего около 100 шт. после чего от идеи выпускать модель отказались.

источники: текст скомпилирован по материалам сайтов - http://ztmc.zp.ua; www.rcforum.ru

КЭМЗ - Костромской электромеханический завод, - головное предприятие КПО ВЗУ( Костромское производственное объединение внешних запоминающих устройств) МРП СССР.
ЗЭМЗ - Загорский электромеханический завод.

Оба предприятия в период с 1982 по 1993 гг.  выпускали масштабную модель-игрушку: МАЗ-503А, причем отливки под модели делал только загорский завод. Ранние модели МАЗов, выпускавшиея в Костроме окрашивались в цвет металик. Первые выпуски также имели узел крепления кабины, расположенный немного ниже и имитацию номерного знака в правой части переднего бампера, а также  имели рамки передних окон, загнутые вниз к внешним сторонам кабины, у более поздних выпусков они загнуты вверх.

    некоторые образцы моделей заводов КЭМЗ и ЗЭМЗ:

                                                                                      

   
источники: текст - www.rcforum.ru

Фабрика "Кругозор" /Москва/ - Известнейшая на весь Советский Союз фабрика детских игрушек. Ее строительством занимались в далекие советские времена, и, как всегда в те годы, к вопросу подошли масштабно. Фабрику было решено строить в столице нашей родины, решение принято было в 1965 году, и партия поставила задачу так, что реализация ее привела к тому, что фабрика получилась огромной.

С самого начала на «Кругозор» было завезено лучшее оборудование, и ежегодно это предприятие обеспечивало куклами, машинками и прочими игрушками детей на всей территории СССР.

 Фабрика "Кругозор" запомнилась и выпуском моделей-игрушек римейков иностранных коллекционных машинок в 43м масштабе, таких как: Исо-Ривольта, Опель-Кадетт, Матра-530, Alfa Romeo 2600 Berlina и др.

  некоторые образцы моделей фабрики "Кругозор":

                                                                                     

источники: текст скомпилирован по материалам сайтов: www.fabrika-igrushek.ru

ОЗМГиC - Опытный завод металлической галантереи и сувениров, г.Ленинград. Завод выпускал 4 типа моделей-ремейков в 43м масштабе. Каждая модель имела индивидуальную коробку с рисунком и текстовой частью, коробки были оформлены в едином стиле. Номенклатура моделей: 1. Alfa Romeo Giulia 1600SS Bertone 2. Fiat 500 Giardiniera 3. Innocenti Morris IM3 4. Ford Consul Cortina. Выпуск первого римейка приходится ~ на 1977 г. Это была модель Ford Consul Cortina, 1962г.

    некоторые образцы моделей ОЗМГиС:

                                                                             

источники: текст - www.beldiecast.ucoz.com

  последнее обновление страницы - 18.05.17

111