* СССР в нашем сердце *



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  
                                                    

 


 

111

СССР В НАШЕМ СЕРДЦЕ

Советский ледокольный флот




 

 

В период 1922-1941 гг. Советский Союз располагал 14-ю ледоколами (от 3 тыс. до 10 тыс. л. с.).
В 1939 году было создано Мурманское морское пароходство, в составе которого стали концентрироваться ледокольный флот и транспортные суда усиленного ледового класса. Управление флотом вплоть до 60-х годов находилось в Архангельске.

В 1959 году в строй был введен первый в мире атомный ледокол "Ленин" мощностью 44 тыс. л.с. В период 1960-1969 гг. приняты в эксплуатацию 5 дизельных ледоколов финской постройки мощностью 26 тыс. л.с. ("Москва", "Ленинград", "Киев", "Мурманск" и "Владивосток"), позднее в разное время выведенные из состава действующего флота. За 1960-е годы срок навигации на трассах Северного морского пути был увеличен до 4-5 месяцев на всем протяжении от Баренцева моря до Берингова пролива и до 7 месяцев - в западной части Арктики. Навигация осуществлялась в июне-декабре, когда плотность льда не достигала максимума.

С введением в строй атомного ледокола "Арктика" (1974 г.) в Советском Союзе началось широкое применение атомного ледокольного флота. Новые ледоколы с запредельной по тем временам мощностью - 75 тыс. л.с. - смогли обеспечить круглогодичную навигацию во льдах морей Карского и Лаптевых, а в легкие по ледовым условиям годы - также в морях Восточно-Сибирском и Чукотском. Введение атомных ледоколов "Таймыр" и "Вайгач" в 1989-1990 гг. позволило сделать круглогодичной навигацию на Дудинском направлении, по р. Енисей.

Поток грузов по северным морям постоянно нарастал. За 1920-1932 гг. объем грузооборота вырос с 10,3 до 97,3 тыс. тонн. В первые послевоенные годы перевозки составили около 250 тыс. тонн и неуклонно росли. Пик роста объемов был достигнут в 1987 году и составил 6,6 млн. тонн.

Ныне действующий состав линейного ледокольного флота был создан в 1970-1980-е годы и включает в себя 7 атомных ледоколов (из них 2 - "Сибирь" и "Россия" - временно выведены из эксплуатации для проведения работ по продлению своего ресурса) и 7 дизель-электрических.

Создание ледокольного флота и освоение навигации Северного морского пути в 50-80-е годы стоили государству огромных денег. По оценкам специалистов Союзморниипроекта, строительство в эти годы ледоколов, судов усиленного ледового класса, создание и модернизация материально-технической базы Северного морского пути стоили ежегодно средств, равных бюджетам Армении и Молдавии.

Много говорят и пишут о прорыве Советского Союза в космос в те годы. Но, к сожалению, забывают о не меньшем по значению прорыве в Арктику, позволившем закрепить влияние страны на Северном морском пути (СМП) и первенство в Арктике. В конце 80-х годов ледокольный флот СССР достиг небывалой мощности - около 900 тыс. л.с. - по тем временам в несколько раз больше, чем ледокольный флот всего мира вместе взятый. При этом на Мурманское морское пароходство приходилась суммарная мощность ледоколов - 650 тыс. тонн - и 70-75% грузопотоков Северного морского пути, на Дальневосточное пароходство - примерно 250 тыс. л.с. и 25-30% общего грузопотока.

 

  последнее обновление страницы - 20.08.18

111