* СССР в нашем сердце *



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  
                                                    

 


 

111

СССР В НАШЕМ СЕРДЦЕ

САМЫЙ МОЩНЫЙ ПРОМЫСЛОВЫЙ ФЛОТ В МИРЕ - СОВЕТСКИЙ!



 


В Советском Союзе был создан современный и самый мощный в мире промысловый флот, куда входили: рыболовный, научно-исследовательский, рыбообрабатывающий, приемо-транспортный, рыбоохранный и вспомогательные суда, который вел промысел во всех районах Мирового океана, в том числе и в труднодоступной части Южного океана, где вылавливался особо ценный объект – антарктический криль, источник пополнения пищевого баланса страны.
Так, например, форпост рыбной промышленности на Дальнем Востоке Сахалинская база океанического рыболовства в Корсакове – быстро растущее предприятие, где начальником базы был Н.И.Лысенко, с общим количеством судов 125 ед. и численностью 10 тыс. чел. имела 55 больших морских рыболовецких траулеров (БМРТ), 15 зверобойно-рыболовных судов (ЗРС), 40 транспортных судов, вспомогательный флот. В 70-х годах база вела экспедиционный промысел у берегов Северной Америки – в Бристольском и Аляскинском заливах, – Калифорнии, Гавайских островов, Новой Зеландии, в Южном океане – у берегов Антарктиды – ловили криль. Рейс БМРТ в тот район составлял 180 суток с заходом в порт Кейптаун. Экспедиция приносила хороший доход, рыбаки пользовались большим уважением, их работа хорошо оплачивалась. Весь улов направлялся в порты Владивосток и Находку.
В 1989 г. общий вылов в СССР составил 11,2 млн тонн рыбы, наивысший показатель в мире, в том числе в РСФСР – 7,8 млн т. Из них рыболовецкие колхозы, работающие в экономической зоне СССР, – 1,95 млн.

И еще немного цифр. Давайте вспомним наиболее известные проекты, кол-во советских больших рыболовецких судов и их дальнейшую судьбу:

- Большой консервный рыболовный траулер типа "Наталия Ковшова"

В период с 1966 по 1967 г. французы построили 3 траулера этого типа. Все траулеры были приписаны к Севастополю.
Некоторое время эти суда классифицировались как ПДПКЗ, то есть плавучие добывающие перерабатывающие консервные заводы.
"Анатолий Халин " сгорел у причала Севастопольского рыбного порта в июне 1995 года перед выходом в рейс. Пожар продолжался почти неделю. Судно из-за поступления большого количества воды при тушении получило опасный крен. В связи с тем, что многие внутренние помещения были уничтожены, его решили не восстанавливать. С судна демонтировали и передали на систершипы неповрежденное оборудование. Через полгода "Анатолий Халин " отбуксировали в Турцию на разделку.
"Наталия Ковшова " в 2003 году была продана в Россию и переименована. После почти двухлетнего отстоя в Светлом разграбленное судно ушло в Аланг на разделку под названием "Mrinal VI".
"Леонiд Бородич" в 2011 отработал свой последний рейс в ЦВА. Летом 2013 года, после более чем годичной стоянки в Севастополе, судно своим ходом ушло на слом в Турцию.

Рыболовный траулер морозильно-консервный (супертраулер) типа "Моонзунд"
проект Атлантик 488

 В период с 1986 по 1993 год в ГДР было построено 37 траулеров этого типа. В настоящее время более половины судов проекта Атлантик 488 работает под иностранными флагами.
Головное судно было разделано на металлолом в Индии в 1998 году. Еще два траулера были переоборудованы в научно-исследовательские суда.
Несколько судов Мурманского тралового флота прошли модернизацию с увеличением морозильной производительности до 200 тонн в сутки.

Рыболовный траулер морозильный (супертраулер) типа "Спрут"
проект B-400

 В период с 1978 по 1980 г. в Гданьске было построено 5 траулеров этого типа.
Два судна были разделаны на металлолом еще в девяностых. Три оставшихся были в строю на 2010 год. Причем "Kovas" после многолетнего ремонта.

Рыболовно-крилевый траулер (супертраулер) типа "Антарктида"
проект 16080


В период с 1984 по 1988 г. на судостроительном заводе "Океан" в Николаеве было построено 7 траулеров этого типа. Шесть судов с новостроя принадлежали Севастопольскому СПОРП "Атлантика" и одно судно ушло на Дальний Восток.
Головное судно, после многолетнего отстоя в Севастополе, было продано в Турцию на металлолом. На 2010 год в Украине осталось только два траулера, а остальные ушли в Россию на Дальний Восток и в Китай.

Рыболовный траулер морозильный (супертраулер) типа "Горизонт"
проект 1386


В период с 1974 по 1984 г. на судостроительном заводе "Океан" в Николаеве было построено 18 траулеров этого типа.
Треть судов этого типа была утилизирована в 90х. К 2005 году часть оставшихся траулеров была продана за границу, а остальные переоборудованы в транспортные рефрижераторы.
Головное судно этого проекта затонуло в Ла-Манше в 1975 году после столкновения с сухогрузом 'Ifni'.

Большой морозильный траулер типа "Алтай"
проект 1375

В период с 1969 по 1974 г. на судостроительном заводе "Океан" в Николаеве было построено 31 судно этого типа. При проектировании траулера использовались проектные решения ТР типа "Таврия", он также имел дизель-электрическую силовую установку. Спроектированное судно приобрело отрицательную остойчивость, в результате пришлось уложить твердый балласт, уменьшив при этом полезную грузоподъемность на 25 процентов.
Все суда этого типа погибли или были разделаны на металлолом в 90х годах.
Траулер "Аскания" с 1993 года сидит на мели под Холмском.
Траулер "Каракумы" в 1988 был арестован в Перу и в итоге брошенное на произвол судьбы судно затонуло на рейде Кальяо в 1995 году.

Рыболовный траулер морозильный (супертраулер) типа "Сотрудничество"
проект D 1305

В период с 1991 по 1994 г. в Испании было построено для России 15 траулеров этого типа.
Довольно быстро эти супертраулеры были выведены из-под контроля государства, а в 2001 году большинство из них сменило флаг на иностранный.
Пять траулеров этого типа погибли в результате пожара:
- в 1996 в Канаде сгорел "Хихон", позже он был переоборудован в научно-исследовательское судно;
-траулер "Sozidanie" был уничтожен огнем 23 мая 2004 года на промысле в ЦВА;
-"Hercules" сгорел 20 апреля 2007 года на промысле в пятистах километрах от побережья Чили;
-"Frey" сгорел 12 Мая 2011;
- на траулере "Athena" сильный пожар произошел в октябре 2010 года, а 9 мая 2011 судно было уничтожено новым пожаром.

Большой автономный траулер морозильный типа "Пулковский Меридиан"
проект 1288


В период с 1974 по 2011 год в Николаеве было построено 113 судов этого типа. В 1988 один траулер был построен для Болгарии, но с 1996 года он стал работать на Дальнем Востоке под Российским флагом.
На базе проекта 1288 было построено девять НИС типа "Морской Геолог" - проекты 12883 и 12883М. Также в НИС был переоборудован траулер "XVII Съезд Профсоюзов".
Также в корпусе проекта 1288 построены два корабля для ВМФ - БРЗК "Камчатка" и корабль управления "Славутич".
На последнем траулере "Генерал Трошев" установлена производственная холодильная установка фирмы "GEA Grasso International GmbH", она включает в себя 12 горизонтальных плиточных морозильных аппаратов общей суточной производительностью 150 тонн.
Судя по всему эта серия не закончилась, так как в Николаеве находится некоторое число незавершенных корпусов.

Большой морозильный рыболовный траулер типа "Рембрандт"


В период с 1965 по 1969 г. в Нидерландах было построено десять траулеров этого типа.
Все мурманские суда этого типа были утилизированы еще в 90х, а вот шесть керченских дожили до начала нового века, причем "Бухта Ласпи" в 2010 году все еще работала в транспортном варианте.
Мурманский "Франц Халс" 26 ноября 1996 года во время шторма был выброшен на пляж французского городка Biarritz.

Большой морозильный траулер типа "Грумант"

В период с 1964 по 1971 г. в Дании было построено 16 траулеров этого типа. Серия судов типа "Грумант" построена на базе ПР типа "Скрыплев" и отличалась наличием промыслового устройства для работы с тралом, а также отдельными конструктивными усовершенствованиями. На базе БМРТ типа "Грумант" также было построено пять УПС типа "Пеленгатор".

Рыболовный траулер морозильный (супертраулер) типа "Прометей"
проект Атлантик 464 (Атлантик-Супертраулер)

В период с 1974 по 1983 г. в Штральзунде было построено 195 траулеров этого типа. Также с 1983 по 1989 г. в Румынии было построено еще шесть единиц. На базе этого проекта в 1979 году в Штральзунде построили шесть УПС типа "Призвание" (проект Атлантик 764). Существует несколько подтипов проекта Атлантик 464. Так, несколько траулеров, построенных в 1983 году, имеют увеличенную надстройку и смещенные к дымовым трубам шлюпки, внешне они похожи на УПС типа "Призвание". Первые четыре траулера отличались характерной надстройкой, в которой навигационная рубка находилась на одну палубу выше, чем на последующих судах.
Восемь траулеров этого типа построено для ГДР, 15 для Румынии (причем шестьиз них в самой Румынии), а остальные для Советского Союза.
"Президент Пик" затонул в сильный шторм недалеко от Тайваня в декабре 2002 года.
"Бородинское Поле" в ноябре 1993 года во время сильного шторма выбросило на скалы на Шетландских островах.
Румынский "Ptavarul" в марте 1985 года в ЦВА затонул после столкновения с другим судном. Погибли два моряка.
Севастопольская "Биосфера" и литовский "Jurbarkas" затонули при буксировке на металлолом, а "Новоархангельск" был сорван с буксира и выброшен на побережье Японии.
Еще один супертраулер уже несколько лет лежит на борту в одной из бухт Петропавловска-Камчатского.

Большой морозильный рыболовный траулер типа "Надир"

 Два судна этого типа было приобретено Советским Союзом в 1989 году.

Большой морозильный траулер "Новатор"

 Одно судно этого типа было приобретено Советским Союзом в 1988 году.

Большой сейнер тунцеловный типа "Родина"
проект B-406

В период с 1979 по 1981 г. в Гданьске было построено 10 сейнеров этого типа.
В середине 90х все избежавшие разделки суда были проданы за границу.

Большой морозильный траулер типа "Пушкин"

В период с 1955 по 1957 г. в ФРГ было построено 24 судна этого типа. Это была первая в мире серия больших морозильных траулеров кормового траления. До них, в 1954 году, был построен лишь один морозильный траулер - 'Fairtry'. Он имел сходные размерения, конструкцию и внешний вид и являлся первым в мире большим рыболовным морозильным траулером с кормовым способом траления.
За исключением двух, все суда этого типа были списаны и разделаны на металлолом в 80х. Оставшиеся траулеры 'Златоуст' и 'Хабаровск' стали учебно-тренировочными судами. В 2004 году 'Златоуст' все еще находился в Мурманске как учебное судно.

Большой морозильный рыболовный траулер типа "Маяковский"
проект 394

В период с 1958 по 1969 г. в Николаеве и Клайпеде было построено 226 траулеров этого типа. Также на базе этого проекта были построены следующие модификации: траулеры типа "Пионер Латвии" (проект 394А), траулеры типа "Лучегорск" (проект 394РМ), траулеры типа "Кронштадт" (проект 394АМ), НИС типа "А. И. Воейков" (проект 224), НИС типа "Академик Книпович" (проект 399), БРЗК типа "Забайкалье" (проекты 394B и 994). Один траулер был передан Гане, три Болгарии и три Греции.
Головной траулер "Маяковский" затонул в мае 1968 года около побережья Лабрадора после сильного пожара.
"Чернышевский" затонул в январе 1969 года после столкновения с БМРТ "Перламутр".
"Браслав" затонул в июне 1971 года после столкновения с судном "Сула".
"XV съезд ВЛКСМ" затонул в июле 1973 года у побережья США после столкновения с БМРТ "Находка".
"Борис Горинский" затонул в декабре 1978 года в Беринговом море после столкновения с транспортным рефрижератором "Пролив Лаперуза".
Переданный Греции "Крылов" затонул у побережья Мексики в феврале 1980 года.
"Монголия", переданная Диксоновскому рыбзаводу, была брошена на произвол судьбы и затонула прямо у берега в Диксоне в конце 80х.
"Валентин Котельников" в середине 90х во время шторма был выброшен на мель рядом с Корсаковым.
"Агат" затонул во время буксировки на металлолом в октябре 1999 года.
"Нельсон Георгиевич Степанян" был брошен в Мар-Дель-Плата, где в последствии затонул рядом с причалом.
Кроме вышеперечисленных, еще несколько траулеров этого типа затонули по разным причинам.
Больше десятка траулеров этого проекта после вывода из эксплуатации стали учебно-тренировочными судами. По состоянию на 2010 год, скорее всего, осталось только одно учебное судно. Это пятый в серии, построенный в 1958 году, севастопольский БМРТ "Жуковский". Он же является одним из последних оставшихся на плаву траулеров этого типа.

Большой морозильный рыболовный траулер типа "Пионер Латвии"
проект 394А

 В период с 1969 по 1973 г. в Николаеве было построено 58 траулеров этого типа. Это модернизированный вариант БМРТ типа "Маяковский".
"Кречет" сел на мель в одной из камчатских бухт в 1978 году.
"Мыс Боброва" в апреле 1988 года в Беринговом море был затерт льдами и впоследствии затонул.
Латвийский "Lunohods 1" в ноябре 1993 во время шторма был выброшен на скалы на Шетландских островах.
31 декабря 1996 года БМРТ "Каргат" затонул в Охотском море после сильного пожара.

Большой морозильно-мучной рыболовный траулер типа "Лучегорск"
проект 394РМ

 В период с 1968 по 1975 г. в Клайпеде было построено 24 траулера этого типа. Это модернизированный вариант БМРТ типа "Маяковский". Его особенностью являлось наличие двух рыбомучных установок.
"Калитва" в 1992 году была выброшена на отмель перед поселком Озерновский на Камчатке. К 2010 году она была полностью уничтожена штормами.

Большой морозильный рыболовный траулер типа "Кронштадт"
проект 394AM


Еще один траулер, построенный на базе БМРТ типа "Маяковский", а точнее на базе траулеров проектов 394А и 394РМ. В период с 1974 по 1978 г. в Николаеве,было построено 83 судна этого типа.
Около половины судов этого проекта были списаны в 90е годы. А к 2010 году их осталось лишь около 10 единиц.

Большой морозильный рыболовный траулер типа "Космос"
прпоект B-26

В период с 1962 по 1970 г. в Гданьске и Гдыне было построено 57 траулеров этого типа. В советских источниках суда этого проекта относят к типу "Лесков".
Списание судов этого проекта началось в конце 80х, но большая часть траулеров была утилизирована в 90х. Последние несколько судов этого типа отправили на металлолом в 2003-2006.

Большой морозильный рыболовный траулер типа "Лесков"
проект B-15

 В период с 1960 по 1967 г. в Гданьске было построено 30 траулеров по проекту B-15. Двадцать одно судно было построено для польской компании "Dalmor", и девять для СССР. Польские траулеры несколько отличались от советских. Первые из них построили согласно проекту B-15/II.
Списание судов этого проекта началось в середине 80х.

Рыболовный траулер морозильный типа "Атлантик"

 В период с 1966 по 1976 г. в Штральзунде и Висмаре было построено 171 судно этого типа. Первые пятьдесят построенных траулеров принадлежали к проекту Атлантик I, остальные 121 траулер, которые были построены в период с 1968 по 1976 г. принадлежали к модернизированному проекту Атлантик II. Кроме этого, на базе этого проекта в 1971-72 годах были построены семь НИС типа "Эврика", а в 1973 году - семь учебно промысловых судов типа "Курсограф". Большинство траулеров этого типа сошли со стапелей Штральзундской верфи, и только двадцать четыре единицы были построены в Висмаре. Рыболовный флот Болгарии имел в своем составе двенадцать судов этого проекта. У Румынии их было восемь, а у Кубы пять.
По состоянию на 2013 год, судя по всему, в эксплуатации оставалось лишь два судна. Один из них это бывший калининградский траулер "Садко" сменивший название на "Apuokas", а российский флаг на Литовский. А второй, это бывший румынский траулер "Somes". C 1998 по 2002 год он был перестроен в научно исследовательское судно, после чего стал активно использоваться румынами по прямому назначению.
Особенностью главной силовой установки судов этого типа, как и судов типа "Тропик", является наличие валомашины помимо двух главных двигателей. Валомашина, работающая как и главные двигатели на гребной вал через редуктор, может работать как в режиме мотора, получая питание от одного из дизель-генераторов и передовая свою мощность на гребной вал, так и в режиме генератора с передачей электроэнергии в судовую электросеть.

РТМ "Кобулети" затонул после столкновения в ноябре 1974.
РТМ "Железноводск" затонул после столкновения в октябре 1982.
Болгарский "Кондор" затонул в апреле 1990 года у побережья Норвегии во время буксировки.
Рядом с городом Конакри в Гвинее на борту лежит полузатопленный траулер, который вероятно ранее назывался "Венера IV".
Керченский "Азурит" был брошен в Аргентине в начале 90х. Его сгоревший остов можно увидеть недалеко от Буэнос-Айреса.
Полузатопленную часть кубинского "Playa Duaba" можно увидеть в поселке Баракоа на Кубе.

Рыбодобывающее обрабатывающее судно типа "Моряна"
проект 12911


В период с 1982 по 1990 г. в Клайпеде было построено 27 судов этого типа. Позднее некоторые суда были переоборудованы в транспортные рефрижераторы. Также на базе этого проекта были построены следующие модификации: рыболовное морозильное судно типа "Волга" проект 12913, рыбообрабатывающее судно типа "Приморье" проект 12913П, производственный рефрижератор типа "Дельта" проект 12913Т, транспортный рефрижератор типа "Петроградский" проект 12911ТР, транспортный рефрижератор типа "Gintaras" проект 12913ТР.

Рыболовное морозильное судно типа "Волга"
проект 12913

 В период с 1988 по 1991 г. в Клайпеде было построено 11 судов этого типа. Это одна из модификаций РДОС типа "Моряна".

Большой сейнер тунцеловный типа "Каури"
проект C-460


В период с 1991 по 1993 г. в Испании было построено 10 сейнеров этого типа.
В конце 80х Советский Союз заказал в Испании через либерийскую фирму Pythagoras Shipping десять тунцеловных сейнеров. Пять из них должны были базироваться в Калининграде и пять на Дальнем Востоке. К концу 90х они все перешли к иностранным судовладельцам.

Рыболовный траулер морозильный типа "Тропик"

В период с 1962 по 1966 г. в Штральзунде было построено 86 траулеров этого типа. Пять из них купила Болгария. Головное судно в 1965 году передали Гане.
Траулеры со строительными номерами 7002, 7003, 7004 были заложены в Ростоке.
На базе этого типа ГДР построила для себя два модернизированных траулера "Stubnitz" и "Granitz".
Подавляющее большинство судов этого типа были списаны в 80х. РТМ "Руза" стал учебно-тренировочным судном и последним из этой серии отправился на металлолом, уже в 21 веке.
Суда этого типа были построены для ведения океанического рыбного промысла в южных широтах. Главная силовая установка (ГСУ) состояла из двух дизельных двигателей и валомашины, работающих на гребной вал через редуктор. Валомашина могла работать как в режиме мотора, получая питание от одного из дизель-генераторов, так и в режиме генератора питая судовую электросеть. Такая компоновка позволяла работать на гребной вал в различных сочетаниях, обеспечивая работу в наиболее выгодных режимах и повышая надежность ГСУ.

В феврале 1967 года траулер "Тукан" затонул в сильный шторм в 15 милях от побережья Дании. Пятьдесят семь моряков погибли вместе с судном.
РТМ "Залесье" затонул в результате столкновения в июне 1975 года.
"Картли" в декабре 1991 года во время шторма был выброшен на западное побережье Великобритании. Погибли четыре моряка.

Рыболовный морозильный траулер "Авангард"

 Одно судно этого типа было куплено Советским Союзом в 1989 году.

Большой рыболовный траулер типа "Кремль"

 В период с 1950 по 1952 г. в Бельгии было построено 7 траулеров этого типа.
Траулер "Севастополь" в 1957 году был переоборудован в научно-промысловое судно, а 1965 году был уничтожен пожаром.

Зверобойно-рыболовное судно типа "Зверобой"
проект B-422


В период с 1973 по 1975 г. в Польше было построено 23 зверобойно-рыболовных судна этого типа. Они обеспечивали добычу морского зверя, а в межсезонный период - промысел рыбы по кормовой схеме траления. Начиная с третьего судна серия подверглась модернизации. Впоследствии, в 1976-77 годах, на базе этого проекта было построено еще четыре обычных рыболовных морозильных траулера проекта B-422/II. "Белокаменка" и головной "Зверобой" большую часть своей жизни использовались как учебно-тренировочные суда.
Суда этого проекта имели дизель-электрическую силовую установку.
Большинство судов этого типа были списаны в 90х. Достоверно известно, что по состоянию на 2010 год, в эксплуатации были два судна проекта B-422: обслуживающее судно "Лименда" и "Мезень" переоборудованный в НИС. Также в Архангельске находился УТС "Белокаменка".

"Березина" сгорела 29 января 1975 года в с своем первом промысловом рейсе. Во время пожара погибли десять моряков.
"Серебрянка" во время шторма была выброшена на мель недалеко от Корсакова.
ЗРС "Зверево" во время шторма в 90х годах тоже был выброшено на мель недалеко от Корсакова. В 2009-2010 гг. началась его разделка.

Рыболовное судно типа "Профессор Сергей Дорофеев"
проект B-422/II


В 1976 и 1977 годах в Польше было построено четыре рыболовных судна этого типа. Это морозильно-консервный вариант зверобойно-рыболовного судна типа "Зверобой".
"Профессор Сергей Дорофеев" был переоборудован в НИС, затем в 90х в грузопассажирское судно.

Жиромучное судно типа "Днепр"
проект 1375

В период с 1969 по 1971 г. в Зеленодольске и Гороховце было построено 20 судов этого типа.

Морозильно-свежьевой рыболовный траулер "Север"
проект 1283


Только один траулер был построен в 1967 году в Николаеве. В 80е годы он стал научно-исследовательским судном.
Судно имело дизель-электрическую силовую установку.


После разрушения СССР в 1991 году по России прошел цунами, именуемый «перестройкой». Российский промысловый флот ушел из океанов и экономических зон третьих стран. Оставлена Антарктида. Флот сосредоточился в экономической зоне России, часть судов списана, а также продана на сторону. Только за период 1991–1995 гг. флот сократился с 3,2 до 2,5 тыс. судов, т.е. на 700 единиц, и продолжал сокращаться и изнашиваться. Массовое списание флота привело к такой же массовой безработице, появилась армия браконьеров, прекратились строительство и ремонт промысловых судов, заводы остались без заказов, многие из них разорились.
Такая «перестройка» обернулась падением объемов вылова примерно в 2,4 раза, а в рыболовецких колхозах – в 6 раз.


источники:
http://www.sovross.ru

также
Index43su выражает огромную благодарность сайту http://soviet-trawler.narod.ru за  помощь в подготовке этой обзорной статьи.


 


 

 

  последнее обновление страницы - 20.03.18

111