от
469го к "Охотнику"
В декабре 2003 г., через 30 лет после начала серийного
производства, из ворот Ульяновского автозавода выехал последний УАЗ-469,
а его место на конвейере занял технически совершенно новый автомобиль –
УАЗ «Хантер».
К середине 1950-х стало ясно, что ГАЗ-69 не отвечает реалиям времени.
Основным заказчиком нового проекта, как и раньше, выступили военные.
Интересно, что даже «гражданская» версия, предназначенная для народного
хозяйства, должна была соответствовать армейским требованиям и подлежала
обязательной регистрации в военкоматах и мобилизации в случае войны.
Только этим объясняется абсурдный в суровом российском климате тент,
позволяющий ускорить десантирование военных, незащищенный от
посягательств капот и еще ряд подобных особенностей конструкции и
компоновки.
У опытного образца УАЗ-471, созданного в 1958 году, были независимая
подвеска всех колес на поперечных рычагах и несущий кузов. Машина не
имела колесных редукторов и оснащалась 16-дюймовыми шинами. Воплотить
идею в жизнь не удалось: автомобиль получился слишком сложным,
трудоемким и ненадежным.
Осенью 1960 года был готов новый опытный образец машины УАЗ-460 с
зависимой рессорной подвеской, лонжеронной рамой и двигателем ГАЗ-21. А
поскольку разработчики не отказались от идеи выпуска легкового
армейского полноприводника в двух модификациях (как ГАЗ-69 и ГАЗ-69А), в
конце концов остановились на компромиссном 7-местном варианте.
Предусматривалось два варианта трансмиссии: «военный», с колесными
редукторами, и «народно-хозяйственный», с обычными мостами. Такие
образцы были построены, и в 1961 году начались испытания. Они
проводились по привычному для заводчан маршруту: через Среднюю Азию,
Памир к Каспийскому морю с возвращением вдоль Волги. Кроме того, машина
испытывалась на специальных трассах военного ведомства.
Устранение неполадок, вызванных в том числе и конструкторскими
просчетами, заняло немало времени. Новый автомобиль прошел
государственные испытания только в 1964 году, а в декабре был
рекомендован к серийному производству. Тернистый путь к заветному
вердикту Госкомиссии обусловлен не слабостью конструкторской базы, а
жесткостью требований к армейской технике в СССР. Отметим, что
испытывавшиеся параллельно иномарки были сняты с пробега по причине
«неспособности дальнейшего движения в предложенных дорожных условиях». А
ведь машины-то были сугубо армейскими...
За ходом работ по УАЗ-460 внимательно следили и в братской Китайской
Народной Республике, а уже в 1965 году с пекинского конвейера сошли
первые внедорожники Beijing BJ212, которые от нашей модели отличались
всего лишь оформлением передней части кузова.
Первый серийный
Выпуск УАЗ-469 в Ульяновске удалось начать только в конце 1972-го.
Интересно, что впервые в советском автопроме переход от ГАЗ-69 на новую
модель был осуществлен за один (!) день. УАЗ-469 имел открытый
упрощенный кузов, а на случай непогоды были предусмотрены мягкий тент и
металлические надставки, которые монтировались на четыре боковые двери.
Кузов автомобиля был установлен на прочной и жесткой на кручение
лонжеронной раме.
Серийный УАЗ-469 получил тот же рядный 4-цилиндровый 2,5-литровый
двигатель УМЗ-452МИ, развивающий 75 л. с., которым комплектовались
грузовики и фургоны УАЗ-452. Его можно было бы назвать модификацией
ГАЗ-21, но изготовлял его УМЗ. В качестве топлива использовался бензин
А-72 или А-76. По узлам шасси и трансмиссии модели 452 и 469 были
унифицированы: четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на
3-й и 4-й передачах, сухое однодисковое сцепление, двухступенчатая
раздаточная коробка и отключаемый передний мост. Рулевой механизм и
гидравлический привод барабанных тормозов не оснащались усилителями.
Подвеска колес оставалась зависимой рессорной с рычажными
гидравлическими амортизаторами. Рама машины – лонжеронная с
поперечинами. Но были и нестандартные для отечественного
автомобилестроения решения. Прежде всего это колесные редукторы с
шестернями внутреннего зацепления на армейской модификации УАЗ-469. Они
позволяли не только увеличить дорожный просвет с 220 (у «гражданского»
УАЗ-469Б) до 300 мм, но и увеличить тяговые возможности машины. Кроме
того, на УАЗ-469 были установлены предпусковой подогреватель и
экранированное электрооборудование.
Складывающийся брезентовый тент и откидывающееся на капот ветровое
стекло делали машину не только авиатранспортабельной, но и легко
маскируемой. Двери кузова вполне подходили и для машин с жестким
металлическим верхом, а их верхние половинки легко демонтировались.
Разновидность УАЗ-469Б с цельнометаллическим кузовом появилась как
опытный образец еще в 1967 году, но освоить выпуск крупных кузовных
панелей прессово-кузовному корпусу долгое время было не по силам.
На машине можно было перевозить 7 пассажиров и 100 кг багажа или двух
седоков и 600 кг. Даже в условиях бездорожья автомобиль мог буксировать
прицеп ГАЗ-704 полной массой 850 кг.
Купить «уазик» в те годы было невозможно: в личное пользование
гражданскому населению эти машины не продавались. Распределение шло
только по государственному заказу – для нужд армии, милиции, сельского
хозяйства. Автомобилем УАЗ-469 награждались особо отличившиеся районы,
колхозы и совхозы. Такая награда считалась одной из самых высоких и
приравнивалась к правительственным. Сам же автозавод в связи с выпуском
нового автомобиля в феврале 1976 года был награжден вторым орденом
Трудовой Славы.
Новая модель «УАЗа» вызвала огромный интерес и в других странах. В
1970-е годы УАЗ-469 экспортировали в 80 стран мира: его поставляли на
все континенты, кроме Австралии. Чтобы завоевать такой широкий рынок
сбыта, машине пришлось пройти немало испытаний. В августе 1974 года
УАЗ-469 побывал на Эльбрусе (5168 м), где испытывали его способность
работать на больших высотах. Перевал в 2000 м был преодолен за 38 минут.
Достигнутая высота ледника – 4000 м. При этом все три автомобиля,
которые проходили испытания, были совершенно стандартными, без лебедок и
противобуксовочных цепей. В 1975 году внедорожник принял участие в
пробеге по пустыне Сахара, в 1979-м – по пустыне Каракум. В 1978 году
УАЗ-469 стал обладателем «Серебряного домкрата» – главного приза
чемпионата Италии по автокроссу в городе Сан-Ремо.
Дальнейшая модернизация
На рубеже 80-х рычажные гидравлические амортизаторы уступили место
телескопическим. Три года спустя в подкапотном пространстве оказался
форсированный до 77 л. с. двигатель УМЗ-414, чуть позже появилась
закрытая система охлаждения с расширительным бачком.
В 1985 году автомобиль вновь подвергся модернизации – на нем были
установлены более мощный (92 л. с.) верхнеклапанный двигатель
УМЗ-4178.10, гидропривод выключения сцепления, новая КПП, оснащенная
синхронизаторами на всех передачах переднего хода, применен ряд других
новшеств. Изменились и обозначения автомобилей: «армейский» «469-й»
получил индекс УАЗ-3151, 469Б переименовали в УАЗ-31512, а медицинская
модификация из УАЗ-469БГ трансформировалась в УАЗ-3152. Кроме того,
появилось несколько новых модификаций, в частности, УАЗ-31514 с жестким
верхом (на базе УАЗ-31512), УАЗ-31512-10 и УАЗ-31514-10. Это машины с
пружинной подвеской передних колес. В небольших количествах выпускается
длиннобазная девятиместная модификация УАЗ-3153 с двигателем УМЗ-4218.10
мощностью 103 л. с. Cуществует и частично бронированный вариант
УАЗ-3151.
Военные модификации включают автомобиль общего назначения,
командно-штабную машину, автомобиль радиационной и химической разведки и
другие. Для выполнения различных специальных задач машина может
оснащаться дополнительным оборудованием, например, дорожным индукционным
миноискателем (в инженерных войсках) или спецкомплектом, обеспечивающим
передвижение автомобиля по железнодорожному полотну с шириной колеи 1520
мм или 1435 мм.
За тридцать лет работы конвейерной линии Ульяновский автомобильный завод
выпустил 1393678 «469-х».
Король умер, да здравствует король
К середине 90-х на рынке возникла потребность в более совершенной
технике. Необходимые средства для коренной реорганизации производства и
модельного ряда были получены после того как ОАО «УАЗ» вошло в состав
холдинга «СеверСтальАвто». Первенцем двухлетней программы обновления
стал Hunter (с англ. «охотник»), пришедший на смену УАЗ-469. Внешне
автомобиль напоминает своего предшественника, но создан на принципиально
иной платформе. Он будет оснащаться одним из двух двигателей: новым
16-клапанным бензиновым мотором ЗМЗ-409 (2,7 л 140 л. с., Евро 2),
оснащенным системами впрыска топлива и нейтрализации отработавших газов,
а также польским турбодизелем Andoria (2,4 л 86 л. с.). На все
автомобили установлено сцепление LUK, 5-ступенчатая КПП, косозубая
раздаточная коробка, новые мосты типа «Спайсер», передние дисковые
тормоза, пружинная передняя подвеска, гидроусилитель руля. Дорожный
просвет был уменьшен до 210 мм. Кузов подвергся серьезной модернизации:
вместо поворотных форточек теперь устанавливаются сдвижные стекла, у
дверей появилось двойное уплотнение, а доступ к багажнику обеспечивает
цельная задняя дверь. Существует версия «Охотника» и с мягким верхом. На
новых машинах устанавливаются более эстетичные и безопасные пластиковые
бамперы. В салоне появились новые комфортабельные сиденья, ворсовый
ковер на полу, тканевая обшивка дверей и пластиковая панель приборов.
Сергей Иванов
|