111 |
Советские
производители моделей в 43м
масштабе |
ПО "Тантал" - саратовское
производственное объединение, — предприятие с более чем полувековой
историей. Оно было создано в 1949 г. на базе танковых ремонтных
мастерских для выпуска электро- и радиоламп, а спустя 7-10 лет начался
выпуск широкой гаммы сверхвысокочастотных вакуумных и твердотельных
генераторов, являющихся элементной базой для сложнейших систем
вооружения.
Побочным производством объединения был и выпуск масштабных моделей.
Несмотря на то, что первой игрушкой, вышедшей с конвейера «Тантала» был
мотоцикл, в историю вошла другая модель - «Москвич». Сначала 408-й,
сделанный после знакомства с моделью французской фирмы «Динки», а потом
- 412-й. Обе машины были выпущены в 1971 году, поэтому именно он
считается переломным для советского моделизма. Кстати, именно «Тантал»
начал нумеровать свои модели. Опять же, не для коллекционеров, а для
общей статистики. О том, какую ценность сейчас представляют так
называемые «номерные модели» объяснять, думаю, не стоит. «Москвич-408»
получил номер А1, «Москвич-412» - А2. Какое-то время «Тантал»
специализировался исключительно на «Москвичах», но в 1975 была
разработана, а в 1976 запущена первая модель «Ваза». Естественно 2101,
то есть «копейки». Игрушка получила серийный номер А9. А уже потом были
ГАЗы, ЗАЗы, РАФы, ЗИЛы, УАЗы, РуссоБалты и даже один «Порше».
некоторые образцы моделей ПО
"Тантал":
источники: компиляция текстов с сайтов:
www.oao-tantal.ru/;
http://www.ritmonexx.ru/ |
Завод "Радон" -
производство «Танталом» масштабных моделей
автомобилей оказалось делом очень востребованным. И уже в конце
семидесятых годов к этому делу был подключен еще один завод - «Радон».
Он находился совсем рядом с «Танталом», - в городе Маркс Саратовской
области и входил в состав общего производственного объединения. Здесь
выпускали некоторые модели, уже прошедшие «обкатку» на «Тантале». Эта
отлаженная схема работала до конца 80-х годов прошлого века, пока завод
«Радон» не вышел из состава производственного объединения «Тантал».
В 199х году ООО «Радон» был переименован в ЗАО
«Агат». До 2007 года завод с разной степенью успешности продолжал
выпускать модели автомобилей, но затем его постигло банкротство. Но
свято место пусто не бывает и спустя несколько месяцев в Саратовскую
область пришел новый инвестор - крупный холдинг «Инкатекс». Так «Агат»
стал «Моссаром». Это имя завод носит и по сей день. И до сих пор
производит масштабные модели автомобилей. Собственно, выпуск моделей
продолжается и на «Тантале». Машины обоих производителей во многом
похожи. До определенного времени идентичными были даже коробки для
моделей. И это неудивительно - и у «Тантала», и у «Моссара», находящихся
в Саратовской области, по большому счету, общие корни.
В мае 2012 года "Инкатекс" полностью свернул производство моделей. Таким
образом, даже постсоветские экземпляры продукции этого саратовского
предприятия перешли в разряд раритетов.
некоторые образцы моделей ООО "Радон":
источники: текст -
http://www.ritmonexx.ru/ |
НПО "Элекон" -
казанский завод (в настоящее время - ОАО), основанный в 1939 году.
Одно из ведущих советских прдприятий по разработке и производству
электрических соединителей для всех отраслей оборонной и гражданской
промышленности, а также специальных электроразрывных соединителей для
ракетно-космической и военно-морской техники.
К концу 1970-х годов завод "Элекон" становится научно-производственным
объединением по разработке и изготовлению электрических соединителей.
Эта продукция применяется в военной, авиационно-космической и
гражданской технике.
Вместе с этим во второй половине 70х гг. прошлого столетия "Элекон"
уделил внимание и менее серьезной, но достаточно интересной продукции -
масштабным моделям. Что побудило предприятие, выпускавшее в год
десятки миллионов электрических разъёмов, заняться выпуском такой
"несерьезной" продукции, как коллекционные грузовички в 43м
масштабе? Толчком этому послужило
открытие в Татарстане Камского автомобильного завода - Камаз. Камаз
обратился с призывом сделать рекламу своей продукции в виде миниатюрных
сувениров грузовиков марки "КамАЗ". Таким образом, в 1978 году на
предприятии было положено начало производства коллекционных масштабных
автомобилей. Затем модельный ряд выпускаемой продукции пополнился
марками других отечественных авто заводов: Зил-131, Урал, МАЗ-7310 и
грузовиками АМО-Ф15. В 1989 году на заводе начинается трудный процесс
конверсии. Переход на выпуск продукции гражданского назначения, поиск
путей выживания и развития предприятия в условиях начавшейся перестройки
и реформирования экономики страны. Это стремление НПО Элекон применить
свои сильнейшие научно-технические наработки в мирных целях увенчалось
успехом. В наши дни модельки грузовиков, вышедшие с завода "Элекон"
известны коллекционерам не только в России, но и во всем мире. Многие
коллекционеры с детства помнят их. Это машинки в самом разнообразном
исполнении: военные, пожарные, сельскохозяйственного назначения, МЧС.
Сейчас ОАО "Завод Элекон" продолжает развиваться и заниматься
производством все новых коллекционных миниатюрных копий машин.
некоторые образцы моделей НПО "Элекон":
источники: компиляция текстов с сайтов:
www.zavod-elecon.ru;
http://autocollection.ru/ |
Завод
"Двигатель" - старейшее предприятие России по
производству морского подводного оружия. История завода берет свое
начало с создания в 1853 году Механического чугунолитейного завода «Г.А.
Леснер» на территории нынешнего Выборгского района Санкт-Петербурга. На
заводе выпускались паровые машины, водотурбинные котлы, пресса для
изготовления пороха по системе И.А. Вышнеградского, специальные машины
для оборудования Российско-американской резиновой мануфактуры. Одной из
ярких страниц истории завода «Старый Лесснер» является выпуск первых
отечественных автомобилей. На заводе изготавливались 13 разновидностей
автомобилей: легковые, грузовые, специальные (почтовые, пожарные),
фургоны, автобусы. По заказу на заводе был сделан автомобиль для первого
Председателя Совета министров Российской империи графа С.Ю. Витте. Завод
Лесснера стал единственным заводом в дореволюционной
России, строящим автомобили современного типа.
После Великой Октябрьской социалистической
революции 1917 года, в 1919 году, завод «Г.А. Лесснер» был
национализирован и законсервирован. Но к 1927 году завод, получивший
название «Двигатель», возобновил своё производство. А в 1931 году
начинает свое возрождение и превращается в хорошо оснащённое
крупносерийное производство. К 1940 году выпуск торпед и мин на заводе
достиг 800 штук в год. В предвоенные годы завод «Двигатель» -
единственное предприятие Советского Союза, выпускающее минно-торпедное
оружие для Военно-морского флота страны. В годы Великой Отечественной
войны на заводе продолжалась разработка новой электрической торпеды
ЭТ-80 и в 1943 году первые торпеды этой серии поступили на Северный
флот. В мирное время, в годы развития атомной энергетики, завод
становится не только флагманом отечественной оборонной промышленности,
но и принимает участие в развитии атомной энергетики.
В номенклатуре гражданских изделий завода
имелись и безобидные масштабные модели для коллекционеров.
Приблизительно с 1978 года в серию была запущена модель РАФ-977ДМ.
Изделие сложно было назвать масштабной копией, но все же отдаленно
напоминало прототип. В 1982 году ленинградский завод "Двигатель"
начинает выпуск моделей грузовичков ГАЗ-АА ("полуторка"), очень
популярных среди советских коллекционеров. В дальнейшие пару лет в серию
пошли модели ГАЗ-60 и ГАЗ-ААА в классическом, 43м масштабе.
некоторые образцы моделей
завода "Двигатель":
источники: компиляция текстов с сайтов:
www.gidropribor.ru |
"Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО)"
- крупнейшее в Советском Союзе объединение, производившее
оптико-механические и оптико-электронные приборы. Корни производства
ЛОМО уходят в дореволюционную Россию. 4 февраля 1914 г. в Петербурге
было принято решение об открытии "Российского Акционерного Общества
Оптического и Механического Производств". В 1917 г. завод был
национализирован и существовал под различными названиями, наиболее
известное из которых - "Государственный оптико-механический завод" (ГОМЗ).
2 октября 1962 г. из нескольких родственных предприятий Ленинграда было
образовано "Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО)". С
1993 года ОАО «ЛОМО» является частным предприятием и на сегодняшний день
насчитывает немногим более двух тысяч персонала.
Продукция ЛОМО в советский период относилась к т.н. "высоким технологиям".
Многие изготовленные здесь приборы были первыми в своих областях и
помогали развитию новых отраслей науки и техники. Среди них - и
различные модели любительских кино- и фотоаппаратов, и уникальные
изделия. Предметом особой гордости ЛОМО считалось производство продукции
оборонного назначения. Это головки самонаведения для управляемых ракет и
снарядов, системы управления огнем для ВМФ, уникальная аппаратура для
космических аппаратов и т.д.
В широкой номенклатуре изделий ЛОМО советского периода имелось место и
масштабным моделям. Осенью 1991 года, на свет
появились широкоизвестные красные, поблескивающие
хромом ломовские модели.
Мало кто из нас знает, что появлению этих автомобильчиков предшествовали
долгие хождения по кабинетам. Все началось в октябре 1986 года, когда
начальник бюро оперативно-производственного планирования 35-ого отдела
ЛОМО Александр Михайлович Шемаринов, кстати, страстный коллекционер,
побывал в московском политехническом музее на выставке "модели
автомобилей мира". Увидев большое разнообразие моделей от зарубежных
производителей и скудный ассортимент автомобильчиков отечественного
производства, Александру Михайловичу стало просто обидно за державу. С
этого момента его ни на минуту не покидала мысль о создании производства
моделей на родном предприятии. За свой, достаточно продолжительный стаж
работы на ЛОМО Шемаринов знал весь парк станков предприятия и участки,
на которых можно было бы развернуть изготовление моделей.
Руководителям предприятия были представлены обоснования о прибыльности
будущего производства. Побывав во многих городах, наш герой пришел к
выводу, что купить масштабную модель не совсем просто. Вместе с тем во
многих магазинах проявили интерес к этой продукции и готовы были
заключить договоры на поставку моделей, исчисляемые десятками тысяч
штук.
От идеи до начала воплощения ее в жизнь прошли долгие четыре года.
"Хождения по мукам" - так отзывается об этом времени Александр
Михайлович. За это время в Ленинграде было организовано три выставки
масштабных моделей с целью пропаганды данного направления. Так в ноябре
- декабре 1989 года, на второй выставке, организованной в "доме природы"
побывало около 30000 человек. Большую помощь в организации этих
мероприятий оказали коллеги по увлечению из клуба коллекционеров. Надо
отдать должное ведущим конструкторам объединения "Тантал" - Александру
Владимировичу Юрченко и завода "Двигатель" - Тамаре Михайловне
Большаковой, которые поддержали почин ЛОМОвцев и оказывали всяческое
содействие в годы зарождения будущих моделей.
Только в 1990 году, после того как было создано конструкторское бюро по
товарам народного потребления, дело сдвинулось с мертвой точки. Особую
благодарность нужно выразить начальнику этого КБ Карповичу Н. Н. и его
заместителю Лукьянченко Ю. В., а также ведущим конструкторам Бровкиной
Л. И. и Соколову В. И., которые за короткий срок с февраля по апрель
1990 года превратили идею в конструкторскую документацию.
Выбор на семейство ЗиС-5 пал не случайно. Еще не одно из предприятий, за
исключением моделистов-индивидуалов, не выпускало подобные модели. На
базе знаменитого "Захара" можно было воплотить десятки его модификаций,
среди которых и пожарные автомобили и всевозможная военная техника и
топливозаправщики.
Финальным этапом подготовки производства стал выпуск первой небольшой
партии в 100 моделей в сентябре - октябре 1991 года. Сборка этой
необычной по своей специфики продукции сосредоточилась на опытном
участке цеха 65. Для правильного понимания процесса на этот участок был
внедрен сборщиком Тиупов Н. А. - коллекционер с большим стажем, так же
работник ЛОМО.
Модели ПМЗ-1 (ЗиС-11) первой партии были реализованы среди
коллекционеров городского клуба 8 ноября 1991 года. Как и ожидалось,
новая продукция была мгновенно раскуплена.
Серийное производство моделей было
передано в 62 цех, на участок по сборке кинопроекторов "Русь", где было
занято 75 человек, работников ЛОМО. Одновременно с освоением серийного
производства ПМЗ-1 в цехе осваивают еще две новые модели пожарные
автомобили ПМЗ-3 с 30 июня 1992 года и ПМЗ-2 с 30июля 1992 года. Всего
за этот год было изготовлено 38000 автомобильчиков.
1995 год стал критическим для предприятия, существенно снизилось
количество выпускаемой продукции. На основании собрания коллектива 6
июня 1996 года на территории ЛОМО было организовано ООО НПФ "ЛОМО-АВМ"
некоторые образцы моделей ЛОМО:
источники: компиляция текстов с сайтов:
www.lomo.ru;
www.avtomodelizm.h1.ru |
Завод "Прогресс" -
В советское время завод «Прогресс» входил в состав объединения «Роспромшрушка»
- государственного ведомственного учреждения Минлегнрома,
контролировавшего всё производства игрушек на территории РСФСР. Подобные
ведомства были и в других советских республиках, например «Укрпромигрушка»
в УССР. Завод считался одним из крупнейших предприятий по выпуску
игрушек в Советском Союзе. Под игрушками в то время
подразумевались не только погремушки и кубики, как таковые, но и римейки
и неплохо сделанные копии отечественных автомобилей (для детей от 3 до
12 лет) и самолётов, некоторые из которых могли занимать достойное место
на полках у коллекционеров.
Предприятие ведёт свое начало с марта 1938 г., когда постановлением
Наркома лёгкой промышленности был образован Завод металлической игрушки
№ 2. Завод выпускал достаточно примитивные игрушки, сделанные из
листового железа путём штамповки.
В послевоенное время ЗМИ № 2 продолжил выпуск довоенной продукции. Надо
заметить, что спрос на игрушки в то время был достаточно велик: весь
небольшой выпуск (из-за отсутствия производственных мощностей) детских
товаров расходился моментально. Поэтому в начале 1960-х гг. жёстко
встает вопрос о реорганизации производства и связанных с этим
административных мер по интеграции и консолидации выпуска игрушек.
Первым шагом в этом направлении стала передача завода на правах цеха
Заводу металлической игрушки № 1 Управления полиграфической
промышленности и культтоваров. Последний в свою очередь являлся потомком
завода «Метиз» (рапсе Фабрика металлоизделий).
28 декабря 1965 г. была утверждена структура центрального аппарата
Министерства лёгкой промышленности РСФСР. В его составе было
организовано и Главное управление промышленности по производству игрушек
«Росглавигрушка» (позднее «Роспромифушка»)В это управление и вошёл Завод
металлической игрушки № 1.
Завод на пл. Журавлева, 10 так прочно вошёл в память многих
коллекционеров под названием «Прогреесс», что кажется, предприятие так
называлось всегда. Вопреки этому распространённому мнению, торговое
наименование «Прогресс» ЗМИ № I получил лишь в 1966 г. когда был
объединён (очередная реорганизация) с Фабрикой металлических игрушек им.
Щорса. С этого времени и начинается «вторая» жизнь уже обновлённого
предприятия.
1970- 1980-е гг. считаются самыми радужными в истории завода. Именно
этот период для нас, коллекционеров, представляет особый интерес. Ведь в
это время появляются: «Запорожец» (ЗАЗ-966), «Жигули» (ВАЗ-2101/02),
серия фузовиков ЗИЛ. АМО-Ф15, паромобиль Стэнли, Мазерати-Мистраль,
Аутобианки-При-мула. Fiat 124 и др. Расскажем об истории и особенностях
некоторых из этих представителей в хронологическом порядке. «Первой
ласточкой» стала модель автомобиля ВАЗ-2101, которая по всем документам
проходила как «игрушка для детей». Надо заметить, что за всю дожую
историю завода наименование «модель-копия» носила только
Мазерати-Мистраль, и то лишь в первые годы выпуска, но об этом позже.
Итак, 1972 г.: на прилавках московских магазинов появляется машинка с
симпатичной коробочкой, на которой написано «Автомобиль «Жигули». Ома
была радостно встречено коллекционерами, и не с проста. Мало кто тогда
знал, но эта игрушка имеет, как и её прототип в масштабе 1:1,
итальянские корни и обязана своим появлением модели фирмы «Mercury»,
поэтому и выглядела больше как модель, а не игрушка. Оригинальная
итальянская модель «Lada», с которой и «содрали» профессовскую
«копейку», тоже была переделана из модели Fiat 124 (выпуск с 1968 г.)
той же фирмы «Mercury». Таким образом, на заводе решили «убить двух
зайцев»: почти одна и та же модель под разными названиями. Как попали
пресс-формы с надписью «Made in Italy» на «Прогресс», до сих пор
остается загадкой. Как бы то ни было, «копейка» имела успех. Оно и
понятно: до саратовской версии ВАЗ-2101 оставалось еще целых четыре
года, а восполнять пробелы в коллекции, да ещё и моделями передовых
советских автомобилей, было нечем. В этом смысле «автомобиль «Жигули»
был оптимальным выбором для коллекционеров.
Первая партия этих «моделей» появилась в мае 1972 г. Эти «копейки» были
абсолютно идентичны итальянским. Единственным упрощением стал отказ от
вставных передних фар (стразы) -они были отлиты имеете с кузовом; так же
металлизированные пластмассовые бампера заменили металлическими(!)
полированными. От них. правда, быстро отказались, потому что освоили
процесс металлизации. Остальное было аналогично - даже металлическое дно
было от итальянской формы. Первоначально надписи на днище зашлифовали, а
позже сделали стой («Apr. М Г-085-01-3480», «Ц. 1 руб. 40 коп.»). Вместо
надписи на месте заднего номера клеили декаль «Lada». Со временем её
заметит лаконичным номером «19-73 МЗГ1».
«Профессовским «жигулёнком» заинтересовался и «Автоэкспорт»: по
спецзаказу в августе 1972 г. была выпушена партия «копеек», которые
упаковывались в красочные коробочки с надписью «V/О Avtoexport»,
отпечатанные во «Внешторгиздате» (фото 2). Модели продавались за рубежом
в дилерских магазинах «Скальдия-Волга». Надо сказать, что это была
единственная советская модель, экспортировавшаяся через В/О «Автоэкснорт»,
а возможно, что это была и самая первая отечественная модель. которую
продавали за границей.
Кроме ВАЗ-2101 на заводе по заказу МВД к юбилею ГАИ была выпущена
достаточно большая партия «двоек» (Лада 2102), повторявших черты своего
«старшего брата», но разработанная уже полностью заводскими
конструкторами. Эти модели красили в жёлтый цвет; автоматом в крыше
пробивали отверстие, куда вставляли тёмно-синюю непрозрачную мигалку. На
дверцах у ВАЗ-2102 красовались декали «ГАИ». По этому же образу и
подобию была изготовлена партия пожарных машинок с надписью «01». Все
эти партии в продажу не поступали, но поскольку кузовов было отлито
больше запланированного, то на прилавки магазинов всё-гаки попало
небольшое количество прогрессовских «двоек», но в обычной окраске.
Машинки упаковывались в те же неприметные коробочки с надписью
«Автомобиль Жигули», что и «копейки».
Следом за «Жигулями» в производство пошла очередная детская игрушка -
«автомобиль «Запорожец» - наверное, одна из самых известных и массовых.
Первые «Запорожцы» появились в 1973 г. По дизайну они были аналогичны
«Жигулям», но выглядели ещё более примитивно, хотя всё-таки и были
похожи на настоящий ЗАЗ-966.
В 1978 г. на заводе началась эпоха производства ремейков. Первопричиной
этому стал один любопытный факт. В сентябре 1977 г. в Сокольниках в
Москве проходила выставка промышленного оборудования с участием
зарубежных фирм, в том числе и из Европы. Итальянцы привезли свои станки
для фирм «Mebeioys» и «Mercury» и демонстрировали пресс-формы для
моделей. Эту выставку посетили и представители «Прогресса». Многие
заводы игрушек (например. Донецкая фабрика игрушек) заинтересовались
итальянскими формами, но директор московского завода вовремя, что
называется. подсуетился. В итоге, был 'заключён договор о покупке партии
станков и форм для изготовления моделей Мазерати-Мистраль.
Аутобианки-Примула. Фиат 124 и Фиат 1100. А Донецкая фабрика игрушек,
кстати, с фирмой «Mebetoys» смогла договориться о производстве ремейков
только в 1980 г.
В 1981 г. попытались запустить в производство металлический ремейк Фиат
124, но неудачно - была выпущена только одна промышленная партия.
Причина остановки производства - большое количество бракованных отливок.
Из-за этого часто из креплений выпадали открывающиеся капот и багажник.
Поэтому в общей сложности было изготовлено всего-то около 400 пл., 80%
из которых - вишнёвого цвета. Несмотря на малый выпуск, Фиат 124 имел
свою собственную упаковку и продавался свободно. Но это не помешало
стать ему в настоящее время большой редкостью - мало у кого встретишь в
коллекции этот раритет.
«Фиат» стал последней освоенной заводом металлической игрушкой. Первая
половина 1980-х гг. ознаменовалась резкой сменой курса в выборе сырья -
от металла всеобще переходили на пластмассу, как более удобный и дешёвый
материал. Начиная с 1982 г., на завод просто обрушилось огромное
количество так называемых «рекомендаций» из Министерства, общая суть
которых сводилась к следующему: «Необходимо в кратчайшие сроки найти
альтернативную замену дорогостоящему цинково-алюминиевому сплаву». И
действительно, использование этого материала требовало больших
энергетических затрат и дорогостоящего оборудования. Хотя многие из
руководства завода были прошв такого решения, изготовление металлических
игрушек в конце 1984 г. было свернуто. Как всегда, нашёлся формальный
повод дня этого: в сентябре в районах у станций метро «Семёновская» и
«Электрозаводская» полностью меняли систему газоснабжения. Когда строили ГРП (газораспределительная подстанция), якобы забыли провести
дополнительную газовую ветку на завод, т.е. её просто-напросто
«обрезали». Сотрудники заводоуправления писали во все инстанции, но дело
с мёртвой точки так и не сдвинулось. Оставшееся без промышленного
газоснабжения, предприятие уже не могло использовать металлолитье. С
этого момента вся продукция стала изготавливаться из пластмассы.
В 1983 г. запустили в производство сборную модель грузовика АМО-Ф15 (Арт.
МГ-085-01-4794. Ц. 2 руб. 20 кои.). Своим появлением АМО-Ф15 обязан
главному конструктору завода Бониславу Семеновичу Рутенбергу. Именно он
стал инициатором её создания и лично скрупулёзно разрабатывал
техническую документацию на модель. Говорят, что для этого он Н даже
брал чертежи на ЗИЛе. Как бы гам ни было. АМО-Ф15 действительно стал
шедевром. Модель была прекрасно деталирована. Присутствовали
хромированные детали, в комплект даже входили две красные наклейки с
надписью «1-ый AMO 1-ый». Первые комплекты были изготовлены из красной
пластмассы, как и положено оригиналу. Но позже произошли перебои с
поставкой необходимых красителей на завод и детали для сборки начали
отливать из пластмассы других цветов: самым распространённым был
голубой, но были также зелёный, жёлтый и даже розовый(!). Конечно, это
всё не придавало оригинального вида «АМОшке», поэтому многие
коллекционеры после сборки перекрашивали модель в красный цвет.
В марте 1988 г. отмечался 50-летний юбилей завода. В честь этого события
для почетных сотрудников предприятия была выпущена ограниченная партия
машинок Мазерати-Мистраль с полностью хромированным кузовом и наружными
деталями . А 6 мая произошло объединение завода «Прогресс» и Московского
завода пластмассовых игрушек «Малыш». Объединённое предприятие с этого
времени называлось «Московское производственное объединение по выпуску
игрушек «Прогресс». Эго позволило увеличить выпуск и расширить
ассортимент игрушек вдвое.
Производственное объединение «Прогресс» в конце 1980-х гг. вошло в состав ВАО «Развитие» и стало называть фирмой. Время перестройки не принесло
ничего хорошего предприятию. Скорее даже наоборот. Производство
устаревало морально и физически.
Но до недавнего времени заводу ещё удавалось поддерживать производство
игрушек, несмотря на большое количество «левых» заказов, которые были
намного выгоднее продукции основного профиля предприятия. Однако
кардинально ситуация изменилась в начале 2005 г., когда новый хозяин
завода решил изменить его профиль.
С июня 2005 г. производство было полностью остановлено.
некоторые образцы моделей
завода "Прогресс":
источники: по материалам сайта:
http://cars-repaer.ru
/* текст статьи частично сокращен.
index43su / |
ПО "Электроприбор" -
было основано в 1968 г. и распологалось в г. Каменецк-Подольский
Украинской ССР. В советское время завод представлял собой
высокотехнологичное предприятие , специализировавшееся на выпуске
внешних запоминающих устройств на сменных магнитных дисках для ЭВМ.
Чаще всего выпуском моделей занимались предприятия, имеющие отношение к
наукоёмким технологиям. Не стало исключением и Каменец-Подольское
производственное объединение «Электроприбор», в котором в конце 1979 г.
приступили к подготовке необходимой документации, для выпуска моделей.
При этом конструкторам были предоставлены чертежи с Московского
автозавода им. Лихачева и Мытищинского механического завода, что и
сыграло далеко не последнюю роль, в узнаваемости самих моделей. В общей
сложности каменец-подольский “Электроприбор” выпустил четыре копии
автомобилей в масштабе 1:43. Это были самосвалы ЗиЛ-ММЗ-555,
ЗиЛ-ММЗ-4502 и ЗиЛ-ММЗ-4505, а также седельный тягач ЗиЛ-130В1.
Последний производился в комплекте с бортовым полуприцепом ОдАЗ-885, а
позже — еще и с полуприцепом-муковозом.
В 2001 г. завод полностью прекратил выпуск моделей.
Остатки моделей, в основном ЗИЛ-ММЗ-555 последних серий, со складов
завода продавались ещё до 2003 г. К тому времени формы уже разобрали,
литьевые машины вывезли. О возобновлении производства не было и речи.
Модели ЗИЛов из Каменец-Подольска послужили хорошей базой для несчётного
количества конверсии, пополняя, таким образом, наши коллекции.
некоторые образцы моделей ПО
"Электроприбор":
источники: текст скомпилирован по материалам сайта - http://scalehobby.org/ |
ПО "Арсенал им. М.В.Фрунзе" /г.Ленинград/
- был основан в 1711 году Указом Петра Великого как «пушечные литейные
мастерские» и представлял собой ряд деревянных зданий, в которых
начались работы по литью пушек и артиллерийских снарядов. . В 1914 году
завод стал носить имя своего основателя — Петра Великого.В 1940 году
заводу было присвоено имя М. В. Фрунзе. Именно на «Арсенале» были
созданы первые в России модели орудий с нарезным стволом. В годы Великой
Отечественной войны завод не только продолжал бесперебойно работать, но и
освоил производство лучшего, по тем временам, 100-ммпротивотанкового
орудия БС-3, а также совместно с другими предприятиями принял участие в
создании знаменитых «Катюш». Помимо выполнения отдельных заказов
Ленинградского фронта, здесь было организовано производство трех новых
изделий: пулеметов ДП, защитных панцирей для личного состава Армии и
Флота, минометов М-20. За достойный труд завод им. М.В. Фрунзе был
награжден двумя государственными наградами - орденом Трудового Красного
Знамени и орденом Ленина. Высокий научно-технический потенциал позволил
«Арсеналу» в конце 1960-х - начале 1970-х годов в короткий срок
провести реконструкцию производства и ввести производственные мощности
для выпуска совершенно нового для завода вида продукции - космических
аппаратов. В 1973 году был начат выпуск космических аппаратов.
Широкий ассортимент сувенирной
продукции и игрушек был освоен в 70х-80х гг. прошлого столетия на ПО
"Арсенал им. Фрунзе". В том числе выпускались и модели в классическом
,43м масштабе. Наиболее известные из них: модели советских танков,
бронетранспортеров и пушек: Т-34-85, СУ-100, СУ-122, БС-3,БС-3-100,
БРДМ-2У, БТР-70 и другие. некоторые образцы моделей ПО "Арсенал им. М.В.
Фрунзе":
источники: текст скомпилирован по материалам сайтов -
http://dic.academic.ru |
ПО "Кзыл-Ту" ("Красное
знамя") /г.Алма-Ата/ - производственное объединение
по переработке пластмасс Министерства местной промышленности Казахской
ССР. Основная продукция - товары культурно-бытового и хозяйственного
назначения из пластмасс, электроустановочные изделия. детские игрушки,
громкоговорители, вызывные устройства, термосы, чистящие средства и
многое другое. C конца 70х гг. завод серийно
выпускал и пластмассовые игрушки в 43м масштабе: АМО-Ф-15;
АМО-Ф-15 легковой; АМО-Ф-15
автобус.
некоторые образцы моделей ПО
"Кзыл-Ту":
источники: текст - www.rcforum.ru |
"Вега" - уманьский завод
(УССР) с головным предприятием ПО "Арсенал" в г.Киев, являвшемся одним
из ведущих предприятий оптико-механической и оптико-электронной
промышленности Советского Союза. Все космические старты бывшего СССР и
России обеспечивались с использованием арсенальских оптико-электронных
систем ориентирования. В 1970-х годах создан комплекс имитаторов внешней
визуальной обстановки, создающих полную иллюзию маневрирования и
управления космическим кораблём при наземном тренаже космонавтов.
Имитаторами, изготовленными на заводе, укомплектованы моделирующие
стенды и тренажёры, в том числе для станции «Мир» и космического корабля
«Буран».
Специальные фотоаппараты «Завода Арсенал» использовались при фотосъёмке
с борта космических кораблей серии «Восток», «Союз», межпланетных
станций «Луна» и «Зонд», орбитальных станций «Салют», а также
применялись при выходе космонавтов в открытый космос.
В середине 80- завод "Вега" освоил и производство моделей-игрушек в 43м
масштабе. Так, начиная с 1986 года в серию пошла пластмассовая модель
ЗиЛ-169Г и модель прицепа ГКБ-8328.
некоторые образцы
моделей завода "Вега":
источники: текст - www.http://gp-zavod-arsenal.uaprom.net/; www.rcforum.ru |
ПО "Черноморская игрушка" -
одесское производственное объединение по производству игрушек и
сувенирной продукции. Пластмассовые игрушки в 43м масштабе выпускались в
период с начала 70х гг по 1991 гг. На отдельные экземпляры наносились
декали и хромирование.
Некоторые модели (в 43м масштабе) из производственной
линейки одесского объединения:
ГАЗ-24 "Волга"; ГАЗ-24 "Волга"-"Милиция"; ВАЗ-2102 "Жигули";
ВАЗ-2102 "Жигули"-"Милиция"; УАЗ-469, с тентом; УАЗ-469, открытый, с рамкой ветрового стекла;
некоторые образцы моделей "Черноморской
игрушки" :
источники: текст и образцы моделей -
www.scaleforum.ru; www.rcforum.ru |
ПО "Укрпромигрушка"
- донецкое производственное объединение по производству
игрушек и сувенирной продукции. Пластмассовые игрушки в 43м масштабе
выпускались в период с начала 70х гг по 1991 гг.
Некоторые модели (в 43м масштабе) из производственной
линейки донецкого объединени :
Rolls-Royce Silver Shadow Coupe; Autobianchi Primula Coupe;
Mercedes 250 SE; Corvette Rondine Pininfarina; Lancia Flavia
некоторые образцы моделей "Укрпромигрушки":
источники: текст и образцы моделей
-
www.scaleforum.ru; |
"Спутник" - завод по производству игрушек.
Функционировал с 1960-х до конца 1980-х годов в Уфе (ул.Кировоградская
д.36). В числе прочих выпускались пластиковые модели-игрушки ВАЗ 2101
приблизительно в масштабе 1/43. Так же в малом объеме были выпущены
модели ВАЗ 2102,которые шли в основном на экспорт. Основная же продукция
разнообразный ассортимент игрушек в т.ч заводные грузовики ЗИЛ 130 и ЗИЛ
133 ГЯ.
некоторые образцы моделей завода "Спутник":
источники: текст - www.rcforum.ru |
"Электромаш" - Херсонский
электромашиностроительный завод, он же -"Электромаш" (г.Херсон). Свою
биографию завод начал в 1930 году, когда был основан завод на базе
мастерских по ремонту электрооборудования тракторов предпринимателя
Батенко. Начав с ремонта магнето для американских тракторов "Фордзон",
завод выпускал первые советские динамо "КК" и магнето марки БОШ.
Впоследствии (1934г.) завод освоил производство и выпуск стендов для
испытания якорей динамо, индукционных аппаратов, намагничивающих
аппаратов и намоточных станков. В годы Великой Отечественной войны завод
был полностью разрушен. В 1946 году завершено восстановление завода,
налажен выпуск довоенной продукции.
В 1947 году начат выпуск электроизмерительных приборов. Продукция завода
пользовалась широким спросом на Украине и в других республиках бывшего
СССР.
В 1958 г. на базе Запорожского завода "Коммунар" был начат выпуск первого
автомобиля советской Украины - "Запорожец". На Херсонский завод была
возложена задача освоить производство запасных частей - полюсных
катушек, якорей, коллекторов (стартеры и генераторы поставлял Московский
завод АТЭ-1), а в 1960 году заводу было полностью передано производство
стартеров и генераторов для автомобиля "Запорожец".
В шест идесятых годах, с вводом новых мощностей, завод превратился
в современное предприятие с достаточно высоким для того времени уровнем
техники и технологии и полностью перешел на разработку и выпуск
автотракторного электрооборудования (стартеры, генераторы) и
комплектующих изделий для электронных систем зажигания. Впервые в
отрасли АТЭ завод освоил торцевой коллектор для стартеров, давший
значительную экономию меди и уменьшение веса стартера. В этот период
выпуск стартеров достиг уровня 1 млн. 250 тыс. шт., генераторов - до 620
тыс. шт. в год, сбыт продукции завода распределялся следующим образом:
Украина - 68%, Россия - 27%, Беларусь - 5%. Экспортные поставки
продукции производились в 15 стран мира. После предательских Беловежских
соглашений и распада Советского Союза в начале 90-х годов, в условиях
уже независимой украинской экономики, а также несовершенства таможенных
правил и норм валютного регулирования между странами СНГ, хронической
неплатежеспособности потребителей, резко упал спрос на изделия завода от
традиционных потребителей. Значительно уменьшился экспорт продукции,
доля экспорта сократилась до 8,6% в Россию и 0,2% в Беларусь.
В советский период завод умудрился наладить и производство пластмассовых
игрушек-моделей в 43м масштабе. Так в период с 1988 года до начала 90х
гг серийно выпускался ГАЗ-69, а с 1987 по 1997 гг - модель-игрушка
УАЗ-469.
некоторые образцы
моделей завода "Электромаш":
источники: текст -
http://ukrmodels.org.ua |
Приборостроительный завод «Эталон»
- завод в Казахской ССР, выпускавший высокотехнологичную
продукцию: термостатическое оборудование, медицинские универсальные
мониторы для контроля физиологических параметров, мониторы ЭКГ,
измерительно-вычислительные комплексы и многое другое.
Среди номенклатуры продукции завода нашлось место и масштабным моделям в
43м масштабе. В середине 80х гг прошлого столетия завод освоил
производство модели-игрушки НАМИ-1 и выпускал ее до начало 90х гг.
некоторые образцы
моделей завода «Эталон»:
источники: фото
моделей - www.rcforum.ru |
Киевский
экспериментально-механический завод игрушек имени Н.Ф.Ватутина. -
советское специализированное предприятие по выпуску металлических,
пластмассовых, комбинированных и каркасно-обшивных игрушек с
механическими и электромеханическими приводами (г.Киев, ул. Боженко,
79). Помимо непосредственно игрушек, завод выпускал широкую гамму
римейков коллекционных моделей фирм Mebetoys-Mattel и Politoys.
Также завод отметился выпуском модели собственной разработки - ГАЗ
М-2401 "Волга". Римейки фирм Mebetoys и Politoys изготавливались в
металле. У всех моделей открывались двери, капот, крышка багажника, у
некоторых двигались спинки передних сидений. На самых ранних
устанавливались хромированные рули. Упаковка - коробки: глухие цветные;
в первое время выпуска коробки с надписью «В/О Новоэкспорт» и бумажными
вкладышами с указанием Арт., цены и т.д. Со временем дизайн менялся. В
какой-то период была тенденция упаковки ремейков в "не свои" коробочки
на которых ставились чернильные штампы с названиями и ценой моделей
которые там находились.
Диски и шины стандартные для всех Киевских ремейков. Исключение
составили лишь ранние задние шины "Ferrari 330 P4", но судя по
протектору - это комплектация родных шин Mebetoys. "Alfa-Romeo Iguana"
комплектовалась двумя типами пластиковых колес.
Станки для литья под давлением и сама оснастка для литья моделей была
куплена в Италии. Оборудование помогал устанавливать и запускать
итальянский специалист Orlandi. С нашей стороны освоением выпуска
моделей занимался главный технолог завода Савелий Степан Иванович. За
время запуска оборудования, для общения с итальянцем, прибегали к помощи
нескольких переводчиков, но технический итальянский никто из них не знал
и поэтому два специалиста сами нашли общий технический язык и обошлись
без переводчиков.
На заводе было запущено две машины для литья цинковых сплавов под
давлением - это "ИДРА" и "КОСМАТИК". Вся оснастка для литья моделей была
разработана и выполнена в Италии. Единственная советская модель которая
производилась на заводе Ватутина - это "ВОЛГА М-2401". Создателем
оснастки для этой модели является Сергиенко П. Е.
Модели "Волг" выпускались с двумя типами дисков: стандартными четырехспицевыми / "римейковскимы" / и восьмиспицевымы / не попадались и
не видел фото, и слабо верится, что для одной модели делали спецдиски /.
Шины стандартные-"римейковськие", но на самых первых ранних выпусках
были установлены 4 широкие шины / а ля Феррари П4 ранние задние /. В салоне были передние сиденья как с откидными спинками / скорее всего
ранние /, так и с цельнолитыми.
Поздние выпуски без хрома и значительно хуже по покраске.Коробки также были разными.Ранние модели стоили 4 руб 95 коп,
Позже цена снизилась до 4 руб 50
коп.
некоторые образцы моделей завода им.
Ватутина:
источники: компилляция текстов с сайтов:
www.scaleforum.ru; www.rcforum.ru |
ГАЗ -
Горьковский
автомобильный завод, - одно из крупнейших предприятий
автомобильной промышленности СССР, выпускает легковые и грузовые
автомобили. Закладка завода состоялась 2 мая 1930, вступил в строй 1
января 1932 и начал выпускать 1,5-тонные грузовые автомобили ГАЗ-АА и
легковые ГАЗ-А. В довоенные годы завод производил также грузовики
ГАЗ-ААА, ГАЗ-61 с двумя ведущими осями, газогенераторные автомобили,
тягачи, легковые автомобили ГАЗ-1, «Пикап» и др. Всего до 1941 заводом
выпущено 18 моделей грузовых и легковых автомобилей. В годы Великой
Отечественной войны 1941—45 завод выполнял заказы фронта. После войны
выпускал грузовые автомобили ГАЗ-51 и ГАЗ-63, легковые «Победа», ГАЗ-12
и ГАЗ-69. В 1956 начат выпуск легкового автомобиля «Волга», заменившего
машину «Победа», с 1959 — автомобиля «Чайка». С 1966 основные модели
грузовых автомобилей завода: ГАЗ-53, ГАЗ-66 (в 1969 присвоен
Государственный знак качества) и их модификации. Вместо старых моделей
легковых автомобилей начато производство (1969) более комфортабельного и
быстроходного автомобиля ГАЗ-24. Г. а. з. — предприятие
массово-поточного производства с высокоразвитой внутризаводской
специализацией. Выпуск продукции в своетский период
систематически рос. Заводу в годы войны 33 раза
присуждалось переходящее Красное знамя ГКО, которое оставлено коллективу
на вечное хранение. Награжден 2 орденами Ленина (1941, 1971), орденом
Красного Знамени (1944), орденом Отечественной войны 1-й степени (1945).
Помимо основной продукции - легковых и грузовых
автомобилей, завод выпускал и некоторую побочную. Не обошел ГАЗ своим
вниманием и масштабные копии автомобилей. В классическом, 43м масштабе,
на заводе выпускалось четыре модели: ГАЗ-3102 "Волга" (в конце 80х гг.),
ГАЗ-14 "Чайка" (с 1985 по 1989 гг.), небольшое кол-во копий саратовских
моделей ГАЗ-24 "Волга" и четырехфарный ГАЗ-24 "Волга" на собственной
заводской форме.
некоторые образцы
моделей завода "ГАЗ":
источники: текст -
http://dic.academic.ru/;
www.rcforum.ru |
УАЗ -
Ульяновский автомобильный завод им. В.И.
Ленина, —
предприятие в Ульяновске, основано в июле 1941 года. Во время Великой
Отечественной войны руководством СССР было принято решение о эвакуации
московского автозавода ЗиС в Ульяновск. 20 октября 1941 года сюда
прибыли из Москвы первые специалисты, а в мае 1942 года предприятие
начало выпуск автомобилей ЗИС-5, через 2 месяца предприятие выпускало до
30 грузовиков в сутки.
22 июня 1943 года Государственный комитет обороны принял решение о
строительстве в Ульяновске автомобильного завода на базе эвакуированных
мощностей ЗиСа. К маю 1944 года, был собран первый опытный образец
3,5-тонного грузовика — УльЗИС-253. В конце 1944 года выпуск ЗиС-5 был
передан на автозавод в Миассе, а заводу было поручено освоить и наладить
выпуск автомобилей марки ГАЗ-АА.
С 26 октября 1947 года предприятие собирало грузовики ГАЗ-АА, с 1954 года
ГАЗ-69, а с 1956 года изготавливало ГАЗ-69 и ГАЗ-69А из узлов
собственного производства. На заводе был создан малотоннажный грузовик
УАЗ-450Д. В мае 1966 года в Москве, грузовой автомобиль УАЗ-452Д был
удостоен золотой медали ВДНХ. 15 декабря 1972 года с конвейера
Ульяновского автозавода сошли первые УАЗ-469. Миллионный автомобиль
сошёл с конвейера завода 18 февраля 1974 года. В 1985 году вездеход был
модернизирован и, согласно новой классификации, получил индекс 3151.
Выпускался в модификациях 31512, 31514, 31519 и других до 2005 года. С
1999 года также выпускалась удлинённая модификация УАЗ-3159 «Барс».
В 1980-е годы началась разработка новой модельной линии более крупных
внедорожников, но в серийное производство разработанный УАЗ-3160 вышел
только в 1997 году. C 2000 года начала выпускаться доработанная и
удлинённая модель УАЗ-3162 «Симбир».
В номенклатуре продукции УАЗа в советский период были и масштабные
модели в 43м масштабе. Так, достоверно известно, о выпускавшейся с
середины 80х гг вплоть до 1991 г. модели "буханки" УАЗ-452В в 43м
масштабе и о модели УАЗ-469 - с 1986 по 1991 гг.Модели были почти
идентичны саратовским вариантам. Окрашивались масштабные копии той
же краской, что и настоящие автомобили. В 80-е гг. - это хаки и
бежевый. В 90-е к ним добавился перванж (голубой), вишнёвый и тот, что в
паспорте ТС назывался "Белая ночь", а при регистрации был записан как
светло-серый.
некоторые образцы моделей завода "УАЗ":
источники: текст -
http://dic.academic.ru/;
www.rcforum.ru |
АТЭ-1 - Московский завод автотракторного
электрооборудования (АТЭ-1) является одним из крупных старейших
предприятий отечественной автомобильной промышленности. Первое время
завод входил в состав заводов Московского Электрокомбината — первого в
СССР производственного объединения, объединяющего важнейшие для страны
электротехнические предприятия — Завод автотракторного
электрооборудования, Электроламповый завод (ныне АО «МЭЛЗ»),
Трансформаторный завод (ныне Московский электрозавод имени Куйбышева) и
Прожекторный завод (ныне ГП «Московский прожекторный завод»).
К 90-м годам завод АТЭ-1 выпускал порядка 95 типов электромашин и
электроаппаратуры. Основной продукцией завода стали генераторы
различного типа, стартеры, реле-регуляторы, электродвигатели и др. Его
электрооборудованием комплектовались автомобили, тракторы, комбайны и
другая техника, выпускаемая заводами ЗИЛ, ГАЗ, АЗЛК, ПО «Кировский завод»,
Ростсельмаш и др. За большие производственные успехи завод был награжден
орденом Трудового Красного Знамени.
В линейке продукции АТЭ-1
советского периода были и коллекционные модели. Так, на протяжении
довольно длительного периода завод выпускал римейки масштабных моделей
фирмы "Mebetoys", такие как: Maserati-Mistral,
Autobianchi Primula и др.
некоторые образцы моделей
завода АТЭ-1:
источники: текст скомпилирован по
материалам сайтов www.specportal.com |
ЗТМК - Запорожский титано-магниевый комбинат.
Днепровский магниевый завод (ныне – ГП «ЗТМК») встал в строй действующих
23 декабря 1935 года. За высокие производственные достижения в апреле
1939 года Днепровский магниевый завод награжден орденом Трудового
Красного Знамени. Во время Великой Отечественной войны завод эвакуирован
на Урал. В 1954 году принимается решение о строительстве в Запорожье
завода по производству титановой губки.
29 июня 1956 года завод вступает в
строй действующих и страна получает первый отечественный промышленный
титан.
20 февраля 1960 года введен в строй
действующих цех электролиза и получена первая партия запорожского
послевоенного магния. Производство
германиевой продукции освоено в 1958 году, а в марте 1964 года –
производство полупроводникового кремния. В
1968 году начато производство трихлорсилана.
В апреле 1970 года решением
Министерства ЦМ СССР в состав завода вошел Северодонецкий
химико-металлургический завод, поэтому Днепровский магниевый завод
получает статус комбината.
За успешное выполнение заданий по
выпуску титана и магния, совершенствование технологических процессов и
освоение новых видов продукции 4 января 1971 года комбинат награждается
орденом Ленина.
16 декабря 1985 года Указом
Президиума Верховного Совета СССР за большие заслуги титано-магниевой и
полупроводниковой промышленности, достигнутые успехи в выполнении
плановых заданий одиннадцатой пятилетки комбинат награждается орденом
Октябрьской революции. И этот орден становится третьим по счету на
знамени комбината.
В 1985 году завод по производству игрушек, Прогресс, передал оснастку
модели 966го "Запорожца" на ЗТМК, где она пролежала без движения до 1994
года. В 94 году попытались начать производство, но не прошли худ.
комиссию. После чего попытались исправить геометрию кузова. Изменили
боковые и передние ползуны, а на задней ползушке сошлифовали оформляющую
номера. Матрицу и пуансон не трогали. Выпущено было всего около
100 шт. после чего от идеи выпускать модель отказались.
источники: текст скомпилирован по
материалам сайтов -
http://ztmc.zp.ua; www.rcforum.ru |
КЭМЗ - Костромской
электромеханический завод, - головное предприятие КПО ВЗУ( Костромское
производственное объединение внешних запоминающих устройств) МРП СССР.
ЗЭМЗ - Загорский электромеханический завод.
Оба предприятия в период с 1982 по 1993 гг. выпускали масштабную
модель-игрушку: МАЗ-503А, причем отливки под модели делал только
загорский завод. Ранние модели МАЗов, выпускавшиея в Костроме
окрашивались в цвет металик. Первые выпуски также имели узел крепления
кабины, расположенный немного ниже и имитацию номерного знака в правой
части переднего бампера, а также имели рамки передних окон,
загнутые вниз к внешним сторонам кабины, у более поздних выпусков они
загнуты вверх.
некоторые образцы
моделей заводов КЭМЗ и ЗЭМЗ:
источники: текст - www.rcforum.ru |
Фабрика "Кругозор" /Москва/
- Известнейшая на весь Советский Союз фабрика детских игрушек. Ее
строительством занимались в далекие советские времена, и, как всегда в
те годы, к вопросу подошли масштабно. Фабрику было решено строить в
столице нашей родины, решение принято было в 1965 году, и партия
поставила задачу так, что реализация ее привела к тому, что фабрика
получилась огромной.
С самого начала на «Кругозор» было завезено лучшее оборудование, и
ежегодно это предприятие обеспечивало куклами, машинками и прочими
игрушками детей на всей территории СССР.
Фабрика "Кругозор" запомнилась
и выпуском моделей-игрушек римейков иностранных коллекционных машинок в
43м масштабе, таких как: Исо-Ривольта, Опель-Кадетт, Матра-530, Alfa
Romeo 2600 Berlina и др.
некоторые образцы моделей
фабрики "Кругозор":
источники: текст скомпилирован по
материалам сайтов:
www.fabrika-igrushek.ru |
ОЗМГиC - Опытный завод металлической
галантереи и сувениров, г.Ленинград. Завод
выпускал 4 типа моделей-ремейков в 43м масштабе.
Каждая модель имела индивидуальную коробку с рисунком и текстовой частью,
коробки были оформлены в едином стиле. Номенклатура
моделей: 1. Alfa Romeo Giulia 1600SS Bertone 2. Fiat 500 Giardiniera 3.
Innocenti Morris IM3 4. Ford Consul Cortina. Выпуск первого римейка
приходится ~ на 1977 г. Это была модель Ford
Consul Cortina, 1962г.
некоторые образцы
моделей ОЗМГиС:
источники: текст -
www.beldiecast.ucoz.com |
|
|
|
последнее обновление страницы -
18.05.17 |
111 |