111 |
Музей городского электротранспорта г.Санкт-Петербурга |
>> 13.02.2015 В апреле 2013 г. посетил я
музей городского электротранспорта Санкт-Петербурга. Давно туда
порывался и наконец-то в выходной день выбрался. Жить в трамвайной
столице и не посетить музей этих самых трамваев, по-моему, грех.
:) Так что, всем, кто еще не был там, очень настоятельно рекомендую это сделать. В музее
собраны трамваи и троллейбусы разных эпох. Троллейбусов не много, но
,пожалуй, выставлены самые значимые в жизни Ленинграда машины. Трамваев
в огромном ангаре, бывшего, кстати, Василеостровского трамвайного парка ,
подавляющее большинство. Я выложу здесь только треть кадров, сделанных
мной в тот день, чтобы дать общее представление об экспозиции.
Гораздо лучше и интереснее все-таки посетить это тотемное для трамваев
место лично. Экскурсия идет в строгом соответствии с хронологией истории
питерского трамвая. Сначала Вам предлагают посетить дореволюционные
"конку" и английский
"Brush", затем ранние советские
МС-1, МС-2, МС-4 и легендарную "американку", потом знакомство плавно
перетекает в послевоенный период, вплоть до экземпляров конца 90х годов
прошлого века. По окончании экскурсии посетителям предлагают за
дополнительную плату прокатиться на старом трамвайчике.
Общий вид ... Расстояния ,чтобы охватить широкоугольным объективом всю экспозицию, явно не хватило..:)
Знаменитая "конка"! Она стала прообразом будущего питерского трамвая на электрической тяге. Запряженный двумя лошадками экипаж, двигался по рельсам дореволюционного Петербурга.
Трамвайный вагон МС-1 в такой вот необычной ливрее.. Есть в экспозиции и знаменитые "старички": МС-2,МС-4,МСО-4, ЛМ-33.. Лучше, конечно, их увидеть живьем, непосредственно в музее, а я выложу ниже лишь некоторые служебные надписи в салонах этих трамваев, которые были подсмотрены мной во время экскурсии. См. фото ниже.
Первые годы советской власти были очень непростыми и в плане культурного воспитания граждан.. Но довольно быстро Ленинград стал культурной столицей Советского Союза. Возможно, и благодаря таким предупреждениям..:)
Выражение "метр с кепкой", наверное, все помнят? Вот, отсюда и растут у него "ноги" :) Пассажиром с ростом ниже метра полагался льготный проезд.
А между прочим, в ленинградском транспорте народ всегда очень мало разговаривал. Не знаю ,как в 20е гг, но в 80х все было гораздо культурнее, чем сейчас..
Двери старых вагонов были открытыми..
Шрифт надписи характерен для 20х годов прошлого столетия..
Чем-то напоминает старые почтовые ящики на дверях квартир..:)
Маршрутный трафарет..
Легендарный питерский трамвай - ЛП-49 "Слон". Прозвище "Слон" - народное, и унаследовал его ЛП-49 от более ранней модификации, ЛП-47. Я такие трамваи в силу возраста не застал.. Салон ЛП-49 был достаточно широким, а кресла и диваны были мягкими! Это было ноу-хау на отечественных трамваях. :) Трамваи ЛМ-ЛП-49 выпускались Ленинградским вагоноремонтным заводом (ВАРЗ) с 1949 года несколькими сериями. На линии «слоны» выходили вплоть до 1983 г. Но к тому времени у части прицепных вагонов не был полностью выработан ресурс, и поэтому ЛП-49 цепляли к более современным ЛМ-68М. Подобные сцепки в народе называли "динозаврами" :)
Эмблема ленинградского ВАРЗа на трамвае ЛП-49...
А вот и просторный салон ЛП-49. Мягкие диваны и одиночные мягкие сидушки. Прямоугольные плафоны освещения. Довольно интересные раздвижные двери. Со слов экскурсовода, двери доставляли немало неприятностей пассажирам и водителю - частенько застревали.
Знакомая табличка? Точно! Подобные надписи мелькали во многих видах общ. транспорта..
Старый знакомый - компостер... Честно говоря, мой любимый компостер был прямоугольной формы (очень часто ставился в венгерских автобусах - "Икарус") - в нем талончики не застревали, а вот из такого порой было и не вытащить билет...
Сочлененный трамвай ЛВС-90. Это опытный трамвай , выпущенный в единственном экземпляре. Трамвай повышенной вместимости. По сути - это три спаренных вагона.
Сигнальный катафот.. Загорался на остановке при посадке-высадке пассажиров..
Трамвай 71-605 (КТМ-5М3). Обойти стороной этот агрегат никак было нельзя! Это самый массовый советский трамвай! В Ленинграде такие машины также бегали хоть и в небольших количествах. В город их поставляли в начале 80х ,в период реконструкции ленинградского ВАРЗа с Усть-Катавского вагоностроительного завода имени Кирова (УКВЗ). Мне почему-то они врезались в память на маршруте по Садовой линии у Гостинного двора и, что интересно, на ярославских маршрутах.. Бывал я и там.. :)
Сдвижная дверь трамвая 71-605. В детстве мне они казались какими-то ультрасовременными на фоне классических дверей ленинградских трамваев серии "ЛМ". :)
А это мой самый любимый трамвай!
ЛМ-68, по прозвищу "аквариум"... В музее он представлен в красно-белой
ливрее, но для меня такие трамваи наиболее близки были в желто-зеленом
окрасе.. Я застал их в детстве.. Примерно до начала горбачевской
Перестройки они бегали по ленинградским рельсам. А мой наиболее частый
маршрут - №36, соединяющий и по сей день Стрельну с Питером,
обслуживали именно желто-зеленые "аквариумы". На фото, ниже, можно увидеть
один из них, засветившийся в фильме "Сержант милиции" ...Серийный выпуск
ЛМ-68 начался в 1969 году, тогда было изготовлено 24 вагона. С 1970 ВАРЗ
(Лен.вагоноремонтный завод)
полностью перешёл на выпуск ЛМ-68, тогда же начались поставки этих
вагонов в другие города Союза. В Ленинграде последние вагоны ЛМ-68 были
сняты с пассажирской эксплуатации в 1988 году.
ЛМ-68 в советском детективе "Сержант
милиции"... Остановка ул. Пограничника Гарькавого в фильме почему-то
фигурирует как "Лебяжьи пруды" :) Эти места мне
родные..
Салон трамвая ЛМ-68. Что интересно, салон этой модели выглядел породистее, чем салон последующей - с индексом "М". Большую роль в восприятии, конечно, играло остекление в крыше. В сочетании с молочно-белыми, круглыми плафонами освещения, большими панорамными окнами, крупными маршрутоуказателями на торцах , трамвай выглядел вполне презентабельно. Но, к сожалению, эксплуатация показала, что модель ЛМ-68 несовершенна. Причиной малого срока службы этой модели трамвая стал низкий запас прочности у рамы и каркаса кузова. У некоторых вагонов после нескольких лет эксплуатации наблюдались отклонения от геометрии кузова в районе передней и задней площадок. В дальнейшем это послужило причиной разработки и производства следующей модели - ЛМ-68М, с более упрощенным и надежным кузовом.
Экскурсовод в ходе знакомства с моделью ЛМ-68 едко заметил, что крышевые окна трамвая частенько протекали.. Мне лично эта модель текучей не запомнилась.. А вот с потолка последующей модели - ЛМ-68М, по прозвищу "Машка", капало и довольно часто.
- Напился до бесчувствия?! Будешь платить за проезд?!
Подвесные урны для использованных билетов.. Помните такие? :)
А вот и легендарная уже "Машка". Трамвай-долгожитель! Также детище Ленинградского вагоностроительного завода. Эти машины эксплуатируются в Ленинграде, ой, пардон, в Санкт-Петербурге, и по сей день, хотя, уже довольно активно вытесняются более современными моделями, и не только питерскими.. Надо сказать, что трамвай выглядит очень утилитарно: как внешне, так и по существу. Но похоже, что уже настал тот момент, когда и к этому "гадкому утёнку" ВАРЗа начинаешь испытывать ностальгические чувства.:)
Компостеры для погашения абонементных талонов.. Это старые образцы, 50-60х годов. Я такие в детстве застать не мог :)
Кассы для приема оплаты за проезд. Интересно, что вариант кассы в красном и тот, что правее, в детстве -в начале 80х, я встречал. Но не могу точно сказать, на каких маршрутах.. Возможно, даже не в Ленинграде, но точно такие попадались на глаза.
Ну, это что-то вообще древнее.. Наверное, 50е гг.
Вариант в красном цвете слева также встречал в детстве, но нечасто, а касса справа- конечно же, классическая для 80х гг...
Эх..ностальгия. Кидаешь монетки - откручиваешь и отрываешь билетик! Иногда кидаешь меньше, чем надо! Ребенку все простительно! :)
Талоны на проезд! Продавались обычно в специальных ларьках, либо непосредственно у водителя транспортного средства! В пачечке было по 10 шт. А цена проезда....! Это страшный сон нынешнего олигархического ворья! :)) Транспорт в стране был фактически бесплатным, если сравнивать с нынешними ценами.
Троллейбус ЯТБ-1. Это, бесспорно, ленинградская легенда! С них началось троллейбусное движение в городе на Неве. Машина значится под зав.номером 44 , а восстановлена была к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году.
Этот троллейбус попался мне и на выставке "Улица жизни" под открытым небом в январе, 2014 года.. Увидеть на питерской улице его можно здесь..
Салон ЯТБ-1. Какая-то домашняя обстановка. Занавески, мягкие диваны.. Свет от вспышки, но ,думаю, при включенном салонном освещении обстановка в салоне будет еще романтичнее...
Потолочные плафоны напоминают метрополитеновские. В таком вагоне грех ехать стоя, потому наверное поручней под потолком и нет. :)
Кабина ЯТБ-1. Деревянное рулевое колесо, какая-то примитивная панель..нет,не панель,а панелька приборов и рычажок слева.
Еще одна легенда ленинградских першпектив...:)
"Синий" троллейбус - МТБ-82Д. Такие машины работали на
питерских маршрутах с 1947 по 1975 год! Огромный срок! Брутальный
красавЕц!
Салон МТБ-82Д напоминает старый вагон метрополитена. Полукруглая крыша, мягкие диваны, много хрома.. Даже цветовая гамма пересекается с цветами классических вагонов метро тех лет. Безусловно, присутствует ощущение комфорта.
Уютный салон. По правде, не хотелось даже покидать его..:)
Черезчур герметичная кабина водителя сквозь стекло не хотела фокусироваться "на автомате"..Поэтому щелкнул наспех и побежал за экскурсоводом к след. экспонату..:)
Троллейбус ЗиУ-5Г. А такие машины я застал в раннем детстве. Где-то до начала горбачевской Перестройки они шустрили на питерских улицах, постепенно уступая место новой модели - ЗиУ-682..
Странно, но я почему-то не сделал ни одного фото салона этого троллейбуса. Видимо, отвлекли меня :) А салон у ЗиУ-5Г достаточно просторный и в светлых тонах. Чисто .как в аптеке!
Троллейбусы ЗиУ-5 на ленинградских маршрутах появились в 1960 году. Они пришли на смену культовым МТБ-82.производились эти машины в городе Энгельс Саратовской области, на заводе имени Урицкого. Непосредственно этот экземпляр ЗиУ-5Г был восстановлен в начале 2000х гг.
ЗиУ-682Б. А этот дивайс всем, несомненно, знаком! :) Ранние экземпляры, конечно, уже на улицах российских городов не встретишь, но прямых потомки 682ых сплошь и рядом.. Троллейбусы этого семейства знаю столько времени, сколько и себя помню. Это самый массовый советский троллейбус!
Серийное производство модели ЗиУ-682 было организовано на заводе имени Урицкого в 1972 году. С того же года новые вместительные троллейбусы стали поступать в Ленинград.
Ну, а в завершении экскурсии всем посетителям было предложено прокатиться несколько кругов на стареньком МС-4
|
13.02.15 |
111 |