Либерализм и торжество Хама
Полемические заметки о бедах современной России
Александр Афанасьев
29.03.2019
Каждое время характеризуется каким-то крупным явлением. Но не однозначно,
а в противоречиях, в борьбе разных тенденций. В линейном плане XXI век явил
себя победоносным торжеством буржуазного либерализма. Для этого достаточно
вспомнить триумфальную встречу нового миллениума в Соединённых Штатах
Америки. Но уже в этот, святой для него момент, в слащавом лике либерализма
весьма явственно проглядывали отвратительные черты библейского Хама. Само
торжество либерализма было в высшей степени хамским – самодовольным,
ликующим и демонстративно непочтительным к другим временам и народам.
Я, скорее, лирик, чем физик, но во взаимодействии либерализма и хамства мне
видится своеобразное проявление закона сообщающихся сосудов. Но не в плане
равенства уровней однородных жидкостей, а в той части закона, где речь идёт
о неравенстве уровней разных по плотности жидкостей. Либерализм вполне
сопоставим не только с водой, но вообще с некоей подвижной, текучей и весьма
разреженной средой. Хамство же представляется мне намного более твёрдой,
грубой и плотной субстанцией. И, если в сообщающиеся социальные «сосуды»
равномерно «вливать» компоненты либерализма и хамства, то хамство, в
конечном счете, просто вытеснит либерализм. То же самое произойдёт и при
диффузионном проникновении «молекул» хамства в субстанцию либерализма.
Нечто подобное мы видим в современном мире. Достигнув своего апогея в идее
глобализма, буржуазный либерализм вдруг стал стремительно скукоживаться,
трусливо уступая место набирающему силу Хаму. Из традиционно слабых в
культурном отношении США хамство стало плавно перетекать в цитадель мирового
либерализма – Европу, а затем пошло гулять по всему миру, обрушиваясь своей
наглой мощью, прежде всего на страны с богатыми культурными традициями –
Китай, Индию, Россию, Ирак, Сирию. При этом в качестве главного орудия
разрушения культурного традиционализма в упомянутых странах США использовали
идеи вульгарного демократизма и псевдогуманные ценности абсолютистской
свободы.
Что касается России, то здесь либерализм и хамство с самого начала «святых»
девяностых годов прошлого века обрушились на российское общество в такой
плотной связке, какой нет и, пожалуй, не будет уже нигде в мире. В отличие
от Запада, где всё же первичным следует считать либерализм, в России в
связке либерализм-хамство необходимо признать первичность именно хамства.
Вряд ли у нас либерализм утвердился бы столь полно и мощно, если бы ему не
пришёл на помощь его величество Хам.
Беловежье, захват Ельциным власти в стране, мошенническая приватизация,
надругательство над советским строем, духовное насилие толерантности, - всё
это носило в первую очередь черты откровенного хамства, которое затем
наскоро прикрывалось фиговым листком либерализма.
Не удивительно поэтому, что слабый и инфантильный российский либерализм,
превращённый российским хамством в государственную идеологию постсоветской
России, столь трепетно и благодарно относится к нахрапистому и циничному
российскому хаму. Здесь вполне применима русская пословица «рука руку моет»,
но употребляемая не в прямом, а в переносном смысле. В прямом смысле
пословица обычно оканчивается словами – «и обе чистыми бывают». В реальной
российской действительности обе «руки» остаются грязными, но создают друг
для друга видимость чистоты.
Возьмём всего лишь пример с навязшей у нашего общества в зубах коррупцией,
превратившейся в главную проблему современной России. Разве так уж трудно
навести порядок в этой сфере? Если власть не устраивают существующие законы,
она имеет все права и возможности для их корректировки в сторону ужесточения
и наведения порядка. Если не годятся судебные органы, достаточно
перетряхнуть огромный юридический корпус и призвать к работе честных и
неподкупных судей. Если остаётся сомнение в качественности человеческого
фактора, можно установить жёсткий общественный контроль и обязать надзорные
государственные органы работать в тесном контакте с общественностью.
Всё это можно было бы успешно проделать в стране за прошедшие почти тридцать
лет, но фактически в этом плане ничего не делается. Даже свода законов
Российской Федерации у нас до сих пор нет. А почему? Потому что упорядочение
правовой сферы очень не нравится российскому хаму, который, вводя режим
буржуазного либерализма в нашей стране, обеспечил себе полную свободу
действий в политической, экономической, социальной, культурной и духовной
сферах. Какую бы сегодня мы ни взяли из этих областей, везде наткнёмся на
поблажки и преференции для его величества хама. Даже когда его хватают за
руку в реальных преступлениях, он умудряется ускользать от правосудия,
используя наворованные средства.
Что в своей сути представляют явления либерализма и хамства, как по
отдельности, так и в их совокупности? Говоря об импотенции либерализма, я
имею в виду не его физическую неполноценность, а его духовную инертность и
пассивность. Я рассматриваю это явление не как половое бессилие (судя по
обилию интимных связей, с этим у большинства либералов всё в порядке), а как
бессилие вообще, бессилие абсолютное, сущностное. Либерал в личном плане не
лишён нравственного начала. Но оно в нём присутствует, скорее, как вялое
благодушие, как объявление о благих намерениях, а не как побуждение к
действию.
Возьмём для сравнения шекспировского Гамлета. Первоначально он предстаёт
перед нами как нравственная личность либерального толка. Он высоко ценит
свою нравственную чистоту и даруемый ею душевный покой. Узнав о венценосном
преступлении, он мучится, не хочет нарушать свой покой и терять
приобретённую чистоту. Отсюда центральный монолог – «Быть или не быть?». Но
не что иное, как именно нравственность, пробуждает в нём чувство долга,
требует восстановления справедливости, побуждает к действию. Всё это
приводит к подвижничеству и жертвенности и завершается смертью героя,
которому воздаются воинские почести.
Не таков либерал. Он холит и нежит свою нравственность, но не для других, а
исключительно для себя. Пусть рушится мир, гибнут люди, страдают дети. Он
всем им будет сочувствовать и сострадать. И умиляться своим состраданием.
Но он пальцем о палец не ударит, чтобы внести свою лепту в укрепление мира,
спасение людей и облегчение детских страданий. Для всего этого, по его
твёрдому убеждению, есть другие люди, которые по обязанности или каким-то
личным побуждениям должны заняться грязными практическими делами. Но каждый
их практический шаг либерал сурово осуждает, причём с позиций высочайшей
нравственности.
Хам по своей сущностной природе представляет полную противоположность
либералу. Это человек дела, но не дела вообще, а дела циничного, глумливого,
безнравственного в своём существе. Библейский Хам, второй сын Ноя, отличился
не только бесстыдством по отношению к нагому отцу, но и поношением его перед
братьями. На всех хамах лежит библейское проклятие и клеймо низкородства.
Владимир Даль определял всех хамов как подлый народ, людей низкого
происхождения и неучей.
Как ни странно, при всём поведенческом различии у либерала и хама есть одна
общая сущностная черта, которая делает их едва ли не сиамскими близнецами.
Черта эта – гипертрофированный эгоизм. Эгоизм либерала имеет нарциссическую
природу. и мифический Нарцисс, либерал, если ему позволяют обстоятельства,
готов любоваться своим зеркальным отражением до бесконечности, считая именно
это любование делом всей жизни. Хам, разумеется, не обладает благообразной
внешностью. Но она ему и ни к чему. Главным для него является собственное
личное самоутверждение наперекор всем и всему, и прежде всего наперекор
презираемой им нравственности.
Беда современной России состоит не только в том, что хамов в ней оказалось
непропорционально много. Намного страшнее то, что благодаря угоде и
потаканию либералов хамы остаются безнаказанными и даже занимают
господствующие позиции в обществе и государстве.
В силу этого само российское общество утрачивает собственную органику и
создаёт в своём чреве новый вид homo sapiens – либрохамов или хамолибров.
Наподобие лигров – помесей льва и тигра. Как правило, обличие у этих
мутантов вполне человеческое. Но повадки у них человеконенавистнические. «По
бороде Авраам, а по делам – Хам», - говорит о таких людях русская пословица.
В качестве иллюстрации хочу сослаться на феномен некогда симпатичного мне
талантливого актёра Алексея Серебрякова, блистательно сыгравшего главную
роль в кинофильме «Штрафбат». Уезжая на постоянное жительство в Канаду, он
громко хлопнул дверью, объявляя о неприятии царящего в России «хамства».
Можно оставить на его совести явный перебор в определении этого
действительно присущего современной России явления, ибо какие-то конкретные
хамы его, по-видимому, действительно «достали». Однако спустя некоторое
время актёр, выступая в Лондоне на форуме, обвиняет именно Россию в «разжигании»
мировых конфликтов. При этом он не приводит никаких доказательств, а
попросту ссылается на свои пацифистские убеждения.
Как либерал Серебряков кичится своим пацифизмом, отвергая тем самым не
только как таковую войну, но включая и право на самооборону, а также любое
применение силы, – даже в интересах собственной безопасности.
Но как хам он, будучи в логове врага, строящего против нашей страны гнусные
козни, упрекает исключительно свою Родину в том, в чём должен был бы
обвинить, прежде всего, наших недругов. И подобных Серебрякову двурушников
развелось сейчас в нашей стране катастрофически много.
Серебряков, по крайней мере, покинул страну по «идейным» соображениям. Но
основная масса хамолибров остаётся здесь, сея рознь и недовольство в стране
и плодя в массе себе подобных духовных мутантов.
Господа! Нам всем пора уже определиться, кто мы такие: с одной стороны, –
либералы мы или хамы, а с другой стороны, – действительно ли мы порядочные
люди, или только прикидываемся патриотами своей страны. Лично для меня хам
неприемлем вообще. В хаме не просто воплощаются все негативные черты,
присущие так называемым «отщепенцам». Все поступки хама балансируют на грани
и за гранью криминала. Даже если сам хам не переступает закон, он своей
брутальностью работает на криминал, создавая для него благоприятную
атмосферу в обществе. На практике большинство хамов, как правило,
перескакивают через правовую грань, по сути, сливаясь с криминалом. В силу
этого к хаму нужно относиться бдительно и жёстко, действуя не только
отрезвляющим словом, но и быть готовым к применению необходимой и
достаточной силы.
Либерал терпим только в том случае, если он честен с самим собой и отдаёт
себе отчёт в своих слабостях. Когда же либерал упивается своей мнимой
порядочностью и ставит палки в колёса государственной машины или чернит
добросовестных и честно исполняющих свой долг граждан, – это уже больше хам,
чем либерал. И вовсе нетерпим либерал, стремящийся к оправданию хама и
действующий с ним заодно. К таким хамолибрам нужно относиться даже жёстче,
чем к откровенным хамам, ибо они являются рассадниками всего самого худшего
в общественной среде – лжи, фальши, нечестности, неверности, вероломства и
вопиющей несправедливости.
Подлинная порядочность проверяется простым способом: вера без дел мертва (Иак.
II, 20). Но не только вера мертва без дел. Без соответствующего доброго дела
все нравственные качества личности, общества и народа становятся мёртвым
грузом. Именно бездеятельность и прекраснодушная умозрительность порождают
скользкого, как угорь, либерала, навешивающего негативистские ярлыки на
натуры деятельные и в то же время «умывающего руки» при принятии
сколь-нибудь ответственных решений. А такая гражданская позиция (вернее,
полное её отсутствие) не может не порождать хама, как бы заполняющего
возникающий социальный «вакуум» и действующего напролом в условиях полной
безнаказанности.
С патриотизмом тоже не всё просто. Мало объявить себя патриотом и с пеной у
рта доказывать свой «патриотизм» в пьяном угаре или пафосно, с высокой
трибуны.
Подлинным патриотом своей страны может быть только человек с определительной
и твёрдой гражданской позицией, рачительный хозяин, ответственный семьянин,
личность, сознающая неразрывную связь с обществом и народом и готовая
жертвовать жизнью во имя благоденствия Отечества. Патриот – это в первую
очередь человек дела, но дела доброго, честного, добросовестного,
общественно полезного и нравственного в своей основе. Всё остальное –
бравада, показуха и работа на публику.
С трибуны съезда «Единой России» Владимир Путин призвал членов партии
работать на результат, не топтаться на месте и не допускать заносчивости,
хамства и пренебрежения к людям. Но беда в том, что именно члены правящей
партии в последнее время устроили как бы негласное соревнование в «крутости»
проявления хамства и пренебрежения к простым труженикам, пенсионерам,
представителям молодёжи, нуждающимся в социальной поддержке. Предположим,
что призыв президента подействует и что члены правящей партии будут
внимательнее следить за своими словами и поступками. Но от этого они не
станут ни на йоту лучше, а просто будут копить в себе сущностное хамство.
Когда по-настоящему начинают бороться со злом, то в первую очередь лишают
его питательной среды, а потом уже берутся за конкретных преступников.
Каждому здравомыслящему человеку в нашей стране давно стало ясно, что
благодатнейшей питательной средой для хамства и порождаемой им преступности
является именно мягкотелый, прекраснодушный и сущностно импотентный
либерализм. Всем всё ясно и понятно, а либерализм продолжает цепко держать
власть во всех сферах нашей общественной жизни, разлагаясь сам и поражая
своей сущностной гнилью все жизнеспособные органы нашего государства.
Смерть Игоря Малашенко и сопутствующие ей обстоятельства породили в
журналистской среде суждение, что эпоха, одним из главных героев которой он
был, закончилась и что, по логике, начинается новая эпоха. Чем отметился в
истории нашей страны сей «герой»? Приличной партийной карьерой в советское
время, затем героизацией созданным им каналом НТВ чеченских боевиков, потом
разнузданной пиар-кампанией по поддержке Бориса Ельцина в 1996 году и,
наконец, руководством штабом ещё одной «героини» нашего времени – Ксении
Собчак. Игорю Малашенко также приписывают циничную по форме и надменную по
существу фразу: «Пипл всё схавает».
Время хамолибров, действительно, кончается. Уже нет обобранного до нитки и
вконец отчаявшегося «пипла». Очнувшийся от либерального бреда российский
народ всё больше осознаёт своё гражданское достоинство и отказывается «хавать»
всё подряд, настойчиво требуя нормальной духовной пищи.
Новое время и новый народ рождают запрос на новых героев: честных,
неподкупных, работящих и не терпящих несправедливости. Они у нас есть. Более
того, их у нас великое множество – целый, по Суркову, «глубинный народ». Это
ядро и стержень нации, опора Российской державы.
Россия сейчас, как никогда, нуждается в обновлении. К этому взывают творцы,
участники и защитники «Крымской весны». За это денно и нощно сражаются герои
Новороссии. Во имя этого пролили кровь наши воины-интернационалисты в Сирии.
И нам важно не обмануть народные ожидания и оправдать принесённые на алтарь
Отечества жертвы.
По материалам Общественного московского телевидения