В советское время невероятно стильным и модным
личным автотранспортом являлись мопеды. Особенно среди юношества.
Очередь на приобретение желанного автомобиля
порой длилась годами, цены кусались. Мотоцикл также стоил
недешево для молодого человека и
к тому же требовал гаражного хранения. А мопед, подобно
велосипеду, зачастую завозили в квартиру. На
вождение мопеда не требовались права. Стоили мопеды в
СССР от 100 рублей.
Советские мопеды производились на Пензенском
велосипедном заводе (легкий мопед ЗИФ), Львовском мотозаводе (мопед
Верховина, мокик Карпаты), Рижском мотозаводе (мопед Рига, мокик Дельта).
Первый мопед в СССР выпустили в 1958 году на
Рижском мотозаводе Саркана звайгзне: Рига-18. Модель оказалась не очень
удачной. После практики на чешском мотозаводе JAWA в шестидесятые годы
начался серийный выпуск первых мопедов в СССР - Рига-1. Мопеды Рига
постоянно модернизировались. В фильме Приключения Электроника Сыроежкин
рассекал именно на мопеде RIGA. Завод Саркана звайгзне активно
функционировал до начала 90-х. Перестроечный кризис стал роковым для
прославленного предприятия, вскоре рижские мопеды перестали выпускаться,
завод прекратил существование.
Помимо моделей марки Рига, наибольшей популярностью в СССР пользовались
модели Верховина и Дельта.
Мопед Дельта - это настоящая звезда восьмидесятых.
Он комплектовался двумя видами двигателей: V-50 - ручное
переключение передач, V-50M(V-501M) - ножное.
Объем двигателя - 40-50 cm3. Скорость - 50 км/ч. Мопед Дельта особенно
любили за то, что он походил на чешский мотоцикл Ява (JAWA).
В восьмидесятые годы каждый мальчишка мечтал иметь собственный мопед.
Счастливые обладатели мопедов объединялись в группы, гоняли стаями по
городским улицам, и проселочным дорогам. Не имевшие своей Дельты, или
Верховины помогали владельцам мопеда в ремонте, усовершенствовании
модели.
Самый пик популярности на мопеды в Советском Союзе
произошел в 1985 году. Начало лихих девяностых положило конец
массовому увлечению мопедами.
|