Советский Союз мог похвастаться
развитой мотоциклетной промышленностью. Всем известны такие легенды, как
«Урал», «Днепр», «Иж», «Минск». Они были настолько популярными, что им даже
придумывали смешные названия (например, продукцию минского завода многие
помнят как «макак»).
Смутные времена 90-х годов пережили далеко не все производители мотоциклов.
С другой стороны, некоторые отечественные марки снова возрождаются буквально
из пепла.
Ижевский ИЖ
Этот завод создавался для производства оружия. Тем не менее, здесь в период
с 1929 по 2008 год выпускались мотоциклы, завоевавшие популярность среди
жителей всего СССР. Модели «Юпитер», «Планета» были надежными помощниками
советских граждан.
На таких средствах передвижения с колясками передвигались сельские жители,
перевозя жизненно необходимый груз. В 1973 году Ижевский завод выпустил
спортивную модель ИЖ Планета Спорт. Этого двухколесного коня «слизали» с
японских и немецких прототипов тех времен.
Мощность его двигателя составляла 22 «лошадки». Кроме того, в отличие от
обычных экземпляров, эта модель отличалась достаточно высоким качеством.
Именно поэтому она активно продавалась в Финляндии, Великобритании,
Нидерландах.
Двухколесные и трехколесные средства передвижения отличались
неприхотливостью, надежностью, высокой ремонтопригодностью. Их выпуск
начался в 1951 году. При этом за основу конструкторы взяли немецкий мотоцикл
DKW NZ 350. На протяжении всей своей истории ИЖ в приоритете был выпуск
оружия. Сейчас мотоциклы выпускаются очень маленькими партиями.
Киевский «Днепр»
Тяжелый мотоцикл с коляской, который выпускался Киевским мотоциклетным
заводом (КМЗ), приобрел огромную популярность среди жителей необъятного
Советского Союза. Ведущее колесо на коляске позволяло преодолевать любое
бездорожье. МТ-9 выпускался с системой автоматического выключения сцепления,
опережения зажигания.
Модель МТ-9 выпускалась уже с задней передачей. МТ-10 получил 12-вольтовую
электрическую систему, более вместительный топливный бак.
Самой продвинутой в техническом плане стала модель МТ-11, которая получила
четырехтактный двигатель мощностью 32 «лошадки», 4-ступенчатую КПП.
Здесь использовался стояночный тормоз, ведущее колесо коляски, задняя
скорость. Грузоподъемность аппарата составляла 260 килограмм, поэтому этот
«железный конь» был настоящим помощником в хозяйстве. С полным приводом была
также выпущена модель МТ-16.
Предприятие КМЗ было основано в 1945 году. Последние байки сошли с конвейера
завода в 2008 году. Уже в 2018 году с завода вывезли буквально все
оборудование.
Ирбитский «Урал»
Предприятие по выпуску мотоциклов «Урал» было основано еще в 1941 году.
Перед этим инженеры закупили в Швеции 5 байков BMW, разобрали их до винтика,
изучили технологию обработки деталей и начали собственное производство. Во
времена Второй мировой войны мотоциклы начали выпускать на Урале. Кроме
того, отдельные производственные площади разместили на автоприцепном заводе.
За годы своего существования до 90-х выпущено миллионы мотоциклов с
коляской, которые отличались выносливостью, надежностью и неприхотливостью.
Небольшие партии продукции выпускаются по сегодняшний день (даже после
кризиса 90-х).
«Минск»
ММВЗ основали еще в 1945 году. С 1951-го началось серийное производство
мотоцикла «Минск». Сейчас завод специализируется на выпуске спортивной,
дорожной техники. Его приватизировали в 2007 году.
Минский байк является легким дорожным агрегатом, управлять которым легко и
приятно. Первой моделью предприятия стал мотоцикл, построенный на основе
немецкого DKW RT125. Он был настолько удачным, что его выпуск наладили в 7
странах мира.
Производство началось на базе оборудования, технической документации
немецкого завода, который демонтировали в советской зоне оккупации.
Мотоциклы этой марки оснащались 125-кубовым двигателем. Они отличались
практичностью, выносливостью, высокой ремонтопригодностью.
Здесь также выпускались велосипеды «Орленок», «Ласточка», «Минск».
Предприятие распалось на несколько мелких фирм. ООО «Мотовело» обанкротилось
в 2018-м. ООО «Мотовелозавод» по сей день производит велосипеды KRAKKEN.
Львовские «Карпаты»
Завод «Металл» был основан еще в 1919 году. Впоследствии он получил название
Львовский моторостроительный завод. Здесь выпускались популярные в Советском
Союзе мопеды «Карпаты», «Верховина».
Мотоциклы «Карпаты» выпускались с ручным и ножным переключением передач.
Особенно выделялась модель «Карпаты-2», которая могла похвастаться своим
привлекательным спортивным внешним видом.
С 1992-го производство начало сокращаться, а уже через пять лет завод
ликвидировали.
Таким образом, из-за ограниченной доступности автомобилей многие советские
граждане отдавали предпочтение мотоциклам. Средства передвижения с коляской
значительно облегчали жизнь сельских жителей. На них можно было перевозить
самые разные грузы по зачастую неустроенным дорогам.
источники:
текст https://lada-xray2.ru
--------------------------------------------
|