В период 1922-1941 гг. Советский Союз располагал 14-ю ледоколами (от 3
тыс. до 10 тыс. л. с.).
В 1939 году было создано Мурманское морское пароходство, в составе которого
стали концентрироваться ледокольный флот и транспортные суда усиленного
ледового класса. Управление флотом вплоть до 60-х годов находилось в
Архангельске.
В 1959 году в строй был введен первый в мире атомный ледокол "Ленин"
мощностью 44 тыс. л.с. В период 1960-1969 гг. приняты в эксплуатацию 5
дизельных ледоколов финской постройки мощностью 26 тыс. л.с. ("Москва", "Ленинград",
"Киев", "Мурманск" и "Владивосток"), позднее в разное время выведенные из
состава действующего флота. За 1960-е годы срок навигации на трассах
Северного морского пути был увеличен до 4-5 месяцев на всем протяжении от
Баренцева моря до Берингова пролива и до 7 месяцев - в западной части
Арктики. Навигация осуществлялась в июне-декабре, когда плотность льда не
достигала максимума.
С введением в строй атомного ледокола "Арктика" (1974 г.) в Советском Союзе
началось широкое применение атомного ледокольного флота. Новые ледоколы с
запредельной по тем временам мощностью - 75 тыс. л.с. - смогли обеспечить
круглогодичную навигацию во льдах морей Карского и Лаптевых, а в легкие по
ледовым условиям годы - также в морях Восточно-Сибирском и Чукотском.
Введение атомных ледоколов "Таймыр" и "Вайгач" в 1989-1990 гг. позволило
сделать круглогодичной навигацию на Дудинском направлении, по р. Енисей.
Поток грузов по северным морям постоянно нарастал. За 1920-1932 гг. объем
грузооборота вырос с 10,3 до 97,3 тыс. тонн. В первые послевоенные годы
перевозки составили около 250 тыс. тонн и неуклонно росли. Пик роста объемов
был достигнут в 1987 году и составил 6,6 млн. тонн.
Ныне действующий состав линейного ледокольного флота был создан в
1970-1980-е годы и включает в себя 7 атомных ледоколов (из них 2 - "Сибирь"
и "Россия" - временно выведены из эксплуатации для проведения работ по
продлению своего ресурса) и 7 дизель-электрических.
Создание ледокольного флота и освоение навигации Северного морского пути в
50-80-е годы стоили государству огромных денег. По оценкам специалистов
Союзморниипроекта, строительство в эти годы ледоколов, судов усиленного
ледового класса, создание и модернизация материально-технической базы
Северного морского пути стоили ежегодно средств, равных бюджетам Армении и
Молдавии.
Много говорят и пишут о прорыве Советского Союза в космос в те годы. Но, к
сожалению, забывают о не меньшем по значению прорыве в Арктику, позволившем
закрепить влияние страны на Северном морском пути (СМП) и первенство в
Арктике. В конце 80-х годов ледокольный флот СССР достиг небывалой мощности
- около 900 тыс. л.с. - по тем временам в несколько раз больше, чем
ледокольный флот всего мира вместе взятый. При этом на Мурманское морское
пароходство приходилась суммарная мощность ледоколов - 650 тыс. тонн - и
70-75% грузопотоков Северного морского пути, на Дальневосточное пароходство
- примерно 250 тыс. л.с. и 25-30% общего грузопотока.
|