"Буран" - советский крылатый орбитальный корабль многоразового
использования. Предназначен для решения ряда оборонных задач, выведения
на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания;
доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных
сооружений и межпланетных комплексов; возврата на Землю неисправных или
выработавших свой ресурс спутников; освоения оборудования и технологий
космического производства и доставки продукции на Землю; выполнения
других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля-космос-Земля.
Разработка ОК "Буран" продолжалась более 10 лет.
Первому запуску предшествовал большой объем научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по созданию ОК и его систем с обширными
теоретическими и экспериментальными исследованиями по определению
аэродинамических, акустических, теплофизических, прочностных и других
характеристик ОК, моделированием работы систем и динамики полета ОК на
полноразмерном стенде оборудования и на пилотажных стендах, разработкой
новых материалов, отработкой методов и средств автоматической посадки на
самолетах - летающих лабораториях, летными испытаниями в атмосфере
пилотируемого самолета-аналога (в моторном варианте) БТС-02, натурными
испытаниями теплозащиты на экспериментальных аппаратах БОР-4 и БОР-5,
выводившихся на орбиту и возвращаемых с нее методом аэродинамического
спуска, и т. д.
Всего по программе "Энергия-Буран" было построено три летных корабля (третий
не достроен), заложены еще два (задел по которым после закрытия
программы был уничтожен), и девять технологических макетов в различной
комплектации для проведения различных испытаний.
Первые два летных корабля (изделия первой серии - 1.01 и 1.02)
создавались по Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров от 17 февраля
1976 года, и первый из них (1.01) под собственным именем "Буран"
выполнил успешный орбитальный полет 15 ноября 1988 года.
В 1983-м году вышло правительственное Постановление, по которому
промышленности заказывалось создание еще трех дополнительных,
существенно доработанных и улучшенных кораблей, которые составили вторую
серию 2.01, 2.02 и 2.03 ("корабли доп.заказа"). Вторая серия создавалась
с учетом опыта проектирования и отработки первой серии, и в ряде случаев
- с учетом результатов космического полета "Бурана".
Корабли второй серии являлись венцом инженерного искусства нашего
авиастроения, вершиной отечественной пилотируемой космонавтики. Эти
корабли должны были стать по-настоящему всепогодными и круглосуточными
пилотируемыми орбитальными самолетами с улучшенными летно-техническими
характеристиками и значительно возросшими возможностями за счет
множества конструктивных изменений и доработок. В частности, на них
увеличилось количество маневровых двигателей за счет нового носового
блока объединенной двигательной установки, существенно изменена
теплозащита (по типам элементов и раскрою), изменена конструкция и
кинематика всех стоек шасси, добавлена выдвигаемые интерцепторы на
элевонах, уменьшен объем отсека тормозных парашютов при увеличении
площади балансировочного щитка, изменен интерьер грузового отсека и т.д.
|