В Советском Союзе первый бытовой магнитофон "Днепр" был выпущен в 1947
году. Но тогда из-за дефицита и дороговизны мало кто мог позволить себе
такую роскошь дома, в основном, магнитофонами владели разные организации.
Этот магнитофон обладал очень скромными (с сегодняшней точки зрения,
конечно) характеристиками, был однодорожечным, с очень большим расходом
ленты из-за высокой скорости. Первой попыткой сделать магнитную
запись доступней стал выпуск магнитофонной приставки ''МП-1'' в начале
1954 года. Она была проста по устройству и могла работать совместно с
любым типом радиоаппаратуры для проигрывания пластинок. С 1950 года
заводом ''Эльфа'', правда, уже серийно выпускалась подобная модель в
составе радиограммофона ''Эльфа-6-1'', но она была весьма дорогой и
имела существенный недостаток - скорость движения ленты была непостоянна
и зависела от величины рулона приёмной катушки. Магнитофонная приставка
''Волна'', как и предшественники, совмещала в себе простоту конструкции
и электрической схемы, имела ряд достоинств и недостатков, но главное,
скорость перемещения ленты была уже постоянной. С конца
50х количество магнитофонов у населения растет. В 1960 году
Великолукский радиозавод осваивает выпуск самого доступного "народного"
магнитофона "Чайка" - его цена в послереформенных рублях составляла
всего 105 рублей! Дешевле были только приставки "Нота" и "МП". С
середины же 60х годов появляются портативные, переносные аппараты типа
"Яуза-20", "Весна", "Романтик", "Орбита", "Дельфин"... При цене,
сопоставимой с ценой "классических" ламповых аппаратов, эти модели имели
как минимум не худшие качественный показатели, но часто были просто
незаменимы из-за своих малых размеров и веса и способности работать от
автономнх источников питания. Теперь стало возможным делать записи в
походных условиях, на концертах прямо из зала. Конечно, качественный
хороший магнитофон всегда стоил недешево. Особо ценились
полупрофессинальные аппараты марки "Тембр". Обычно эти аппараты стояли в
клубах, небольших студиях и, конечно, использовались меломанами и в
своих личных целях. В 70х годах на смену ламповой технике приходит
транзисторная, стереофония становится уже не диковинкой, а нормой.
Существенно повышается и качество магнитофонных лент, которые теперь
выпускаются уже на лавсановой основе и имеют толщину 37 микрон ("тип 9"
и "тип 10") против 55 у старых лент "тип 2" и "тип 6". Все это привело к
тому, что теперь в бытовых условиях стало возможным получить качество
воспроизведения, которое раньше было доступно только в студиях на
специальной аппаратуре. Да и при переписывании фонограмм качество копий
стало получше...В СССР стандартные катушки для 6,25-мм ленты различали
по номерам. «Номером» служил внешний диаметр катушки в сантиметрах. В
батарейных магнитофонах, как правило, использовались катушки № 10 и №
13, в сетевых — № 15 и № 18, реже — № 13, № 22 и № 27. Самые маленькие
катушки — № 7,5 — применялись в некоторых диктофонах; кроме того, на них
продавалась ракордная лента.
Кассетные магнитофоны - всем хорошо знакомы.
Ширина пленки (3,81 мм), размер и форма пластикового контейнера -
стандартные; длина и тип ленты могут различаться.
Самой недорогой и распространенной является пленка с покрытием окисью
железа (Fe2O3). Ленты на основе двуокиси хрома (CrO2) превосходят их по
динамическому диапазону; наилучшее качество обеспечивают ленты типа
Metal (снятые с производства ещё в 1990-е годы). Многослойные плёнки («феррохром»),
предложенные в 1970-е годы, вскоре вышли из употребления. В зависимости
от вида ленты, при записи устанавливаются параметры тока подмагничивания
при воспроизведении - частотной компенсации верхних частот.
Появившиеся в СССР первые кассетники "Легенда" и его близнец "Протон"
сразу стали популярными среди туристов, молодежи. Проблема была только с
кассетами. Отечественная промышленность оказалась неготова к большому
спросу на новую продукцию (кассеты) и закупленные у Philips
производственные линии на Шосткинском заводе не могли обеспечить всех
желающих важным сменным компонентом магнитофона. Но
вскоре выход был найден: так как количество кассет было недостаточным
для свободной продажи, ими комплектовали магнитофоны. В основном в
комплект шли две чистые кассеты. Некоторые заводы комплектовали свою
продукцию кассетами с записями народных песен, классической музыкой.
В Советском Союзе было
принято в разговорной речи обозначать кассетный магнитофон словом «кассетник».
В свою очередь, катушечный магнитофон назывался
словом «катушечник»,«катушник» или «бобинник» (от слова «бобина» —
катушка).
Стоит отметить, что магнитофон для советского человека
от предмета роскоши в 60-70х гг перешел в статус повседневной вещи к
началу 80х. Цены на магнитофоны рознились от 120 рублей за самую дешевую
модель до нескольких тысяч за магнитофоны высшего класса.
Соответственно рознилось и качество таких изделий. Представители
либеральной общественности нашей страны нередко высказываются с
пренебрежением к советской электронике, аргументируя свои соображения
тем, что СССР дескать только и занимался копированием западных образцов
всевозможной техники, причем копии выходили гораздо худшего качество,
чем оригиналы. Можно лишь посочувствовать таким горе-специалистам не
владеющих матчастью. Советская промышленность шла (либо старалась идти)
в ногу со временем, а использованием наработок других стран, подражанием
дизайну и т.п. не брезгуют все страны , без исключения! Это общепринятые
негласные нормы. Нередко Советский Союз закупал и лицензии в кап.
странах на выпуск какого-либо товара. Но, безусловно, существовал и
огромный сегмент собственных наработок. Что касается советской
элементной базы к такого рода продукции. Коэффициент брака на
электронную продукцию в Советском Союзе не превышал аналогичный в
западных странах, а качество, как уже упоминалось выше, соответствовало
ценовой категории продукции .
|