1 мая 1922 года, вскоре после окончания в европейской части России
гражданской войны, в СССР открылись полёты по первой международной
авиалинии «Москва — Кёнигсберг — Берлин». 15 июля 1923 года открылась
первая регулярная внутренняя линия «Москва — Нижний Новгород».
9 февраля 1923 года Советом труда и обороны РСФСР были приняты
постановления «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О
возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное
управление воздушного флота».
17 марта 1923 года было создано Российское общество добровольного
воздушного флота «Добролёт» для внутренних и международных авиаперевозок
пассажиров, почты и других работ. Парк первых самолётов состоял из
голландских «Фоккеров». «Добролёт» являлся акционерным обществом. На
средства, зарабатываемые от продажи акций, начиналось массовое
производство пассажирских самолётов в СССР. Начиная с 1935 года и до
начала 1990-х, за исключением чехословацких самолётов для местных
авиалиний Aero-45/145, Let L-410 Turbolet и польского самолета для
выполнения сельскохозяйственных работ M-15, «Аэрофлот» эксплуатировал
воздушные лайнеры исключительно советского производства (в том числе,
выпущенные на заводах в странах СЭВ (ГДР — Ил-14, Польша — Ан-2, Ми-2,
Чехословакия — Ил-14) в рамках социалистической интеграции).
25 февраля 1932 года на базе «Добролёта» и акционерного общества «Укрвоздухпуть»
было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ)
и учреждено официальное сокращённое наименование гражданской авиации
страны — «Аэрофлот».
Через 15 лет после основания «Аэрофлот» стал крупнейшей в мире
авиакомпанией и оставался таковой до 1991 года.
В январе 1971 года на базе Транспортного управления международных
воздушных линий было организовано Центральное управление международных
воздушных сообщений «Аэрофлота» (ЦУМВС), ставшее единственным в отрасли
предприятием, выполнявшим международные рейсы под названием «Аэрофлот —
советские авиалинии». В 1974 году была принята новая единая ливрея, для
воздушных судов «Аэрофлота». В 1976 году «Аэрофлот» стал первой
авиакомпанией в мире, которая за год перевезла более 100 млн пассажиров.
Кроме обширной маршрутной сети внутри СССР, «Аэрофлот» выполнял
регулярные рейсы на пять из шести континентов: в Европу, Азию, Африку,
Северную и Южную Америку. С 1970-х многие трансатлантические рейсы «Аэрофлота»
выполнялись через аэропорт Шеннона в Ирландии, так как это был
единственный в Западной Европе аэропорт, способный обслуживать советские
дальнемагистральные самолёты и не находившийся на территории НАТО.
В 1980 году Аэрофлот являлся официальным авиаперевозчиком Летних
Олимпийских игр в Москве, о чём свидетельствовала надпись красного цвета
Official Olympic Carrier с эмблемой игр на бортах некоторых самолётов
компании. В 1989 Аэрофлот вступил в Международную ассоциацию воздушного
транспорта (IATA).
Кроме пассажирских перевозок «Аэрофлот» выполнял в СССР и все иные виды
авиационных работ. В состав «Аэрофлота» входила сельскохозяйственная
авиация страны, осуществлялись уникальные перевозки сверхтяжёлых грузов
для советской космической программы, выполнялись разнообразные
авиационные работы: обслуживание нефтяных и газовых морских платформ,
исследование природных ресурсов, исследования атмосферы, воздушное
патрулирование отдалённых областей и другие авиационные работы. Помимо
пассажирских лайнеров авиакомпания эксплуатировала сотни вертолётов и
грузовых самолётов. Самолёты Аэрофлота перевозили высшее партийное
руководство СССР, в том числе и Генерального секретаря.
С конца 1970-х до начала 1990-х годов самолёт Ту-154 выполнял самый
протяжённый в мире континентальный рейс: № 8501 Ленинград — Омск —
Красноярск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский, длиной 9100
километров.
Любопытно, что 1 декабря
1973 г. «Аэрофлот» произвел,
говоря современным языком, ребрендинг – впервые авиакомпания
унифицирует окраску всех типов самолётов – появляется знаменитая
классическая ливрея: на боковые поверхности фюзеляжа наносится название
авиакомпании – «Аэрофлот», её символ – крылатые серп и молот или «птичка»,
вдоль фюзеляжа – темно-синяя широкая полоса, которую снизу дублирует
узкая; в носовой части фюзеляжа указывается тип воздушного судна, на
киле – флаг Советского Союза, под флагом – регистрационный номер (аналогичные
трафареты на плоскостях крыльев). Именно в такой цветографической схеме
аэрофлотовские самолеты летали (с минимальными изменениями) ровно 30 лет!
Впоследствии, «Аэрофлот» лишь однажды полностью сменит ливрею –
это случится в 2003 году. По мнению многих, лучшая из всех –
классическая, образца 1974 года. Простую и лаконичную ливрею не только
узнавали во всем мире, но и копировали в том или ином виде иностранные
авиакомпании.
|