автотранспорт кап. стран в СССР


В «Краткой истории» Великой Отечественной войны отмечается, что по отношению к советскому производству поставки по ленд-лизу составили: по артиллерийским орудиям всех систем — 1,9%, по танкам — 7%, по боевым самолетам — до 13%. В автомобильном парке Красной Армии в 1943 году импортных автомашин было 5,4%, а в 1944 г. — уже 19%.
Однако подсчет «от общего» не всегда корректен. Взять, к примеру, американские самолеты Р-39 «Аэрокобра» («Airacobra»). Их было поставлено в СССР всего около 5 тысяч штук. От 120 тыс. самолетов, выпущенных советской промышленностью, это всего 4,2%. Но 15 советских летчиков во главе с трижды Героя Советского Союза Александром Покрышкиным, летая на «Аэрокобрах» с 1943 года до конца войны, сбили более пятисот немецких самолетов.
Американцы также поставили в Союз 20 тыс. автомобилей «Студебеккер». Казалось бы, немного. Но «Студебеккеры» стали основным шасси легендарной реактивной установки «Катюша», которая каждым залпом приближала Победу.
Такая же ситуация была и с поставкой США 8 тыс. артиллерийских орудий. Если соотнести их с общим производством орудий в СССР (482,2 тыс.), то это лишь 1,6%. Но, следует иметь в виду, что это были зенитки, которые, по выражению Сталина, были так необходимы.
Тем не менее, гипертрофировать значение военно-технической помощи Запада не следует. Как уже говорилось, основной объем поставок по ленд-лизу пришелся на период после разгрома немцев под Сталинградом и Курском, когда военная мощь Германию была уже надломлена. Без сомнения, эти поставки помогли выстоять СССР и ускорили его победу. Однако главную роль в достижении этой победы сыграло умение советских военачальников и героизм советских солдат.

 

 




После разгрома Японии Штаты направили Советскому правительству предложение вернуть уцелевшую военную технику по состоянию на 2 сентября 1945 года и погасить долг. Хорошо, хоть за уничтоженную в ходе боёв военную технику США возмещения не потребовали.
Интересен был процесс сдачи американцам военной техники, в частности автомобилей. По свидетельству очевидцев, в 1946-1947 году это происходило так. Американцы пригоняли в порт корабль с прессом и ножницами. Специальная комиссия придирчиво принимала машины, проверяла соответствие заводской комплектации, после чего ее тут же отправляли... под пресс и в виде «кубиков» грузили на корабль.
Советско-американские переговоры относительно платежей за поставки по ленд-лизу начались в 1948 году и с перерывами продолжались до июня 1990 года. Тогда Горбачев и Буш установили новый срок окончательного погашения задолженности—2030 год, а сумму в $674 млн.

 


 

 

 

 

 

                                           Автотранспорт капиталистических стран,
                       
       поставлявшийся крупными и мелкими  партиями в СССР
                                                                       
/выборочно/
                                                    

 

 

 

1, 2, 3, 4, 5, 6

Bantam BRC40; Dodge 3/4                                                                                                                 период Великой Отечественной войны

Bantam BRC40 ; 1941

в поиске...

 

 
                             
 

Марка American Bantam появилась в 1937 году на останках американского отделения английской фирмы American Austin («Америкэн Остин») со штаб-квартирой в городе Батлер (штат Пенсильвания), занимавшейся сборкой и продвижением на американский рынок спортивной версии английской микролитражки Austin Seven.

В 1934 году American Austin обанкротился, а через три года на его месте возникла новая фирма American Bantam с ещё более американизированной версией Austin Seven, переименованной в Bantam-60 и предлагавшейся с кузовами родстер, купе и пикап. Предполагалось выпускать до 44 тыс. автомобилей в год, но фирма так никогда на данный объём производства не вышла.
Однако в историю мирового автомобилестроения фирма Bantam вошла с совсем другой моделью. В июле 1940 года от американской армии поступил заказ на разработку конструкции и выпуск опытной серии из 70 легких полноприводных автомобилей класса «одна четверть тонны». Самым тяжелым условием контракта оказались сроки, предусматривавшие сдачу опытных образцов уже через 49 суток. Недавно перешедший на фирму главный инженер American Bantam Карл Пробст уже через пять суток представил эскизный проект будущего автомобиля, который теперь весь мир знает как «джип».
«Пилотная» серия автомобилей Bantam состояла из двух партий — уже во вторую были внесены некоторые конструктивные изменения. После прохождения полевых испытаний, фирма внесла в конструкцию автомобиля получившего тогда же произвище «джип» серьёзные изменения и получила в начале 1941 года контракт на поставку американской армии 1500 автомобилей модели Bantam BRC40.

В конечном счёте, по декабрь 1941 года было произведено 2605 ед. BRC40, большая часть которых летом 1941 года была отправлена в рамках Ленд-лиза в Великобританию, а оттуда осенью того же года переправлена с северными конвоями PQ в СССР. Известно, что один экземпляр Bantam BRC40 (фронтовики прозвали эту модель «бантиком») использовалась охраной маршала Жукова.
Конструкция «джипа» так понравилась американским военным, что они без согласия American Bantam передали её чертежи (в рамках программы военной мобилизации) главному конкуренту — фирме Willys-Overland, а позже уже её чертежи — Ford Motor., с которыми в 1942 году были заключены масштабные контракты на производство «джипов». Фирме American Bantam достался только контракт на производство прицепов к «джипам». В результате к концу Второй мировой войны фирма оказалась не способной скопить нужные для конверсии производства средства и, к тому же, проиграла в 1945 году судебный процесс против Willys за права на торговую марку Jeep, в результате чего была вынуждена сойти со сцены, навсегда оставшись в истории создателем «джипа».


                                                                                                                                                                                                                                                   модель 20xx  года

Dodge WC-51 ; 1941 г. 

в поиске...

 

 
                             
 

Модель №### из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - хаки.

Dodge WC-51 — американский армейский автомобиль повышенной проходимости времён второй мировой войны, тяжелый внедорожник. Выпускался фирмой Dodge с 1941 года.
Автомобили серии WC (от англ. Weapons Carrier - "носитель оружия") отличались простотой, технологичностью в производстве и высокой степенью унификации. С 1942 года поставлялись в СССР по договору ленд-лиза. В Красной Армии получил прозвище "Додж Три Четверти" из-за своей грузоподъёмности 750 кг (3/4 тонны).

Основные агрегаты унифицированы с грузовиками Dodge серии WF.
Рама автомобиля лонжеронная, с четырьмя поперечинами сложной формы.
Кабина — открытая, двухместная. Ветровое стекло откидывается вперёд. Слева от кабины закреплено запасное колесо на поворотном кронштейне.
Кузов цельнометаллический, по бокам над колёсами — ящики для боеприпасов. На кузове установлены три дуги для тента. Пол кузова приспособлен для установки постамента под крупнокалиберный пулемёт или 37-мм пушку. Размер шин: 9,00-16.

Модификации серии WC

WC-51 — открытая кабина
WC-52 — WC-51 с лебёдкой
WC-53 — штабная с закрытым кузовом
WC-54 — санитарная с закрытым кузовом
WC-55 — открытый пятиместный штабной автомобиль
WC-56 — командирский автомобиль
WC-59 — ремонтная мастерская
WC-60 — машина связи
WC-62 — трёхосный вариант
WC-63 — трёхосный вариант с лебёдкой

Боевое применение

В Красной Армии Dodge WC-51 применялся вначале как артиллерийский тягач дивизионных противотанковых пушек, но вскоре стали широко использоваться во всех родах войск. Они использовались в разведке, в сопровождении колонн и даже как личный транспорт.

                                                                                                                                                                                                                                                   модель 20xx  года

последнее обновление страницы - 06.04.2016

1, 2, 3, 4, 5, 6