Легковой автопром СССР в 90х гг.


Советский народ сформировался прежде всего в результате смены экономического базиса капитализма на базис социализма. На смену капиталистической и помещичьей формам собственности пришла социалистическая — государственная и колхозно-кооперативная. Политическая власть и собственность на средства производства стали принадлежать рабочему классу и крестьянству. В общественном производстве установились отношения равноправия,
товарищеского сотрудничества и взаимопомощи. Рабочая сила перестала быть товаром. Острая конкуренция на рынке ушла в прошлое. Всё это объединило людей в новую общность. Советский народ — первая историческая общность людей,
свободных от эксплуатации их труда. Первоклеткой советского народа являлся трудовой коллектив. В нём сближались
представители всех народов СССР, образуя единое целое. В истории человечества советский народ стал первой интернациональной общностью,
свободной и от национального угнетения. Горбачёвская «перестройка» положила начало слому социализма. К августу
1991-го страна подошла в ситуации, когда социально-классовое устройство общества деформировалось, возникал класс буржуазии. «Пятая колонна» и внешние силы активно использовали национализм в качестве тарана для разрушения Советского Союза. С реставрацией капитализма социалистическая форма собственности была
ликвидирована. Вновь появились эксплуататоры и эксплуатируемые. Отчуждение
людей от средств производства и от результатов их труда стало неизбежно отчуждать их и друг от друга. С разрушением социализма советский народ был уничтожен в политическом и политэкономическом смысле. Но культурно-исторически он
не ушёл в небытие. Живы носители советской психологии. Сохранился духовный тип человека — созидателя, коллективиста и интернационалиста. ....
...Воссоздание обновлённого социалистического государства и советского народа в его исторических границах возможно. Этот процесс объективно необходим. Противодействие, разумеется, будет колоссальным. Но оснований для пессимизма нет. Данные социологии подтверждают: у наших народов сохраняется мечта о восстановлении Союза. А результаты референдума 1991 года уже никому не дано отменить. Дело — за волей
народных масс! За решительностью и дееспособностью их политического авангарда!

(из доклада предс. ЦК КПРФ т.Г.А.Зюганова на XV съезде КПРФ. Февраль, 2013 г.)

 

 

 


Известный американский политолог и русофоб Збигнев Бжезинский охарактеризовал так результаты деятельности М.С. Горбачева на  посту  Генерального секретаря ЦК КПСС СССР:
"Россия, являвшаяся до недавнего времени созидателем великой территориальной державы и лидером идеологического блока государств сателлитов, территория которых простиралась до самого центра Европы и даже одно время до Южно Китайского моря, превратилась в обеспокоенное национальное государство, не имеющее свободного географического доступа к внешнему миру и потенциально уязвимое перед лицом ослабляющих его конфликтов с соседями на западном, южном и восточном флангах. Только непригодные для жизни и недосягаемые северные просторы, почти постоянно скованные льдом и покрытые снегом, представляются безопасными в геополитическом плане." И с этими словами, к сожалению, трудно поспорить.

 

 

 



Еще в 1989 году бывший руководитель Германской Демократической Республики Эрих Хонеккер сказал пророческие слова: «Если Горбачев и дальше будет действовать так же, то за два года он уничтожит и Советский Союз». А ведь всего пару месяцев назад, в том же 1989 году, М. С. Горбачев заверял Э. Хонеккера, что Советский Союз не предаст ГДР, что наши друзья в ГДР могут быть спокойны, Советский Союз не бросит их. М. С. Горбачев нагло бросил всех  друзей Советского Союза  в ГДР, и только по его вине многие из них оказались в тюрьмах, предстали перед судом и испытали все муки преследуемых.

 

 

 

 


Любопытна оценка американского посла в Москве Дж. Мэтлока, которую он дал М. С. Горбачеву уже после развала Советского Союза. По мнению Дж. Мэтлока, демократы, к сожалению, в одно время не поняли тактики М. С. Горбачева и начали поддерживать не его, а Б. Н. Ельцина. По мнению Дж. Мэтлока, М. С. Горбачев совершил очень много ошибок, и нужно признать, что некоторые вещи М. С. Горбачев вообще не понимал или понимал очень плохо. Во-первых, он плохо понимал экономику. У него было какое-то упрощенное понимание социализма. Обратите внимание, это говорит Дж. Мэтлок — американский посол в Советском Союзе. Дж. Мэтлок считал, что М. С. Горбачев изначально отрицал социалистические идеи только потому, что они социалистические. И приветствовал капитализм, не сознавая, что в экономике развитых капиталистических стран, где основой является идея частной собственности, в то же время сильны и многие идеи социализма.

 

 

 


28 мая 1987 г. в районе города Кохтла-Ярве воздушное пространство Советского Союза нарушил легкомоторный спортивный самолёт, пилотируемый гражданином ФРГ М. Рустом. Полёт самолёта над территорией СССР не был пресечён, и он совершил посадку в Москве...» (газета «Правда»)

Как выяснилось позже, Руст приземлялся в районе Старой Руссы для дозаправки, а также, что на подлёте к Красной площади были заранее срезаны электропровода, чтобы упростить посадку немецкому самолёту. Все говорило о том, что Руст двигался по чётко спланированному маршруту, учитывающему особенности советской ПВО (как раз по стыкам зон слежения). В связи с этим интересны воспоминания генерала Ивашова. В марте 87-го года Горбачёв вызвал к себе министра обороны Соколова для доклада, а после попросил маршала оставить ему карты ПВО европейской части России. Ивашов, работавший тогда начальником аппарата оборонного ведомства, попытался выяснить судьбу секретных карт, получить подпись генсека об их изъятии, поехал в Кремль, но там Михаил Сергеевич только пожимал плечами, крутил головой, ищите, мол, не знаю, куда делись, где-то здесь валяются, но совсекретные документы так и не нашлись…

Теперь уже нет сомнений в том, что это была злокозненная операция иностранных и советских спецслужб, в которой участвовало высшее руководство СССР. Главная цель операции – дискредитировать и обезглавить Министерство обороны (по результатам разбора полёта Руста уволили несколько десятков крупных военачальников), создав тем самым условия к подписанию договора РСМД.

8 декабря 1987 года Михаил Горбачёв и Рональд Рейган подписали договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), который многие специалисты посчитали капитуляцией СССР в холодной войне.
 

 

 

   Концепт-кары и перспективные проекты Советского автопрома в конце 80х гг.
"Автомобиль 2000 года"
                                                    

    

 


 

1, 2, 3

Автомобильный Завод им. Ленинского Комсомола /АЗЛК/

 
                             
 
Москвич-2144 "Истра", седан;1988 г.                                                                                                                             
Модель №81  из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - белый. Прибыла в коллекцию 13.03.2012 г. Новую рубрику, посвященную перспективным советским автопроектам  конца 80х гг. двадцатого столетия, открывает модель инновационного по тем временам  концепт-кара "Москвич-Истра". Таким, или примерно таким, должен был стать, по видению конструкторов АЗЛК , советский "Москвич" 2000го года.
   Рубеж двух тысячилетий чуть ли не романтизировался в то время в советском обществе. А выдвинутый в 1985 году  тогдашним генсеком ЦК КПСС Горбачевым М.С. апрельский лозунг, призывающий страну к Ускорению, строил в воображении умов советских людей чуть ли не радужную картину к указанному сроку. Каждая советская семья должна была обзавестись к 2000му году отдельным жильем, советский многоразовый  космический челнок обязательно должен был достигнуть орбиты Марса, по темпам производства и валовому продукту Советский Союз обязан был стать мировым лидером. Но всего этого не случилось. Кампания по ускорению и интенсификации производства во всех сферах привела к тотальному выбыванию, разбазариванию и воровству промышленных мощностей, а Горбачев оказался банальным предателем. Был закрыт и амбициозный проект "Истра", а в дальнейшем, уже в постсоветской России,  разворован и растаскан по кускам непосредственно завод АЗЛК.
   Впервые о проекте "Истра" мне довелось узнать в детском (подростковом) журнале "Юный техник". В то время это был мегапопулярный технический журнал для юной аудитории. Почти одновременно вышла статья и в журнале "За рулем". Обтекаемый, исполненный в футуристических космических нотках кузов Москвича, не мог не привлечь внимание советского обывателя, привыкшего к строгим, рубленным жигулевским формам.  Заметки о новом отечественном концепт-каре заставили прямо-таки гордиться отечественным автопромом. Пожалуй, данный концепт и сегодня выглядит гораздо выигрышнее большинства современных  отечественных серийных седанов.
   Модель макета Москвича-2144 "Истра" от ДеАгостини геометрически выполнена превосходно. Очень реалистично получилось исполнить остекление. Светотехнику пришлось пыльнуть черным спиртовым маркером. Фары головного света получились один в один, как и у прототипа.. В целом, у модели только один недостаток - цвет. Музейный экспонат представлен в бежевом, или даже, скорее, в кремовом  цвете. Хотя историческая справка говорит о том, что натурный макет был изначально исполнен в белом цвете. Ставим масштабной "Истре" твердую пятерку!

АЗЛК-2144, «Истра» — опытный автомобиль завода АЗЛК, созданный в середине-конце 1980-х годов. Был изготовлен в единственном экземпляре примерно в 1985-88 годах, серийно никогда не производился. В 1985 году на АЗЛК в Управлении конструкторских и экспериментальных работ была создана группа перспективных разработок под руководством инженера-конструктора А.В. Куликова. Группа работала над перспективной моделью нового автомобиля Москвич-2144 «Истра».

Он отличался целым рядом уникальных решений, в числе которых — дюралевый кузов (изготовленный в Кирове) без центральной стойки; две широкие боковые двери, открывающиеся вертикально вверх; дизель фирмы Elsbett (англ.)русск., работающий на рапсовом масле; прибор ночного видения и индикация показаний приборов на лобовом стекле; уникальная автоматическая трансмиссия. Концепт-кар был построен в рамках программы "Автомобиль 2000 года" - советское правительство предложило конструкторам попробовать предугадать, какими будут машины через пятнадцать лет. "Истра" действительно поражает многими техническими решениями, например, легкий алюминиевый кузов с отличной аэродинамикой – коэффициент сопротивления составлял всего 0,149. Под капотом разместился компактный двигатель – экономичный 68-сильный трехцилиндровый турбодизель объемом 1,2 литра. Этой мощности было достаточно для того, чтобы разогнать легкую машину до 185 км/ч, ведь "Истра" весила порядка 700 килограмм. Расход топлива на 100 километров составлял от 2,2 до 3,5 литров в зависимости от режима езды. Однако главный секрет чудо-мотора заключался в том, что он мог работать на разных видах топлива: солярке, керосине, бензине и даже на растительном масле! Двигатель был агрегатирован с полноприводной бесступенчатой трансмиссией. Расширенный силовой диапазон позволял срывать машину с места с ускорением 6-7 м/с2 или же "ползти" вперед или назад на сверхмалых скоростях в режиме парковки или, например, раскачки застрявшего автомобиля. Как на современных дорогих иномарках, на "Истре" были установлены пневмоподвеска, а также управляемые электроникой амортизаторы. Дорожный просвет варьировался в зависимости от скорости движения и типа поверхности, по которому ехал автомобиль.

На экспериментальном "Москвиче" должны были присутствовать передовые системы активной и пассивной безопасности: подушки безопасности, ремни с преднатяжителями, ABS и даже сканеры переднего обзора, которые с помощью проекционного дисплея выводили картинку на лобовое стекло. Таким образом, в условиях недостаточной видимости, водитель заранее знал о возможных препятствиях на дороге. Отдельного упоминания заслуживает бортовая система самодиагностики – в отличие от современных систем, где просто загорается лампа неисправности, например, "check engine", вынуждающая по любому поводу обращаться на сервис (и соответственно тратить деньги), "москвичевская" система сразу выводила на экран исчерпывающую информацию о неисправности и способах ее локализации и устранения. Это был совершенно иной подход не только к созданию автомобиля, но и к потребителю, которого "не держали за дурака".

"Двухтысячный год - это не так уж далеко, это практически завтра настанет. Пятнадцать лет, они очень быстро пройдут", - говорил в 1986 году Александр Сорокин, главный конструктор АЗЛК. Семь лет спустя, в 1993 году, прекратилось госфинансирование программы "Высокоскоростной экологически чистый транспорт" - остановились работы по созданию "Автомобиля 2000 года". "Истра" стала, пожалуй, последним интересным концептом АЗЛК.

Каким мог быть "Москвич" сегодня?

Дизайн нового автомобиля разрабатывал художник-конструктор ХКБ С.Ивакин. Сначала он изготовил пластилиновый макет в масштабе 1:4, который был продут в аэродинамической трубе. Затем Ивакин с помощью компьютера создал математическую модель. С помощью математической модели на специальном пятикоординатном фрезерном станке была отфрезерована поверхность кузова из пенопласта, с которой были сняты матрицы. По матрицам были сделаны кузовные панели из стеклоткани и оконные панели из оргстекла. После этого началась постройка макетного образца. Кузовные детали установили на каркас-шасси, имеющий настоящие колеса. С применением той же технологии изготовили интерьер. Под капот установили макет двигателя. Макетный образец автомобиля «Истра» окрасили в белый цвет, хорошо передающий элегантную пластику поверхности кузова. По завершении постройки макетного образца работы по перспективной машине Москвич-2144 были прекращены, так как для завершения проекта были нужны большие капитальные вложения.

источники:
ознакомительные фото №№8,9 - журнал "Автолегенды СССР, №81", издательство ДеАгостини

                                                                                                                                                                                      
модель 2012  года

 
 
                           
 

Москвич-2139 "Арбат", универсал повышенной вместимости ; 1991 г.                                                                       
Модель №90  из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - синий с белым. Прибыла в коллекцию 16.10.2013 г. C запозданием, но все же прибыла в мое собрание моделей масштабная копия этого автомобиля, который, к сожалению, так и не испытал счастья стать первым советским серийным минивэном.  Что случилось тогда со страной, всем известно. Советский Союз пал жертвой предательства в высших эшелонах власти. Естественно, что лихие времена не обошли стороной и автозавод имени Ленинского Комсомола. Все амбициозные проекты были похерены, а сам завод через несколько лет превратился в груду металлолома.
  Универсал повышенной вместимости, Москвич-2139, и сегодня выглядит вполне современно. Потенциал , заложенный в него советскими дизайнерами и конструкторами,  огромный.   Машина была исполнена в стиле, набиравшего уже в те времена популярность, биодизайна, вполне актуального и по сей день. Но, к сожалению, новое  руководство АЗЛК, как нарочно,  выбрало  тупиковое направление развития, выразившееся в постановке на конвеер унылого "Святогора"  и  уродливых седанов и купе 42го семейства.
  Модель "Москвича-Арбата" от ДеАгостини имеет очень неплохую геометрию. Детализация также радует. Отлично проработан  салон, реалистично исполнены тонированные плафоны головной и задней светотехники. Колеса, пожалуй, чуть меньшего диаметра, чем следовало бы. Интересен окрас: цвет верхней части автомобиля варьируется от синего к сиреневому в зависимости от освещения. Хотя, следует заметить, что окрас модели  все-таки недостоверный. Прототип был окрашен серым и белым металликами. Есть недостаток и посущественнее. На модели по правому борту, прямо на дверце, исполнен по ошибке, а скорее всего, по невнимательности разработчика масштабной копии, лючок бензобака. Отсутствует и  зеркало заднего вида на водительской двери. Но, в целом, "Арбат" от ДеАгостини оставляет очень положительное впечатление и заслуживает высокой оценки.

Москви́ч-2139 — опытный семиместный автомобиль с кузовом минивэн. Начало разработки этого автомобиля относится к 1987 году, а в металле единственный опытный образец был воплощён в 1991 году. Внутренние агрегаты были полностью позаимствованы у модели Москвич-2141. Привод автомобиля — передний.

Автомобиль получил салон-трансформер с поворачивающимися передними сиденьями с регулируемой длиной подушек, многофункциональный руль, электронную комбинацию приборов. Производить минивэны планировали в городе Сухиничи Калужской области на заводе автоматических линий, входившем в производственное объединение "Москвич".

Прототип минивэна на базе «Москвича-2141» с пластмассовыми лицевыми панелями кузова, крепившимися к стальному каркасу, создавали в качестве концепт-кара. Однако планы производства минивэна действительно существовали. О машине в начале 1990-х широко писали в прессе.

                                                                                                                                                                                                                                                       модель 2013  года

в поиске...

 

 
                             
 
Москвич-3733 , микроавтобус


Москвич-3733 - восьмиместный микроавтобус, предполагавшийся к производству на агрегатах «Москвич-2141» с использованием перспективных бензиновых и дизельных двигателей 414-го семейства.

Автомобиль создавался для совместного производства с Братиславским автозаводом (ЧССР) – словацкое название модели было BAZ-MNA-1000.

Первый опытный экземпляр был создан в 1990 году в рамках утвержденных ОКР по 41-му семейству. Всего построено три экземпляра, один из которых долгое время находился в экспозиции заводского музея, а впоследствии был передан Музею ретроавтомобилей на Рогожском валу (г.Москва).

Также планировалось создание фургона грузоподъемностью в одну тонну в кузове «3733», опытный образец которого также был создан, но не на АЗЛК, а в Братиславе.

Предполагалось, что сборка микроавтобусов и фургонов будет организована как в Братиславе, так и на Красноармейском заводе по производству автомобилей и сельскохозяйственных машин "Красноармейскавтосельмаш" в Саратовской области, входящем в состав п/о «Москвич».

Предполагали ставить бензиновые двигатели "Москвич-414" и дизели 413 (65 л.с./47,8 кВт), в том числе с турбонаддувом (82—85 л.с/60,3—62,5 кВт).


Технические характеристики:

Размеры, мм
длина х ширина х высота,                                                           4850x1890x1925
база,                                                                                               2900
Компоновка
двигатель -                                                                                    спереди
ведущие колеса -                                                                          передние
Кузов                                                                                             мини-вэн, восьмиместный
Максимальная скорость, км/ч -                                                   ок. 155
Двигатель                                                                                     АЗЛК-21414, бензиновый, карбюраторный, рядный
число цилиндров -                                                                      4
рабочий объем -                                                                          1,8 л
число клапанов -                                                                         8
расположение -                                                                            верхнее
мощность, л.с/кВт -                                                                      95/70 при 5800 об/мин
Коробка передач -                                                                        механическая, пятиступенчатая
Подвески
передняя -                                                                                     независимая, пружинная, типа МакФерсон
задняя -                                                                                         зависимая, пружинная
Тормоза -                                                                                      гидравлические, с вакуумным усилителем
спереди -                                                                                       дисковые
сзади -                                                                                           барабанные
Электрооборудование -                                                              12 В
Размер шин -                                                                                155/80R14

                                                                                                                                                                                          
модель 20 года

 
                             
 

Москвич-2143 "Яуза", седан; 1991 г.                                                                                                                                
Модель №125  из рос. журнальной серии DeAgostini "Автолегенды CCCР". Цвет - красный. Прибыла в коллекцию 20.11.2013 г. Впечатления от модели, пожалуй, одного из самых необычных автомобилей советского автопрома, а ,если говорить точнее, перспективного концепт-кара, "Москвич-Яуза", очень положительные. Даже несмотря на некоторые допущенные неточности в исполнении колес и в геометрии фар головного света, масштабная  копия вполне смотрибельная и здорово передает образ футуристичного на момент разработки прототипа. Очень порадовал салон. Торпедо, приборка, кресла с подголовниками и т.д. , выглядят вполне правдоподобно. Цвет модели близок к оригинальному, но стопроцентного попадания все-таки нет. Немного напрягает большой зазор между передней колесной аркой и, непосредственно, колесом. Возможно, с увеличением диаметра покрышки этот недостаток был бы сневелирован. Понравилось исполнение подоконного бокового остекления, переходящего плавно в имитацию опоясывающей корму модели задней светотехники. Передние фары модели, дабы придать еще большее сходство с оригиналом, без промедления окрасил черным спиртовым маркером. С учетом некоторых огрехов, поставлю масштабной "Яузе"  твердую четверку!
 О самом автомобиле, Москвич-2143 "Яуза", мне довелось узнать только в начале нулевых годов нынешнего века, настолько он был малоизвестен в широких кругах. Имел бы успех этот проект или нет, судить очень сложно. Двойное боковое остекление машины вызывает двойственные чувства
:), хотя, в целом, геометрия "Москвича" была в духе набиравшего в ту пору моду "биодизайна" и вполне соответствовала запросам. В профиль автомобиль, вообще, напоминает серийную ВАЗовскую "десятку", которая, как известно, пользовалась достаточно неплохим спросом у населения
начиная с середины 90х гг прошлого века.

Москви́ч-2143 — опытный автомобиль с кузовом седан, появился в 1991 году. Серийное же производство планировалось начать к 2000 году.

Прототип представлял собой дальнейшее развитие концепции модели 2141. Помимо переднеприводных, существовал и полноприводный вариант. Существует версия, что прототипом для опытного Москвича 2143 послужил макет автомобиля ВАЗ 2110 1987 года, это мнение основывается на внешнем сходстве дизайнерских решений.

В начале девяностых годов АЗЛК по-прежнему являлся одним из крупнейших автомобилестроительных предприятий СССР. С конца 80-ых годов автозаводом велись конструкторско-экспериментальные работы по созданию ряда новых конструкций автомобилей, одним из которых являлся «Москвич-2143». Его опытные образцы, получившие собственное имя «Яуза», появились на свет в 1991 году, когда во всей стране происходили значительные социально-экономические преобразования. Машина была создана с использованием узлов и агрегатов «Москвич-2141».

«Яуза» была выполнена в стилистике модного в те времена биодизайна - округлый кузов, плавные переходы немногочисленных плоскостей. Автомобиль имел очень спорный внешний вид даже по тем временам, но внутреннее «Яуза» сильно превосходило тогдашнюю продукцию автопрома СССР: травмобезопасный руль, новая комбинация приборов, электростеклоподъемники, штатная аудиосистема марки "Былина", отечественный бортовой компьютер, перспективный 95-сильный бензиновый двигатель "Москвич-414" объемом 1,8 л, предполагался даже выпуск полноприводного варианта (полноприводная трансмиссия была отработана еще на модели «Москвич-21416»).

Следует отметить, что под индексом «2143» могла впоследствии появиться и другая машина – в середине 90-ых годов этот проект кулуарно делал тогдашний начальник ХКБ УГК НТЦ АЗЛК (а по простому – главный дизайнер) Лев Самохин.

Всего было создано три опытных образца «Яузы», один из которых в настоящее время экспонируется в автомобильном музее на Рогожском валу (г.Москва). Этот экземпляр долгое время хранился в заводском музее АЗЛК, будучи накрыт покрывалом, призванным скрывать концепт от любопытных посетителей, но в 1995 году стало очевидно, что возврата к работе над этой машиной не предвидится и автомобиль был открыт посетителям музея.

источники:
текст -
http://scalehobby.org/
ознакомительные фото: №№2,4 - http://wiki.zr.ru/
                                                                                                                                                                                        
модель 2013  года

последнее обновление страницы - 21.11.2013

1, 2, 3