*index43su*  Советский автобус


За 1952—75 закончено строительство важных железнодорожных линий: Моинты — Чу (новая транспортная связь центральных районов Казахстана со среднеазиатскими республиками), Южно-Сибирская магистраль (участки Новокузнецк — Абакан, Артышта — Алтайская, Целиноград — Павлодар и Кулунда — Барнаул), основная часть Средне-Сибирской магистрали (Среднесибирская — Иртышское — Карбышево), Абакан — Тайшет (прямая связь Кузбасса с Восточной Сибирью), Гурьев — Астрахань (транзитная связь Кавказа с Уралом), Тайшет — Лена, Чарджоу — Кунград — Бейнеу (б. ч. будущей 2-й магистрали Средняя Азия — Центр). Были сооружены дороги Макат — Бейнеу — Шевченко и Тюмень — Тобольск, обеспечившие связь с нефтеносными районами Мангышлакского полуострова и Западной Сибири; лесовозные линии: Ачинск — Абалаково, Асино — Белый Яр, Ивдель — Обь и Тавда — Сотник; линия Хребтовая — Усть-Илимская, необходимая для создания Усть-Илимской ГЭС и территориально-производственного комплекса на её базе, и др.

 

 

 


За 1913—75 грузооборот железнодорожного транспорта увеличился в 42,3 раза  и превысил грузооборот железных дорог США в 2,7 раза; пассажирооборот вырос в 10,3 раза. Более 28% пассажирооборота приходится на пригородные перевозки пассажиров. С 1950 они выросли почти в 4 раза, а дальние — в 3,4 раза.

 

 

 


На 15 коп. в т.н. «эпоху застоя» в СССР можно было купить:
мороженое "Сливочное";
арбуз за 1 кг.;
поездка в маршрутке;
сыр плавленный "Дружба", 62 г.;
сигареты "Прима";
значок олимпийский мишка;
стакан виноградного сока;
пустая бутылка из под кефира.

 

 

 


Войска ПВО СССР методично сбивали американские самолеты, нарушавшие наше воздушное пространство. В 50-е — первой половине 60-х годов сбито 39 самолетов. После 1 мая 1960 г., когда в небе над Свердловском был уничтожен высотный разведывательный самолет У-2, а американский летчик Пауэрс пленен, нарушения свелись к минимуму.

 

 

 


Советский Союз уделял большое внимание развитию взаимо- отношений с государствами «третьего мира» — Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Им оказывалась помощь в строительстве крупных народно-хозяйственных объектов (металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и пр.). В 1953—1964 при финансовой и технической помощи СССР в разных странах построено около 6 тыс. предприятий.

 

 

 


К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 странами мира.

 

 

 


17 марта 1991 г. на всенародное голосование был вынесен вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?».

В голосовании приняли участие 9 из 15 союзных республик. Шесть республик (Армения, Грузия, Латвия, Литва, Молдавия и Эстония) отказались принять участие в голосовании. Из 185,6 млн. граждан СССР, включённых в списки для голосования, в референдуме приняли участие 148,5 млн. (79,5%); из них 113,5 млн. (76,43%) высказались за сохранение СССР.

 

 

 


17 января 1939-го в СССР проведена перепись населения, насчитывавшая 170,6 млн живущих в стране людей: около трети из них (32,9%) были горожанами. Перепись отразила коренные изменения в социальном составе советского общества, выразившиеся прежде всего в росте числа рабочих. Их ряды (25,4 млн человек) по сравнению с 17 декабря 1926 г. (дата предыдущей переписи) увеличились в 3,6 раза. В социаль¬ной структуре общества рабочие насчитывали 33,3%, колхозники и кооперированные кустари — 47,2; служащие и интеллигенция — 16,5; сохранялся небольшой слой крестьян-единоличников и некооперированных кустарей — 2,6%. С присоединением к СССР в 1939-1940 гг. новых территорий и общим приростом населения численность советских лю¬дей на 22 июня 1941-го выросла до 196,7 млн человек. 73% жителей страны насчитывали три славянских народа: русские (51,8), украинцы (17,6) и белорусы (3,6).

 

 

 


СССР.Закон о государственных пенсиях от 01.01.1970
Статья 8. Право на пенсию по старости имеют рабочие и служащие:
мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

 

 

 


Качество подготовки нашей олимпийской  сборной к XXII Олимпийским играм в Москве даже у идеологических противников вызывало восхищение и уважение. Наши спортсмены выиграли 197 из 609 разыгранных медалей - 80 золотых, 69 серебряных и 46 бронзовых. По словам Виталия Смирнова, почетного президента Олимпийского комитета России, члена МОК с 1971 года, американцы признавали, что сборную СССР в 1980 году им было бы не победить, даже если бы и приехали - наша команда являла собой в тот год совершенную машину, без слабых мест. Кстати, количество медалей, выигранных нашими спортсменами, стало рекордным за всю историю олимпизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




     

Автобусы, произведенные в Советском Союзе
/выборочно, без хронологии/
                                                    

 




 

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Автобусы ПАЗ-652; 672; 3742; 672M

в поиске...

 
 
                             
 
ПАЗ-652, автобус малого класса


  

ПАЗ-652 — автобус малого класса, производившийся Павловским автобусным заводом в 1958—1968 годах. Предшественник — ГЗА-651, преемник — ПАЗ-672. Автобусы ПАЗ-672 были предназначены для районных и пригородных маршрутов.
Автобусы ПАЗ-652 выпускались с 1958 года. ПАЗ-652 приобрёл 90-сильный форсированный двигатель, база увеличилась до 3600 мм. В 1964 году его сменил модернизированный ПАЗ-652Б. Производство автобуса ПАЗ-652Б прекратилось в 1968 году, на смену ему пришёл автобус ПАЗ-672.
Было выпущено 62121 штук автобусов всех модификаций, в том числе ПАЗ 652Б - 45 тысяч.

Технические характеристики:

Длина: 7150 мм
Ширина: 2400 мм
Высота: 2800 мм
Колёсная база: 3600 мм
Масса снаряжённого автобуса: 4340 кг
Полная масса: 7640 кг
Сидячих мест: 23
Общая пассажировместимость: 42 человек
Максимальная скорость: 80 км/ч
Расход топлива: 21 л/100 км
Двигатель: ГАЗ-652, карбюраторный, четырехтактный, шестицилиндровый, нижнеклапанный
Сцепление: однодисковое, сухое
Рулевой механизм: глобоидный червяк и двойной ролик

ПАЗ-652Б (1963—68)
ПАЗ-652Т (1962-63) — туристический вариант. Был выпущен опытной партией

                                                                                                                                                                                          
модель 201x  года

 

 


в поиске...

 

 
                             
 

ПАЗ-672, автобус малого класса



 

Первые опытные образцы автобуса ПАЗ-672 появились в 1960 году. Тем не менее, прошло целых 8 лет, прежде чем этот автобус сменил на конвейере предыдущую 652-ую модель. За это время было создано несколько опытных машин, которые довольно сильно отличались друг от друга. 12 ноября 1968 года, впервые в истории отечественного автобусостроения без остановки главного конвейера завода, ПАЗ перешел к выпуску новой базовой модели, производившейся вплоть до 1989 года. Универсальная конструкция автобуса позволяла использовать его в разных климатических и дорожных условиях. За 20 лет серийного выпуска ПАЗ-672 поставлялся во все уголки Советского Союза, а также в 30 зарубежных стран Восточной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки.

ПАЗ-672 - автобус малой вместимости вагонной компоновки с двигателем, расположенном в переднем свесе. По компоновке ПАЗ-672 напоминал другой советский автобус конца 60-х годов - ЛиАЗ-677, но был гораздо меньше ликинской модели. В салоне располагалось 23 места для сидения, общая же вместимость достигала всего лишь 45 человек, при этом допускалось кратковременное увеличение нагрузки до 58 человек. Маленькие окна компенсировались дополнительными окнами между стенами и покатой крышей, они зачастую были сделаны тонированными. Через неширокие, как у 695-х ЛАЗов двери, мог входить/выходить только один человек. В кабину водителя вела отдельная дверь, сама кабина, в отличии от ЛиАЗа, была отгорожена от салона лишь шторкой, которую в некоторых случаях заменяли неполной перегородкой. Несмотря на свои недостатки, автобус обладал хорошей манёвренностью.

Несмотря на значительное внешнее сходство с ПАЗ-652, новая 672-ая модель отличалась от своего предшественника узлами и агрегатами. ПАЗ-672 комплектовался двигателем и коробкой передач ГАЗ-53А, телескопическими амортизаторами типа ЗИЛ-157, балкой переднего моста и гидроусилителем руля ЗИЛ-130. Также автобус получил раздельный привод тормозов. Рычаг переключения передач был установлен на рулевой колонке. Изменилась также конструкция капота, водительского отсека, перегородки кабины водителя, отопительных воздуховодов, крепление поручней, освещение салона и т.п.

В 1979 году был немного изменен внешний дизайн автобусов ПАЗ-672. Вместо маленьких круглых указателей поворота появились большие квадратные, к тому же несколько вынесенные вперед, изменились также задние фонари - пара круглых фонарей с каждой стороны была заменена квадратными блоками по 4 фонаря в каждом.
                                                                                                                                                                                     
модель 201x  года

 

 

 
 
                           
 
* на титульном фото представлен опытный образец
ПАЗ-3742, рефрижератор
; ("Пингвин"); 1981 г.                                                                                                           
Модель произв. фирмы "Советский автобус". Цвет - белый с синим. Прибыла в коллекцию 01.10.2013 г. Изначально планировал приобрести другую модель от этого же производителя, но увидев на прилавке ностальгичного "Пингвина", не удержался и сделал выбор в его пользу. Модель хоть и имеет некоторые недочеты, но ,в целом, очень неплохо передает образ знакомого всем восьмидесятникам автобуса-рефрижератора Павловского автозавода. Геометрия передка масштабного "Пингвина", практически, полностью совпадает с первенцем от "ClassicBus", ПАЗом-672М, поэтому обе модели можно смело ставить на полку рядом, диссонанса в пропорциях не наблюдается. Стоит отметить прогресс в детализации: вся светотехника пазика исполнена из прозрачного пластика. Неплохо передана цветографическая схема. Однако, надпись "Продукты" на боковинах кузова сделана, скорее всего, по мотивам. Не припоминаю ее такой крупной, хотя... как знать. Тамповка с неразлучной парой пингвинов,благодаря которой реальная машина и получила свое прозвище, исполнена превосходно. Теперь пару слов о сомнительных моментах в геометрии и деталировке. Смущает, прежде всего, сочетание на данном ПАЗике поздней светотехники спереди и ранней - на корме. Можно допустить, что выпускались переходные варианты, но точных доказательств этому пока что в наличии нет. Со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что подобные машины были после капремонта. Однозначно в недочеты можно записать наличие заднего бампера. Серийные ПАЗы-рефрижераторы им не оснащались.
 Хочется отметить аккуратность окраса модели. Сколов, царапин, потертостей на данной, можно сказать, бюджетной модели не обнаружил. С учетом некоторых вопросов, поставлю данной масштабной копии твердую четверку.
 Пару слов о прототипе...Павловский автобусный завод выпустил всего 806 экземпляров этих рефрижераторов, после чего производство было перенесено в Баку, но именно в раннем, "павловском", исполнении мне эти машины почему-то очень хорошо запомнились. Пазики, перевозившие скоропортящиеся продукты, обслуживали львиную долю продуктовых магазинов Ленинграда. Хорошо помню, как рядом с домом располагался фирменный рыбный магазин "Океан", у служебного входа которого регулярно разгружались вот такие вот белоснежные автобусы. По отзывам водителей, ПАЗ-3742 был надежной и простой в использовании машиной, оставившей о себе только добрые воспоминания.


 

ПАЗ-3742. Первые опытные образцы рефрижераторов для перевозки скоропортящихся продуктов на базе автобуса ПАЗ-672 появились в 1977 году. Серийный же выпуск этот машин начался в 1981-ом. Помимо рефрижераторов выпускались также изотермичные фургоны ПАЗ-37421, отличавшиеся внешне от ПАЗ-3742 отсутствием решеток для вентиляции хладоагрегата на кузове. В дальнейшем производство автобусов ПАЗ-3742 и ПАЗ-37421 было перенесено в Баку, где их выпуском занимался Бакинский завод специальных автомобилей (БЗСА; он же БакАЗ). Сначала ПАЗ поставлял в Баку готовые машины для установки холодильного оборудования, а в дальнейшем - лишь машкомплекты кузова, двигатели и мосты поставлялись с Горьковского автозавода. Выпуск ПАЗ-3742 и ПАЗ-37421 прекратился в 1989 году одновременно с прекращением производства базовой модели ПАЗ-672.

источники:
титульное фото - http://avto-russia.ru

                                                                                                                                                                                        
модель 2013  года

 

 
                             
 
 
                             
 
ПАЗ-672М, автобус малого класса
; 1982 г.                                                                                                                     
Модель произв. фирмы "ClassicBus". Цвет - золотистая охра. Лимитированная партия - 3000 шт. Прибыла в коллекцию 25.03.2011 г. Модель, вызывающая массу положительных эмоций. Во-первых, действительно похожа на оригинал. Достаточно хорошая геометрия. Стопроцентное попадание в фирменный цвет пазиков-"восьмидесятников". Понравилось исполнение  светотехники, как спереди так и сзади; проработка шасси и рельеф кузовных выштамповок. Вес модели внушает уважение. Из минусов надо отметить слегка упрощенный салон, что выражается в отсутствии поручней, перегородки за водителем и наличии небольших технологических  приливов на задке (по всей видимости для фиксации кузова и днища модели). Тем не менее, оценка первенцу фирмы "Classicbus"  - отлично!  ПАЗ-672М обслуживали, в свое время, всю периферию Великой страны. Они работали и рейсовыми автобусами на областных маршрутах, и служебным автотранспортом всевозможных предприятий, совхозов и колхозов...Лично достаточно много покатался на них и в детстве, и в юности. Автобус всегда внушал чувство надежности, хотя особым комфортом не отличался.

 

В декабре 1982 года появились модернизированные 672-е - ПАЗ-672М. От обычных 672-х они отличались лишь небольшой модернизацией двигателя, позволившей увеличить мощность на несколько лошадиных сил, травмобезопасными спинками сидений (мягкая "обложка" на трубчатом каркасе спинки) и полосой "термошумоизоляциии" внутри салона по панели моторного отсека. Вскоре автобус подвергся еще одному незначительному изменению - количество люков в крыше было уменьшено с шести до четырех.

Существовали также однодверные автобусы ПАЗ-672, которые не имели собственного индекса и носили обозначение базовой модели. До 1982 года они выпускались как ПАЗ-672, после - как ПАЗ-672М. Отличие их заключалось только в отсутствии задней двери. Особым спросом однодверный ПАЗ-672М пользовались в последние годы их выпуска в конце 80-х годов, когда их приобретали многие организации в качестве служебных автобусов. Следует отметить, что многие однодверные ПАЗ-672, встречающиеся сейчас на наших улицах, являются переоборудованными двухдверными машинами.

В 1989 году Павловский автобусный завод прекратил выпуск ПАЗ-672М и всех машин, созданных на базе этой модели. Вновь без остановки главного конвейера завод перешел на выпуск абсолютно нового автобуса ПАЗ-3205. Несмотря на это, автобусы 672-ой модели до сих пор можно встретить на улицах многих городов бывшего СССР.

Модификации автобуса ПАЗ-672

ПАЗ-672А - прогулочно-экскурсионный, с облегченной раздвижной крышей, единственной передней дверью, открывавшейся вручную, и без бокового остекления. Был создан лишь один опытный экземпляр в 1967 году.
ПАЗ-672ВЮ - самоходное шасси, поставлявшееся на Кубу в 1971-1989 годах для установки на него кузовов заказчика. Выпуск доходил до 2,5 тысяч в год.
ПАЗ-672Г - автобус для горных районов страны, снабженный двумя топливными баками (по 105 литров каждый), ремнями безопасности к каждому сиденью, гидроусилителем рулевого управления и усиленными тормозами. Остекление скатов крыши отсутствовало.
ПАЗ-672Д - модификация, оснащенная дизельным двигателем минского производства. Была выпущена опытная партия автобусов в начале 80-х годов, но дизельный двигатель плохо вписывался в моторный отсек ПАЗ-672, поэтому в серийное производство эти автобусы не пошли.
ПАЗ-672К - опытный модернизированный автобус начала 70-х годов, отличался более прямоугольным кузовом, двухстворчатыми дверьми, передком, похожим на опытные модели ПАЗ-665 и ПАЗ-3203.
ПАЗ-672С - для северных районов страны, отличался двойным остеклением, глухой крышей без остекленных скатов и наличием форточек лишь в двух окнах. Заводская окраска - однотонный красный либо оранжевый.
ПАЗ-672Т - туристский автобус с дверями, открывавшимися вручную, и салоном повышенной комфортабельности, в котором были установлены сиденья с высокой спинкой а за задними колесными аркой они были располагались на подиуме; опытный экземпляр был произведен в 60-е годы ХХ века, в дальнейшем производился в 70-е годы небольшими серийными партиями
ПАЗ-672ТЛ - тензометрическая лаборатория на базе автобуса ПАЗ-672, имевшая две перегородки внутри салона и глухую крышу; выпушено 10 штук по спецзаказу к олимпиаде 1980-го года.
ПАЗ-672У - экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
ПАЗ-672Ю - экспортный вариант для стран с тропическим климатом, крыша без остекленных скатов, заводская окраска - белый с цветными полосами.

Автобусы, созданные на базе ПАЗ-672:

ПАЗ-3201. В конце 70-х годов на базе автобуса ПАЗ-672 был создан полноприводный автобус ПАЗ-3201. Внешне эта машина ничем не отличалась от ПАЗ-672, за исключением отсутствия задней двери и более высокой посадки. Благодаря отсутствию задней двери количество мест для сидения было доведено до 26. Полноприводный ПАЗ был незаменим в сельской глубинке, где зачастую отсутствуют дороги с твердым покрытием. Существовала также модификация этого автобуса для северных районов страны - ПАЗ-3201С.

ПАЗ-3916. Передвижная телевизионная станция (ПТС) на базе автобуса ПАЗ-672. Наполнением телевизионным оборудованием ПАЗов занимался Кировоградский завод радиоизделий. В 70-х годах для этих целей переделывались стандартные ПАЗ-672, а перед Олимпиадой 1980 года был создан специальный автобус ПАЗ-3916 с передвижной видеостудией ПВС-4 на борту. В состав ПВС входили 4 телекамеры, два видеомагнитофона, пульты звуко- и видеорежиссера и один радиоканал. Стоимость такой машины составляла около 250 тыс. рублей. Ежегодный выпуск ПАЗ-3916 был поштучным - всего было выпущено 16 экземпляров. Некоторое время в Кировограде также изготавливали вспомогательные машины к ПТС, также на основе 672-х ПАЗов.

ВгАрЗ-3928. Передвижной пункт забора крови, выпускавшийся на Ворошиловградском автосборочном заводе на базе автобуса ПАЗ-672.

КТ-201. С начала 70-х годов Арзамасский завод коммунального машиностроения стал переоборудовать автобусы ПАЗ-672 в ритуальные машины. При этом в задней стенке автобуса делали люк для гроба, а в салоне - специальные полозья в проходе между сидениями, сами же сидения размещались вдоль бортов автобуса. Снаружи на автобус наносилась широкая черная полоса чуть ниже оконной линии - опознавательный знак ритуальной службы. Данная машина получила обозначение КТ-201.

Техническая характеристика автобуса ПАЗ-672:

Габаритные размеры
Длина, мм 7150
Ширина, мм 2440
Высота, мм 2952
Колесная база, мм 3600
Колея передних колес, мм 1940
Колея задних колес, мм 1690
Минимальный дорожный просвет, мм 320
Высота потолка в салоне, мм 1886
Ширина дверного проема, мм 724
Масса и наполняемость автобуса
Масса снаряженного автобуса, кг 4535
Полная масса автобуса, кг 8060
Количество мест для сидения 23
Общее количество мест 45
Двигатель и КПП
Марка двигателя ЗМЗ-672
Тип карбюраторный, V-образный, четырехтактный,
верхнеклапанный
Количество цилиндров 8
Рабочий объем, л 4,25
Максимальная мощность, кВт (л.с.) 85 (115)
Тип КПП механическая
Количество ступеней КПП 4
Главная передача одинарная, гипоидная
Сцепление однодисковое, сухое с гидравлическим приводом
Рулевое управление глобоидный червяк и трехгребеневый ролик

Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч 80
Расход топлива при полной загрузке, л/100 км 20,5
Шины 11,00-20



                                                                                                                                                                                             
 модель 2011  года         

последнее обновление страницы - 03.03.2014

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10