*index43su*  Советский автобус


 В СССР в 1991 г. производилось: пшеницы – 16,2% мирового урожая (или 2 урожая США); овса – 45,1% мирового сбора (или 4 урожая США); ржи – 55% общемирового производства (или 12 урожаев ФРГ); молочной продукции – 33,7% от производимого во всем мире (животного масла – 21% от мировой продукции, причем 90% этого масла продавалось по бросовым ценам за рубеж).

 





В 1980 году Советский Союз по объему своего ВВП равнялся шести Китаям. На 2011г. Российская Федерация – это одна пятая КНР. То есть по отношению к Китаю мы ужались в тридцать раз.

 

 

 


Начиная с 1952 СССР – участник Всемирных шахматных олимпиад. 17 раз (из 18) сборная нашей страны выходила победителем этих соревнований. Женская команда СССР, начиная с 1957, 11 раз (из 18) побеждала в подобных женских состязаниях. Титул сильнейшей команды Европы с 1957 бессменно принадлежал советским шахматистам. Наши юноши и студенты – неоднократные чемпионы мира и Европы. Наконец, в 1985 сборная СССР победила в первом командном чемпионате мира.

 

 

 


Хотя страна во время второй мировой войны понесла тяжелые потери, но огромный шахматный потенциал, созданный еще до войны, удалось сохранить. И первая международная встреча это показала. Прошедший в сентябре 1945 матч по радио между четырехкратным победителем «турниров наций» (так до войны называли проводимые ФИДЕ Всемирные шахматные олимпиады) командой США и сборной СССР закончился разгромом американцев. Проиграли они и в следующем году, приехав в Москву. Эти два матча показали, что СССР стал сильнейшей шахматной державой мира. А после 1948, когда Ботвинник стал первым советским чемпионом мира по шахматам, борьба за этот титул, в основном, проходила между нашими шахматистами. Так 7-м чемпионом мира был В.Смыслов, 8-м – М.Таль, 9-м – Т.Петросян, 10-м – Б.Спасский. В 1972 Спасский проиграл матч на первенство мира американцу Р.Фишеру, но через три года последний вступил в конфликт с ФИДЕ, отказался защищать свое звание на условиях, установленных этой организацией, и звание чемпиона было присвоено победителю в соревновании претендентов А.Карпову, ставшему 12-м чемпионом. В течение 10 лет Карпов успешно защищал свое звание в матчах, но в 1985 проиграл матч на первенство мира Г.Каспарову, ставшему 13-м чемпионом. После этого Каспаров и Карпов сыграли еще 3 матча за шахматную корону, но первому каждый раз удавалось сохранить звание сильнейшего шахматиста мира.

 

 

 


Значительных успехов в шахматах добивались и советские женщины. Так, победив в турнире на первенство мира, состоявшемся в 1950 в Москве, второй чемпионкой мира (после Менчик) стала Л.Руденко. После этого звание сильнейшей разыгрывалось только в матчах, и чемпионками последовательно становились Е.Быкова, О.Рубцова, Н.Гаприндашвили, М.Чибурданидзе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




     

Автобусы, произведенные в Советском Союзе
/выборочно, без хронологии/
                                                    

 




 

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Автобус ЛАЗ-695Н

в поиске...

 

 
                             
 
ЛАЗ-695Н
; автобус среднего класса


 

Автобус общего назначения среднего класса, выпускается Львовским автобусным заводом с 1976 г. Кузов - вагонного типа, с несущим основанием, 3-дверный (две 4-створчатых двери для пассажиров и одна одностворчатая навесная дверь для водителя). Планировка сидений 4-рядная. Расположение двигателя - заднее. Сиденье водителя - подрессорное, регулируется по высоте, длине и наклону спинки. Система отопления - воздушная, использующая тепло системы охлаждения двигателя. Ранее выпускался автобус ЛАЗ-695М (1970-1976 гг.).

Модификации: ЛАЗ-695НЭ и ААЗ-695НТ - автобусы для экспорта в страны соответственно с умеренным и тропическим (сухим и влажным) климатом, ЛАЗ-695НГ - автобус, двигатель которого работает на сжатом природном газе или бензине.

Вместимость:
число мест для сидения 34
общее число мест 67
число служебных мест 1

Снаряженная масса, кг 6800
В том числе: на переднюю ось 2200
на заднюю ось 4600

Полная масса, кг 11630
В том числе:
на переднюю ось 4100
на заднюю ось 7530
 

Макс.скорость, км/ч 86
Время разгона до 60 км/ч, с 40
Макс. преодолеваемый подъем, % 25
Выбег с 60 км/ч, м 1100
Тормозной путь с 60 км/ч, м 32,1
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/ 100 км 33,9

Радиус: поворота, м:
по внешнему колесу - 8,5
габаритный - 9,6

Двигатель.
Мод. ЗИЛ-130Я2Н (он же ЗИЛ-508.10), бензиновый, V-обр., 8-цил., 100x95 мм, 6,0 л, степень сжатия 7,1, порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8; мощность 110 кВт (150 л.с.) при 3200 об/мин; крутящий момент 402 Н-м (41 кгс-м) при 1800-2000 об/мин; карбюратор К-90; воздушный фильтр - инерционно-масляный.

Трансмиссия.
Сцепление - однодисковое с периферийными пружинами, привод выключения - гидравлический. Коробка передач - 5-ступ, передат. числа: I-7,44; II-4,10; III-2,29; IV-1,47; V-1,00; ЗХ-7,09; синхронизаторы на II-V передачах. Карданная передача состоит из одного вала. Главная передача - двойная разнесенная (коническая и планетарная). Передат. число 6,98.

Колеса и шины.
Колеса - дисковые, ободья 7,5-20, крепление на 10 шпильках. Шины 10,00-20 мод. ОИ-73А, НС - 12, рисунок протектора - дорожный, давление в шинах передних и задних 6,0 кгс/см. кв. Число колес 6+1.

Подвеска.
Зависимая, передняя - на полуэллиптических рессорах с корректирующими пружинами, два амортизатора; задняя - то же, без амортизаторов.

Тормоза.
Рабочая тормозная система - двухконтурная, с пневматическим приводом, барабанными механизмами (диаметр 4 20 мм, ширина накладок: передних 70, задних 1 80 мм, разжим-кулачковый. Стояночный тормоз - на механизмы задних колес, привод-механический. Запасной тормоз - один из контуров рабочей тормозной системы. Давление в пневмоприводе тормозов 6,0-7,7 кгс/см. кв.

Рулевое управление.
Мод. ЗИЛ-124, глобоидальный червяк с трехгребневым роликом, передат. число 23,5. Люфт рулевого колеса до 150.

Электрооборудование.
Напряжение 12 В, ак. батарея ЗСТ-150ЭМС (2 шт.), генератор Г287-К с встроенным интегральным регулятором напряжения Я112-А, стартер СТ130-АЗ, распределитель Р137, транзисторный коммутатор ТК102, катушка зажигания Б114-Б, свечи А11.

Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы.
Топливный бак - 154 л, бензин А-76;
система охлаждения - 40 л, вода;
система смазки двигателя (с масляным радиатором) - 8,5 л, всесезонно М-8В, или М-6/10В, зимой ДВ-АСЗп-10В;
картер рулевого управления - 1,2 л. ТСп-15К или ТСп-10;
коробка передач - 5,1 л, ТСп-15К или ТСп-10;
картер ведущего моста и колесные редукторы - 14 (8+6) л, ТСп-15К или ТСп-10;
гидравлическая система привода сцепления - 0,95 л, тормозная жидкость "Томь";
амортизаторы - 2x0,85 л, АЖ-12Т;
бачок омывателя ветрового стекла - 2л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.

Масса агрегатов (в кг).
Двигатель с оборудованием и сцеплением — 502,
коробка передач — 120,
карданный вал — 16,
передний мост — 316,
задний мост — 665,
кузов — 3080,
колесо в сборе с шиной — 110,
радиатор — 35.

Первые опытные образцы ЛАЗ-695Н появились летом 1969 года (фото1 и фото2). Автобусы, по сравнению с моделью 695М, получили новую переднию часть с большими лобовыми стёклами и, что самое главное, унифицированные спереди и сзади входные двери. Правда, на самом первом образце двери были двухстворчатые, а на следующем опытном образце автобуса ЛАЗ-695Н 1971 года  двери стояли уже четырехстворчатые, но задняя часть автобуса по прежнему была аналогичной ЛАЗ-695М. Кстати, у этого опытного экземпляра ЛАЗ-695Н был необычный козырёк над лобовым стеклом. У автобуса 1973 года входные двери опять стали двухстворчатыми, но несколько иной конструкции - двери подобного типа потом будут применены на автобусах ЛАЗ-695Р.
Вариант 1974 года был с четырехстворчатыми дверьми, но зато у него основательно была модернизирована задняя часть. Теперь задние воздухозаборники у автобуса находились не под задним окном, а сразу за боковыми стёклами, в виде карманов (фото4).
Серийно ЛАЗ-695Н стал производится с 1976 года. На ранних серийных автобусах ЛАЗ-695Н устанавливались прямоугольные фары от автомобиля Москвич-412 и алюминевая фальшрадиаторная решётка . С середины 80-х годов алюминевую решётку упразднили, а фары стали круглыми . До 1991 года в обязательном порядке автобусы ЛАЗ-695Н имели большой открывающийся люк в передней стенке кузова - в случае военной мобилизации, эти автобусы переделывались в санитарные, а люк предназначался для погрузки и разгрузки носилок с ранеными (через узкие двери носилки пронести было бы невозможно). После 1991 года эту "лишнию деталь" быстро упразднили.
В 90-х годах ХХ века автобус выпускался практически в том же виде, что и в конце 80-х, только без люка в передней части , а в 2000-х годах убрали водительскую дверь с левой стороны, по аналогии, как это было сделано ранее на ЛАЗ-699Р .
ЛАЗ-695Н - самая массовая модель Львовского автобусного завода - выпускалась с 1976 по 2002 год. Всего за это время на ЛАЗе сделали более 160 000 автобусов ЛАЗ-695Н. Сейчас производство этого автобуса передано на Днепродзержинский автомобильный завод (ДАЗ), где он выпускается с 2003 года по настоящее время.

источники:
http://www.autosoft.ru/
http://www.denisovets.narod.ru
 

 

последнее обновление страницы - 03.03.2014

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10