от 469го к "Охотнику"


В декабре 2003 г., через 30 лет после начала серийного производства, из ворот Ульяновского автозавода выехал последний УАЗ-469, а его место на конвейере занял технически совершенно новый автомобиль – УАЗ «Хантер».

К середине 1950-х стало ясно, что ГАЗ-69 не отвечает реалиям времени. Основным заказчиком нового проекта, как и раньше, выступили военные. Интересно, что даже «гражданская» версия, предназначенная для народного хозяйства, должна была соответствовать армейским требованиям и подлежала обязательной регистрации в военкоматах и мобилизации в случае войны. Только этим объясняется абсурдный в суровом российском климате тент, позволяющий ускорить десантирование военных, незащищенный от посягательств капот и еще ряд подобных особенностей конструкции и компоновки.

У опытного образца УАЗ-471, созданного в 1958 году, были независимая подвеска всех колес на поперечных рычагах и несущий кузов. Машина не имела колесных редукторов и оснащалась 16-дюймовыми шинами. Воплотить идею в жизнь не удалось: автомобиль получился слишком сложным, трудоемким и ненадежным.

Осенью 1960 года был готов новый опытный образец машины УАЗ-460 с зависимой рессорной подвеской, лонжеронной рамой и двигателем ГАЗ-21. А поскольку разработчики не отказались от идеи выпуска легкового армейского полноприводника в двух модификациях (как ГАЗ-69 и ГАЗ-69А), в конце концов остановились на компромиссном 7-местном варианте. Предусматривалось два варианта трансмиссии: «военный», с колесными редукторами, и «народно-хозяйственный», с обычными мостами. Такие образцы были построены, и в 1961 году начались испытания. Они проводились по привычному для заводчан маршруту: через Среднюю Азию, Памир к Каспийскому морю с возвращением вдоль Волги. Кроме того, машина испытывалась на специальных трассах военного ведомства.

Устранение неполадок, вызванных в том числе и конструкторскими просчетами, заняло немало времени. Новый автомобиль прошел государственные испытания только в 1964 году, а в декабре был рекомендован к серийному производству. Тернистый путь к заветному вердикту Госкомиссии обусловлен не слабостью конструкторской базы, а жесткостью требований к армейской технике в СССР. Отметим, что испытывавшиеся параллельно иномарки были сняты с пробега по причине «неспособности дальнейшего движения в предложенных дорожных условиях». А ведь машины-то были сугубо армейскими...

За ходом работ по УАЗ-460 внимательно следили и в братской Китайской Народной Республике, а уже в 1965 году с пекинского конвейера сошли первые внедорожники Beijing BJ212, которые от нашей модели отличались всего лишь оформлением передней части кузова.

Первый серийный
Выпуск УАЗ-469 в Ульяновске удалось начать только в конце 1972-го. Интересно, что впервые в советском автопроме переход от ГАЗ-69 на новую модель был осуществлен за один (!) день. УАЗ-469 имел открытый упрощенный кузов, а на случай непогоды были предусмотрены мягкий тент и металлические надставки, которые монтировались на четыре боковые двери. Кузов автомобиля был установлен на прочной и жесткой на кручение лонжеронной раме.

Серийный УАЗ-469 получил тот же рядный 4-цилиндровый 2,5-литровый двигатель УМЗ-452МИ, развивающий 75 л. с., которым комплектовались грузовики и фургоны УАЗ-452. Его можно было бы назвать модификацией ГАЗ-21, но изготовлял его УМЗ. В качестве топлива использовался бензин А-72 или А-76. По узлам шасси и трансмиссии модели 452 и 469 были унифицированы: четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах, сухое однодисковое сцепление, двухступенчатая раздаточная коробка и отключаемый передний мост. Рулевой механизм и гидравлический привод барабанных тормозов не оснащались усилителями. Подвеска колес оставалась зависимой рессорной с рычажными гидравлическими амортизаторами. Рама машины – лонжеронная с поперечинами. Но были и нестандартные для отечественного автомобилестроения решения. Прежде всего это колесные редукторы с шестернями внутреннего зацепления на армейской модификации УАЗ-469. Они позволяли не только увеличить дорожный просвет с 220 (у «гражданского» УАЗ-469Б) до 300 мм, но и увеличить тяговые возможности машины. Кроме того, на УАЗ-469 были установлены предпусковой подогреватель и экранированное электрооборудование.

Складывающийся брезентовый тент и откидывающееся на капот ветровое стекло делали машину не только авиатранспортабельной, но и легко маскируемой. Двери кузова вполне подходили и для машин с жестким металлическим верхом, а их верхние половинки легко демонтировались.

Разновидность УАЗ-469Б с цельнометаллическим кузовом появилась как опытный образец еще в 1967 году, но освоить выпуск крупных кузовных панелей прессово-кузовному корпусу долгое время было не по силам.

На машине можно было перевозить 7 пассажиров и 100 кг багажа или двух седоков и 600 кг. Даже в условиях бездорожья автомобиль мог буксировать прицеп ГАЗ-704 полной массой 850 кг.

Купить «уазик» в те годы было невозможно: в личное пользование гражданскому населению эти машины не продавались. Распределение шло только по государственному заказу – для нужд армии, милиции, сельского хозяйства. Автомобилем УАЗ-469 награждались особо отличившиеся районы, колхозы и совхозы. Такая награда считалась одной из самых высоких и приравнивалась к правительственным. Сам же автозавод в связи с выпуском нового автомобиля в феврале 1976 года был награжден вторым орденом Трудовой Славы.

Новая модель «УАЗа» вызвала огромный интерес и в других странах. В 1970-е годы УАЗ-469 экспортировали в 80 стран мира: его поставляли на все континенты, кроме Австралии. Чтобы завоевать такой широкий рынок сбыта, машине пришлось пройти немало испытаний. В августе 1974 года УАЗ-469 побывал на Эльбрусе (5168 м), где испытывали его способность работать на больших высотах. Перевал в 2000 м был преодолен за 38 минут. Достигнутая высота ледника – 4000 м. При этом все три автомобиля, которые проходили испытания, были совершенно стандартными, без лебедок и противобуксовочных цепей. В 1975 году внедорожник принял участие в пробеге по пустыне Сахара, в 1979-м – по пустыне Каракум. В 1978 году УАЗ-469 стал обладателем «Серебряного домкрата» – главного приза чемпионата Италии по автокроссу в городе Сан-Ремо.

Дальнейшая модернизация
На рубеже 80-х рычажные гидравлические амортизаторы уступили место телескопическим. Три года спустя в подкапотном пространстве оказался форсированный до 77 л. с. двигатель УМЗ-414, чуть позже появилась закрытая система охлаждения с расширительным бачком.

В 1985 году автомобиль вновь подвергся модернизации – на нем были установлены более мощный (92 л. с.) верхнеклапанный двигатель УМЗ-4178.10, гидропривод выключения сцепления, новая КПП, оснащенная синхронизаторами на всех передачах переднего хода, применен ряд других новшеств. Изменились и обозначения автомобилей: «армейский» «469-й» получил индекс УАЗ-3151, 469Б переименовали в УАЗ-31512, а медицинская модификация из УАЗ-469БГ трансформировалась в УАЗ-3152. Кроме того, появилось несколько новых модификаций, в частности, УАЗ-31514 с жестким верхом (на базе УАЗ-31512), УАЗ-31512-10 и УАЗ-31514-10. Это машины с пружинной подвеской передних колес. В небольших количествах выпускается длиннобазная девятиместная модификация УАЗ-3153 с двигателем УМЗ-4218.10 мощностью 103 л. с. Cуществует и частично бронированный вариант УАЗ-3151.

Военные модификации включают автомобиль общего назначения, командно-штабную машину, автомобиль радиационной и химической разведки и другие. Для выполнения различных специальных задач машина может оснащаться дополнительным оборудованием, например, дорожным индукционным миноискателем (в инженерных войсках) или спецкомплектом, обеспечивающим передвижение автомобиля по железнодорожному полотну с шириной колеи 1520 мм или 1435 мм.

За тридцать лет работы конвейерной линии Ульяновский автомобильный завод выпустил 1393678 «469-х».

Король умер, да здравствует король
К середине 90-х на рынке возникла потребность в более совершенной технике. Необходимые средства для коренной реорганизации производства и модельного ряда были получены после того как ОАО «УАЗ» вошло в состав холдинга «СеверСтальАвто». Первенцем двухлетней программы обновления стал Hunter (с англ. «охотник»), пришедший на смену УАЗ-469. Внешне автомобиль напоминает своего предшественника, но создан на принципиально иной платформе. Он будет оснащаться одним из двух двигателей: новым 16-клапанным бензиновым мотором ЗМЗ-409 (2,7 л 140 л. с., Евро 2), оснащенным системами впрыска топлива и нейтрализации отработавших газов, а также польским турбодизелем Andoria (2,4 л 86 л. с.). На все автомобили установлено сцепление LUK, 5-ступенчатая КПП, косозубая раздаточная коробка, новые мосты типа «Спайсер», передние дисковые тормоза, пружинная передняя подвеска, гидроусилитель руля. Дорожный просвет был уменьшен до 210 мм. Кузов подвергся серьезной модернизации: вместо поворотных форточек теперь устанавливаются сдвижные стекла, у дверей появилось двойное уплотнение, а доступ к багажнику обеспечивает цельная задняя дверь. Существует версия «Охотника» и с мягким верхом. На новых машинах устанавливаются более эстетичные и безопасные пластиковые бамперы. В салоне появились новые комфортабельные сиденья, ворсовый ковер на полу, тканевая обшивка дверей и пластиковая панель приборов.

Сергей Иванов

 

Hosted by uCoz