*index 43* Музей городского электротранспорта г.Санкт-петербурга



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  
                                                    

 

 

 

 

111

Музей городского электротранспорта г.Санкт-Петербурга

>> 13.02.2015

 В апреле 2013 г. посетил я музей городского электротранспорта Санкт-Петербурга. Давно туда порывался и наконец-то  в выходной день выбрался. Жить в трамвайной столице и не посетить музей этих самых трамваев, по-моему, грех.  :) Так что, всем, кто еще не был там, очень настоятельно рекомендую это сделать. В музее собраны трамваи и троллейбусы разных эпох. Троллейбусов не много, но ,пожалуй, выставлены самые значимые в жизни Ленинграда машины. Трамваев в огромном ангаре, бывшего, кстати, Василеостровского трамвайного парка , подавляющее большинство. Я выложу здесь только треть кадров, сделанных мной в тот день, чтобы дать общее представление об экспозиции. Гораздо лучше и интереснее все-таки посетить это тотемное для трамваев место лично. Экскурсия идет в строгом соответствии с хронологией истории питерского трамвая. Сначала Вам предлагают посетить дореволюционные "конку" и английский "Brush", затем ранние советские МС-1, МС-2, МС-4 и легендарную  "американку", потом знакомство плавно перетекает в послевоенный период, вплоть до экземпляров конца 90х годов прошлого века. По окончании экскурсии посетителям предлагают за дополнительную плату прокатиться на старом трамвайчике.
   Итак, несколько десятков кадров с краткими комментами выкладываю на свой 
index43su. На снимках далеко не все экземпляры, но общее представление о музее они дают.

 

 

 

 

 

 

 

Общий вид ... Расстояния ,чтобы охватить  широкоугольным объективом  всю экспозицию, явно не хватило..:)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знаменитая "конка"! Она стала прообразом будущего питерского трамвая на электрической тяге. Запряженный двумя лошадками экипаж, двигался по рельсам дореволюционного Петербурга.

 

 

 

 

 

 

 

 

Трамвайный вагон МС-1 в такой вот необычной ливрее.. Есть в экспозиции и знаменитые "старички": МС-2,МС-4,МСО-4, ЛМ-33.. Лучше, конечно, их увидеть живьем, непосредственно в музее, а я выложу ниже лишь некоторые служебные надписи в салонах этих трамваев, которые были подсмотрены мной во время экскурсии. См. фото ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

Первые годы советской власти были очень непростыми и в плане культурного воспитания граждан.. Но довольно быстро Ленинград стал культурной столицей Советского Союза. Возможно, и благодаря таким предупреждениям..:)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражение "метр с кепкой", наверное, все помнят? Вот, отсюда и растут у него "ноги" :) Пассажиром с ростом ниже метра полагался льготный проезд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А между прочим, в ленинградском транспорте народ всегда очень мало разговаривал. Не знаю ,как в 20е гг, но в 80х все было гораздо культурнее, чем сейчас..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двери старых вагонов были открытыми..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шрифт надписи характерен для 20х годов прошлого столетия..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чем-то напоминает старые почтовые ящики на дверях квартир..:)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутный трафарет..

 

 

 

 

 

 

Легендарный питерский трамвай - ЛП-49 "Слон". Прозвище "Слон" - народное, и унаследовал его ЛП-49   от более ранней модификации, ЛП-47. Я такие трамваи в силу возраста не застал.. Салон ЛП-49 был достаточно широким, а кресла и диваны были мягкими! Это было ноу-хау на отечественных трамваях. :) Трамваи ЛМ-ЛП-49 выпускались Ленинградским вагоноремонтным заводом (ВАРЗ) с 1949 года несколькими сериями. На линии  «слоны» выходили вплоть до 1983 г. Но к тому времени у части прицепных вагонов не был полностью выработан ресурс, и поэтому ЛП-49  цепляли к более современным ЛМ-68М. Подобные сцепки в народе называли "динозаврами" :)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмблема ленинградского ВАРЗа на трамвае ЛП-49...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А вот и просторный салон ЛП-49. Мягкие диваны и одиночные мягкие сидушки. Прямоугольные плафоны освещения. Довольно интересные раздвижные двери. Со слов экскурсовода, двери доставляли немало неприятностей пассажирам и водителю - частенько застревали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомая табличка? Точно! Подобные надписи мелькали во многих видах общ. транспорта..

 

 

 

 

 

 

 

Старый знакомый - компостер... Честно говоря, мой любимый компостер был прямоугольной формы (очень часто ставился в венгерских автобусах - "Икарус") - в нем талончики не застревали, а вот из такого порой было и не вытащить билет...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочлененный трамвай ЛВС-90. Это опытный трамвай , выпущенный в единственном экземпляре. Трамвай повышенной вместимости. По сути - это три спаренных вагона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сигнальный катафот.. Загорался на остановке при посадке-высадке пассажиров..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трамвай 71-605 (КТМ-5М3). Обойти стороной этот агрегат никак было нельзя! Это самый массовый советский трамвай! В Ленинграде такие машины также бегали хоть и в небольших количествах. В город их поставляли в начале 80х ,в период реконструкции ленинградского ВАРЗа с Усть-Катавского вагоностроительного завода имени Кирова (УКВЗ). Мне почему-то они врезались в память на маршруте по Садовой линии у Гостинного двора и, что интересно, на ярославских маршрутах.. Бывал я и там.. :)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сдвижная дверь трамвая 71-605. В детстве мне они казались какими-то ультрасовременными на фоне классических дверей ленинградских трамваев серии "ЛМ". :)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А это мой самый любимый трамвай! ЛМ-68, по прозвищу "аквариум"... В музее он представлен в красно-белой ливрее, но для меня такие трамваи наиболее близки были в желто-зеленом окрасе.. Я застал их в детстве.. Примерно до начала горбачевской Перестройки они бегали по ленинградским рельсам. А мой наиболее частый маршрут - №36, соединяющий и по сей день Стрельну с  Питером, обслуживали именно желто-зеленые "аквариумы". На фото, ниже, можно увидеть один из них, засветившийся в фильме "Сержант милиции" ...Серийный выпуск ЛМ-68 начался в 1969 году, тогда было изготовлено 24 вагона. С 1970 ВАРЗ (Лен.вагоноремонтный завод) полностью перешёл на выпуск ЛМ-68, тогда же начались поставки этих вагонов в другие города Союза. В Ленинграде последние вагоны ЛМ-68 были сняты с пассажирской эксплуатации в 1988 году.
 

 

 

 

 

ЛМ-68 в советском детективе "Сержант милиции"... Остановка ул. Пограничника Гарькавого в фильме почему-то фигурирует как "Лебяжьи пруды" :) Эти места мне родные..
 Тысячу раз  проезжал тут и езжу до сих пор мимо , на работу и обратно - домой в Петродворец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Салон трамвая ЛМ-68. Что интересно, салон этой модели выглядел породистее, чем салон последующей - с индексом "М". Большую роль в восприятии, конечно, играло остекление в крыше. В сочетании с молочно-белыми, круглыми плафонами освещения, большими панорамными окнами, крупными маршрутоуказателями на торцах , трамвай выглядел вполне презентабельно. Но, к сожалению, эксплуатация  показала, что модель ЛМ-68 несовершенна.  Причиной  малого срока службы этой модели трамвая стал низкий запас прочности у рамы и каркаса кузова. У некоторых вагонов после нескольких лет эксплуатации наблюдались отклонения от геометрии кузова в районе передней и задней площадок. В дальнейшем это послужило причиной разработки и производства следующей модели - ЛМ-68М, с более упрощенным и надежным кузовом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсовод в ходе знакомства с моделью ЛМ-68 едко заметил, что крышевые окна трамвая частенько протекали.. Мне лично эта модель текучей не запомнилась.. А вот с потолка последующей модели - ЛМ-68М, по прозвищу "Машка", капало и довольно часто.

 

 

 

- Напился до бесчувствия?! Будешь платить за проезд?!
- У меня нет денег!....
Еще один кадр из "Сержанта милиции"..Салон ЛМ-68.

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвесные урны для использованных билетов.. Помните такие? :)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А вот и легендарная уже "Машка". Трамвай-долгожитель! Также детище Ленинградского вагоностроительного завода. Эти машины эксплуатируются в Ленинграде, ой, пардон, в Санкт-Петербурге,  и по сей день, хотя, уже довольно активно вытесняются более современными моделями, и не только питерскими.. Надо сказать, что трамвай выглядит очень утилитарно: как внешне, так и по существу. Но похоже, что уже настал тот момент, когда и к этому "гадкому утёнку" ВАРЗа начинаешь испытывать ностальгические чувства.:)

 

 

 

 

Компостеры для погашения абонементных талонов.. Это старые образцы, 50-60х годов. Я такие в детстве застать не мог :)

 

 

 

 

 

 

Кассы для приема оплаты за проезд. Интересно, что вариант кассы в  красном и тот, что правее, в детстве -в начале 80х, я встречал. Но не могу точно сказать, на каких маршрутах.. Возможно, даже не в Ленинграде, но точно такие попадались на глаза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ну, это что-то вообще древнее.. Наверное, 50е гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант в красном цвете слева также встречал в детстве, но нечасто, а касса справа- конечно же,  классическая для 80х гг...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эх..ностальгия. Кидаешь монетки - откручиваешь и отрываешь билетик! Иногда кидаешь меньше, чем надо! Ребенку все простительно! :)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Талоны на проезд! Продавались обычно в специальных ларьках, либо непосредственно у водителя транспортного средства! В пачечке было по 10 шт. А цена проезда....! Это страшный сон нынешнего олигархического ворья! :)) Транспорт в стране был фактически бесплатным, если сравнивать с нынешними ценами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Троллейбус ЯТБ-1. Это, бесспорно, ленинградская легенда! С них началось троллейбусное движение в городе на Неве. Машина значится под зав.номером 44 , а  восстановлена была к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этот троллейбус попался мне и на выставке "Улица жизни" под открытым небом в январе, 2014 года.. Увидеть на питерской улице его можно здесь..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Салон ЯТБ-1. Какая-то домашняя обстановка. Занавески, мягкие диваны.. Свет от вспышки, но ,думаю, при включенном салонном освещении обстановка в салоне будет еще романтичнее...

 

 

 

 

 

 

 

 

Потолочные плафоны напоминают метрополитеновские.  В таком вагоне грех ехать стоя, потому наверное поручней под потолком и нет. :)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кабина ЯТБ-1. Деревянное рулевое колесо, какая-то примитивная панель..нет,не панель,а панелька приборов и рычажок слева.

 

 

 

Еще одна легенда ленинградских першпектив...:) "Синий" троллейбус - МТБ-82Д. Такие машины работали на питерских маршрутах с 1947 по 1975 год! Огромный срок! Брутальный красавЕц!
Мощь, хром, своеобразный наклон ветровых стекол. А салон!...Впрочем, смотрим фото ниже..

 

 

 

 

 

 

Салон МТБ-82Д напоминает старый  вагон метрополитена. Полукруглая крыша, мягкие диваны, много хрома.. Даже цветовая гамма пересекается с цветами классических вагонов метро тех лет. Безусловно, присутствует ощущение комфорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уютный салон. По правде, не хотелось даже покидать его..:)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Черезчур герметичная кабина водителя сквозь стекло не хотела фокусироваться "на автомате"..Поэтому щелкнул наспех и побежал за экскурсоводом к след. экспонату..:)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Троллейбус ЗиУ-5Г. А такие машины я застал в раннем детстве. Где-то до начала горбачевской Перестройки они шустрили на питерских улицах, постепенно уступая место новой модели - ЗиУ-682..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Странно, но я почему-то не сделал ни одного фото салона этого троллейбуса. Видимо, отвлекли меня :) А салон у ЗиУ-5Г достаточно просторный и в светлых тонах. Чисто .как в аптеке!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Троллейбусы ЗиУ-5 на ленинградских маршрутах появились в 1960 году. Они пришли на смену культовым МТБ-82.производились эти машины в городе Энгельс Саратовской области,  на заводе имени Урицкого. Непосредственно этот экземпляр ЗиУ-5Г был восстановлен в начале 2000х гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗиУ-682Б. А этот дивайс всем, несомненно, знаком! :) Ранние экземпляры, конечно, уже на улицах российских городов не встретишь, но прямых потомки 682ых сплошь и рядом.. Троллейбусы этого семейства знаю столько времени, сколько и себя помню. Это самый массовый советский троллейбус!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серийное производство модели ЗиУ-682 было организовано на заводе имени Урицкого в 1972 году. С того же года новые вместительные троллейбусы стали поступать в Ленинград.

 

 

 

Ну, а в завершении экскурсии всем посетителям было предложено прокатиться несколько кругов на стареньком МС-4

 

  13.02.15

111