* СССР в нашем сердце *



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  
                                                    

 


 

111

СССР В НАШЕМ СЕРДЦЕ

ОРБИТАЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ "БУРАН"



 


"Буран" - советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. Предназначен для решения ряда оборонных задач, выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания; доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов; возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников; освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю; выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля-космос-Земля.

Разработка ОК "Буран" продолжалась более 10 лет. Первому запуску предшествовал большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию ОК и его систем с обширными теоретическими и экспериментальными исследованиями по определению аэродинамических, акустических, теплофизических, прочностных и других характеристик ОК, моделированием работы систем и динамики полета ОК на полноразмерном стенде оборудования и на пилотажных стендах, разработкой новых материалов, отработкой методов и средств автоматической посадки на самолетах - летающих лабораториях, летными испытаниями в атмосфере пилотируемого самолета-аналога (в моторном варианте) БТС-02, натурными испытаниями теплозащиты на экспериментальных аппаратах БОР-4 и БОР-5, выводившихся на орбиту и возвращаемых с нее методом аэродинамического спуска, и т. д.
Всего по программе "Энергия-Буран" было построено три летных корабля (третий не достроен), заложены еще два (задел по которым после закрытия программы был уничтожен), и девять технологических макетов в различной комплектации для проведения различных испытаний.
Первые два летных корабля (изделия первой серии - 1.01 и 1.02) создавались по Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров от 17 февраля 1976 года, и первый из них (1.01) под собственным именем "Буран" выполнил успешный орбитальный полет 15 ноября 1988 года.
В 1983-м году вышло правительственное Постановление, по которому промышленности заказывалось создание еще трех дополнительных, существенно доработанных и улучшенных кораблей, которые составили вторую серию 2.01, 2.02 и 2.03 ("корабли доп.заказа"). Вторая серия создавалась с учетом опыта проектирования и отработки первой серии, и в ряде случаев - с учетом результатов космического полета "Бурана".
Корабли второй серии являлись венцом инженерного искусства нашего авиастроения, вершиной отечественной пилотируемой космонавтики. Эти корабли должны были стать по-настоящему всепогодными и круглосуточными пилотируемыми орбитальными самолетами с улучшенными летно-техническими характеристиками и значительно возросшими возможностями за счет множества конструктивных изменений и доработок. В частности, на них увеличилось количество маневровых двигателей за счет нового носового блока объединенной двигательной установки, существенно изменена теплозащита (по типам элементов и раскрою), изменена конструкция и кинематика всех стоек шасси, добавлена выдвигаемые интерцепторы на элевонах, уменьшен объем отсека тормозных парашютов при увеличении площади балансировочного щитка, изменен интерьер грузового отсека и т.д.

 

  последнее обновление страницы - 29.01.17

111