* СССР в нашем сердце *



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  
                                                    

 


 

111

СССР В НАШЕМ СЕРДЦЕ

СОВЕТСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН



 


Советский новояз оставил множество названий групп граждан, не существовавших до образования СССР. Это передовики производства, стахановцы, ударники соцтруда. В 1931 году еще одним синонимом лучших граждан СССР стали метростроевцы.
Именно в этом году началось строительство первой линии московского метрополитена. Со всей страны на новую ударную стройку потянулись «комсомольцы, добровольцы»: шахтеры из Донбасса, бетонщики с Днепростроя, московская рабочая молодежь. Рельсы для первой совесткой подземки делались на Кузнецком заводе в Сибири, мрамор нашелся в Крыму, на Урале, в Средней Азии, а также в тысячах закрытых храмов – в частности, в храме Христа Спасителя. Баку слал строящемуся метро битум для изоляции, Москва, Харьков и Ленинград поставляли электродвигатели, аппараутру и точные приборы, Кавказ и Приволжье снабжали строящийся советский метрополитен цементом.
Пробное движение по участку «Комсомольская» - «Красносельская» - «Сокольники» будущей «красной» линии советского метро началось 4 февраля 1935 года, а уже 15 мая на линиях «Сокольники» - «Парк культуры и отдыха имени М.Горького» и «Охотный ряд» – «Смоленская». Билет в метрополитен № 0001 в 7 часов утра 15 мая купил мастер завода «Красный пролетарий» Петр Латышев. День был выходной, и в первый день москвичи во что бы то ни стало стремились спуститься в метро, затаить дыхание на эскалаторе и прокатиться под землей, вынырнув в каком-нибудь неожиданном для себя месте. За этот день первый метрополитен в СССР перевез 370 тысяч человек.
После войны метро стали строить и в других городах советской страны. В 1955 – в Ленинграде, в 1960 – в Киеве, в 1966 – в Тбилиси, в 1967 - Баку, в Харькове – в 1975, в Ташкенте – 1977, в 1981 – в Ереване в 1984 – в Минске, в 85 – Горьком, в 86 – в Новосибирске, в 1987 – в Куйбышеве, Последним городом СССР, в котором было построено метро, стал Свердловск. На строительство метрополитена мог предендовать город, население которого перевалило за миллион. Поэтому по плану метрополитен СССР должен был расширить свою семью, пустив подземный транспорт в Риге, Уфе, Перми, Ростове-на-Дону, Саратове, Воронеже, Ульяновске, Владивостоке, Хабаровске, Одессе и Запорожье. Во Львове и Таллине планировалось пустить подземный трамвай.

Остановимся поподробнее на московском метро.

Первый советский метрополитен не только впитал в себя самые передовые, самые лучшие научно-технические идеи и достижения мировой практики метростроения, но и решающим образом повлиял на эту практику. Явлением стало широкое использование художественного творчества народа и активное участие в создании сооружений метрополитена лучших мастеров архитектуры и изобразительного искусства. В отличие от унылых, мрачноватых подземок, построенных в крупных капиталистических городах, в Москве был создан удивительный подземный ансамбль, поражающий жизнерадостным характером, неповторимостью образов, красотой архитектурных композиций. Здесь нашли гармоничное сочетание инженерная мысль и вдохновение художника.

По проектам знаменитого архитектора И. А. Фомина были построены станции «Красные ворота» (сейчас — «Лермонтовская») и «Площадь Свердлова»; академик А. В. Щусев проектировал оформление станции «Комсомольская»-кольцевая; известные советские зодчие академики В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх — авторы проекта станции «Электрозаводская»; народный архитектор СССР, Герой Социалистического Труда Д. Н. Чечулин— автор проектов станций «Киевская»-радиальная и «Комсомольская»-радиальная. Особенно плодотворна деятельность в области архитектуры метро талантливого советского архитектора А. Н. Душкина. Его творчество, отличающееся яркостью образов, теплотой и романтикой, занимает видное место в сокровищнице советской культуры. Автор железнодорожных вокзалов в Симферополе и Сочи, высотного административного здания Министерства транспортного строительства на Лермонтовской площади, А. Н. Душкин создал проекты станций «Кропоткинская» (совместно с архитектором Я. Г. Лихтенбергом), «Маяковская», «Автозаводская», «Площадь Революции» и «Новослободская» (совместно с архитектором А. Ф. Стрелковым). Более десяти лет А. Н. Душкин был главным архитектором Института Метрогипротранса. Трижды он был удостоен Государственной премии СССР, одним из первых архитекторов страны награжден орденом Ленина.

В проектировании станций метро участвовали такие известные советские архитекторы, как Г. А. Захаров, Л. Н. Павлов, И. Е. Рожин, 3. Г. Чернышева. По их проектам строились станции «Курская», «Октябрьская», «Парк культуры имени Горького», «Электрозаводская», «Смоленская», «Арбатская» и др.

Созданию подземных дворцов в столице посвятили свою творческую энергию архитекторы Метрогипротранса Н. Алешина, Н. Быкова, Ю. Вдовин, Н. Демчинский, Ю. Колесникова, В. Клоков, И. Петухова, Р. Погребной, В. Поликарпова, Л. Попов, Н. Самойлова, И. Таранов, А. Фокина, В. Черемин, Л. Шагурина и другие. Их труд вложен в такие прекрасные сооружения, как станции «Кузнецкий мост», «Пушкинская», «Баррикадная», «Площадь Ногина», «Марксистская», «Авиамоторная», «Площадь Ильича», «Ленинский проспект», «Белорусская» и др.

Огромная роль в декоративном убранстве столичного метро принадлежит выдающимся советским художникам и скульпторам.

Первой ласточкой совместного творчества архитекторов и художников в метростроении явилось майоликовое панно на станции «Комсомольская»-радиальная. Академик живописи Е. Е. Лансере посвятил эту картину трудовому подвигу комсомольцев-метростроевцев.

В начальный период строительства столичного метро при оформлении станций часто использовалась фресковая роспись. Однако большинство этих произведений не выдержали испытания временем, покрылись скрывшей их от глаз металлической пылью. Грандиозные фрески плафонов на станции «Измайловский парк», росписи на стенах вестибюлей станций «Комсомольская»-радиальная и «Красносельская» были впоследствии забелены. В настоящее время фресковые росписи сохранились только на станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии и на куполе промежуточного эскалаторного зала станции «Таганская»-кольцевая.

Широкое распространение Получила монументальная живопись в виде смальтовой и флорентийской мозаики. Она не подвержена порче в условиях эксплуатации метрополитена и украшает стены и своды многих станций и вестибюлей.

Впервые смальтовые плафоны были созданы выдающимся советским живописцем А. Дейнекой на куполах свода станции «Маяковская». Мозаики посвящены теме «Сутки советского неба», они предельно лаконичны, необычайно красочны, современны и отражают помыслы советских людей в предвоенные годы. Размещение этих мозаичных картин в куполах среднего зала станции было несколько рискованным. Они видны, лишь когда стоишь непосредственно под ними и глядишь вверх. Жизнь показала, что архитектура станции «Маяковская» пользуется огромной популярностью, присущей самым выдающимся сооружениям. На платформе этой станции постоянно находятся группы советских и иностранных туристов. Люди разглядывают все вокруг, любуются совершенными формами, обмениваются впечатлениями. Не пассажиры, а туристы. Они наслышаны об этой станции, видели фотографии и кинокадры, ехали издалека, чтобы посмотреть, прочувствовать, запомнить. И вот тут как своеобразный приятный сюрприз выступают с полной отдачей произведения А. Дейнеки. Мозаичные плафоны вызывают радостное изумление зрителей. Так «рискованное» размещение картин на станции «Маяковская» оказалось оправданным и целесообразным потому, что архитектура и живопись достигли здесь наивысшего качественного уровня. Представить себе эти плафоны, например, на станции «Павелецкая» невозможно, они оказались бы словно в «запаснике», недоступном для рассмотрения.

Подлинный синтез архитектуры с живописью и скульптурой рождается, как правило, когда они достигают очень высокого качественного уровня, в противном случае элементы изобразительного искусства чаще всего становятся излишеством.

Выдающиеся произведения монументальной живописи на московском метрополитене создал народный художник СССР академик П. Д. Корин. Выполненные им плафоны станции «Комсомольская»-кольцевая посвящены патриотизму русского народа; витражи на пилонах станции «Новослободская», а также мозаичное панно в торце среднего зала этой станции отражают устремления советских людей к миру и счастью на земле, они в высшей степени декоративны; фриз в круглом эскалаторном зале наземного вестибюля станции «Смоленская» прославляет подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года. Все работы этого выдающегося живописца являются подлинными шедеврами советского изобразительного искусства.

Впечатляют работы художника Г. Опрышко. Его плафоны на своде станции «Белорусская»-кольцевая, выполненные в технике флорентийской мозаики, посвящены расцвету экономики и культуры Советской Белоруссии. Опрышко также автор мозаичного фриза в круглом эскалаторном колонном зале станции «Киевская».

К числу удачных живописных работ, неразрывно связанных с архитектурной средой, необходимо отнести работы художника Рабиновича на станциях «Бауманская» и «Автозаводская», а также картины на своде станции «Новокузнецкая», выполненные по эскизам А. Дейнеки художником Фроловым. Художник А. Мызин свои мозаики на станции «Киевская»-кольцевая посвятил дружбе русского и украинского народов.

В 70-е годы возродились интерес и внимание к использованию произведений живописи для оформления сооружений метрополитена. В конце 1972 года по совместной рекомендации главного архитектора Москвы и председателя совета Академии художеств СССР по синтезу искусств в современном градостроительстве решением исполкома Московского Совета было предложено предусмотреть создание живописного произведения монументальной пропаганды в наземном вестибюле станции «Улица 1905 года», посвятив его героическим боям на Красной Пресне в дни первой русской революции. Дальнейшее развитие живописи в оформлении станций и вестибюлей метрополитена выразилось в создании декоративного фриза на станции «Свиблово» (художник Ю. Королев), посвященного Золотому кольцу русских городов, расположенных вокруг Москвы, а также мозаичных композиций на станции «Марксистская» (художник М. Алексеев) и др.

Скульптурные произведения представлены на 49 станциях московского метрополитена. Весомый вклад в их создание внесли выдающиеся деятели советской культуры скульпторы В. Андреев, Е. Вучетич, М. Манизер, Г. Мотовилов, В. Мухина, Н. Томский и другие. Восемьдесят бронзовых скульптур на «Площади Революции», скульптурные группы на станциях «Измайловский парк» и «Белорусская»-кольцевая, барельефы и геральдические картуши станций «Электрозаводская», «Динамо», «Октябрьская»-кольцевая, «Семеновская», «Краснопресненская» и многих других являются активными компонентами в архитектурном убранстве столицы.

Величественный памятник народным мстителям воздвигнут на станции «Измайловский парк» (скульптор М. Манизер и архитектор Б. Виленский). Удачно выбрано место расстановки скульптур, их масштаб, характер. Слова на портале «Партизанам и партизанкам слава!», мотивы партизанского быта в декоративных барельефах и капителях колонн — все сделано убедительно, в одном ключе. Ансамбль создает торжественное ощущение, вызывает преклонение перед подвигами советских людей.

Из барельефных геральдических скульптурных произведений очень удачны настенные рельефы станции «Семеновская», исполненные группой скульпторов под руководством В. И. Мухиной, а также барельефы на станциях «Электрозаводская» и «Октябрьская»-кольцевая работы скульптора Г. Мотовилова.

Среди значительных работ последнего периода можно назвать скульптурный портрет В. И. Ленина (скульптор Н. Томский) на станции «Площадь Ильича» Калининского радиуса, мемориальную барельефную композицию, посвященную баррикадным боям Декабрьского вооруженного восстания 1905 года (скульпторы И. Дороган и Б. Широков), на фасаде наземного вестибюля станции «Баррикадная», барельефы вдоль путевой стены станции «Пушкинская» (скульпторы М. Шмаков и А. Леонова).

Самому строгому и взыскательному критику трудно найти погрешности и диссонансы исполнения в таких сооружениях, как станции «Электрозаводская», «Октябрьская», «Комсомольская»-кольцевая, «Новослободская», «Краснопресненская», «Добрынинская», «Автозаводская», «Маяковская», «Измайловский парк», «Баррикадная», «Кузнецкий мост», «Пушкинская» и ряд других. В этих сооружениях пространство, масштаб архитектуры, ее характер, ритмы и пластика находятся в гармоничном сочетании с элементами скульптуры и монументальной живописью.

Нельзя убрать с пилонов «Электрозаводской» барельефы Г. Мотовилова, как нельзя представить себе станцию «Октябрьская» без барельефов того же мастера, потому что и в том и в другом случае эти барельефы, являясь вспомогательными элементами композиции, выявляют и раскрывают идейную сущность произведений: «Слава труду!» — тема рельефов первой и «Слава народу-победителю!» — тема второй. Средствами только одной архитектуры выразить эти идеи невозможно.

Большой вклад в создание московского метро внесли народные художники, мастера прикладного искусства Латвийской ССР X. Рысик и Д. Будниек. Их чеканные изделия из алюминия, стали, латуни, меди вошли составными элементами в декоративное убранство станций «Новослободская», «Варшавская», «Площадь Ногина», «Тургеневская», «Беляево», «Баррикадная», «Октябрьское поле», «Авиамоторная».

Наиболее важная и наиболее трудная задача архитекторов, художников и скульпторов — достичь совершенной красоты сооружений. Творения настоящих художников воспитывают патриотические чувства, приносят радость людям. Красота сама по себе огромное богатство, но не всякое богатство — красота. Чаще всего, богатство порождает излишества, а излишества — признак дурного вкуса. Еще древние греки иронизировали: «Не сумел сделать красиво, поэтому сделал богато».

Чтобы создать красоту, необходимы талант и самоотверженный труд, а также условия для совместного творчества архитектора, художника и скульптора, и, пожалуй, не менее важно благосклонное и чуткое отношение заказчика и руководящих органов к замыслам и идеям авторов.

Двенадцать станций московского метро были отмечены Государственными премиями, две станции — «Кропоткинская» и «Комсомольская» — получили гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе, а за станцию «Маяковская» была присуждена золотая медаль и крупная денежная премия на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Пятнадцать архитекторов, два художника и один скульптор были удостоены Государственной премии за создание высокохудожественных произведений на московском метрополитене.

Среди бесчисленного множества построенных в нашей стране сооружений метрополитен является одним из самых популярных и любимых. Он по праву стал предметом национальной гордости советских людей.

Московский метрополитен доказал всему миру полезность красоты в такой же мере, как и функциональную необходимость этого массового транспортного средства. Он решительно повлиял на всю мировую практику метростроения. Сегодня все новейшие линии метрополитенов в мире строятся и проектируются с активным участием архитекторов и художников.

 

  последнее обновление страницы - 05.10.17

111